| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Карпова Г. В. профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета,
доктор экономических наук Судова Т. Л. профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета,
доктор экономических наук Ширшикова М. С. старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета
| |
| | В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления здоровья студентов-медиков. Представлены результаты исследования: образ жизни студентов-медиков и их отношение к своему здоровью как к капиталу. | Ключевые слова: здоровье, капитал здоровья, человеческий капитал, инвестиции в капитал здоровья, оценка капитала здоровья | УДК 330.117; ББК 65.010.1 Стр: 214 - 219 | Для любого развивающегося общества необходимо: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» [1]. Чтобы общество действительно стало устойчивым и процветающим, его создатели должны обладать качественным человеческим капиталом — запасом здоровья, знаний, умений, мотиваций и т.д. «Всестороннее развитие здорового общественного индивида выступает в качестве основного устоя производства и богатства, здоровье — это величайшая общественная и личная ценность, источник «возвышенной духовной деятельности»« [2].
Многочисленные исследования здоровья студентов, проводимые в разные годы [3, 4, 5, 6, 7, 8], подтверждают актуальность предмета исследования и, к сожалению, приводят к выводу о том, что ситуация далека от оптимальной. Похожие результаты были получены и в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете (СПбГПМУ) в разные годы [9, 10, 11, 12, 13]. «...российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и приумножать, чтобы в перспективе он принес свои „дивиденды“. Молодые люди уверенно считают здоровье первым в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого „капитала“» [14].
Проведенное в 2023–24 гг. исследование. среди студентов-медиков СПбГПМУ подтверждает это. В исследовании приняли участие 500 студентов 1 курса педиатрического факультета в возрасте от 17 до 29 лет. Основной массив респондентов можно разделить на три возрастные группы: 18 лет (61,2%), 19 лет (27,4%), остальные (11,4%). Гендерный состав респондентов: 75,6% — женщины, 24,4% — мужчины. Две трети студентов (62,5%) обучаются на бюджетной основе, 37,5% — на коммерческой.
Для проведения исследования была разработана специальная анкета «Капитал здоровья студентов», состоящая из нескольких разделов: «Здоровье», «Образ жизни», «Капитал здоровья». Для выяснения общей демографической характеристики студентов в анкету были включены следующие вопросы: курс, возраст, пол, форма обучения.
Вопросы, включенные в раздел «Здоровье», были направлены на то, чтобы узнать, как студенты-медики сами оценивают свое здоровье и насколько удовлетворены своим физическим состоянием. Вопросы раздела «Образ жизни» дали сведения о режиме дня студента на данный момент, их отношение к физическим нагрузкам, и, главное, какие факторы мешают студенту-медику вести здоровый образ жизни [11]. Ответы на вопросы раздела «Капитал здоровья» должны были показать, какой смысл вкладывают студенты в понятие «капитал здоровья», рассматривают ли они собственное здоровье как капитал (актив, способный приносить доходы), можно ли измерить капитал здоровья и каким образом можно в него инвестировать, способствует ли деятельность врача накоплению его личного капитала здоровья и т.д.
Анализ ответов на вопросы первого раздела показал, что большинство студентов (а это 60,17%) считают свое здоровье хорошим, 9,16% — отличным. И относят состояние своего здоровье к I-м и II-м группам здоровья, как юноши, так и девушки (рис.1). | |  | Рис. 1. Группы здоровья студентов-медиков (%) | Данный факт подтверждают и другие ответы раздела «Здоровье» (рис. 2, 3, 4, 5). Как и в прошлые годы (по данным ранее проведенных исследований) большая половина студентов-медиков [12]:
– не имеют хронических заболеваний;
– не состоят на диспансерном учете;
– редко болеют респираторными заболеваниями;
– обращаются в медицинские учреждения только по необходимости.
Результаты исследования показывают, что студенты-медики высоко оценивают состояние своего здоровья [12], но при этом около 40% наблюдают его ухудшение (из которых 41% — девушки). Причины, которые ухудшают здоровье студентов-медиков представлены в таблице 1.
Таблица 1
Причины, которые ухудшают здоровье студентов-медиков (%)Причины | Всего
студентов | Из них: |
---|
Мужчины | Женщины |
---|
Неправильный режим дня | 38,5 | 32,3 | 39,7 | Неправильное питание | 28,5 | 17,8 | 29,7 | Высокая умственная нагрузка | 18,1 | 14 | 19,2 | Плохие условия проживания | 5,4 | 17,1 | 1,7 | Другое | 9,5 | 18,8 | 9,7 | Итого: | 100 | 100 | 100 |
| |  | Рис. 2. Ответы на вопрос «Имеешь ли ты хронические заболевания?» | |  | Рис. 3. Ответы на вопрос «Состоишь ли ты на диспансерном учете»? | |  | Рис. 4. Ответы на вопрос «Как часто ты болеешь респираторными заболеваниями?» | |  | Рис. 5. Ответы на вопрос «Как часто ты обращаешься в медицинские учреждения?» | Как видно из табл. 1, главными причинами, ухудшающими здоровье, студенты-медики считают неправильный режим дня (38,5%) и питание (28,5%). Среди «Других» причин были указаны: климатические условия Санкт-Петербурга и вредные привычки, обучение в университете. Вредные привычки и их наличие в собственной жизни, представлены на рис.6.

Рис. 6. Вредные привычки и их наличие в собственной жизни студентов-медиков (%)
Как видно из рис.6, студенты понимают, что именно плохо сказывается на их здоровье, но подтверждают присутствие этих негативных факторов и событий в своей жизни. Также анализ ответов показал, что наиболее значимы для студентов факторы, связаны: с недосыпанием (86,8% спят менее 8 часов в сутки); неправильным и нерегулярным питанием (соблюдают режим питания только 2%); с длительным нахождением за компьютером (регулярно занимаются физической культурой — 25,7%, большая часть из которых мужчины).
То, что обучение в университете способствует ухудшению состояния здоровья студентов, подтверждают и другие исследования [3–14].
На вопрос «Что ты делаешь, чтобы укрепить свое здоровье?» ответ дали только 61,6% студентов. Треть студентов (40,6% из которых мужчины) ведут активный образ жизни: регулярно занимаются спортом, закаляются, принимают витамины и т.д. 6,9% опрошенных ответили, что ничего для этого не делают, 31,5% вообще проигнорировали данный вопрос. Ответы студентов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Ответы студентов на вопрос «Что ты делаешь, чтобы укрепить свое здоровье?» (%)Причины | Всего
студентов | Из них: |
---|
Мужчины | Женщины |
---|
Физические упражнения, спорт | 32,2 | 40,6 | 31,1 | Сон | 11,4 | 13,5 | 11,1 | Прогулки на свежем воздухе | 14,5 | 16,2 | 14,3 | Режим дня | 7,3 | 5,4 | 7,5 | Правильное питание | 23,0 | 16,2 | 23,9 | Витамины | 8,5 | 5,4 | 8,9 | ЗОЖ | 0,9 | 2,7 | 0,7 | Обращение к врачу | 0,6 | 0,0 | 0,7 | Закаливание | 1,6 | 0,0 | 1,8 | Итого: | 100 | 100 | 100 |
Естественно, есть факторы, которые мешают вести здоровый образ жизни. Ответы студентов-медиков представлены в табл. 3. Основными факторами, студенты назвали: нехватка времени и денег, высокая загруженность обучением в университете, необходимость подрабатывать, а также лень, усталость и отсутствие мотивации. Часть студентов указала отсутствие сил и депрессивное состояние, так как находятся в постоянном состоянии стресса, недосыпания, недоедания и т.д.
Таблица 3
Ответы студентов-медиков на вопрос «Перечислите факторы, которые мешают тебе вести здоровый образ жизни?» (%)Факторы | Всего
студентов | Из них: |
---|
Мужчины | Женщины |
---|
Лень, отсутствие мотивации | 15,8 | 22,9 | 14,4 | Нехватка времени | 20,3 | 20,0 | 20,3 | Нехватка денег | 2,3 | 2,9 | 2,1 | Вредные привычки | 2,3 | 8,6 | 1,1 | Плохое питание | 0,5 | 0 | 0,5 | Социум | 0,9 | 0 | 1,1 | Недостаток сна | 9,0 | 2,9 | 10,2 | Режим дня | 11,3 | 8,6 | 11,8 | Обучение в университете | 36,9 | 34,3 | 37,4 | Необходимость работать | 0,7 | 0 | 1,1 | Итого: | 100 | 100 | 100 |
Однако при этом, большинство студентов не могут дать однозначного ответа, что входит в состав капитала здоровья человека. 45,6% студентов при ответе на этот вопрос, дали определение здоровья Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [15, 16].
Вторая группа студентов (46%) связывает состав капитала здоровья с образом жизни человека: спорт, правильное питание, ЗОЖ, правильные привычки, соответствующие знания и желание быть здоровым. Оставшиеся студенты (8,4%) включили в состав капитала здоровья внешние факторы: экология и условия проживания, генетика и крепкий иммунитет, действия врачей по поддержанию здоровья человека (витамины, регулярное посещение медицинских учреждений). Распределение ответов на вопрос «Что может входить в состав капитала здоровья человека?» представлено на рис. 11. | |  | Рис. 7. Ответы на вопрос «Можно ли измерять капитал здоровья?» | |  | Рис. 8. Ответы на вопрос «Можно ли увеличить капитал здоровья за счет инвестиций?» | |  | Рис. 9. Ответы на вопрос «Зависит ли индивидуальный капитал здоровья от возраста человека?» | |  | Рис. 10. Ответы на вопрос «Оказывает ли капитал здоровья населения влияние на экономическое развитие страны?» | |  | Рис. 11. Ответы на вопрос «Что может входить в состав капитала здоровья человека?» (%) | При ответе на вопрос, кто должен инвестировать в капитал здоровья человека, студенты-медики, решили переложить ответственность на административные органы: 36% ответили, что основным инвестором в человека является государство; 26,8% — сфера здравоохранения и врачи; и только 35,2% дали ответ, что за свое здоровье ответственен — сам человек. Также были получены иные ответы (2%): родители, население, пациенты, работодатели, реклама, спортивные магазины, учебные заведения. На вопрос «Какие мероприятия университета формируют капитал здоровья студента?» были получены достаточно разнообразные ответы (табл. 4).
Таблица 4
Распределение студентов по результатам ответов на вопрос: «Какие мероприятия университета формируют капитал здоровья студента?» (чел.)Мероприятия университета | Всего
студентов | Из них: |
---|
Мужчины | Женщины |
---|
Занятия физкультурой | 82 | 23 | 59 | Спортивные секции и оздоровительные мероприятия | 68 | 15 | 53 | Диспансеризация, медосмотры, обследование, донорство | 43 | 4 | 39 | Психологическая помощь | 8 | 1 | 7 | Профилактические мероприятия (лекции, дни здоровья, диагностика, информирование) | 80 | 13 | 67 |
| |  | Рис. 12. Ответы студентов-медиков на вопрос «Профессиональная деятельность врача способствует накоплению его личного капитала здоровья?» (%) | Так как участники исследования — будущие медицинские работники, анализ ответов на вопросы интересен для их будущей профессиональной деятельности. Больше половины студентов (64,8%) считают, что профессиональная деятельность врача способствует накоплению личного капитала здоровья. Ответы студентов на этот вопрос представлены на рис. 12.
Студенты указывают, что существуют риски для формирования капитала здоровья врача. Их можно разделить на две группы: условия работы и действия самого врача. Ответы студентов представлены в табл. 5.
Таблица 5
Распределение студентов по результатам ответов на вопрос: «Какие риски для формирования капитала здоровья врача вы можете назвать?» (чел.)Риски, связанные с условиями работы врача | Количество ответов | Риски, связанные с действиями самого врача | Количество ответов |
---|
Взаимодействие с пациентами | 58 | Вредные привычки | 13 | Стрессовые ситуации | 84 | Недосыпание | 42 | Опасные условия труда | 61 | Плохое питание | 8 | Переработка | 73 | Эмоциональное выгорание | 79 |
Студенчество является большой социально-демографической группой населения России, которое пополнит ряды трудоспособного населения в ближайшие годы. На данный момент состояние здоровья студентов-медиков нельзя назвать идеальным, за время обучения в университете наблюдается его ухудшение. В основном это явление вызвано не только неправильным режимом дня, сколько тем, что студенты не умеют рационально распределять периоды труда и отдыха, мало или совсем не уделяют время на занятия спортом, а также наличием вредных привычек.
Проведенное исследование также показало, что студенты-медики — будущие педиатры, которые будут призваны сохранять здоровье малышей и помогать родителям накапливать капитал здоровья ребенка, не имеют ясного представления, что является капиталом здоровья и что входит в его состав, какие есть способы инвестирования и т.д. Создается знакомая всем ситуация: «сапожник без сапог» [9, 10]. К тому же более половины студентов перекладывают ответственность за инвестирование в здоровье на государство и медицинские службы. Мероприятий, проводимых университетом по укреплению здоровья недостаточно, требуется целевая программа, направленная на бóльшую информированность студентов-медиков о капитале здоровья и инвестировании в него. И тогда будет решаться одна из приоритетных задач Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года — «укрепление капитала здоровья населения и создания условий для ведения здорового образа жизни» [17]. |
| |
|
|