| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Степаненко Д. А. доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Рогова И. Н. доцент кафедры международного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Исследование моделей интернационализации системы высшего образования в различных регионах мира позволило выделить факторы конкурентоспособности образовательной политики. В статье представлен обзор инструментов интернационализации образования США, европейских, азиатских и африканских стран, исследованы стратегии выхода на зарубежные рынки российских EdTech компаний. Проведен анализ рынка образовательных услуг стран ЕАЭС и потенциальных участников, сделаны выводы о конкурентоспособности системы высшего образования РФ и дальнейшего ее усиления за счет диверсификации инструментов интернационализации. | Ключевые слова: высшее образование, интернационализация высшего образования, образовательные модели, конкурентоспособность, EdTech компании, евразийская интеграция | УДК 338 Стр: 207 - 210 | Новые геоэкономические и геополитические условия создания многополярного мира требуют формирования устойчивых моделей высшего образования, которые будут служить основой конкурентоспособности государственного устройства и организаций, в рамках государства, поскольку получившие образование постепенно становятся руководящими сотрудниками организаций разных форм собственности. В настоящее время интернационализация высшего образования становится трендом развития национальных интересов взаимодействующих сторон на мировом рынке образования.
В научной литературе вопрос интернационализации высшего образования исследуется относительно недавно, с конца 90-х гг., когда вузы США и Великобритании стали популяризировать свои учебные программы и инструменты, приглашая иностранных студентов на обучение и инициируя разработку международных соглашений об академическом сотрудничестве.
В настоящее время под интернационализацией образования понимают процесс активного внедрения в образовательную практику разных государств международного компонента, являющегося следствием международной интеграции. Интернационализация затрагивает как содержание, так и форму национального образовательного процесса [1].
Вместе с тем, следует сделать акцент на объединении международных аспектов и базовых функций учебного заведения: трансформации политических и организационных процедур, алгоритма академических действий и реализуемых стратегий в международном аспекте.
Особый интерес представляют модели интернационализации высшего образования.
1. Ориентированная на экспорт образования: характерна для развитых стран в целях построения новой образовательной системы. Примерами служат Малайзия и Сингапур.
2. Ориентированная на обеспечение национальных потребностей: используется быстроразвивающимися странами, например, Японией, Кореей и Китаем.
3. Догоняющая модель развития системы образования: отсутствует соответствующая международным стандартам система образования.
Видится, что модель интернационализации высшего образования на пространстве ЕАЭС должна иметь черты всех перечисленных: ориентироваться на экспорт в странах ЕАЭС и потенциальных участников, ориентироваться на национальные потребности в силу значительной территории и богатства ресурсного потенциала, а также активно работать над соответствием международным стандартам с целью поддержания конкурентоспособности.
В работах А.М. Рябининой, М.В. Шугурова, А.М. Канунниковой, Ж.Е. Нургалиевой, И.Г. Салимьяновой, Д.А. Степаненко и др. описаны некоторые особенности интернационализации образования в Евразийском экономическом союзе. Работа А.М. Рябининой посвящена технологиям интернационализации с использованием цифровых инструментов [2]. М.В. Шугуров проводит оценку организационного и правового обеспечения развития компетенций научных и научно-технических кадров с последующей гармонизацией национальных законодательств [3, 4]. А.М. Канунникова в своей работе рассматривает создание единой евразийской образовательной системы на едином рынке труда [5]. Ж.Е. Нургалиева анализирует единое образовательное пространство ЕАЭС и предлагают новые формы сотрудничества, обеспечивающие академическую мобильность [6]. В работе И.Г. Салимьяновой, Д.А. Степаненко интернационализация высшего образования ЕАЭС рассматривается как элемент формирования национальной инновационной экосистемы [7].
К наиболее значимым драйверам развития интернационализации высшего образования в современных условиях можно отнести следующие:
– значительное увеличение объема образовательных услуг на международном рынке на фоне повышения мобильности преподавателей и ученых;
– трансформация образовательной политики интернационализации;
– усиление значимости консультирования в сфере образования;
– глобальная конкуренция на рынке высшего образования;
– диверсификация услуг высшего образования на международном пространстве;
– развитие международных сетевых структур с привлечением малого и среднего бизнеса;
– уход от массовости образования: поиск лучших студентов [8].
Исследование мировой практики привлечения иностранных студентов позволяет выделить факторы конкурентоспособности в системе высшего образования. В работах авторов [9. 10, 11, 12] выделены особенности и направления интернационализации высшего образования в различных регионах, сложившиеся как исторически, так и под воздействием ограничений пандемии COVID19 (табл. 1).
Из таблицы видно, что несмотря на наличие сходства инструментов процесса интернационализации системы образования в различных регионах, можно выделить конкурентные преимущества моделей и образовательной политики интернационализации, которые становятся важнейшим источником национального дохода и эффективным инструментом «мягкой силы».
Таблица 1
Особенности интернационализации высшего образованияРегион | Направления интернационализации |
---|
Страны Азии
(на примере
консервативной
модели) | – основа интернационализации — соответствие высшего образования мировым стандартам качества и обеспечение высоких темпов экономического развития в стране;
– привлечение иностранных студентов и преподавателей, при сохранении своей самобытности и ценностей;
– сотрудничество на межправительственном уровне путем подписания двусторонних соглашений: совместные исследования и обмен студентами и преподавателями;
– расширение сотрудничества с ЮНЕСКО и др. международными организациями, активное участие в разработке образовательных политик, правил, норм и стандартов. | США | – государственная и частная финансовая поддержка высшего образования;
– привлечение зарубежных университетов к реализации односторонних программ помощи;
– экспортирование образовательных услуг и научных исследований, продвижение за счет массовых онлайн курсов или МООК;
– гарантия успешной карьеры выпускников через академическую свободу вузов, прозрачные профессиональные образовательные траектории. | Европейские
страны | – обеспечение высокой технологичности образования при создании международных сетей с привлечением малого и среднего бизнеса;
– создание служб академического обмена (DAAD в Германии, Campus France во Франции, NUFFIC в Нидерландах и Британский совет в Англии) для продвижения национальной системы высшего образования и университетов, консультирование, формирование положительного опыта обучения;
– обеспечение академической мобильности за счет государственных и региональных программ (Erasmus, Nordplus, Lingva и др.);
– Финляндия популяризирует высшее образование через совместный маркетинг и создание новой бизнес-модели привлечения частных инвестиций, упрощение процедур миграции студентов. | Страны
Африки | – публикационная активность совместно с исследователями из индустриальных стран;
– совместные с вузами Северной Америки и Европы программы магистратуры и аспирантуры;
– континентальная траектория развития наиболее старых вузов ЮАР. | Составлено авторами
Для формирования конкурентоспособной модели интернационализации высшего образования евразийских стран можно выделить несколько направлений (на уровне государства и вузов). На данный момент Россотрудничество осуществляет свою деятельность по следующим направлениям [13, 14]:
– сохранение идентичности, самобытности и ценностей российской модели высшего образования;
– развитие программ поддержки и распространения русского языка в мире;
– взаимодействие с согражданами;
– поддержка международного развития и дипломатии.
На уровне вузов:
– разработка и классификация дискрипторов и отраслевых национальных профессиональных стандартов, на основании которых разрабатываются гармонизированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в рамках ЕАЭС;
– разработка механизмов, позволяющих переносить зачетные единицы, квалификации и др. дискрипторы в рамках участников и потенциальных участников ЕАЭС;
– расширение использования современных технологий, инструментов и методов обучения в кросс-культурной среде государств-членов ЕАЭС и потенциальных участников, в том числе путем взаимного обмена лучшими образовательными практиками;
– развитие форм финансирования и софинансирования, как на государственном уровне, так и при расширении возможностей государственно-частного партнерства, в рамках которых предлагается расширять грантовую поддержку развития фундаментальных образовательных компетенций у граждан — членов ЕАЭС, позволяющую не только развивать интернационализацию образования, но и формировать глубокий инновационный задел во многих отраслях народного хозяйства [15, 16].
Для реализации предложенных направлений уже используются следующие инструменты [17].
1. Развитие финансово-экономических инструментов привлечения и удержания иностранных студентов. Сокращение расходов на обучение с использованием стипендий, грантов и др. стимулирующих выплат.
2. Трансформация академических инструментов, направленных на:
– диверсификацию образовательных технологий и перечня программ, учитывающих тенденции глобальной экономики;
– развитие программ и технологий дистанционного образования;
– работа с вузами-партнерами в области увеличения академической мобильности;
– активная маркетинговая кампания, направленная на потенциальных иностранных абитуриентов (олимпиады, краткосрочные программы (летние и зимние школы, studytour, интерлекции, InCulture Fest).
3. Поиск новых возможных партнеров и укрепление действующих международных стратегических соглашений в образовательном пространстве.
4. Диверсификация инструментов привлечения новых студентов с учетом особенностей участников Евразийского союза.
5. Совершенствование методов адаптации и вовлечения иностранных студентов в интернационализированную образовательную среду:
– проведение инструктажа, организацию тьютерства и наставничества в рамках комплексной программы адаптации иностранных студентов;
– создание комфортных условий проживания иностранных студентов в общежитии;
– обеспечение возможностей ознакомления с культурой, традициями и достопримечательностями выбранного региона обучения;
– мониторинг удовлетворенности и успеваемости иностранных студентов условиями проживания и обучения.
В качестве инструмента, обеспечивающего конкурентоспособность образовательной системы Российской Федерации, следует рассмотреть экспансию российских EdTech компаний на зарубежных рынках образовательных услуг. В табл. 2 приведены особенности выхода на зарубежные рынки. Из таблицы видно, что выбор стратегии проникновения зависит от специфики региона.
Исследование структуры иностранных студентов из стран-участниц ЕАЭС позволяет говорить о востребованности и конкурентоспособности российского образования в Евроазиатском пространстве.
В период с 2019 по 2023 гг. число иностранных студентов в РФ увеличилось на 16%. Указ Президента Владимира Путина «О национальных целях развития РФ» содержит новый целевой показатель «увеличение количества иностранных студентов в России к 2030 г. до 500 000 человек».
В табл. 3 представлена характеристика потенциальных рынков образовательных услуг, в том числе структура иностранных абитуриентов в российские вузы в 2022–2024 гг.
Как видно из представленной таблицы, повышению конкурентоспособности модели интернационализации образования в РФ способствует знание русского языка в государствах-участниках ЕврАзЭС, который является не только связующим для проведения деловых контактов, но и основным для распространения образовательных установок.
Проведенное исследование позволило определить модель интернационализации образования с дроблением по уровням формирования, которая позволит повысить конкурентоспособность выпускников высшего образования не только на пространстве ЕАЭС, но и увеличит вероятность создания комфортной учебной среды в государствах, которые станут применять ее, что в результате повысит прибыльность соответствующих территорий, будет способствовать межкультурному и межгосударственному сотрудничеству. Следовательно, будет содействовать выстраиванию многополярного мира на основе принципов гармонизации и рационализации собственных интересов стран-участниц ЕАЭС.
Таблица 2
Сравнительный анализ стратегий выхода российских EdTech компаний на зарубежные рынки образовательных услугКомпания | Страна расширения | Особенности стратегии | Способ проникновения | Модель | Обоснование выбора |
---|
Skillbox | Бразилия | Покупка акций местной компании Mentorama, адаптация образовательных программ под местные требования, сотрудничество с EBAC — запуск асинхронных курсов | Покупка 90% акций Mentorama | Иерархическая (поглощение — brownfield investments) | Быстрый выход на рынок Латинской Америки, получение готовой инфраструктуры и экспертизы. | Алгоритмика | Многие страны | Локализация курсов на различные языки, адаптация контента под региональные образовательные стандарты, стратегия франшиз. | Франшиза | Кооперативная (без инвестиций капитала) | Минимизация рисков и затрат, масштабирование бизнеса за счёт партнёров. | SkyEng | Испания | Адаптация образовательных программ под испанский язык, инвестиции в маркетинг и оплату труда многоязычного персонала. | Адаптация продукта и маркетинга | Экспорт (прямой) | Полный контроль над процессом, прямое взаимодействие с клиентами. | Uchi.ru | Индия | Разработка новой платформы DinoLab, локализация контента и интерфейса, адаптация олимпиад под местные потребности. | Создание новой платформы DinoLab | Иерархическая (создание с нуля дочерней компании — greenfield investments) | Адаптация продукта под специфику индийского рынка, узнаваемость и доверие к новому бренду. | Novakid | Малайзия | Адаптация продукта с учетом культурных и демографических особенностей, формирование локальной команды, сотрудничество с местными маркетинговыми агентствами, акцент на видеоконтенте и социальных сетях. | Адаптация продукта и маркетинга | Экспорт (прямой) | Полный контроль над процессом, учёт культурных особенностей Малайзии. | Яндекс Практикум | США, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Израиль | Демпинг, активная географическая экспансия, перевод курсов на английский, создание нового юридического лица и названия для минимизации культурных и политических рисков. | Демпинг, создание нового бренда TripleTen | Экспорт (прямой) | Быстрое привлечение аудитории, минимизация политических рисков. | Kodland | Многие страны | Переход к онлайн-формату, адаптация и перевод курсов на английский и другие языки, активное масштабирование на международные рынки с учетом культурных особенностей и образовательных стандартов. | Перевод курсов на английский язык, адаптация продукта | Экспорт (прямой) | Масштабирование бизнеса, выход на глобальный рынок. | Интернет Урок | Казахстан | Адаптация образовательного предложения к нуждам казахских школьников, сотрудничество с местными образовательными учреждениями, обучение на русском языке с возможностью получения казахского и русского аттестатов. | Адаптация «Домашней школы» | Экспорт (прямой) | Учёт потребностей казахских школьников, сотрудничество с местными учреждениями. |
Таблица 3
Характеристика потенциальных рынков образовательных услугСтрана | % русско-
говорящих
в стране | Доля школ с русским языком, % | Структура иностранных студентов, поступивших в 23/24 уч. году в РФ на бюджетной основе | Число зачисленных студентов в 2022 году, тыс.чел | Соглашение о взаимном признании и эквивалентности образования |
---|
Беларусь | 85 | 89,70 | 2166 | 11,23 | 24.11.1998 | Казахстан | 84,80 | 46,69 | 1789 | 62 | 24.11.1998 | Киргизия | 90 | 31,96 | 1032 | | 24.11.1998 | Молдова | 80 | 21,26 | | | 3.03.2003 | Узбекистан | 50 | 9,30 | 1641 | 49 | 30.05.2019 | Армения | 80 | 7,98 | | 15,8 | 15.09.2001 | Азербайджан | 70 | 7,42 | | | 23.09.2002 | Таджикистан | 68 | 5,00 | 1965 | 23,4 | 24.11.1998 | Туркменистан | | | | 34,8 | 25.03.2009 | Китай | | | | 34,7 | 26.06.1995 |
|
| |
|
|