| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье представлена система комплексной квантитативной оценки эффективности осуществления структурными подразделениями Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области — отделами сельского хозяйства — полномочий и функций в сфере АПК на территориях муниципальных образований Среднего Урала. Система включает исчисление двух синтетических показателей: уровня и индекса общей эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК. Расчет уровня дает возможность сравнить эффективность функционирования отделов сельского хозяйства по обеспечению осуществления полномочий и функций в сфере АПК как в течение разных лет для конкретного отдела сельского хозяйства или их группы, так и в течение одного периода для разных отделов сельского хозяйства. Расчет индекса позволяет оценить изменение эффективности функционирования того или иного отдела сельского хозяйства по обеспечению осуществления полномочий и функций в сфере АПК. | Ключевые слова: Свердловская область, механизм управления АПК, АПК Свердловской области, эффективность управления АПК | УДК 001.895:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 202 - 206 | Углубление постоянно текущего процесса разделения общественной деятельности и дальнейшее развитие коммерческих отношений повышают значимость эффективного менеджмента, поскольку посредством использования инструментов последнего можно влиять на предпринимательскую активность субъектов рынка, в том числе и функционирующих в рамках АПК.
Ограниченность финансовых ресурсов, свойственная рыночной экономике, а также наполнение рынка импортной продовольственной продукцией формируют иллюзию перепроизводства в аграрной сфере экономики. Такое положение дел неблагоприятно сказывается на развитии российского сельскохозяйственного производства, сдерживает развитие производственно-технологической базы АПК и не способствует выпуску отечественных продовольственных товаров для населения. В то же самое время, существующие производственные факторы при разумном и целесообразном их использовании, базирующемся на грамотном управлении агропромышленным комплексом, позволяют снабдить население страны всем необходимым.
Совершенствование механизма управления АПК служит организационной основой, позволяющей привести в действие всю совокупность инструментов воздействия на политику аграрных преобразований. Одной из составных частей механизма управления АПК той или иной территории является квантитативная оценка эффективности управления агропромышленным производством в масштабе сельских территорий. В литературе по экономике и управлению сельскохозяйственным производством и агропромышленным комплексом, датированной преимущественно последней четвертью XX века, имел место повышенный интерес к данной проблематике. Вместе с тем, содержащиеся в упомянутой литературе показатели, а также критерии ориентированы исключительно на оценку эффективности систем управления на уровне экономических субъектов (или групп однородных экономических субъектов), относящихся преимущественно ко второй (перерабатывающей) сфере АПК, и в большинстве случаев не вполне пригодны для оценки эффективности систем управления в организациях государственного сектора.
Для оценки эффективности системы управления на уровне сельскохозяйственных организаций чаще всего предлагается использовать три группы показателей [8, с. 288–298; 11, с. 100–101; 12, с. 306; 14, с. 190]:
1. Общие результативные показатели производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
2. Показатели результативности и/или производительности управленческой деятельности.
3. Показатели экономичности корпуса менеджеров.
В состав результативных показателей хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации входят [6, с. 247; 8, с. 289–292; 11, с. 100–101; 12, с. 306; 14, с. 190].
Показатели, определяющие результативность управления производством, а также экономичность корпуса менеджеров подразделяются на две совокупности. В первой совокупности показателей размеры аппарата менеджеров и расходы на их содержание сравниваются с размерами производства, во второй — с результативностью и эффективностью хозяйственной деятельности [6, с. 247].
Среди показателей, позволяющих оценить результативность (производительность) деятельности управленцев, выделяют [6, с. 247–248; 8, с. 292–293; 11, с. 101; 12, с. 306; 13, с. 143; 14, с. 190].
Кроме показателей результативности и/или производительности деятельности управленцев, для характеристики эффективности менеджмента, важную роль играет также совокупность показателей, определяющая экономичность корпуса менеджеров, то есть величину затрат на их содержание. К этим показателям принадлежат [6, с. 247–248; 8, с. 291, 296–297; 11, с. 101; 12, с. 306; 13, с. 143; 14, с. 190].
В дополнение к обозначенным выше совокупностям показателей для определения эффективности системы менеджмента могут использоваться измерители оперативности, надежности, а также оптимальности системы менеджмента [12, с. 305].
Практически все перечисленные совокупности показателей в одинаковой степени применимы к оценке эффективности менеджмента, причем и в отдельно выбранной сельскохозяйственной организации, и в целом в нескольких однородных сельскохозяйственных организациях, осуществляющих деятельность на одной сельскохозяйственной территории. Разница лишь в масштабах деятельности и в известной «стандартности» отправных (базовых) данных и конечных результатов функционирования хозяйств в обобщенном выражении по территории [13, с. 143].
Вместе с тем нельзя не констатировать, что множественность индикаторов, объединенных в упомянутые совокупности, затрудняет расчет итогового показателя, поскольку полученные результаты лишь иногда показывают общий тренд в динамике эффективности управленческой деятельности и всей системы менеджмента.
Кроме того, представленные в литературе показатели квантитативного измерения эффективности управленческой деятельности зачастую характеризуют лишь отдельные аспекты организации деятельности в сфере менеджмента, а синтетические показатели общей эффективности управленческой деятельности не приспособлены для всесторонней оценки труда руководителей и специалистов АПК территориального уровня.
Осознание потребности в таком синтетическом показателе оценки эффективности системы управления на уровне сельскохозяйственной организации (или территории), который отражал бы и степень экономичности аппарата управления, и степень результативности управленческого труда, привело к предложению использовать в качестве единого синтетического индикатора оценки эффективности системы менеджмента индекс эффективности управленческой деятельности, агрегирующий как значения индексов экономичности корпуса менеджеров, так и значения индексов производительности управленческой деятельности. [6, с. 248; 13, с. 144–146]
В современной литературе и, прежде всего, в периодической печати (в том числе и международного уровня), освещающей теоретико-методологические аспекты и практические вопросы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, приоритет отдается опубликованию результатов исследований в области оценки качества государственных и муниципальных [16, с. 52–72], а также публичных [10, с. 194–201] услуг и оценки эффективности деятельности гражданских служащих при оказании таких услуг [9, с. 131–164]; оценки эффективности реализуемых государственных программ [1, с. 48–69]; оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности [5, с. 41–64]; оценки результативности государственных служащих [2, с. 62–73] руководящего состава [3, с. 81–103] и применения системы современных методов материального стимулирования последних [7, с. 16–27], в том числе за достижение ими установленных показателей эффективности [15, с. 5–15]; а также общей оценки систем государственного управления с ориентацией на управление по результатам [4, с. 98–126].
Именно отсутствие в доступной нам литературе действенных инструментов, которые можно было бы применить для квантитативной оценки эффективности систем управления в органах государственной власти на уровне территориального АПК с точки зрения результативности деятельности экономических субъектов, функционирующих на «подведомственных» указанным органам территориях, побудило нас попытаться восполнить данный пробел.
Для квантитативного измерения эффективности осуществления отделами сельского хозяйства Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области полномочий и функций в сфере АПК, в развитие имеющихся, нами создана, представлена, опробована и внедрена соответствующая система оценки, предусматривающая расчет синтетических индикаторов: уровня, а также индекса общей эффективности управленческой деятельности. При этом использование уровня дает возможность сравнить эффективность осуществления полномочий и функций в сфере АПК как на протяжении разных лет для конкретного или совокупности нескольких отделов сельского хозяйства, так и в рамках выбранного года для разных отделов сельского хозяйства; а применение индекса — оценить изменение эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК любым конкретным отделом сельского хозяйства или сравнительное изменение эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК разными отделами сельского хозяйства на протяжении какого-либо временного отрезка, превышающего один год и кратного году.
Исчисление указанных синтетических индикаторов нами предлагается строить на основе использования следующих четырех элементов:
1) уровня и/или индекса производительности (результативности) труда государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства;
2) уровня и/или индекса экономичности отдела сельского хозяйства;
3) уровня и/или индекса эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур;
4) уровня и/или индекса производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве.
При этом уровень производительности (результативности) труда государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства мы предлагаем рассчитывать по следующей формуле (1):
, (1)
где У1 — уровень производительности (результативности) труда государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства;
У1.1 — уровень выпуска сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного государственного гражданского служащего отдела сельского хозяйства;
У1.2 — уровень выпуска сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сотрудника отдела сельского хозяйства;
У1.3 — уровень производства сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в ценах текущего года в расчете на 1 руб. затрат на заработную плату государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства;
У1.4 — уровень производства сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в ценах текущего года в расчете на 1 руб. затрат на заработную плату всех сотрудников отдела сельского хозяйства;
У1.5 — уровень производства сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в ценах текущего года в расчете на 1 руб. всех расходов на содержание отдела сельского хозяйства;
К1.1 — показатель окупаемости затрат на производство текущего года.
Значения уровней, включенных в формулу (1), принимаются эквивалентными показателям, характеризующим производительность (результативность) труда государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства. Значение показателя окупаемости затрат на производство текущего года определяется путем деления выручки от продажи сельскохозяйственной продукции с учетом предоставляемых дотаций на коммерческую (полную) себестоимость проданной сельскохозяйственной продукции в ценах текущего года.
Индекс же производительности (результативности) труда государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства мы предлагаем рассчитывать по формуле (2):
, (2)
где И2 — индекс производительности (результативности) труда работников отдела сельского хозяйства;
И2.1 — индекс выпуска сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного государственного гражданского служащего отдела сельского хозяйства;
И2.2 — индекс выпуска сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сотрудника отдела сельского хозяйства;
И2.3 — индекс производства сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в ценах текущего года в расчете на 1 руб. затрат на заработную плату государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства;
И2.4 — индекс производства сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в ценах текущего года в расчете на 1 руб. затрат на заработную плату всех сотрудников отдела сельского хозяйства;
И2.5 — индекс производства сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства, валовой продукции в ценах текущего года в расчете на 1 руб. всех расходов на содержание отделу сельского хозяйства;
К2.1 — показатель окупаемости затрат на производство текущего года;
К2.2 — показатель окупаемости затрат на производство года, предшествующего текущему.
Значения индексов, включенных в формулу (2), определяются путем деления значения каждого соответствующего индикатора, характеризующего производительность (результативность) труда государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства, в текущий период (анализируемый год) на его величину в предшествующий период (год, предшествующий анализируемому).
Уровень экономичности отдела сельского хозяйства мы предлагаем рассчитывать по следующей формуле (3):
, (3)
где У3 — уровень экономичности отдела сельского хозяйства;
У3.1 — уровень отношения числа государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства к общему числу работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства;
У3.2 — уровень отношения числа всех сотрудников отдела сельского хозяйства к общему числу работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства;
У3.3 — уровень отношения затрат на заработную плату государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства к общему фонду заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
У3.4 — уровень отношения затрат на заработную плату всех сотрудников отдела сельского хозяйства к общему фонду заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
У3.5 — уровень отношения затрат на содержание отдела сельского хозяйства к стоимости валовой продукции, выпущенной сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
У3.6 — уровень отношения затрат на заработную плату государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства к стоимости валовой продукции, выпущенной сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
У3.7 — уровень отношения затрат на заработную плату всех сотрудников отдела сельского хозяйства к стоимости валовой продукции, выпущенной сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года).
Значения уровней, включенных в формулу (3), принимаются эквивалентными показателям, характеризующим экономичность отдела сельского хозяйства.
Индекс же экономичности отдела сельского хозяйства мы предлагаем рассчитывать по формуле (4):
, (4)
где И4 — индекс экономичности отдела сельского хозяйства;
И4.1 — индекс отношения числа государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства к общему числу работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства;
И4.2 — индекс отношения числа всех сотрудников отдела сельского хозяйства к общему числу работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства;
И4.3 — индекс отношения затрат на заработную плату государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства к общему фонду заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
И4.4 — индекс отношения затрат на заработную плату всех сотрудников отдела сельского хозяйства к общему фонду заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, функционирующих на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
И4.5 — индекс отношения затрат на содержание отдела сельского хозяйства к стоимости валовой продукции, выпущенной сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
И4.6 — индекс отношения затрат на заработную плату государственных гражданских служащих отдела сельского хозяйства к стоимости валовой продукции, выпущенной сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года);
И4.7 — индекс отношения затрат на заработную плату всех сотрудников отдела сельского хозяйства к стоимости валовой продукции, выпущенной сельскохозяйственными организациями, функционирующими на территории, курируемой отделом сельского хозяйства (расчет осуществляется в ценах текущего года).
Значения индексов, включенных в формулу (4), определяются путем деления значения каждого соответствующего индикатора, характеризующего экономичность отдела сельского хозяйства, в текущий период (анализируемый год) на его величину в предшествующий период (год, предшествующий анализируемому).
Уровень эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур мы предлагаем рассчитывать по формуле (5):
, (5)
где У5 — уровень эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур;
У5.1 — уровень выхода зерновых культур в расчете на 100 га пашни, вычисляемый путем деления среднего по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, значения объема выхода зерновых культур в расчете на 100 га пашни за анализируемый год на среднее по Свердловской области значение объема выхода зерновых культур в расчете на 100 га пашни за анализируемый год;
У5.2 — уровень полноты использования биоклиматических возможностей пашни при выращивании зерновых культур, вычисляемый путем деления фактического среднего по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, уровня сбора зерновых культур за анализируемый год на максимально возможный уровень выхода зерновых культур для соответствующей природно-климатической зоны Свердловской области;
У5.3 — уровень затрат труда на производство зерновых культур, вычисляемый путем деления фактического по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, уровня затрат труда на производство зерновых культур (чел.-час. / на 1 ц) на нормативный уровень затрат труда на производство зерновых культур.
Значения уровней, включенных в формулу (5), принимаются эквивалентными индикаторам, характеризующим эффективность эксплуатации пашни, а также рациональность организации деятельности при выращивании зерновых культур.
Индекс же эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур мы предлагаем рассчитывать по формуле (6):
, (6)
где И6 — индекс эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур;
И6.1 — индекс выхода зерновых культур в расчете на 100 га пашни, вычисляемый путем деления среднего по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, значения объема выхода зерновых культур в расчете на 100 га пашни за анализируемый год на среднее по Свердловской области значение объема выхода зерновых культур в расчете на 100 га пашни за анализируемый год;
И6.2 — индекс полноты использования биоклиматических возможностей пашни при выращивании зерновых культур, вычисляемый путем деления фактического среднего по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, уровня сбора зерновых культур за анализируемый год на максимально возможный уровень выхода зерновых культур для соответствующей природно-климатической зоны Свердловской области;
И6.3 — индекс затрат труда на производство зерновых культур, вычисляемый путем деления фактического по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, уровня затрат труда на производство зерновых культур (чел.-час. / на 1 ц) на нормативный уровень затрат труда на производство зерновых культур.
Значения индексов, включенных в формулу (6), определяются путем деления значения каждого соответствующего индикатора, характеризующего эффективность эксплуатации пашни, а также рациональность организации деятельности при выращивании зерновых культур, в текущий период (анализируемый год) на его величину в предшествующий период (год, предшествующий анализируемому).
В уровень (У7) или индекс (И8) производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве, требуется включить индикатор выпуска валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве. Вычисление данного показателя осуществляется путем деления среднего по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, индикатора производительности труда за анализируемый год на средний по Свердловской области индикатор производительности труда за анализируемый год.
Поскольку за уровень производительности труда нами взят индикатор выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве, постольку, соответственно, уровень производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве, мы предлагаем рассчитывать по формуле (7):
У7 = ПТ7.1 / ПТ7.2 , (7)
где У7 — уровень сельскохозяйственных работников, занятых на производстве, — индикатор выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве;
ПТ7.1 — средний по территории, на которой функционируют сельскохозяйственные организации, «курируемые» отделом сельского хозяйства, уровень производительности труда за анализируемый год — показатель выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве;
ПТ7.2 — средний по Свердловской области уровень производительности труда за анализируемый год — показатель выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве.
Индекс же производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве, мы предлагаем рассчитывать по формуле (8):
И8 = И8.1 / И8.2, (8)
где И8 — индекс производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве, — отношение индикатора выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве, за анализируемый год к индикатору выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве, за год, предшествующий анализируемому;
И8.1 — уровень производительности труда анализируемого года — индикатор выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве, за анализируемый год;
И8.2 — уровень производительности труда года, предшествующего анализируемому, — индикатор выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве, за год, предшествующий анализируемому.
Таким образом, уровень общей эффективности осуществления отделами сельского хозяйства полномочий и функций в сфере АПК (У9) мы предлагаем рассчитывать по формуле (9):
, (9)
Индекс же общей эффективности осуществления отделами сельского хозяйства полномочий и функций в сфере АПК (И10) мы предлагаем рассчитывать по формуле (10):
И10 = И2 + (1 – И4) + И6 + И8, (10)
Представленный индекс дает возможность оценить изменение показателей (или уровней) производительности (результативности) труда работников отдела сельского хозяйства; экономичности отдела сельского хозяйства; эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур; производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве (выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве), в динамике значений показателей анализируемого года по сравнению с их значениями в год, предшествующий анализируемому. Соответственно — повышение или понижение общей эффективности управленческой деятельности за анализируемый период (ряд лет), от одного анализируемого года к другому.
Сравнение же значений собственно годовых индикаторов или уровней производительности (результативности) труда работников отдела сельского хозяйства; экономичности отдела сельского хозяйства; эффективности эксплуатации пашни, а также рациональности организации деятельности при выращивании зерновых культур; производительности труда сельскохозяйственных работников, занятых на производстве (выпуска валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного сельскохозяйственного работника, занятого на производстве), а не отношений значений перечисленных индикаторов в анализируемом году к предшествующему (т.е. индексов) позволяет сопоставить общую эффективность управленческой деятельности для конкретного отдела сельского хозяйства внутри отдельных (разных) анализируемых периодов (лет) или для нескольких отделов сельского хозяйства «внутри» одного анализируемого года или по данным разных анализируемых лет.
С использованием приведенных формул (9) и (10) нами были вычислены уровни и индексы общей эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК следующими структурными подразделениями Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области: Алапаевским, Ирбитским, Каменским и Туринским отделами сельского хозяйства.
Результаты применения представленной системы квантитативной оценки эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК перечисленными структурными подразделениями Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области применительно к вычислению уровней общей эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК указывают на то, что наиболее эффективно функционирует Ирбитский отдел сельского хозяйства: в течение всего трехлетнего исследуемого периода Ирбитский отдел сельского хозяйства устойчиво занимает первое место в ряду перечисленных выше отделов сельского хозяйства, опережая при этом Каменский, Алапаевский и Туринский отделы сельского хозяйства соответственно.
Вычисление индексов общей эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК за 2-й и 3-й годы исследуемого периода, а также и в целом за весь обозначенный выше исследуемый период также дает возможность констатировать лидерство в эти периоды Ирбитского отдела сельского хозяйства, который опережает Каменский, Алапаевский и Туринский отделы сельского хозяйства соответственно. Вычисление индексов общей эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК в 1-й и 2-й годы исследуемого периода располагает названные выше отделы сельского хозяйства в последовательности, выстроенной по снижению расчетных значений индексов общей эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК следующим образом: Туринский, Каменский, Ирбитский и Алапаевский отделы сельского хозяйства.
Предложенная система квантитативной оценки эффективности осуществления структурными подразделениями Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области — отделами сельского хозяйства полномочий и функций в сфере АПК на территориях муниципальных образований Среднего Урала, являющегося серединной частью евразийского эконмического пространства, адаптирована к специфике функционирования отделов сельского хозяйства Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. Являясь системой квантитативной оценки эффективности осуществления полномочий и функций в сфере АПК отделами сельского хозяйства Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, она может быть рекомендована при индивидуальной и сравнительной оценке результатов работы отделов сельского хозяйства Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, в том числе и в динамике за ряд анализируемых периодов. Несомненным преимуществом данной системы является то обстоятельство, что для ее применения не потребуется использования дополнительных экономических показателей, помимо тех, что присутствуют в разработанных и утвержденных формах экономической и финансовой отчетности отделов сельского хозяйства Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. |
| |
|
|