Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Карпова Г. В.
профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета,
доктор экономических наук

Судова Т. Л.
профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета,
доктор экономических наук

Ширшикова М. С.
старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета


Отношение студентов-медиков к своему здоровью как к капиталу
В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления здоровья студентов-медиков. Представлены результаты исследования: образ жизни студентов-медиков и их отношение к своему здоровью как к капиталу.
Ключевые слова: здоровье, капитал здоровья, человеческий капитал, инвестиции в капитал здоровья, оценка капитала здоровья
УДК 330.117; ББК 65.010.1   Стр: 214 - 219

Для любого развивающегося общества необходимо: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» [1]. Чтобы общество действительно стало устойчивым и процветающим, его создатели должны обладать качественным человеческим капиталом — запасом здоровья, знаний, умений, мотиваций и т.д. «Всестороннее развитие здорового общественного индивида выступает в качестве основного устоя производства и богатства, здоровье — это величайшая общественная и личная ценность, источник «возвышенной духовной деятельности»« [2].
Многочисленные исследования здоровья студентов, проводимые в разные годы [3, 4, 5, 6, 7, 8], подтверждают актуальность предмета исследования и, к сожалению, приводят к выводу о том, что ситуация далека от оптимальной. Похожие результаты были получены и в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете (СПбГПМУ) в разные годы [9, 10, 11, 12, 13]. «...российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и приумножать, чтобы в перспективе он принес свои „дивиденды“. Молодые люди уверенно считают здоровье первым в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого „капитала“» [14].
Проведенное в 2023–24 гг. исследование. среди студентов-медиков СПбГПМУ подтверждает это. В исследовании приняли участие 500 студентов 1 курса педиатрического факультета в возрасте от 17 до 29 лет. Основной массив респондентов можно разделить на три возрастные группы: 18 лет (61,2%), 19 лет (27,4%), остальные (11,4%). Гендерный состав респондентов: 75,6% — женщины, 24,4% — мужчины. Две трети студентов (62,5%) обучаются на бюджетной основе, 37,5% — на коммерческой.
Для проведения исследования была разработана специальная анкета «Капитал здоровья студентов», состоящая из нескольких разделов: «Здоровье», «Образ жизни», «Капитал здоровья». Для выяснения общей демографической характеристики студентов в анкету были включены следующие вопросы: курс, возраст, пол, форма обучения.
Вопросы, включенные в раздел «Здоровье», были направлены на то, чтобы узнать, как студенты-медики сами оценивают свое здоровье и насколько удовлетворены своим физическим состоянием. Вопросы раздела «Образ жизни» дали сведения о режиме дня студента на данный момент, их отношение к физическим нагрузкам, и, главное, какие факторы мешают студенту-медику вести здоровый образ жизни [11]. Ответы на вопросы раздела «Капитал здоровья» должны были показать, какой смысл вкладывают студенты в понятие «капитал здоровья», рассматривают ли они собственное здоровье как капитал (актив, способный приносить доходы), можно ли измерить капитал здоровья и каким образом можно в него инвестировать, способствует ли деятельность врача накоплению его личного капитала здоровья и т.д.
Анализ ответов на вопросы первого раздела показал, что большинство студентов (а это 60,17%) считают свое здоровье хорошим, 9,16% — отличным. И относят состояние своего здоровье к I-м и II-м группам здоровья, как юноши, так и девушки (рис.1).
Рис. 1. Группы здоровья студентов-медиков (%)

Данный факт подтверждают и другие ответы раздела «Здоровье» (рис. 2, 3, 4, 5). Как и в прошлые годы (по данным ранее проведенных исследований) большая половина студентов-медиков [12]:
– не имеют хронических заболеваний;
– не состоят на диспансерном учете;
– редко болеют респираторными заболеваниями;
– обращаются в медицинские учреждения только по необходимости.
Результаты исследования показывают, что студенты-медики высоко оценивают состояние своего здоровья [12], но при этом около 40% наблюдают его ухудшение (из которых 41% — девушки). Причины, которые ухудшают здоровье студентов-медиков представлены в таблице 1.

Таблица 1
Причины, которые ухудшают здоровье студентов-медиков (%)
ПричиныВсего
студентов
Из них:
МужчиныЖенщины
Неправильный режим дня38,532,339,7
Неправильное питание28,517,829,7
Высокая умственная нагрузка18,11419,2
Плохие условия проживания5,417,11,7
Другое9,518,89,7
Итого:100100100
Рис. 2. Ответы на вопрос «Имеешь ли ты хронические заболевания?»
Рис. 3. Ответы на вопрос «Состоишь ли ты на диспансерном учете»?
Рис. 4. Ответы на вопрос «Как часто ты болеешь респираторными заболеваниями?»
Рис. 5. Ответы на вопрос «Как часто ты обращаешься в медицинские учреждения?»

Как видно из табл. 1, главными причинами, ухудшающими здоровье, студенты-медики считают неправильный режим дня (38,5%) и питание (28,5%). Среди «Других» причин были указаны: климатические условия Санкт-Петербурга и вредные привычки, обучение в университете. Вредные привычки и их наличие в собственной жизни, представлены на рис.6.


Рис. 6. Вредные привычки и их наличие в собственной жизни студентов-медиков (%)

Как видно из рис.6, студенты понимают, что именно плохо сказывается на их здоровье, но подтверждают присутствие этих негативных факторов и событий в своей жизни. Также анализ ответов показал, что наиболее значимы для студентов факторы, связаны: с недосыпанием (86,8% спят менее 8 часов в сутки); неправильным и нерегулярным питанием (соблюдают режим питания только 2%); с длительным нахождением за компьютером (регулярно занимаются физической культурой — 25,7%, большая часть из которых мужчины).
То, что обучение в университете способствует ухудшению состояния здоровья студентов, подтверждают и другие исследования [3–14].
На вопрос «Что ты делаешь, чтобы укрепить свое здоровье?» ответ дали только 61,6% студентов. Треть студентов (40,6% из которых мужчины) ведут активный образ жизни: регулярно занимаются спортом, закаляются, принимают витамины и т.д. 6,9% опрошенных ответили, что ничего для этого не делают, 31,5% вообще проигнорировали данный вопрос. Ответы студентов представлены в табл. 2.

Таблица 2
Ответы студентов на вопрос «Что ты делаешь, чтобы укрепить свое здоровье?» (%)
ПричиныВсего
студентов
Из них:
МужчиныЖенщины
Физические упражнения, спорт32,240,631,1
Сон11,413,511,1
Прогулки на свежем воздухе14,516,214,3
Режим дня7,35,47,5
Правильное питание23,016,223,9
Витамины8,55,48,9
ЗОЖ0,92,70,7
Обращение к врачу0,60,00,7
Закаливание1,60,01,8
Итого:100100100

Естественно, есть факторы, которые мешают вести здоровый образ жизни. Ответы студентов-медиков представлены в табл. 3. Основными факторами, студенты назвали: нехватка времени и денег, высокая загруженность обучением в университете, необходимость подрабатывать, а также лень, усталость и отсутствие мотивации. Часть студентов указала отсутствие сил и депрессивное состояние, так как находятся в постоянном состоянии стресса, недосыпания, недоедания и т.д.

Таблица 3
Ответы студентов-медиков на вопрос «Перечислите факторы, которые мешают тебе вести здоровый образ жизни?» (%)
ФакторыВсего
студентов
Из них:
МужчиныЖенщины
Лень, отсутствие мотивации15,822,914,4
Нехватка времени20,320,020,3
Нехватка денег2,32,92,1
Вредные привычки2,38,61,1
Плохое питание0,500,5
Социум0,901,1
Недостаток сна9,02,910,2
Режим дня11,38,611,8
Обучение в университете36,934,337,4
Необходимость работать0,701,1
Итого:100100100

Однако при этом, большинство студентов не могут дать однозначного ответа, что входит в состав капитала здоровья человека. 45,6% студентов при ответе на этот вопрос, дали определение здоровья Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [15, 16].
Вторая группа студентов (46%) связывает состав капитала здоровья с образом жизни человека: спорт, правильное питание, ЗОЖ, правильные привычки, соответствующие знания и желание быть здоровым. Оставшиеся студенты (8,4%) включили в состав капитала здоровья внешние факторы: экология и условия проживания, генетика и крепкий иммунитет, действия врачей по поддержанию здоровья человека (витамины, регулярное посещение медицинских учреждений). Распределение ответов на вопрос «Что может входить в состав капитала здоровья человека?» представлено на рис. 11.
Рис. 7. Ответы на вопрос «Можно ли измерять капитал здоровья?»
Рис. 8. Ответы на вопрос «Можно ли увеличить капитал здоровья за счет инвестиций?»
Рис. 9. Ответы на вопрос «Зависит ли индивидуальный капитал здоровья от возраста человека?»
Рис. 10. Ответы на вопрос «Оказывает ли капитал здоровья населения влияние на экономическое развитие страны?»
Рис. 11. Ответы на вопрос «Что может входить в состав капитала здоровья человека?» (%)

При ответе на вопрос, кто должен инвестировать в капитал здоровья человека, студенты-медики, решили переложить ответственность на административные органы: 36% ответили, что основным инвестором в человека является государство; 26,8% — сфера здравоохранения и врачи; и только 35,2% дали ответ, что за свое здоровье ответственен — сам человек. Также были получены иные ответы (2%): родители, население, пациенты, работодатели, реклама, спортивные магазины, учебные заведения. На вопрос «Какие мероприятия университета формируют капитал здоровья студента?» были получены достаточно разнообразные ответы (табл. 4).

Таблица 4
Распределение студентов по результатам ответов на вопрос: «Какие мероприятия университета формируют капитал здоровья студента?» (чел.)
Мероприятия университетаВсего
студентов
Из них:
МужчиныЖенщины
Занятия физкультурой822359
Спортивные секции и оздоровительные мероприятия681553
Диспансеризация, медосмотры, обследование, донорство43439
Психологическая помощь817
Профилактические мероприятия (лекции, дни здоровья, диагностика, информирование)801367
Рис. 12. Ответы студентов-медиков на вопрос «Профессиональная деятельность врача способствует накоплению его личного капитала здоровья?» (%)

Так как участники исследования — будущие медицинские работники, анализ ответов на вопросы интересен для их будущей профессиональной деятельности. Больше половины студентов (64,8%) считают, что профессиональная деятельность врача способствует накоплению личного капитала здоровья. Ответы студентов на этот вопрос представлены на рис. 12.
Студенты указывают, что существуют риски для формирования капитала здоровья врача. Их можно разделить на две группы: условия работы и действия самого врача. Ответы студентов представлены в табл. 5.

Таблица 5
Распределение студентов по результатам ответов на вопрос: «Какие риски для формирования капитала здоровья врача вы можете назвать?» (чел.)
Риски, связанные с условиями работы врачаКоличество ответовРиски, связанные с действиями самого врачаКоличество ответов
Взаимодействие с пациентами58Вредные привычки13
Стрессовые ситуации84Недосыпание42
Опасные условия труда61Плохое питание8
Переработка73Эмоциональное выгорание79

Студенчество является большой социально-демографической группой населения России, которое пополнит ряды трудоспособного населения в ближайшие годы. На данный момент состояние здоровья студентов-медиков нельзя назвать идеальным, за время обучения в университете наблюдается его ухудшение. В основном это явление вызвано не только неправильным режимом дня, сколько тем, что студенты не умеют рационально распределять периоды труда и отдыха, мало или совсем не уделяют время на занятия спортом, а также наличием вредных привычек.
Проведенное исследование также показало, что студенты-медики — будущие педиатры, которые будут призваны сохранять здоровье малышей и помогать родителям накапливать капитал здоровья ребенка, не имеют ясного представления, что является капиталом здоровья и что входит в его состав, какие есть способы инвестирования и т.д. Создается знакомая всем ситуация: «сапожник без сапог» [9, 10]. К тому же более половины студентов перекладывают ответственность за инвестирование в здоровье на государство и медицинские службы. Мероприятий, проводимых университетом по укреплению здоровья недостаточно, требуется целевая программа, направленная на бóльшую информированность студентов-медиков о капитале здоровья и инвестировании в него. И тогда будет решаться одна из приоритетных задач Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года — «укрепление капитала здоровья населения и создания условий для ведения здорового образа жизни» [17].


Список использованных источников:
1. Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте // https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/health/
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Мысль. — 1999. — с.30–31.
3. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы его определяющие // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. — 2017. — Т. 25. — №2. — с. 303–315.
4. Соколова Т.М., Русьянова Т.Н. Влияние учебной деятельности на состояние здоровья студентов средних профессиональных и высших учебных заведений // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №1 (115). https://research-journal.org/archive/1–115–2022-january/vliyanie-uchebnoj-deyatelnosti-na-sostoyanie-zdorovya-studentov-srednix-professionalnyx-i-vysshix-uchebnyx-zavedenij
5. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н. Оценка социально-гигиенических факторов, влияющих на состояние здоровья и заболеваемость студентов ВУЗов // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». — 2024. — 70(2). — 7. http://vestnik.mednet.ru/content/view/1587/27/lang,ru/
6. Ивахненко Г.А. История исследований здоровья студентов в России: социологический анализ // Социология медицины. — 2021. — Т. 20. — №1. — с. 21–28.
7. Егорычев А.О., Пенцик Б.Н., Бондаренко К.А., Смирнова Ю.А. Здоровье студентов с позиции профессионализма // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — с. 53.
8. Казаченок Ю.В. Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. — 2011. — № 13(320). — с. 52–55.
9. Микиртичан Г.Л., Акимова С.Л., Лихтшангоф А.З., Бугреева Е.А. Врачи-педиатры: состояние здоровья и образ жизни // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. — 2011. — Т. 90. — №6. — с. 143–146. //https://elibrary.ru/item.asp?id=17050521
10. Микиртичан Г.Л., Акимова С.Л., Лихтшангоф А.З. Будущие педиатры: состояние здоровья и образ жизни // Вопросы практической педиатрии. — 2012. — Т.7. — №2. — с. 25–29. https://elibrary.ru/item.asp?id=17753787
11. Ширшикова М.С. Медико-социальная характеристика студентов — будущих педиатров // Медицина: теория и практика. — 2019. — Т. 4. — №S. — с. 621–622. https://elibrary.ru/item.asp?id=39199368
12. Ширшикова М.С. Состояние здоровья студентов — будущих педиатров //Медицина и организация здравоохранения. — 2020. — Т. 5. — №1. — с. 41–52. https://elibrary.ru/item.asp?id=43003775 https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-studentov-buduschih-pediatrov
13. Мигура ТМ. Медико-социальное исследование состояния здоровья, условий и образа жизни современных студентов. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — СПб. — 2000.
14. Макеева Е.В., Нагайцева И.Ф. Формирование здорового образа жизни у студентов // Наука-2020. — 2019. — 2(27). — с. 5–10. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292618
15. Карпова Г.В., Судова Т.Л., Ширшикова М.С. Капитал здоровья и его измерение // Проблемы современной экономики. — 2023. — № 2 (86). — с. 36–41. https://elibrary.ru/item.asp?id=54336297
16. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения. https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf
17. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия