Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024

Факторы влияния на экономический рост стран ЕАЭС
Демидова С. Е.
доцент кафедры общественных финансов
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва),
кандидат экономических наук

Кулачинская А. Ю.
доцент Высшей инженерно-экономической школы
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук

Светличный С. В.
студент Московского технологического института
Актуальность работы обусловлена расширением роли интеграционных объединений в мировом экономическом пространстве. Глобальные экономические, финансовые и геополитические кризисы обусловили переосмысление роли государства в регулировании социально-экономических процессов. В статье анализируется влияние государственного долга на экономический рост в странах ЕАЭС с использованием данных за 23-летний период (2000–2022 гг.). Показатель государственного долга оценивается через валовый долг сектора государственного управления, для анализа экономического роста использовался реальный темп роста ВВП на душу населения. Оценка параметров линейной регрессии проводилась методом наименьших квадратов. Методологическая база исследования основывается на корреляционно-регрессионном анализе временных данных по странам ЕАЭС. Результаты исследования показывают, что увеличение государственного долга обратно пропорционально связано с экономическим ростом, расчетные коэффициенты государственного долга были отрицательными, в то время как масштабы негативного воздействия на экономический рост различались. Влияние других факторов, определяющих экономический рост через набор контрольных переменных, выявило положительное и статистически значимое влияние инвестиций во всех странах в период 2000–2022 гг. Показано, что при реализации политики бюджетного стимулирования свободное фискальное пространство может обеспечить увеличение объема государственных инвестиций. Учитывая эти выводы, мониторинг уровня государственного долга и увеличение инвестиций для поддержки экономического роста имеют большое значение.
Ключевые слова: экономический рост, государственный долг, ЕАЭС, фискальное пространство, инвестиции
УДК 336.1   Стр: 36 - 40

Глобальные вызовы и последствия санкционных ограничений актуализируют вопросы оценки экономического роста с учетом наращивания объемов государственных заимствований и долговой нагрузки в развитых и развивающихся странах. Рассмотрение фискального пространства как фактора, лежащего в основе цикличности бюджетной политики [1], указывает на важность его расширения в благоприятные периоды, что позволит проводить контрциклическую политику на ниспадающем тренде. Значительное влияние длительного повышения процентных ставок на фискальное пространство отразилось в большем увеличении соотношения государственного долга к налоговой базе по сравнению с увеличением процикличности государственных расходов [2]. При этом, на примере стран Большой семерки отмечается, что шоки государственных расходов не приводят к постоянному увеличению долга по отношению к ВВП или к стоимости заимствований [3].
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международный экономический союз, функционирующий с 01 января 2015 года [4] и включающий Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан и Россию. ЕАЭС обеспечивает свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала между государствами и предусматривает общую политику в макроэкономической сфере, транспорте, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике, внешней торговле и инвестициях, таможне, техническом регулировании, конкуренции и антимонопольном регулировании. Эти процессы обеспечиваются через институциональную систему управления ЕАЭС: Высший Евразийский экономический совет (руководящий орган, состоящий из глав государств), Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (аналог Европейской комиссии), Суд ЕАЭС, а также финансовые организации: Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. В отличие от Европейского союза (ЕС), ЕАЭС не имеет общей валюты, но также как и ЕС устанавливает предельные значения для ряда экономических показателей, которые определяют макроэкономическую устойчивость (ст. 63 Договора о ЕАЭС). Так, уровень инфляции в годовом выражении — не должен превышать более чем на 5 процентных пункта уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение; дефицит консолидированного бюджета — не должен превышать 3% ВВП; государственный долг — не должен превышать 50% ВВП.
Ключевой целью интеграционного объединения является содействие стабильному развитию в целях повышения уровня и качества жизни в государствах-членах. В связи с этим, рассмотрение факторов, влияющих на экономический рост в аспекте долговой устойчивости и формирования фискального пространства, является актуальным вопросом, напрямую связанным с достижением социально-экономических приоритетов государства. Используя инструменты сдерживания или стимулирования, адаптационные рычаги, правительства меняют структуру финансовых потоков в публичном секторе для достижения приоритетов развития.
Связь между государственным долгом и экономическим ростом является важным макроэкономическим вопросом, ввиду финансово-экономических, социальных последствий, а также его сложности. В теории государственный долг может либо стимулировать экономику, либо препятствовать экономическому росту, на что влияют размер и структура государственного долга, цели распределения полученных ресурсов. Положительный эффект государственного долга проявится только в том случае, если заемные средства будут использоваться для финансирования продуктивных государственных расходов, что будет способствовать прочному и устойчивому экономическому росту. Согласно общепринятому мнению, государственный долг оказывает положительное влияние на краткосрочный экономический рост, стимулируя спрос и производство. Высокий государственный долг может вытеснить частные инвестиции, сдерживать экономический рост за счет более высоких будущих значений долгосрочных процентных ставок, инфляции, искажающих налогов и большей неопределенности в отношении перспектив и политики [5].
Объем мирового государственного долга в 2022 году составил 92% от ВВП. Расходы на обслуживание государственного и гарантированного государством долга в период 2023–2024 гг., по прогнозам Всемирного банка, выросли на 10% для всех развивающихся стран и почти на 40% для стран с низким уровнем дохода. При этом, за последние три года уже зафиксировано случаев суверенного дефолта больше, чем за предыдущие 20 лет (18 случаев в 10 развивающихся странах) [6].
Динамика уровня государственного долга в странах ЕАЭС представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика уровня государственного долга в странах ЕАЭС, 2000–2022 гг., % ВВП
Источник: МВФ.

Для стран ЕАЭС уровень государственного долга находится на приемлемом уровне. В России экономически безопасным принят уровень государственного долга на уровне 20% от ВВП, данный уровень является одним из самых низких пороговых значений относительно других стран. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), порог государственного долга целесообразно определить в размере 35% от ВВП. МВФ определяет как низкую степень долгового риска, если долг менее 30% ВВП.
В исследованиях [7, 8] о влиянии государственного долга на рост экономики возобновился интерес к анализу взаимосвязи между государственным долгом и экономическим ростом, особенно в периоды беспрецедентного роста государственных обязательств на фоне международного финансового кризиса, пандемии, санкций [8], рецессий.
Большинство исследований посвящено анализу проблематики взаимосвязи государственного долга и экономического роста для развитых и развивающихся стран, [9, 10]. При этом нет убедительных доказательств, подтверждающих четкий вектор связи между государственным долгом и экономическим ростом. В обзоре 33 публикаций подчеркнуто, что такая зависимость может быть отрицательной, положительной или нелинейной [11]. Также утверждается, что связь между государственным долгом и экономическим ростом существенно варьируется в зависимости от анализируемого периода времени и страны [12].
Реализация фискальной политики, которая учитывает факторы оптимизации расходов и роста доходов бюджета, допускает обоснованные заимствования при выборе ресурсов для желаемой цели, связана с концепцией фискального пространства. Фискальное пространство через целеполагание рассматривается с учетом возможности мобилизации ресурсов для достижения политических целей [13]; как необходимое условие при оценке резервов бюджета — сохранение финансовой устойчивости [14, 15]; через возможности финансирования дефицита бюджета без вытеснения частных инвестиций [16]. Подходы к фискальному пространству через элементный состав включают: доходы, расходы (в части их оптимизации), трансферты и займы [17]. Подходы к фискальному пространству через долговой критерий включают взаимосвязь дефицита и долга и экономической активности [18], устойчивость долга [17].
Значительные бюджетные дефициты сокращают финансовые возможности стран [18], повышенный дефицит бюджета также влияет на надежность государственных гарантий, которые необходимы для эффективного функционирования банковского сектора [19, 20]. Учитывая такое налогово-бюджетное давление, которое усилилось после пандемии, любой альтернативный инструмент налогово-бюджетной политики может рассматриваться как важный инструмент экономического стимулирования и стабилизации.
Информационную основу статьи составили международные информационно-аналитические ресурсы Всемирного банка, Международного валютного фонда, информация национальных статистических служб, официальная информация финансовых органов. Наш анализ сосредоточен на 5 государствах-членах ЕАЭС и охватывает период 2000–2022 гг.
За основу взята методология, использованная в исследовании [21]. Зависимая переменная в моделях представлена темпами роста реального ВВП на душу населения — Yt (в процентах) как показателя экономического роста. Ключевой объясняющей переменной является государственный долг (ggd), в процентах от ВВП.
Модели включают набор контрольных переменных, позволяющих подчеркнуть влияние других факторов, определяющих экономический рост [5, 22, 24, 25], и представлены валовым накоплением основного капитала — gfc (в процентах от ВВП), общими расходами сектора государственного управления — exp (в процентах от ВВП), открытостью экономики как сумма экспорта и импорта товаров — open (в процентах от ВВП), уровнем инфляции — infl (в процентах), общим сальдо государственного бюджета — ggbb (в процентах от ВВП).
Эконометрическая методология основана на модели метода наименьших квадратов (далее — МНК), которая не учитывает отдельные объекты и относится к классической линейной регрессии (уравнение 1).
Yt =β1 + β2Xt + μt   (1)
Исследование ориентируется на временные данные по странам, учитывающие различия в индивидуальных средних значениях, связанные со спецификой страны.
Результаты исследования. На первом этапе был проведен корреляционный анализ для выявления регрессоров, оказывающих слабое влияние на зависимую переменную. Для Армении и Беларуси такими переменными оказались открытость экономики (open), уровень инфляции (infl), для Казахстана — уровень инфляции (infl). Для Кыргызстана все рассматриваемые переменные показали слабую корреляционную связь с зависимой переменной (таблица 1), дальнейший анализ по стране оказался нецелесообразным.

Таблица 1
Корреляционный анализ по Республике Кыргызстан
Ytggdgfcexpopeninflggbb
Yt1      
ggd0,019635611     
gfc0,07777614-0,06112231    
exp-0,1641606-0,59338164-0,0122434351   
open0,29121912-0,693191810,2831266190,469805351  
infl0,17178847-0,210239820,150420615-0,04212660,505660481 
ggbb0,1536826-0,657020450,010595032-0,10906920,422285110,262558411

Для России умеренную положительную корреляцию на уровне 0,349 с показателем экономического роста показала переменная государственного долга, предположительно из-за низкого уровня государственного долга на всем временном отрезке, в среднем 18,3% ВВП.
Регрессионный анализ был проведен для четырех стран ЕАЭС, статистическое описание переменных представлены в таблицах 2, 3 и 4.

Таблица 2
Статистика регрессии по странам
 АрменияБеларусьКазахстанРоссия
Множественный R0,9285653770,947407930,849935130,97418245
R-квадрат0,862233660,897581780,722389720,94903145
Нормированный R-квадрат0,8217141480,867458770,640739640,93404071
Стандартная ошибка2,9178441291,716408932,640388511,13866265
Наблюдения23232323

Таблица 3
Анализ отклонений по странам
ИндикатордфSSРСFЗначение F
Армения
Регрессия5905,8472042181,169440821,27946819,0483E-07
Остаточный17144,73484418,513814361  
Общий221050,582048
Беларусь
Регрессия5438,92190687,784381229,79721827,6759E-08
Остаточный1750,08301342,94605961  
Общий22489,00492   
Казахстан
Регрессия5308,40442561,68088498,8473850,00027727
Остаточный17118,5180766,9716515  
Общий22426,9225
Россия
Регрессия5410,40952782,081905563,30780882,1937E-10
Остаточный1722,04139461,29655262  
Общий22432,450922

Таблица 4
Значение коэффициентов по странам
СтранаКоэффициент bСтандартная
ошибка
t-статистикаp-значение
АрменияYt16,69706759,863632891,6927908520,10773144
ggd-0,00378750,07937913-0,0477134810,96247001
gfc0,261304890,05430344,8119436510,00013971
exp-0,31202390,5325368-0,5859199110,56520452
open1,28168430,633673722,0226250060,05822672
infl16,69706759,863632891,6927908520,10773144
БеларусьYt-4,38857985,181046791-0,8470450,40873689
ggd-0,104790,03335498-3,14165870,00594858
gfc0,213509430,0422432795,05428169,7829E-05
exp0,000324740,0503569190,00644870,99492979
open0,087558410,0326619632,680745380,01579687
infl-0,04147010,049386978-0,83969760,41273158
КазахстанYt10,1389868,594569341,1796968030,25436678
ggd-0,07412990,09936913-0,7460051810,46585571
gfc0,251289930,079423933,1639071710,00567102
exp-0,47729290,36682481-1,3011467440,21056787
open0,064140320,028814512,2259728190,03983231
infl-0,12027090,1769017-0,6798740270,50573774
РоссияYt-27,33848111,6629808-2,34403890,031484717
ggd-0,15248740,04263343-3,5767090,002323427
gfc0,258291640,032210018,018987533,53395E-07
exp0,119014030,214043360,556027650,585436688
open0,54328140,114069094,762739880,000180537
infl0,027923450,069152550,403794940,691397549


Исходя из представленных данных можно заключить, что совокупность регрессоров объясняют 86,2% вариации реального экономического роста в Армении, 89,8% в Беларуси, 72,2% в Казахстане, 94,9% в России.
Значение F меньше 0,01 характеризует значимость результатов. Для Армении, Беларуси, Казахстана и России результаты оказались значимы.
Полученные коэффициенты при регрессорах характеризуют степень влияния независимых переменных на зависимую переменную. Во всех странах коэффициент при государственном долге отрицательный, т.е. отмечается обратная связь между изменением государственного долга и экономическим ростом. Результаты t-статистики показывают, что значения β-коэффициента для валового накопления основного капитала (gfc) статистически значимы. Положительный и статистически значимый коэффициент бета указывает на положительное влияние инвестиций во всех четырех странах в период 2000–2022 годов на экономический рост.
Можно согласиться с исследованиями, которые получили подтверждение, что государственный долг оказывает обратное влияние на экономический рост при его превышении определенных предельных значений. Для развитых и развивающихся стран определили, что высокий уровень долга к ВВП (90% и выше) связан со значительно более низкими показателями экономического роста. Экономический рост фиксируется в среднем на уровне от -0,1% до 2,2% в год по разным оценкам [26, 27]. Значительно более низкие уровни внешнего долга к ВВП (60%) связаны с неблагоприятными последствиями для роста развивающихся рынков. Авторы отмечали, что нелинейная реакция экономического роста на рост задолженности, когда долг приближается к историческим границам, напоминает феномен «долговой нетерпимости» [28].
Стимулирующая фискальная политика активизируется при наступлении глобальных кризисов и способность правительства осуществлять государственные инвестиции — через положительный бюджетный импульс — запускает экономический рост. Источником новых государственных инвестиций является фискальное пространство.
Поддержанию бюджетной стабильности в странах ЕАЭС способствовал активный рост доходов, интенсивный рост расходов бюджетов в большинстве стран, что в основном было связано с поддержкой экономики в условиях воздействия внешних шоков и роста инфляции.
Рост реального ВВП в разрезе стран ЕАЭС за январь-декабрь 2023 г. (предварительные данные) в Армении составил 8,7% от ВВП, Беларуси 3,9% от ВВП, Казахстане — 5,1% от ВВП, Кыргызстане — 6,2% от ВВП, России –3,6% от ВВП. При этом имеется ряд негативных факторов, которые заключаются в том, что во всех странах ЕАЭС наблюдается ускорение инфляции, расчетное значение показателя увеличилось с 12,7% в 2021 году до 13,3% в 2022 году [7]. Наиболее стабильными в течение года были потребительские цены в Кыргызстане. Инфляционные процессы оказывают негативное влияние на стоимость государственных заимствований и обслуживания долга. Нужно отметить, что по итогам января-декабря 2023 года показатели инфляции сложились на безопасном уровне. Однако, следует отметить некоторое снижение темпов прироста взаимной торговли внутри ЕАЭС: в России (-1,0%), в Кыргызстане (-2%), при этом наибольший рост взаимного экспорта наблюдался в Армении (+40,8%). Экспорт Беларуси вырос на 10%, Казахстана — на 9,5%.
В настоящее время в странах ЕАЭС идет разработка Основных направлений экономического развития государств — членов ЕАЭС до 2035 года, который определит общие для всех стран Союза перспективные направления долгосрочного экономического развития с учетом национальных приоритетов развития и научно-технических потенциалов. При этом актуальными остаются вопросы формирования в ЕАЭС бюджета развития, поиска источников финансирования и активизации участия институтов развития для реализации этих целей.
Суммируя подходы, можно отметить, что долговой риск является одним из глобальных рисков в экономическом блоке, который обусловлен трудностями в обслуживании накопления долга корпорациями, домохозяйствами или государством, что приводит к массовым банкротствам или неплатежеспособности, кризисам ликвидности или дефолтам, а также кризисам суверенного долга. Если страна сталкивается с запредельно высоким объемом государственного долга, встает выбор использовать ли заимствования для целей стимулирования экономики в будущем.
Ключевым выводом является то, что в управление государственными финансами должна систематически включаться оценка фискального пространства как источника ресурсов, в периметре которых могут приниматься стратегические решения. Важно рассматривать периметр охвата за пределами доходов, включая практику использования бюджетных расходов, управление дефицитом и государственным долгом. Большой потенциал заключен также в реализации соглашения о свободной торговле между Китаем и ЕАЭС, который укрепляет координацию в рамках инициативы «Один пояс — один путь», объединившего проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» [5], а также стимулировать развитие экономического сотрудничества между странами [6].

Список использованных источников:
1. Ahmad A., McManus R., Ozkan F.G. Fiscal space and the procyclicality of fiscal policy: The case for making hay while the sun shines. Economic Inquiry, 2021, 59(4), 1687–1701. Available from: https://doi.org/10.1111/ecin.13008
2. Aizenman J., Macroeconomics Challenges and Resilience of Emerging Market Economies (October 2019). NBER Working Paper No. w26361, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3469387
3. Auerbach, A.J., & Gorodnichenko, Y. (2017). Fiscal stimulus and fiscal sustainability. NBER Working Paper No. 23789.
4. Договор ЕАЭС (2014). Документ доступен на Правовом портале Евразийского экономического союза по адресу https://docs.eaeunion.org/en-us
5. Roy R., Heuty A., Letouze E. Fiscal Space for what? Аnalytical Issues from a Human development Perspective. — Paper for the G-20 work-shop on Fiscal Policy. — Istanbul, June 30-July 2, 2007. 38 p.
6. Kumar, M. S., Woo. J. 2010. Public debt and growth. IMF Working Paper 174: 1–46.
7. Reinhart, C., Rogoff, K. S. 2010. Growth in a time of debt. American Economic Review 100: 573–78.
8. Reinhart, C., Rogoff, K. S. 2010. Debt and growth revisited. MPRA Paper No. 24376. Available online: https: //mpra.ub.uni-muenchen.de/24376/1/Debt_and_Growth_Revisited.pdf
9. Butkus, M., Cibulskiene, D., Garsviene, L., Seputiene, J. 2021. The Heterogeneous Public Debt–Growth
10. Fetai, B., Avdimetaj, K., Bexheti, A., Malaj, A. 2020. Threshold effect of public debt on economic growth: An empirical analysis in the European transition countries. Zbornik Radova Ekonomski Fakultet u Rijeka 38: 381–406.
11. Rahman, N. H. A, Ismail, Sh., Ridzuan, A.R. 2019. How does public debt affect economic growth? A systematic review. Cogent Business & Management 6: 1–16.
12. Herndon, Th., Ash, M., Pollin, R. 2013. Does high public debt consistently stifle economic growth? A Critique of Reinhart and Rogoff 38: 263–66.
13. Bilan, I., Ihnatov, I. 2015. Public Debt and Economic Growth: A wo-Sided Story. International Journal of Economic Sciences 4: 24–39.
14. Heller P. Back to Basics — Fiscal Space: What It Is and How to Get It. June 2005, Volume 42, Number 2. Pp. 32–33.
15. Игонина Л.Л. О подходах к оценке бюджетно-налоговой политики //International journal of applied and fundamental research. — 2015. — № 3. — С.54–58.
16. Zandi m., Cheng X., Packard T. Special report. Moody’s analytics, 2011. http:// www.economy.com (дата обращения: 12.05.2024).
17. Stone Ch. Fiscal Stimulus Needed to Fight Recessions Lessons from the Great Recession. Center on Budget and Policy Politic Priorities. Washington. April 16, 2020. Pp.28.
18. Kose A., Kurlat S., Ohnsorge F., Sugawara N. A cross-country database of fiscal. Journal of International Money and Finance. Elsevier, 2022, vol. 128(С). DOI: https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2022.102682.
19. Dantas, M., K. J. Merkley, and F. B. G. Silva (2023). Government Guarantees and Banks’ Income Smoothing. Journal of Financial Services Research 63(2), 123–173. DOI: https://doi.org/10.1007/s10693–023–00398–3.
20. Silva, F. B. G. (2021). Fiscal Deficits, Bank Credit Risk, and Loan-Loss Provisions. Journal of Financial and Quantitative Analysis 56(5), 1537–1589. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022109020000472.
21. Onofrei, M., Bostan, I., Firtescu, B.N., Roman, A., Rusu, V.R. 2022. Public Debt and Economic Growth in EU Countries. Economies10: 254. https://doi.org/ 10.3390/economies10100254
22. Bilan, I., Ihnatov, I. 2015. Public Debt and Economic Growth: A wo-Sided Story. International Journal of Economic Sciences 4: 24–39.
23. Mencinger, J., Aristovnik, A., Verbic, M. 2015. Revisiting the role of public debt in economic growth: The case of OECD countries. Engineering Economics 26: 61–66.
24. Afonso, A., Alves, A. 2015. The Role of Government Debt in Economic Groth, Haeview of Pública Española. Review of Public Economics 215: 9–26. Public Economics 215: 9–26.
25. Gómez-Puig, M., Sosvilla-Rivero, S. 2017. Heterogeneity in the debt-growth nexus: Evidence from EMU countries. International Review of Economics & Finance 51: 470–86.
26. Garbuzarova, E. (2019). Cooperation between the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt: Benefits, Risks, Achievements. Post-Soviet Issues. 6. 8–15. 10.24975/2313–8920–2019–6–1–8–15.
27. Roy R., Heuty A., Letouze E. Fiscal Space for what? Аnalytical Issues from a Human development Perspective. — Paper for the G-20 work-shop on Fiscal Policy. — Istanbul, June 30-July 2, 2007. 38 p.
28. Yurova, N.V., Yao, J. (2023). A Feasibility Study of China-EAEU Free Trade Agreement. In: Popkova, E.G. (eds) Sustainable Development Risks and Risk Management. Advances in Science, Technology & Innovation. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978–3–031–34256–1_40
29. Garbuzarova, E. (2019). Cooperation between the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt: Benefits, Risks, Achievements. Post-Soviet Issues. 6. 8–15. 10.24975/2313–8920–2019–6–1–8–15.
30. Fiscal Monitor: Helping People Bounce Back. International Monetary Fund (IMF). 2022. Washington, DC: IMF, October. 100 p.
Статья поступила в редакцию 20.09.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия