Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Терещенко Н. Н.
профессор кафедры торгового дела и маркетинга
Института торговли и сферы услуг
Сибирского федерального университета,
доктор экономических наук

Майоров А. А.
аспирант Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

Современное состояние и факторы развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта
В статье рассмотрены современное состояние и факторы, определяющие развитие рынка физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта как важного структурного элемента сферы потребительских услуг и экономики в целом. Описаны результаты и характеристики, полученные в ходе статистического исследования в сфере физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта, созданы предпосылки для выявления тенденций развития и управления рыночными механизмами в данной сфере. Проведен анализ некоторых показателей с выявлением связей бюджетного и рыночного секторов рынка физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта. На основе исследования статистических данных сделан анализ и оценка основных факторов, определяющих функционирование рынка физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта, позволивший заложить базу для выявления тенденций и особенностей его развития.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные услуги, услуги массового спорта, инфраструктура массового спорта, бюджетный сектор, коммерческий сектор
УДК 338.467.6:796.034/.035; ББК 65.497.5   Стр: 192 - 198

В современных условиях российская экономика направлена на развитие социально-ориентированных сфер экономики и общества. Повышенное внимание к здоровому образу жизни населения страны, увеличение продолжительности жизни, развитие физкультурно- оздоровительных мероприятий, доступной оздоровительной среды позволяют организациям всех форм собственности обеспечить социально-экономические и организационные вопросы развития физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта (далее ФОУиУМС). Социально-экономические отношения в сфере физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта с развитием рыночных механизмов претерпевают радикальные изменения, проявляющиеся прежде всего в трансформации форм, методов, технологий предоставления данных услуг населению и управления ими. Рынок ФОУиУМС представляет собой компонент культуры населения, профилактики заболеваний и образования в части здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, двигательной активности, правильного питания. Все перечисленное выше является частью человеческого капитала и богатства нации и как следствие фактором социокультурного и экономического развития России.
Система оказания ФОУиУМС построена на принципах государственного регулирования, что должно создавать эффективные условия оказания данных услуг, положительные экстерналии, достижение социальных целей государства. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в данном секторе активно формируются государственно-частные соглашения. Согласно статистических данных по состоянию на 1.01.2024 года в 2023 году заключено 186 соглашений в данной сфере [1].
Рынок ФОУиУМС включает в себя как рыночный (коммерческий), так и социальный секторы. К отличительным чертам рыночного (коммерческого) и социального сектора рынка ФОУиУМС соответственно мы относим: цели организаций (получение прибыли, обеспечение населения доступными услугами), форму собственности (частная, государственная), ограничения (по спросу, по предложению), ориентация (на потребителя, на социум), регулирование (потребителем, производителем), форма возмещения затрат (возмещаются потребителем, за счет средств бюджетов различного уровня). К схожим чертам данных секторов рынка ФОУиУМС можно отнести: роль продавцов; возможность получения прибыли, инвестирования, управления; необходимость в получении средств больше чем затрат; обязанность по ведению бухгалтерского, статистического, налогового и других видов учета и отчетности (составлено автором на основании [2]).
Совокупность социально-экономической среды, внутренних и внешних политических тенденций, экономического потенциала формируют средства и условия в виде факторов влияния на рынок ФОУиУМС. Факторный подход к исследованию причин и условий, положительно и отрицательно влияющих на экономический рост, рассматриваются учеными в основном в таких направлениях как: работы классических ученых (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, В. Петти, К. Маркс), неоклассический подход (долгосрочный анализ, Р. Солоу), кейнсианский подход (Е. Домар, Р. Харрод), неошумпетерианские парадигмы (Й. Шумперт), воспроизводственный подход, «новые» подходы и неэкономические факторы роста: пространственные, социальные, институциональные, политические, а также факторы распределения (А.Г. Гранберг, Н.В. Зубаревич, Е.А. Коломак, В.А. Кривошей, О.В. Кузнецова, Е.И. Куликова, Б.Л. Лавровский, Н.М. Межевич, Т.Г. Морозова, А.О. Полынёв, В.А. Суханова, Е.В. Фролова и др. [3–5].
Рассматривая факторные подходы, мы приходим к выводу, что многие факторы получили развитие и в наше время: вопросы государственного регулирования, снижение себестоимости за счет специализации, развитие кадрового потенциала, введение и кластерное объединение технологий производства, значение культурных ценностей, науки, природных условий и социальных неравенств.
К современным обобщенным, систематизированным факторам развития потребительского рынка мы можем отнести работы таких ученых как Батуров Х.Д., Байракова И.В. и других ученых [6, 7].
Детерминантами тенденций развития рынка ФОУиУМС являются факторы, определяющие его состояние и динамику. Обобщив труды вышеперечисленных авторов, мы сформировали группы факторов, по нашему мнению, наибольшим образом отражающие специфику ФОУиУМС (табл. 1).
Обобщив ранее изученный опыт исследования динамики и структуры факторов ФОУиУМС, мы предлагаем рассмотреть и обобщить, по нашему мнению, наиболее важные факторы изменения данного рынка: физическое состояние населения; спрос и цены на данные услуги; доходы населения; кадровый потенциал; структура потребителей; культурные признаки; климатические и географические факторы, инфраструктура; государственное регулирование.

Таблица 1
Факторы состояния и динамики развития рынка ФОУиУМС (составлено авторами по [6, 7])
Социальные (общественные)Управленческо-регулирующие (политические)
место государства в мире (гегемон, сателлит), наличие структур (сферы ФОУиУМС), законодательная база (налоги, регулирование сферы и т.д.)
Внутренние показатели индивидуумаФизические (состояние здоровья) психологические (тип личности, жизненные ценности), культурные, эстетические, конфессиональные, этнические признаки (вкусы, мода, моральные ценности)
Внешние характеристики индивидуумаКачество жизни (доходы, питание, одежда, жилище (условия проживания и быта), доступность услуг (здравоохранения, образования, повышения квалификации, рынка труда, соц.услуги: бытовые, правовые, для лиц с ограниченными возможностями, транспортных, сервисных), безопасность)
Характеристики социума (социально-демографические)Численность, состав населения (пол, возраст, социальная группа, структура: работающие-учащиеся-пенсионеры, семейное положение, образование), смертность (рождаемость), населения, структура потребителей
Экономические
Определяют возможность производства и реализации услуги: спрос, предложение, конкурентоспособность, доходы населения, количество предприятий производителей, уровень износа основных средств, уровень развития инфраструктуры региона, удаленность региона от поставщиков, логистика, маркетинговые и др. Данные факторы могут быть: в зависимости от характера экстенсивные и интенсивные; от способа воздействия — прямые и косвенные; от природы движущих сил экономического роста — экономические и неэкономические
Географические
Определяют возможности предоставления доступных услуг: расселенческие и градообразующие факторы, климатические (природные)
Технологические
Определяют уровень предоставления услуги: научно-технический прогресс, информатизация, использование современных технологий и методик предоставления услуг, развитие логистических услуг, применение современных компьютерных информационных систем и платформ и т.д.

1. Факторы физического состояния населения.
Физическое состояние населения является воспроизводственным фактором рабочей силы страны. Изменение качественного состояния населения обусловлено не только необходимостью страны в здоровой нации, но и желанием социума быть здоровыми.
В период с 2012 по 2020 гг. наблюдается динамика снижения заболеваемости с 79,3% до 75,3% соответственно, а с 2021, в связи со снятием COVID-ограничений мы наблюдаем резкий скачек заболеваемости до 88,9% в 2022 году (таблица 2). Анализируя динамику заболеваемости, мы можем предположить увеличение спроса на ФОУиУМС в послепандемийный период.

Таблица 2
Заболеваемость населения по основным классам болезней в Российской Федерации в период с 2012 по 2022 гг., %. (составлено авторами по [8])
Годы20122013201420152016201720182019202020212022
Население страны, %79,379,878,577,578,277,477,777,475,384,988,9

2. Спрос на ФОУиУМС.
Спрос на ФОУиУМС имеет положительную тенденцию в течение всего анализируемого периода (таблица 3).

Таблица 3
Структура платных услуг на физическую культуру, спорт (ФКиС) и фитнес, в том числе на душу населения в Российской Федерации в период с 2015 по 2023 гг., % (составлено авторами по [9])
Годы201520162017201820192020202120222023
ФКиС, всего, млрд руб.
Динамика изменения, %
6469
7,8
83
20,3
89
7,2
95
6,7
74
-22,1
114
54,1
142
24,6
181
27,5
Фитнес, всего, млрд руб.
Динамика изменения, %
стат. наблюдение ведется с 2021 года45

65
44,4
91
40
ФКиС на душу населения, всего, руб.
Динамика изменения, %
423,3

476,8
12,6
531,3
11,4
593,2
11,7
653,7
10,2
485,4
-25,7
762,2
57
984,2
29,1
1227,2
24,7

При введении пандемийных ограничений в 2020 году, наблюдается резкое падение пользователей ФОУиУМС. Следует отметить, что ограничение не вызвало падение спроса на данные услуги, а лишь ограничило доступность их получения. В 2021 года со снятием пандемийных ограничений наблюдается тенденция устойчивого роста спроса на ФОУиУМС [9], что свидетельствует о значительном воздействии внешних факторов (пандемия, СВО) на развитие и эффективность ФОУиУМС и требует дополнительной оценки степени их влияния. Скачок роста спроса в постпандемийный период подтверждает наше предположение о зависимости востребованности ФОУиУМС от заболеваемости. Объем затрат на ФОУиУМС в этот период увеличился более чем в 2 раза. В связи с тем, что в структуре платных услуг ФКиС включены спортивные услуги, мы проверили наше предположение на статистически наблюдаемом элементе ФОУиУМС: фитнес услугах за период с 2021г. по 2023 г. Из таблицы видно, что средний ежегодный прирост объема платных услуг на ФКиС за 9 лет составил 15%, а за последние три года после пандемии уже 35%. Также наше предположение о зависимости ФОУиУМС и заболеваемости подтверждает динамика роста платных ФКиС населению в расчете на душу населения, которая составляет в постпандемийный период в среднем 36,9%.
Объем платных ФОУиУМС в расчете на душу населения за 10 лет вырос в 3,7 раза [10], что говорит о стабильном росте, потребности населения в данном виде услуг. Рост объема ФОУиУМС вызван, в основном, ростом цен на услуги и количеством потребителей.
В своих исследованиях Фролова А.С. [11] указывает, что бедность неразрывно связана с физической активностью. Так, по его мнению, на получение ФОУиУМС не остается не только денежных средств, но и сил. Разница между количеством получателей услуг «бедными» 3,2% и «богатыми» 34,9%, то есть более чем в 10 раз. По мнению Калабихиной И.Е. [12], треть домохозяйств не имеет свободного времени на потребление данных услуг. Дефицит времени не сопровождается дефицитом доходов, но сокращает возможности по поддержанию здоровья. В данном исследовании указывается, что в трудоспособных семьях с детьми — минимальные доходы (в расчете на одного члена семьи) и количество свободного времени.
3. Цены на услуги.
По данным исследования, проведенным Мартышенко Н.С. [13] в 2017 году больше половины корреспондентов, занимающихся фитнесом (51,4%) назвали такую возможную причину отказа от занятий как повышение цены.
Из исследований, проведенных Крыловой Т.В. [14] в 2021 году о стоимости годового абонемента следует, что разовая оплата годовой стоимости услуг должна составлять в среднем 30 тысяч рублей (такую позицию подтвердил 91% респондентов). С учетом медианной заработной платы в исследуемом регионе, потребители готовы тратить до 7% от заработной платы на данные услуги. При этом, исследования Низяева Д.А. [15] формируют 4 ценовых категории услуги по стоимости годового абонемента в 2022 году (тыс. руб.): до 15, до 30, до 80 и свыше 80.
Произведенные расчеты заработной платы потребителей ФОУиУМС по указанным категориям, с учетом среднего подорожания цены абонемента в 2022 году на 10% [16] подтвердили данные предположения. Во-первых, потребители услуги с низкими доходами не готовы покупать данную услугу, во-вторых, классификация потребителей по уровню заработной платы в 2024 году (тыс. руб.) изменилась и составила: до 24, 48, 129 и свыше 129.
4. Доходы населения.
Спрос на ФОУиУМС обеспечивается при условии достаточных доходов потребителей и наличия их свободного времени. Получатели данной услуги должны обеспечить себя сначала физиологическими потребностями (еда, жилье, бытовые услуги и т.п.). Расходы, связанные с образованием, культурой, здоровьем потребители планируют после удовлетворения первичных потребностей. Поэтому потребление ФОУиУМС, по нашему мнению, возможно, когда заработная плата превышает прожиточный минимум. По данным Росстата в 2023 году за чертой бедности в России находилось 8,5% населения [17]. С 2015 года наблюдается положительная динамика по сокращению бедных (таблица 4). Такая тенденция способствует увеличению количества потребителей ФОУиУМС.
Не могут себе позволить платные услуги в 2023 году 8,5% населения. Оставшиеся 91,5% населения могут быть получателями различных платных услуг, в том числе ФОУиУМС.

Таблица 4
Динамика изменения объёма населения с доходами ниже границы бедности в Российской Федерации в период с 2013 по 2023 гг., %. (составлено авторами по [17])
Годы20132014201520162017201820192020202120222023
Население страны, %10,811,313,513,313,012,712,412,211,19,08,5

5. Кадровый потенциал.
К непосредственным производителям услуги мы относим [18–20] три основных категории: технологов — сотрудники интеллектуальной сферы, создателей научно-обоснованной технологии передачи знаний, навыков и умений; организаторов — посредники между всеми процессами передачи продукта потребителю; исполнители — передающие и сопровождающие получение услуги. К дополнительным агентам можно отнести производителей и продавцов спортивной одежды, тренажеров, обуви, спортивного питания, средств связи, коммуникации, производство электроэнергии, тепла, спортивных объектов, а также обслуживающий персонал (электрики, сантехники, плотники, мастера по ремонту снарядов, администраторы), руководители (владельцы клубов, управляющие и директора спортивных сооружений), специалисты (бухгалтера, маркетологи и т.д.).
Непосредственных производителей услуги объединяет необходимость в наличии специальных знаний по специальностям: физическая культура — 49.03.01; физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) — 49.03.02; рекреация и спортивно-оздоровительный туризм — 49.03.03. Динамика кадрового обеспечения рынка ФОУиУМС в Российской Федерации на протяжении всего анализируемого периода является положительной (таблица 5).

Таблица 5
Кадровое обеспечение рынка ФОУиУМС, соотношение кадров, структура и динамика вакансий в бюджетной и коммерческой сфере в Российской Федерации в период с 2013 по 2023 гг., руб. %. (составлено авторами по [21])
Годы201520162017201820192020202120222023
Всего, чел.,
%
361741
0
368644
1,9
375369
1,8
383845
2,3
402406
4,8
404640
0,6
404920
0,1
412996
2
431283
4,4
Бюджетный сектор, чел.
%
339482
0
343196
1
349703
2
354446
1
343446
-3
362813
6
364698
1
371665
2
388522
4
Рыночный (коммерческий) сектор, чел.,
%
22259
0
25448
14
25666
1
29399
15
58960
101
41827
-29
40222
-4
41331
3
42761
3
Соотношение бюджетного и рыночного секторов, %93,4
6,6
92,6
7,4
92,7
7,3
91,7
8,3
82,8
17,2
88,5
11,5
89,0
11,0
88,9
11,1
90,1
9,9
Структура и динамика вакансий по годам
Всего вакансий, чел.,
%
6476
1,8
6463
1,8
6807
1,8
7430
1,9
8272
2,1
8220
2,0
9087
2,2
9612
2,3
11499
2,7
в бюджетном секторе, чел.,
%
6004
1,8
5966
1,7
6284
1,8
6782
1,9
7169
2,1
7532
2,1
8285
2,3
8841
2,4
10866
2,8
В рыночном секторе, чел.,
%
472
2,1
497
2,0
523
2,0
648
2,2
1102,5
1,9
688
1,6
802
2,0
771
1,9
613
1,4
Второй строкой каждой из граф — динамика изменения по отношению, к предыдущему году

В 2019–2020 гг. наблюдается массовое закрытие организаций, оказывающих ФОУиУМС, вызванное пандемией, которая внесла корректировки по распределению коммерческого и бюджетного секторов. Часть рынка перешла на дистанционные образовательные системы, и в 2019 году кадры ФОУиУМС переходят из бюджетной сферы в коммерческий сектор, однако в 2020 году часть сотрудников покинула и рыночный сектор, не реализовав себя.
Кадровый состав организаций, оказывающих ФОУиУМС преобладает в бюджетной сфере, что объясняется большим количеством объектов социального характера и меньшими требованиями к сотрудникам. Кадровое наполнение идет по формальному признаку в виде наличия образования. В бюджетной сфере ФОУиУМС это в основном такой вид «бесплатных» услуг по продаже как групповые занятия.
В среднем дефицит кадров за последние 8 лет составляет 2% в бюджетном и коммерческом секторах. Мы можем сделать вывод, что в данной сфере дефицит кадров нормальный [22]. В 2020–2022 гг. были трудоустроены по специальности по окончании вуза 22,5% выпускников и со средним специальным образованием 7,6% выпускников [23].
Несмотря на дефицит кадров, государственная политика страны в настоящее время направлена на развитие данной сферы, расширение объектной базы. Рост сферы ФОУиУМС как в коммерческом, так и в бюджетном секторе направлен на создание новых рабочих мест. Кроме того, распределение рабочих мест неравномерно по регионам и в связи с внутрирегиональными расселенческими факторами. Выпускники физкультурных специальностей не заинтересованы в работе в сельской местности. По состоянию на 2023 год в сельской местности работает в бюджетной сфере 17,4%, а в рыночном секторе 6,6% выпускников, что почти в 2,5 раз меньше [1].
Проведенное Чепаковым Е.М. исследование показало, что молодежь дороже оценивает свою работу [25], что связано с преобладанием у данного контингента амбиций и соответствия ожидаемых образов потребителей от поставщика услуг — «потребитель хочет быть таким же как тренер». В связи с этим молодые специалисты преобладают в коммерческом секторе, где уровень заработной платы выше, а требования к уровню образования ниже.
6. Структура потребителей.
Формирование потребительских предпочтений основано на представлениях о необходимости получения данной услуги. К основным источникам создаваемых образов о ценности услуги мы относим пропаганду здорового образа жизни в средствах массовой информации и проведение государственной политики в области массового спорта. Формируемая при этом мода — явление временное, но закладывающее привычку для потребителя при положительном опыте на долгосрочную перспективу.
В целом количество потребителей ФОУиУМС ежегодно увеличивается по всем возрастным группам. Изменения происходили в основном по возрастным категориям: 16–18 лет, 19–29 лет, 80 и старше (таблица 6), что объясняется перераспределением статистических данных (возрастных) и внесением поправок в Федеральный закон от 13.06.2023 № 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому школьников должны допускать к занятиям физкультурой только, если дано медицинское заключение. Сокращения коснулись около 32% обучающихся, что составило 0,8 млн человек.

Таблица 6
Структура потребителей ФОУиУМС в Российской Федерации с 2014 по 2023 гг. (составлено авторами по [1])
Годы201520162017201820192020202120222023
Количество
потребителей
млн чел.,
%
43
11
47
7
50
7
54
8
59
8
62
6
65
5
69
7
76
8
распределение по возрасту, млн чел.
3–15 лет161717171919202121
16–18 лет456644443
19–29 лет121313141515141415
30–54 (женщ.), 59 (мужч.) лет101113151719212428
55 (женщ.), 60 (мужч.) – 79 лет112345678
80 лет и старше0,00,00,00,10,10,10,10,10,1
Количество
потребителей
коммерческих услуг
млн
чел.,
%
7

21
8

15
10

19
11

7
13

18
13

3
14

7
15

9
16

10
Второй строкой первой и последней граф — динамика изменения по отношению, к предыдущему году.

7. Культурные признаки.
По указанному признаку отдается предпочтение тем или иным видам двигательной активности. Культура — это заложенные в течении продолжительного времени ценности к потреблению ФОУиУМС на постоянной основе. В СССР были заложены основы физической культуры как части общей культуры человечества, представляющей собой совокупность ценностей и знаний. В наше время потребление данной услуги может быть неким мерилом статуса, уровня и качества жизни.
8. Климатические и географические факторы.
В связи с географическим размещением и продолжительностью холодного периода больше чем теплого формируется необходимость в создании объектов для получения ФОУиУМС закрытого типа. Так основная доля населения отдает предпочтение зимним видам двигательной активности на открытой местности, а в теплых регионах население отдает предпочтение борьбе. Также, несмотря на климатические условия и стоимость спортивных площадок, самым популярным видом двигательной активности остается футбол.
По данным сайта Министерства спорта [1,26] популярность в двигательной активности среди потребителей в 2023 году распределена по таким категориям как: футбол — 2,6%, плавание — 2,1%, волейбол — 1,9%, легкая атлетика — 1,9%, баскетбол — 1,4%, фитнес-аэробика — 1,2%, лыжные гонки 0,8%, спортивный туризм — 1,8%.
Климатические и географические факторы формируют:
– региональные факторы, которые рассматриваются как системы на мезоуровне;
– территориальную сегментацию потребителей и изучение локальных потребительских предпочтений;
– особенности по отдаленности от крупных городов;
– климатические особенности производства и потребления ФОУиУМС;
– формирование традиций.
9. Инфраструктура.
Наличие доступной инфраструктуры обеспечивает свободную конкуренцию среди организаций, предоставляющих ФОУиУМС. Создание доступных мест для занятий физической активности обеспечивает все слои населения возможностью для получения таких услуг.
Одним из показателей, характеризующих развитие сферы ФОУиУМС, служит наличие базы физкультурно-оздоровительных объектов, ее структура и динамика развития. Динамика увеличения имеет положительную тенденцию в Российской Федерации в целом с 2018 по 2023 гг. [1]. В 2015–2017 гг. происходило закрытие некоторых объектов. В большей части это затронуло в 2015 г. объекты фитнеса и подростковые клубы — 6,5 тыс., не соответствующих по требованиям безопасности предоставления физкультурно-оздоровительных услуг.
Динамика прироста объектов с 2016 по2017 гг. имела отрицательные показатели по вышеупомянутой причине [1]. В 2018 году вводятся в экспликацию новые объекты. В 2019 году наблюдается стагнация с последующим ростом в связи с возведением и вводом в эксплуатацию новых объектов. 2022 год можно отнести к отрицательным периодам в связи с нехваткой бюджетных средств на реализацию программ физической культуры и проведением СВО. В дальнейшем наблюдается положительная динамика.
По нашему мнению, количество объектов инфраструктуры влияет на количество потребителей ФОУиУМС, но не является ключевым показателем. В среднем по России на 1000 жителей приходится 3 объекта инфраструктуры, а среднее количество потребителей в регионе составляет 56% от общего населения (в возрасте от 3 до 79 лет) [1].
В десяти самых «обеспеченных» объектами спортивной инфраструктуры на 1000 жителей регионах (Тамбовская, Белгородская, Тверская, Курганская, Липецкая, Амурская, Пензенская, Новгородская области, Чувашская Республика, Ненецкий автономный округ) приходится 3,9–5,2 объектов. Количество потребителей ФОУиУМС в данных регионах в основном выше среднего по России показателя и составляет 58% населения (в возрасте от 3 до 70 лет) [10].
Фактор инфраструктурной зависимости отмечается во многих научных исследованиях [27 и др.]. Однако, по нашим наблюдениям, в настоящее время достигнут некоторый предел по увеличению количества инфраструктурных объектов, который ведет не только к необоснованному увеличению количества объектов, но и увеличивает расходы по их содержанию. Необходимость содержания большой инфраструктурной базы в Российской Федерации обусловлена тем, что большинство регионов находятся в зонах с неблагоприятными климатическими условиями, что предполагает необходимость строительства больше крытых отапливаемых объектов.
С учетом, того что не все объекты могут использоваться для физкультурно-оздоровительных услуг и услуг массового спорта, доля коммерческих объектов составляет по состоянию на 2023 год 10,7% [1] от общего числа объектов инфраструктуры с ежегодным приростом доли в среднем на 9,2% [1, за период 2016–2023 гг.].
Дальнейшее увеличение количества государственных объектов авторы считают нецелесообразным, так как по состоянию на 2023 год единовременная пропускная способность физкультурных объектов составляет 9,7 млн чел., а их возможная загруженность — 40,4 млн чел. в день (количество потребителей с учетом рекомендаций ВОЗ : 1 час в день в возрасте от 5 до 7 лет, 150 минут в неделю в возрасте от 18 лет), что на 35% превышает потребность [1], а с учетом работы физкультурно-оздоровительных организаций более 8 часов в день, а некоторых круглосуточно, превышает потребность в 1,9 раза.
10. Государственное регулирование сферы ФОУиУМС.
Сфера ФОУиУМС в Российской Федерации глубоко социализирована. Государством регулируются практически все направления: инвестиционная политика (781 млрд руб. в 2023 г.), развитие инфраструктуры (+23,7% в 2023 году), социальное обеспечение услугой школьников, студентов, лиц с ограниченными возможностями (35% потребителей) [1], налоговое регулирование рыночных отношений, установка государственных стандартов по предоставлению данной услуги, реклама и пропаганда услуги в СМИ [31].
Целями государственного регулирования сферы ФОУиУМС являются [28]: соблюдение интересов государства, общества, индивидуума, формирование конкурентной среды, регулирование инвестиций, обоснование особенностей налогообложения, лицензирования, подержание требуемого уровня обеспечения ФОУиУМС.
Проведенный российскими учеными анализ подтверждает несостоятельность действующего законодательства [29,30] в данной сфере услуг, что вызывает необходимость его комплексного пересмотра, и, прежде всего, по доступности услуг, взаимодействию органов государственного управления всех уровней, созданию условий развития рынка.
Показателем расходов на физическую культуру и спорт являются средние расходы на одного жителя страны, которые составляют в 2023 году 3833 рубля [10]. А показателем вовлеченности в двигательную активность населения регионов является средний процент потребителей ФОУиУМС региона, который в 2023 году равен 56% [1]. Анализ эффективности расходов бюджетных средств на физическую культуру и спорт в 2023 году показал, что увеличение государственных расходов неэффективно.
В части, касающейся сферы ФОУиУМС, переход от «социального государства» к «эффективному» на основе функциональной экономической системы не произведен. Задачи, поставленные правительством в части доступности ФОУиУМС, не реализуются.
Таким образом, проведенные исследования показали, что к положительным факторам развития рынка ФОУиУМС относятся:
– рост заболеваемости населения по основным классам болезней в Российской Федерации как фактор, вызывающий потребность в укреплении своего здоровья;
– информационная осведомленность потребителя о выгодах получения данных услуг;
– формирование гибкой ценовой политики с учетом времени потребления, качества услуги;
– повышение доходов населения и спроса как в бюджетном, так и коммерческом секторах;
– развитие инфраструктуры, в том числе с учетом климатических и географических факторов;
– наличие транспортно-доступных физкультурно-оздоровительных объектов (у дома);
– передача государственных площадей в нерабочее время в аренду;
– формирование культуры и ценности потребления ФОУиУМС в период их бесплатного получения (школьниками, студентами, пенсионерами).
К отрицательным факторам развития рынка ФОУиУМС относятся неэффективное использование бюджетных средств на развитие инфраструктуры (для отчетов, в местах отдаления от перенаселенных жилых комплексов, сельской местности), недостаточный кадровый потенциал, особенно в бюджетном секторе, неэффективное управление имеющейся инфраструктурой, недостаточная популяризация ЗОЖ.


Список использованных источников:
1. Сведения о физической культуре и спорте, форма 1-ФК: Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activity/statisticheskaya-informacziya/ (Дата обращения 1.10.2024).
2. Опенков Е.А. Виды юридических лиц: особенности и классификация /Е.А. Опенков, А.Т. Жапов // Столыпинский вестник. — 2023. — №6.
3. Кадочникова Е.И. Экономический рост в регионах: факторы и тенденции / Е.И. Кадочникова, А.Н. Бакирова, Х.Б.С. Абдулаев, Д.А. Дроздова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2018. — № 12(98). — С. 221–228. — DOI 10.26726/1812–7096–2018–11–221–228.
4. Теняков И.М. Развитие основных подходов в теории экономического роста // Журнал экономической теории. — 2016. — № 3. — С. 245–252.
5. Ворошилов Н.В. Оценка и регулирование внутрирегиональной социально-экономической дифференциации: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Санкт-Петербург, 2018. — 16 с.
6. Батуров Х.Д. Факторы развития региональной экономики // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — 2024. — № 2(99). — С. 99–107. — DOI 10.24412/3005–8023–2024–2–99–107.
7. Байракова И.В. Основные аспекты развития потребительского рынка в эпоху цифровизации / И.В. Байракова, Е.В. Романюк // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования: Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2021. — С. 51–54.
8. Заболеваемость населения по основным классам болезней: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (Дата обращения 1.10.2024).
9. Платное обслуживание населения в России. 2023: Стат. сб. / Росстат. — M., 2023. — 115 c.
10. Показатели развития физической культурой и спортом в 2023 году: Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minsport.gov.ru/documents/1337/ (Дата обращения 1.10.2024).
11. Фролова А.С. Социологический мониторинг трансформаций досуговых предпочтений жителей постсоветской России // Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VI Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей, Барнаул, 28 февраля 2018 года / Алтайский государственный институт культуры. — Барнаул: Алтайский государственный институт культуры, 2018. — С. 101–107.
12. Калабихина И.Е. Дважды бедные: кто испытывает дефицит времени и денег / И. Калабихина, В. Шамсутдинова // Журнал исследований социальной политики. — 2023. — Т. 21, № 4. — С. 29–46. DOI:10.17323/727–0634–2023–21–4–629–646.
13. Мартышенко Н.С. Исследование мотивации потребления фитнес-услуг региона в молодежной среде // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2017. — Т.9, № 4(39). — С. 81–98. — DOI 10.24866/VVSU/2073–3984/2017–4/81–98.
14. Крылова Т.В. Исследование спроса на персональные тренировки в фитнес-клубе / Т.В. Крылова, К.В. Белоусова, А.А. Завьялова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2021. — №1(51). — С. 293–298. — DOI 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.046.
15. Низяев Д.А. Исследование российского рынка фитнес-клубов // Экономика и управление в спорте. — 2022. — Т.2, № 4. — С. 251–262. — DOI 10.18334/sport.2.4.119871.
16. Ассоциация операторов фитнес индустрии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fitnessassociation.ru/ (Дата обращения 1.10.2024).
17. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности. Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (Дата обращения 1.10.2024).
18. Шульгина А.А. Демография белорусского физкультурно-спортивного предпринимательства: ключевые проблемы и тенденции // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 17 ноября 2023 года. — Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. — С. 414–418.
19. Леднев В.А. Индустрия спорта: обучение предпринимательству и менеджменту // Современная конкуренция. — 2017. — Т. 11, № 4(64). — С. 45–62.
20. Виноградова Н.В. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта // Место и роль физической культуры в современном мире: Сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–20 мая 2021 года. — Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2021. — С. 143–151.
21. Обследование рабочей силы: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265/ (Дата обращения 1.10.2024).
22. Мортиков В.В. Управление персоналом в условиях дефицита кадров // Вопросы управления. — 2022. — № 1(74). — С. 73–86. — DOI 10.22394/2304–3369–2022–1–73–86.
23. Высшее и дополнительное профессиональное образование: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения 01.10.2024).
24. Крылова Т.В. Исследование спроса на персональные тренировки в фитнес-клубе / Т.В. Крылова, К.В. Белоусова, А.А. Завьялова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2021. — № 1(51). — С. 293–298. — DOI 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.046.
25. Чепаков Е.М. Противоречия как движущая сила развития физической культуры /Е.М. Чепаков, Т.Л. Трушина // Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы: Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 29 ноября 2019 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — С. 203–210.
26. Популярные виды спорта и двигательной активности региона: Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/sports-development/rf (Дата обращения 1.10.2024)
27. Зрнзевич Н. Спортивные объекты как важный фактор развития архитектуры города / Н. Зрнзевич, Р. Цветкович, Й. Зрнзевич // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. — 2017. — № 2. — С. 90–96. — DOI 10.12737/24425.
28. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг»: Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (Дата обращения 1.10.2024)
29. Скриплева Е.В. развитие спортивной инфраструктуры в Российской Федерации // Экономика России в условиях глобальных вызовов: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Курск, 07 декабря 2022 года. — Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, 2023. — С. 310–313.
30. Рогачев Д.И. Актуальные проблемы структуры и содержания действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / Д.И. Рогачев, А.И. Редькина // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 7(187). — С. 171–178.
31. Физическая культура и массовый спорт: Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activity/mass-sport/ (Дата обращения 1.10.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия