Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024

Анализ потенциала взаимовыгодного сотрудничества в реализации национальных интересов стран ЕАЭС, Большой Евразии и государствах БРИКС+
Медынская И. В.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

В статье анализируются возможности взаимовыгодного сотрудничества между интеграционными объединениями, которые определят новые задачи в отношении экономического роста между государствами Большой Евразии. Особое значение получают такие важные факторы экономического развития, как консолидация ресурсного потенциала на приоритетных направлениях в условиях переформатирования глобальной экономической архитектуры. Автор отмечает, что неотъемлемым инструментом в реализации совместных инфраструктурных проектов, инвестиционных и научно-технологических консорциумов является создание современной цифровой экосистемы. Обоснована необходимость развития и использования совместного потенциала в рамках национальных интересов стран ЕАЭС, Большой Евразии и государствах БРИКС+.
Ключевые слова: международное сотрудничество, национальный интерес, страны ЕАЭС, страны СНГ, Большая Евразия, государства БРИКС, технологические инновации, экономический рост, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии
УДК 338.4   Стр: 31 - 36

В современных условиях геополитические процессы оказывают влияние и кардинально изменяют существующий миропорядок. Расширяющиеся форматы интеграционных объединений на евразийском и межконтинентальном пространствах выступают драйверами интенсифицированного роста экономик развивающихся стран. В глобализирующейся экономике взаимодействие различных стран определялось, главным образом, системами их экономических интересов. Китайский мыслитель Лао Цзы говорил: «Кто умеет опереться, того нельзя свалить» [1], и в этом смысле опыт стран ЕАЭС, Большой Евразии и государств БРИКС+ чрезвычайно важен.
В настоящее время Азия является ведущим регионом, поэтому она создает, экспортирует, импортирует и потребляет больше товаров, чем любой другой регион, и страны Большой Евразии, в основном, поддерживают экономические контакты друг с другом больше, чем с Европой или Северной Америкой. В Азии находится несколько крупнейших экономик мира, большая часть мировых резервов внешней торговли, значительное количество крупнейших банков, современных и инновационных организаций и большая часть крупнейших в мире армий.
Новая формирующаяся система стран ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии и государства БРИКС+ представляет собой многоцивилизационный порядок, охватывающий огромные территории и связывающий более пяти млрд человек через торговлю, финансы, инфраструктуру и дипломатические сети. Страны Большой Евразии привлекают внешние инвестиции, продвигают работу институтов регионального экономического сотрудничества, а также развивают устойчивое экономическое развитие.
Появление коридора «Евразия — Африка — Латинская Америка», в котором Российская Федерация является центром современного многополярного мира, способствует формированию многостороннего взаимовыгодного и равноправного партнерства. Прежде всего, стратегический фокус России теперь охватывает все страны данного коридора. Это вызвано, как экономическими потребностями (такими как изменения направления внешней торговли в сторону Юго-Восточной Азии и государств Африки), так и потребностями безопасности (такими как обеспечение безопасности границ России с европейскими государствами).
В то же время, коридор «Евразия — Африка — Латинская Америка» повысит стратегическое взаимное доверие между странами, тем самым способствуя экономическому сотрудничеству и развитию, осуществит практическое сотрудничество в области энергетики, транспорта, финансов и других областях и предоставит больше возможностей для развития интеграционных объединений.
На сегодняшний день актуальными остаются вопросы взаимодействия интеграционных объединений в рамках национальных интересов стран ЕАЭС, Большой Евразии и государствах БРИКС+ (рис. 1).
Рис. 1. Основные вопросы международного сотрудничества интеграционных объединений
Составлено автором

Эффективность партнерства определяется тем, насколько действия стран и используемые ресурсы (международные соглашения, программы, институты) отвечают приоритетам интеграционного объединения и позволяют достичь поставленных внутренних и внешних целей. Создание широкой партнерской сети межгосударственных объединений и развитие сотрудничества между союзами стран в условиях переформатирования глобальной экономической архитектуры — это ключевые направления сотрудничества, приносящие положительные результаты для стран ЕАЭС, БРИКС+ и государств Большой Евразии. Пространство Большой Евразии обладает уникальными торгово-экономическими и транспортно-логистическими преимуществами, в то время как человеческий потенциал и ресурсы стран БРИКС+ способны кратно усилить эффект от этого партнерства [2].
Приоритетные направления сотрудничества в рамках реализации концепции Большого Евразийского партнерства напрямую коррелируют с договоренностями, которые страны ЕАЭС зафиксировали в новом стратегическом документе «Евразийский экономический путь» — Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Союза до 2030 и 2045 гг.
В число ключевых задач, решение которых представляется необходимым для формирования Большого Евразийского партнерства, входят (рис. 2):
Рис. 2. Ключевые задачи для формирования Большого Евразийского партнерства
Составлено автором

Одной из основных задач, отраженных в Декларации, является сопряжение инфраструктурных возможностей государств — членов ЕАЭС с соседними странами, международными организациями и интеграционными проектами для создания общеконтинентального транспортно-логистического и торгово-экономического пространства.
Большое евразийское партнерство включает Евразийский экономический союз, Шанхайскую организацию сотрудничества и инициативу «Один пояс — один путь», каждая из организаций, в той или иной степени, создала механизмы и меры содействия. Большое евразийское партнерство отдает приоритет наибольшему общему алгоритму, где задействованы все направления, например, туризм и торговля. Ввиду того, что Россия активно участвует в переговорах с Китаем по налаживанию всестороннего евразийского партнерства и способствует сочетанию Большого евразийского партнерства с «Поясом и путем», поэтому логистика, дорожное сообщение, таможня и другие направления также рассматриваются российской стороной в качестве приоритетных направлений.
Российская сторона активно способствует сближению Большого евразийского партнерства с «Поясом и путем». Во-первых, две стратегические концепции имеют много общего, что может укрепить связь и способствовать сотрудничеству, а во-вторых, налаженная связь с «Поясом и путем» может решить проблемы инвестирования проекта. Стратегическое партнерство стран Большой Евразии укрепляет взаимовыгодные связи между странами и создает синергетический эффект использования совместных ресурсов и потенциала международного сотрудничества.
Россия, являясь, локомотивом в развитии международных экономических отношений, играет огромную роль в укреплении и развитии интеграционных объединений Большой Евразии и ряда ближневосточных, африканских, а также латиноамериканских государств. Кроме того, объединяя различные государства по единым целям формирования нового, более справедливого многополярного мира с равными правами, наша страна демонстрирует потенциальные возможности для глобального сотрудничества. В современных реалиях геополитической нестабильности важную роль играет обеспечение политической и экономической безопасности стран-участниц Большого Евразийского партнерства, сохранение суверенитета и национальных особенностей и традиций.
Поэтому, первостепенными задачами, имеющие большое значение для достижения целей развития России и её безопасности являются (рис. 3):
Рис. 3. Основные задачи для достижения целей развития России
Составлено автором

Большая евразийская стратегия России формируется под воздействием нескольких базовых факторов, таких как геополитическое положение, укрепление суверенитета стран мира и повышение степени демократичности международной политики [3].
Новый подход к евразийской интеграции необходимо рассматривать через расширение экспортного потенциала ЕАЭС и стран БРИКС+ для усиления экономического, транспортно-транзитного, энергетического, производственно- технологического, аграрного потенциала стран ЕАЭС. Перспективы развития интеграции в Азиатском регионе свидетельствуют о необходимости внедрения в систему международных экономических отношений системы оценки инвестиционной привлекательности международных проектов по торгово-экономическому сотрудничеству. Только инновации могут привести к качественному экономическому росту стран ЕАЭС и государств БРИКС+, в противном случае возможен только количественный рост. Так, например, экономический рост Китая во многом обусловлен новой западной моделью инновационной экономики. Торговые противоречия между Китаем и США объективно ускорили интеграцию цепочек поставок между азиатскими странами и Китаем и косвенно способствовали процессу евразийской экономической интеграции. Следовательно, евразийская интеграция расширяет возможности использования ресурсного потенциала в освоении современных технологий для достижения более высокого уровня интеграции в различные сферы, от транспорта до производства.
Стоит отметить, что Россия, играя важную роль в развитии инфраструктуры слаборазвитых регионов, одновременно способствует и евразийской интеграции. Экономическое сотрудничество имеет следующие характеристики: во-первых, внешняя геополитическая среда оказывает существенное воздействие; во-вторых, экономическое сотрудничество и политическое влияние существуют в равных долях; и, наконец, страны Большой Евразии обладают огромным авторитетом.
Таким образом, можно констатировать, что выгодами от создания Большого Евразийского партнерства будут являться (рис. 4):
Рис. 4. Основные выгоды от создания Большого Евразийского партнерства
Составлено автором

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) планомерно выстраивает инфраструктуру для диалога — с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС): на государства этого объединения приходится свыше 30% мирового ВВП [4]. В то же время — открываются возможности для продвижения более широкого интеграционного контура с участием БРИКС+. В этой связи, особо актуальными являются такие вопросы, как: объединение платежных систем; использование национальных валют во взаимных расчетах между странами; содействие развитию инноваций; таможенного администрирования; обмена лучшими практиками регулирования торговли; в транспортно-логистической и энергетической сферах.
Перспективной повесткой работы ЕЭК по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. определено одно из ключевых мероприятий — «Создание механизма реализации совместных инфраструктурных проектов, инвестиционных и научно-технологических консорциумов» (п.п. 6.4.7 Стратегии) [5]. Эта основа позволяет обобщить отечественный и зарубежный опыт формирования таких структур, разработать типовые формы многосторонних контрактных соглашений, подготовить конкретные предложения по реализации пилотных проектов.
Большая Евразия — это скоординированное строительство и модернизация трансрегиональных и трансграничных транспортных коммуникаций, укрепление континентальной взаимосвязанности, осуществление инфраструктурно-логистических и производственных проектов, интегрированных в рамках комплексных цепочек и сетей создания добавленной стоимости, расширяющих возможности торговли, инвестиций и контактов между людьми. Для этого необходима большая системная работа по развитию и регулированию, упрощению таможенных процедур, гармонизации стандартов и технических регламентов.
Приоритетное значение для развития транспортной инфраструктуры Евразии приобретает скорейшее строительство железных дорог. Увеличению потоков будет способствовать начатая модернизация российской стороной Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Она позволит в 2025 году увеличить грузопотоки до 210 млн тонн в год [6]. Функционируют шесть специализированных транспортных «коридоров», из них «Экономический пояс Шелкового пути», Российско-китайско-монгольский экономический коридор и Новый евразийский континентальный мост непосредственно проходят через Россию, соединяя Китай, Центральную и Западную Азию. Восточный, центральный и западный участки железнодорожного сообщения между Китаем и Европой проходят через Россию. Активизировалось взаимодействие по вопросам строительства и развития «Ледяного Шелкового пути». Аналогичные проекты в области сооружения транспортных артерий, инфраструктуры, технопарков затрагивают экономические интересы других государств — членов ЕАЭС.
В области формирования общей промышленной и агропромышленной, инвестиционной, финансовой и конкурентной политики оба интеграционных образования наработали значительный портфель инициатив, которые могут быть применимы как в ЕАЭС, так и в СНГ. В связи этим, огромный взаимный интерес представляет обмен наилучшими практиками в этих областях. Большое значение имеет расширение диалога ЕАЭС с третьими странами по поводу установления с ними преференциальных торговых режимов. На сегодняшний день действуют соглашения Евразийского Союза о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром, а также временное соглашение с Ираном. Ведется активная работа по расширению географии торговых преференций: идут переговоры по этим вопросам с Египтом, ОАЭ, Индонезией и рядом других государств. Установление ЕАЭС режимов зон свободной торговли с третьими странами, безусловно, может быть учтено в работе по расширению круга заинтересованных участников свободной торговли СНГ. Государства-члены ЕАЭС достигли значительной степени консенсуса по вопросам упрощения процедур торговли, а также существует правовая база и рабочий механизм для переговоров по упрощению процедур. Исходя из этого, интеграция стран Большой Евразии — это уникальный синтез торгово-промышленных соглашений о взаимной свободной торговле и обменом научно-технологическими достижениями. Современная азиатская интеграция характеризуется единством сотрудничества и конкуренции.
В нынешней глобальной системе разделения труда развивающиеся страны ЕАЭС, СНГ и БРИКС+ обладают определенной степенью взаимодополняемости и синергии в разделении труда. Поэтому интеграция стран в Азиатском регионе имеет сильную внутреннюю движущую силу и на сегодняшний день является наиболее актуальным процессом в их взаимоотношениях.
Еще одно направление взаимного интереса — промышленная и научно-технологическая кооперация. Важно консолидировать ресурсный потенциал для создания гибких региональных производственно-сбытовых цепочек. Внедрение информационных технологий стирает границы и открывает новые перспективы для экономического, социального и культурного развития в глобальном масштабе, интеграционного и межинтеграционного взаимодействия государств.
Наряду с экономическим измерением государства, участники СНГ активно развивают сотрудничество в области обеспечения безопасности. При этом, в данной сфере, руководствуясь национальными интересами, ряд стран Содружества также пошел на формирование более углубленных отношений, которые получили развитие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, объединившей Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию и Республику Таджикистан. Необходимо учитывать, что несовпадение внешней зависимости евразийских стран в измерении безопасности и экономическом измерении затрудняет согласование сторонами своей политики в области безопасности и экономики.
Важным аспектом в развитии международного сотрудничества является определение ключевых проблем социально-экономического и инновационно-технологического развития стран Большой Евразии, стратегий и механизмов международного взаимодействия и сотрудничества, интеграционных и дезинтеграционных процессов, происходящих в современном мире, представление результатов и перспектив в области международного экономического, инновационно-технологического, научного и культурного сотрудничества стран Большой Евразии. Однако остаются недостаточно исследованными вопросы формирования потенциала экономической безопасности стран СНГ, ЕАЭС, БРИКС+ в условиях мирохозяйственных трансформаций.
Еще одной непосредственной причиной периодических политических потрясений и экономических кризисов в странах Большой Евразии и государствах БРИКС+ является «долларовый цикл». Большинству стран не хватает валютного суверенитета, поэтому они не могут избежать экономических кризисов с помощью денежно-кредитной политики. Запуск сверхсуверенной валюты на основе цифровизации будет способствовать уклонению от воздействия долларового цикла и от риска в грядущем долларовом кризисе. Надсуверенная валюта также может эффективно осуществить переход от налога на чеканку монет, взимаемого страной-эмитентом с других стран.
К положительным тенденциям формирования нового многополярного мира и большого Евразийского партнерства можно отнести деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая создает платформу для разрешения конфликтов и заложит основу для сотрудничества в области безопасности между странами Азиатского региона.
Реализации интеграционного потенциала ЕАЭС способствует Евразийский банк развития (ЕАБР), стимулирующий создание конкретных межгосударственных проектов [7]. Финансовая поддержка внедрения инноваций в третьи страны, которые участвуют в сетевых международных проектах как стратегические партнеры, обеспечит, во-первых, укрепление кооперации и стимулирование использования имеющегося ресурсного научно-технического потенциала; во-вторых, экономическое развитие и повышение их конкурентоспособности; в-третьих, расширение внешнеэкономических связей.
В стратегических документах ЕАЭС о развитии интеграции все больше внимания начинает уделяться социальной сфере и развитию человеческого капитала. Одними из приоритетов развития ЕАЭС становятся развитие кадрового потенциала, сотрудничество по вопросам обеспечения эффективного функционирования рынка труда и обеспечение продовольственной безопасности. В декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в целях углубления интеграции были обозначены новые направления — образование и наука, здравоохранение, спорт, туризм [8].
Интеграция стран ЕАЭС, Большой Евразии и государствах БРИКС+ имеет в виду упорядоченное развитие на базе политической, экономической, безопасной и общественной структур, а не беспорядочное ускорение.
Следует отметить, что национальные интересы в наращивании потенциала для развития экономики играют главную роль в евразийских интеграционных объединениях. От того, насколько страны Большой Евразии сформируют целостное видение текущей ситуации и перспектив будущего интеграционного развития в новом формате и определят, что сотрудничество может способствовать сближению общих интересов и дать возможность всем сторонам ощутить преимущества интеграции, будет зависеть дальнейшая реализация интеграционного потенциала стран ЕАЭС, СНГ и БРИКС+.
Для России адаптация в рамках жесткой санкционной политики стран Запада к современным реалиям является первостепенной задачей для дальнейшего экономического развития и интеграции в евразийское пространство. Поэтому участие в международных интеграционных объединениях предоставляет России уникальный шанс ускорить свое экономическое и технологическое развитие, а также повысить свою защищенность от различного рода внешних угроз. Стабильное развитие национальной государственности и современной цифровой экономики невозможно без стратегического сотрудничества в рамках интеграционных объединений, взаимного обмена технологиями и знаниями, а также в условиях постоянной конфронтации и глобальной военно-политической нестабильности [9].
Россия и Китай, как главные стратегические партнеры, обеспечивают экономическое развитие, выгодное для всех евразийских стран через сочетание Большого евразийского партнерства с инициативой «Один пояс — один путь», что приносит пользу миру.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, особое внимание предполагается уделить (рис. 5):
Рис. 5. Некоторые рекомендации для взаимовыгодного сотрудничества стран ЕАЭС, Большой Евразии и государствах БРИКС+
Составлено автором

Будущее евразийской экономической интеграции имеет положительные тенденции в своем развитии, однако также существует ряд проблем, что приводит к необходимости постоянно решать внутренние противоречия и накапливать опыт в процессе наращивания потенциала, чтобы способствовать совершенствованию интеграционного процесса.

Список использованных источников:
1. Лао-Цзы [Электронный ресурс] URL: http://www.sai.msu.su/~megera/dao/dao.html (дата обращения: 17.12.2024).
2. Бакытжан Сагинтаев: «Комиссия развивает диалог с ключевыми региональными интеграционными и межгосударственными объединениями» [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/news/bakytzhan-sagintaev-komissiya-razvivaet-dialog-s-klyuchevymi-regionalnymi-integratsionnymi-i-mezhgos (дата обращения: 10.12.2024).
3. Россия, Большая Евразия и современная международная политика [Электронный ресурс] URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-bolshaya-evraziya-i-mezhdunarodnaya-politika (дата обращения: 10.12.2024).
4. Развитие взаимодействия объединений ЕАЭС, ШОС и БРИКС обсудят на ЕЭФ-2023 [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/news/razvitie-vzaimodeystviya-obedineniy-eaes-shos-i-briks-obsudyat-na-eef-2023 (дата обращения: 10.12.2024).
5. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php (дата обращения: 12.12.2024).
6. Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей [Электронный ресурс] URL: https://www.rzdstroy.ru/projects/modernizatsiya-zheleznodorozhnoy-infrastruktury-baykalo-amurskoy-i-transsibirskoy-zheleznodorozhnykh (дата обращения: 17.12.2024).
7. Ориентиры для международного сотрудничества в рамках ЕАЭС: [Электронный ресурс] URL: https://issek.hse.ru/news/372428436.html
8. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ece/deklaratsiya_o_dalneyshem_razvitii_integratsionnykh_protsessov_v_ramkakh_evraziyskogo_ekonomicheskogo_soyuza_i_mery_po_ee_realizatsii.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
9. Медынская И.В., Сперанская Н.Н. Сотрудничество Российской Федерации с республиками Центральной Азии в сфере образования: состояние и перспективы //Проблемы современной экономики. — 2022. — № 4(84). — С.36–42.
Статья поступила в редакцию 15.09.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия