Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Степаненко Д. А.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Рогова И. Н.
доцент кафедры международного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Об основах формирования конкурентоспособной модели интернационализации высшего образования в евразийском пространстве
Исследование моделей интернационализации системы высшего образования в различных регионах мира позволило выделить факторы конкурентоспособности образовательной политики. В статье представлен обзор инструментов интернационализации образования США, европейских, азиатских и африканских стран, исследованы стратегии выхода на зарубежные рынки российских EdTech компаний. Проведен анализ рынка образовательных услуг стран ЕАЭС и потенциальных участников, сделаны выводы о конкурентоспособности системы высшего образования РФ и дальнейшего ее усиления за счет диверсификации инструментов интернационализации.
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация высшего образования, образовательные модели, конкурентоспособность, EdTech компании, евразийская интеграция
УДК 338   Стр: 207 - 210

Новые геоэкономические и геополитические условия создания многополярного мира требуют формирования устойчивых моделей высшего образования, которые будут служить основой конкурентоспособности государственного устройства и организаций, в рамках государства, поскольку получившие образование постепенно становятся руководящими сотрудниками организаций разных форм собственности. В настоящее время интернационализация высшего образования становится трендом развития национальных интересов взаимодействующих сторон на мировом рынке образования.
В научной литературе вопрос интернационализации высшего образования исследуется относительно недавно, с конца 90-х гг., когда вузы США и Великобритании стали популяризировать свои учебные программы и инструменты, приглашая иностранных студентов на обучение и инициируя разработку международных соглашений об академическом сотрудничестве.
В настоящее время под интернационализацией образования понимают процесс активного внедрения в образовательную практику разных государств международного компонента, являющегося следствием международной интеграции. Интернационализация затрагивает как содержание, так и форму национального образовательного процесса [1].
Вместе с тем, следует сделать акцент на объединении международных аспектов и базовых функций учебного заведения: трансформации политических и организационных процедур, алгоритма академических действий и реализуемых стратегий в международном аспекте.
Особый интерес представляют модели интернационализации высшего образования.
1. Ориентированная на экспорт образования: характерна для развитых стран в целях построения новой образовательной системы. Примерами служат Малайзия и Сингапур.
2. Ориентированная на обеспечение национальных потребностей: используется быстроразвивающимися странами, например, Японией, Кореей и Китаем.
3. Догоняющая модель развития системы образования: отсутствует соответствующая международным стандартам система образования.
Видится, что модель интернационализации высшего образования на пространстве ЕАЭС должна иметь черты всех перечисленных: ориентироваться на экспорт в странах ЕАЭС и потенциальных участников, ориентироваться на национальные потребности в силу значительной территории и богатства ресурсного потенциала, а также активно работать над соответствием международным стандартам с целью поддержания конкурентоспособности.
В работах А.М. Рябининой, М.В. Шугурова, А.М. Канунниковой, Ж.Е. Нургалиевой, И.Г. Салимьяновой, Д.А. Степаненко и др. описаны некоторые особенности интернационализации образования в Евразийском экономическом союзе. Работа А.М. Рябининой посвящена технологиям интернационализации с использованием цифровых инструментов [2]. М.В. Шугуров проводит оценку организационного и правового обеспечения развития компетенций научных и научно-технических кадров с последующей гармонизацией национальных законодательств [3, 4]. А.М. Канунникова в своей работе рассматривает создание единой евразийской образовательной системы на едином рынке труда [5]. Ж.Е. Нургалиева анализирует единое образовательное пространство ЕАЭС и предлагают новые формы сотрудничества, обеспечивающие академическую мобильность [6]. В работе И.Г. Салимьяновой, Д.А. Степаненко интернационализация высшего образования ЕАЭС рассматривается как элемент формирования национальной инновационной экосистемы [7].
К наиболее значимым драйверам развития интернационализации высшего образования в современных условиях можно отнести следующие:
– значительное увеличение объема образовательных услуг на международном рынке на фоне повышения мобильности преподавателей и ученых;
– трансформация образовательной политики интернационализации;
– усиление значимости консультирования в сфере образования;
– глобальная конкуренция на рынке высшего образования;
– диверсификация услуг высшего образования на международном пространстве;
– развитие международных сетевых структур с привлечением малого и среднего бизнеса;
– уход от массовости образования: поиск лучших студентов [8].
Исследование мировой практики привлечения иностранных студентов позволяет выделить факторы конкурентоспособности в системе высшего образования. В работах авторов [9. 10, 11, 12] выделены особенности и направления интернационализации высшего образования в различных регионах, сложившиеся как исторически, так и под воздействием ограничений пандемии COVID19 (табл. 1).
Из таблицы видно, что несмотря на наличие сходства инструментов процесса интернационализации системы образования в различных регионах, можно выделить конкурентные преимущества моделей и образовательной политики интернационализации, которые становятся важнейшим источником национального дохода и эффективным инструментом «мягкой силы».

Таблица 1
Особенности интернационализации высшего образования
РегионНаправления интернационализации
Страны Азии
(на примере
консервативной
модели)
– основа интернационализации — соответствие высшего образования мировым стандартам качества и обеспечение высоких темпов экономического развития в стране;
– привлечение иностранных студентов и преподавателей, при сохранении своей самобытности и ценностей;
– сотрудничество на межправительственном уровне путем подписания двусторонних соглашений: совместные исследования и обмен студентами и преподавателями;
– расширение сотрудничества с ЮНЕСКО и др. международными организациями, активное участие в разработке образовательных политик, правил, норм и стандартов.
США– государственная и частная финансовая поддержка высшего образования;
– привлечение зарубежных университетов к реализации односторонних программ помощи;
– экспортирование образовательных услуг и научных исследований, продвижение за счет массовых онлайн курсов или МООК;
– гарантия успешной карьеры выпускников через академическую свободу вузов, прозрачные профессиональные образовательные траектории.
Европейские
страны
– обеспечение высокой технологичности образования при создании международных сетей с привлечением малого и среднего бизнеса;
– создание служб академического обмена (DAAD в Германии, Campus France во Франции, NUFFIC в Нидерландах и Британский совет в Англии) для продвижения национальной системы высшего образования и университетов, консультирование, формирование положительного опыта обучения;
– обеспечение академической мобильности за счет государственных и региональных программ (Erasmus, Nordplus, Lingva и др.);
– Финляндия популяризирует высшее образование через совместный маркетинг и создание новой бизнес-модели привлечения частных инвестиций, упрощение процедур миграции студентов.
Страны
Африки
– публикационная активность совместно с исследователями из индустриальных стран;
– совместные с вузами Северной Америки и Европы программы магистратуры и аспирантуры;
– континентальная траектория развития наиболее старых вузов ЮАР.
Составлено авторами

Для формирования конкурентоспособной модели интернационализации высшего образования евразийских стран можно выделить несколько направлений (на уровне государства и вузов). На данный момент Россотрудничество осуществляет свою деятельность по следующим направлениям [13, 14]:
– сохранение идентичности, самобытности и ценностей российской модели высшего образования;
– развитие программ поддержки и распространения русского языка в мире;
– взаимодействие с согражданами;
– поддержка международного развития и дипломатии.
На уровне вузов:
– разработка и классификация дискрипторов и отраслевых национальных профессиональных стандартов, на основании которых разрабатываются гармонизированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в рамках ЕАЭС;
– разработка механизмов, позволяющих переносить зачетные единицы, квалификации и др. дискрипторы в рамках участников и потенциальных участников ЕАЭС;
– расширение использования современных технологий, инструментов и методов обучения в кросс-культурной среде государств-членов ЕАЭС и потенциальных участников, в том числе путем взаимного обмена лучшими образовательными практиками;
– развитие форм финансирования и софинансирования, как на государственном уровне, так и при расширении возможностей государственно-частного партнерства, в рамках которых предлагается расширять грантовую поддержку развития фундаментальных образовательных компетенций у граждан — членов ЕАЭС, позволяющую не только развивать интернационализацию образования, но и формировать глубокий инновационный задел во многих отраслях народного хозяйства [15, 16].
Для реализации предложенных направлений уже используются следующие инструменты [17].
1. Развитие финансово-экономических инструментов привлечения и удержания иностранных студентов. Сокращение расходов на обучение с использованием стипендий, грантов и др. стимулирующих выплат.
2. Трансформация академических инструментов, направленных на:
– диверсификацию образовательных технологий и перечня программ, учитывающих тенденции глобальной экономики;
– развитие программ и технологий дистанционного образования;
– работа с вузами-партнерами в области увеличения академической мобильности;
– активная маркетинговая кампания, направленная на потенциальных иностранных абитуриентов (олимпиады, краткосрочные программы (летние и зимние школы, studytour, интерлекции, InCulture Fest).
3. Поиск новых возможных партнеров и укрепление действующих международных стратегических соглашений в образовательном пространстве.
4. Диверсификация инструментов привлечения новых студентов с учетом особенностей участников Евразийского союза.
5. Совершенствование методов адаптации и вовлечения иностранных студентов в интернационализированную образовательную среду:
– проведение инструктажа, организацию тьютерства и наставничества в рамках комплексной программы адаптации иностранных студентов;
– создание комфортных условий проживания иностранных студентов в общежитии;
– обеспечение возможностей ознакомления с культурой, традициями и достопримечательностями выбранного региона обучения;
– мониторинг удовлетворенности и успеваемости иностранных студентов условиями проживания и обучения.
В качестве инструмента, обеспечивающего конкурентоспособность образовательной системы Российской Федерации, следует рассмотреть экспансию российских EdTech компаний на зарубежных рынках образовательных услуг. В табл. 2 приведены особенности выхода на зарубежные рынки. Из таблицы видно, что выбор стратегии проникновения зависит от специфики региона.
Исследование структуры иностранных студентов из стран-участниц ЕАЭС позволяет говорить о востребованности и конкурентоспособности российского образования в Евроазиатском пространстве.
В период с 2019 по 2023 гг. число иностранных студентов в РФ увеличилось на 16%. Указ Президента Владимира Путина «О национальных целях развития РФ» содержит новый целевой показатель «увеличение количества иностранных студентов в России к 2030 г. до 500 000 человек».
В табл. 3 представлена характеристика потенциальных рынков образовательных услуг, в том числе структура иностранных абитуриентов в российские вузы в 2022–2024 гг.
Как видно из представленной таблицы, повышению конкурентоспособности модели интернационализации образования в РФ способствует знание русского языка в государствах-участниках ЕврАзЭС, который является не только связующим для проведения деловых контактов, но и основным для распространения образовательных установок.
Проведенное исследование позволило определить модель интернационализации образования с дроблением по уровням формирования, которая позволит повысить конкурентоспособность выпускников высшего образования не только на пространстве ЕАЭС, но и увеличит вероятность создания комфортной учебной среды в государствах, которые станут применять ее, что в результате повысит прибыльность соответствующих территорий, будет способствовать межкультурному и межгосударственному сотрудничеству. Следовательно, будет содействовать выстраиванию многополярного мира на основе принципов гармонизации и рационализации собственных интересов стран-участниц ЕАЭС.

Таблица 2
Сравнительный анализ стратегий выхода российских EdTech компаний на зарубежные рынки образовательных услуг
КомпанияСтрана расширенияОсобенности стратегииСпособ проникновенияМодельОбоснование выбора
SkillboxБразилияПокупка акций местной компании Mentorama, адаптация образовательных программ под местные требования, сотрудничество с EBAC — запуск асинхронных курсовПокупка 90% акций MentoramaИерархическая (поглощение — brownfield investments)Быстрый выход на рынок Латинской Америки, получение готовой инфраструктуры и экспертизы.
АлгоритмикаМногие страныЛокализация курсов на различные языки, адаптация контента под региональные образовательные стандарты, стратегия франшиз.ФраншизаКооперативная (без инвестиций капитала)Минимизация рисков и затрат, масштабирование бизнеса за счёт партнёров.
SkyEngИспанияАдаптация образовательных программ под испанский язык, инвестиции в маркетинг и оплату труда многоязычного персонала.Адаптация продукта и маркетингаЭкспорт (прямой)Полный контроль над процессом, прямое взаимодействие с клиентами.
Uchi.ruИндияРазработка новой платформы DinoLab, локализация контента и интерфейса, адаптация олимпиад под местные потребности.Создание новой платформы DinoLabИерархическая (создание с нуля дочерней компании — greenfield investments)Адаптация продукта под специфику индийского рынка, узнаваемость и доверие к новому бренду.
NovakidМалайзияАдаптация продукта с учетом культурных и демографических особенностей, формирование локальной команды, сотрудничество с местными маркетинговыми агентствами, акцент на видеоконтенте и социальных сетях.Адаптация продукта и маркетингаЭкспорт (прямой)Полный контроль над процессом, учёт культурных особенностей Малайзии.
Яндекс ПрактикумСША, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, ИзраильДемпинг, активная географическая экспансия, перевод курсов на английский, создание нового юридического лица и названия для минимизации культурных и политических рисков.Демпинг, создание нового бренда TripleTenЭкспорт (прямой)Быстрое привлечение аудитории, минимизация политических рисков.
KodlandМногие страныПереход к онлайн-формату, адаптация и перевод курсов на английский и другие языки, активное масштабирование на международные рынки с учетом культурных особенностей и образовательных стандартов.Перевод курсов на английский язык, адаптация продуктаЭкспорт (прямой)Масштабирование бизнеса, выход на глобальный рынок.
Интернет УрокКазахстанАдаптация образовательного предложения к нуждам казахских школьников, сотрудничество с местными образовательными учреждениями, обучение на русском языке с возможностью получения казахского и русского аттестатов.Адаптация «Домашней школы»Экспорт (прямой)Учёт потребностей казахских школьников, сотрудничество с местными учреждениями.

Таблица 3
Характеристика потенциальных рынков образовательных услуг
Страна% русско-
говорящих
в стране
Доля школ с русским языком, %Структура иностранных студентов, поступивших в 23/24 уч. году в РФ на бюджетной основеЧисло зачисленных студентов в 2022 году, тыс.челСоглашение о взаимном признании и эквивалентности образования
Беларусь8589,70216611,2324.11.1998
Казахстан84,8046,6917896224.11.1998
Киргизия9031,961032 24.11.1998
Молдова8021,26  3.03.2003
Узбекистан509,3016414930.05.2019
Армения807,98 15,815.09.2001
Азербайджан707,42  23.09.2002
Таджикистан685,00196523,424.11.1998
Туркменистан   34,825.03.2009
Китай   34,726.06.1995


Список использованных источников:
1. Интернационализация образования и ее роль в глобальном развитии // ИМЭС. — 15.08.2023 г. URL: https://imes.su/press-tsentr/stati/item/1683-internatsionalizatsiya-obrazovaniya-i-ee-rol-v-globalnom-razvitii (дата обращения: 01.05.2024).
2. Рябинина А.М. Технологии интернационализации высшего образования в современных условиях // Государственное управление. Электронный вестник. — 2022. — № 94. — С. 225–246.
3. Шугуров М.В. Научно-образовательная интеграция ЕАЭС как фактор технологической модернизации: правовые и организационные вопросы / М.В. Шугуров, И.В. Шугурова // Международное право и международные организации. — 2020. — № 3. — С. 37–68.
4. Шугуров М.В. Формирование модели научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС: теоретические и методологические аспекты // Политика и общество. — 2020. — № 4. — С. 50–81.
5. Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т.15. — № 2.
6. Нургалиева Ж.Е. Модель развития высшего образования в Евразийском Экономическом Союзе / Ж.Е. Нургалиева, А.Ж. Турегельдинова // Вестник университета Туран. — 2018. — № 1(77). — С. 266–271.
7. Салимьянова И.Г. Инновационная экосистема в развитии евразийской интеграции / И.Г. Салимьянова, Д.А. Степаненко // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — Т. 2, № 3. — С. 152–156.
8. Рогова И.Н. Управление развитием образования в сфере подготовки управленческих кадров и менеджеров /И.Н. Рогова, В.В. Андронатий // Журнал правовых и экономических исследований. — 2022. — № 4. — С. 276–283.
9. Андронатий В.В. К вопросу о приоритетах развития и конкурентоспособности отечественной системы образования / В.В. Андронатий, И.Н. Рогова // Журнал правовых и экономических исследований. — 2024. — №1. — С.277–283.
10. Зарембо В.Е. Потенциал экспорта образовательных технологий для развития производственного комплекса стран Африки / В.Е. Зарембо, Д.А. Степаненко // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Cборник статей по итогам XVIII национальной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 28–29 сентября 2023 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. — С. 186–191.
11. De Wit, H., & Altbach, P. G. Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for Its Future. Policy Reviews in Higher Education, 2021, p. 28–46. URL: https://doi.org/10.1080/23322969.2020.1820898 (дата обращения 07.05.2024).
12. Zarembo, V.E. Digital Onboarding of Russian Higher Education under Pandemic / V.E. Zarembo, D. A. Stepanenko // Education & Research During COVID19 : International Reports & Essays, Vienna, Austria, 01 января — 31 2021 года. Vol. 9. — Vienna, Austria: ΙAFeS — International Association for eScience, 2021. — P. 173–177.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). — Текст: электронный // Консультант- Плюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/168256bdcb9538e86c8375f663d57802eac03dcf/b (дата обращения 10.05.2024)
14. Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства» — URL: https://base.garant.ru/73518662/ (дата обращения: 01.05.2024).
15. ЕЭК и ВШЭ на ПМЭФ подписали программу сотрудничества на 2023–2024 годы // ЕЭК. 16.06.2023. URL: https://eec.eaeunion.org/news/eek-i-vshe-na-pmef-podpisali-programmu-sotrudnichestva-na-2023–2024-gody/?sphrase_id=294351 (дата обращения: 12.04.2024)
16. В российских вузах обучается почти 356 000 иностранцев, и их становится больше // Ведомости. — 27.05.2024. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/05/27/1039611-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-pochti-356–000-inostrantsev (дата обращения: 29.05.2024).
17. Приоритет 2030. Лидерами становятся — URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 01.05.2024)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия