Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024

Транспортно-логистическая инфраструктура России в рамках международного сотрудничества в ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии
Пьянкова С. Г.
профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук

Заколюкина Е. С.
аспирант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
руководитель отдела по работе с клиентами ЗАО «Лаки Моторс»

В статье рассматриваются международные объединения: ЕАЭС, СНГ в контексте пространства Большой Евразии. Проведен анализ ключевых показателей развития транспорта по странам СНГ за период с 2000 г. по 2021 гг., а также положений Транспортной Стратегии РФ до 2030 года. Акцентируется внимание на тенденции к цифровизации транспортной отрасли. Результатом проведенного исследования является вывод о необходимости дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры РФ с использованием комплексного подхода.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, содружество независимых государств, Большая Евразия, международные транспортные коридоры, цифровые коридоры
УДК 339.92   Стр: 43 - 47

В настоящее время в рамках международной политики усиливается тенденция к интеграционным процессам, которая выражается в виде создания международных объединений, союзов и т.п. Цели интеграции носят как политический, так и экономический характер. Обозначим некоторые из таких международных объединений, в состав которых входит Российская Федерация.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), учрежденный 29 мая 2014 года, представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции [1]. В состав ЕАЭС входят следующие государства: Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, республика Казахстан, Кыргызская Республика. Одна из основных целей создания союза состоит в повышении уровня конкурентоспособности экономик союзнических стран. В рамках ЕАЭС осуществляется согласование единой политики по экономическим отраслям, а также обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы [1]. Наднациональным органом ЕАЭС, который занимается разработкой предложений, направленных на дальнейшее развитие интеграции, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) [2].
Содружество Независимых Государств (СНГ), создано 8 декабря 1991 г. [3]. На сегодняшний день странами-участницами Содружества являются: Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Туркменистан (ассоциированный член-наблюдатель), Республика Армения, Республика Молдова (наблюдатель), Республика Узбекистан, Республика Беларусь, Россия, Украина, Республика Казахстан, Республика Таджикистан [4]. К целям Содружества относятся: сотрудничество в экономической, политической и других областях, социально-экономическое развитие стран-членов в пределах единого экономического пространства, межгосударственная интеграция и др. [5].
Отдельного внимания заслуживает все набирающая обороты концепция Большой Евразии. В соответствии с классификацией ООН, Большая Евразия включает в себя 48 государств Европы, 50 Азии и 7, расположенных в Северной Африке [6]. Термин «Большая Евразия» стал активно употребляться в научной и политической среде после провозглашения концепции «Большого евразийского партнерства» Президентом РФ В.В. Путиным в послании Федеральному собранию РФ в декабре 2015 г. [7]. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют расхождения в понимании феномена Большой Евразии, отсутствует единое определение термина. Большая часть научных работ трактует содержание Большой Евразии как концепцию или проект. Так, в соответствии с дипломатическим словарем «Большая Евразия» представляет собой концепцию «единого торгово-экономического сообщества в рамках Евразийского континента, с распространением его интересов на Северную и Восточную Африку, а также на острова Тихого океана, вплоть до Индонезии и Австралии» [8].
Ключевая цель проекта Большой Евразии заключается в содействии развитию экономик государств-участников посредством экономической интеграции всего материка [9]. Фундаментом данной концепции стало стратегическое партнерство России и Китая [10]. Необходимо подчеркнуть не только экономические мотивы создания сообщества, но и политические. Страны Большой Евразии заинтересованы в сдерживании диктаторский позиции США, препятствующей установлению многополярного мира, развитию отдельных стран. Также одной из предпосылок возникновения Большой Евразии стало усиление полу- и периферийных стран, начавших активно догонять более развитые государства [11]. Отличием концепции Большой Европы от многих других интеграционных проектов является ее инклюзивность [12]. К объединению привлекаются не только крупные игроки, такие как, Россия, Китай, а также страны Центральной Азии, Индия, Пакистан, Иран и др.
Обозначенные выше ЕАЭС и СНГ — составляют ядро Большой Евразии [13]. Одно из ключевых преимуществ стран данных объединений — это территориальное положение, колоссальный природный потенциал, выгодные транзитные позиции. ЕАЭС и СНГ лидируют по добыче нефти и газа, производству сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений [13]. Центральное положении стран ЕАЭС, в том числе России, в пространстве Большой Евразии означает прохождение по территориям этих стран самых коротких связующих сухопутных путей [14]. Очевидно, что приоритетным в рамках Большого Евразийского партнерства (зачастую используют как синоним Большой Евразии) является транспортная система. Российская Федерация, расположенная вдоль всего континента, обладает в этой связи явным конкурентным преимуществом [15].
На примере стран СНГ рассмотрим некоторые из ключевых показателей по транспорту в динамике (табл. 1) и отдельно за 2022 год (табл. 2).
На рис. 1, 2 показаны доли (в процентном соотношении) каждой из стран СНГ в общем объеме грузовых перевозок за 2020 и 2021 года соответственно.
Рис. 1. Соотношение объема грузовых перевозок предприятиями транспорта в СНГ, (транспорт — все виды) за 2020 год.
Составлено по [16].
Рис. 2. Соотношение объема грузовых перевозок предприятиями транспорта в СНГ, (транспорт — все виды) за 2021 год.
Составлено по [16].

На 2021 г. — доля РФ по перевозке грузов уменьшилась на 2% по сравнению с 2020 г. В два раза увеличилась доля Казахстана, с 6% в 2020 г. до 12% в 2021 г. Доля Узбекистана снизилась с 15% в 2020 г. до 6% в 2021 г. Как видно по диаграммам (рис. 1–2), несмотря на небольшие изменения по показателям стран Содружества, основной объем грузовых перевозок в СНГ приходится на Россию, как в 2000 г., так и в 2021 г. На рис. 3 приведены данные по анализируемому показателю отдельно по РФ за период с 2000 г. по 2021 г.
В динамике за последние двадцать лет очевиден рост грузовых перевозок в России. Стоит обратить внимание на лидирующие позиции РФ в рамках Содружества и по другим показателям транспорта (табл. 2). По протяженности ж/д путей, автомобильных дорог Россия стоит на первом месте среди стран СНГ, в тройке также находятся Беларусь и Казахстан.

Таблица 1
Динамика перевозки грузов предприятиями транспорта в СНГ, тыс. тонн (транспорт — все виды). Составлено по [16]
2000 г.2003 г.2006 г.2009 г.2012 г.2015 г.2018 г.2021 г.
Азербайджан80 180,0110 000,5145 596,7190 371,6210 862,1222 372,5230 144,1193 903,2
Армения4 472,37 054,79 670,99 802,111 181,59 311,726 292,013 754,2
Беларусь285 415,2333 089,0401 308,2420 055,0484 371,1447 212,0455 503,2384 895,4
Казахстан335 384,0Нет данныхНет данных457 695,6567 798,2637 386,4813 668,4874 133,2
Кыргызстан15 500,117 240,216 392,023 856,826 860,929 659,633 024,028 576,6
Молдова11 127,318 545,834 916,524 445,427 858,330 552,538 199,423 628,8
Россия3 345 406,23 644 265,54 346 975,63 904 421,44 382 598,14 083 480,54 351 095,14 356 807,7
Таджикистан18 734,922 994,534 095,547 808,751 967,253 884,854 433,266 275,3
ТуркменистанНет данныхНет данныхНет данныхНет данныхНет данных494 011,0515 060,0551 385,0
Узбекистан804 615,2707 606,0812 801,51 077 954,0858 745,71 070 538,21 243 038,0420 160,0
Украина689 235,2795 305,8856 175,1696 212,0771 923,7601 834,8624 573,5621 281,9

Таблица 2
Показатели развития транспорта по странам СНГ за 2022 г. Составлено по [16]
Индексы
тарифов на
грузовые
перевозки
(к декабрю
предыдущего
года), %
Железно-
дорожные
пути общего
пользования
(на конец
года, км)
Автомобильные
дороги общего
пользования
(на конец
года, км)
Автомобильные
дороги общего
пользования
с твердым
покрытием
(на конец года, км)
Азербайджан102,92 138,028 345,427 053,5
Армения122,3726,07 543,05 913,0
Беларусь104,55 474,0104 125,090 328,0
Казахстан93,716 005,694 781,186 311,6
Кыргызстан128,4417,2Нет данныхНет данных
МолдоваНет данных1 151,09 488,09 193,0
Россия92,786 969,71 575 552,01 115 022,0
Таджикистан107,4Нет данныхНет данныхНет данных
ТуркменистанНет данныхНет данныхНет данныхНет данных
УзбекистанНет данных4 726,142 869,042 307,0
УкраинаНет данныхНет данныхНет данныхНет данных
Рис. 3. Перевозки грузов предприятиями транспорта в РФ с 2000 г. по 2021 г., тыс. тонн (все виды транспорта)
Составлено по [16]

Основываясь на проведенном анализе статистических данных, можно сделать вывод об особом положении транспортной системы РФ в рамках сотрудничества с другими странами. Очевидным является факт, что подобной роли Российская Федерация обязана уникальному географическому положению, масштабам территорий. Принимая во внимание показатели развития транспорта, протяженность путей сообщения и т.д., очевидно, что по странам СНГ наблюдаются колоссальные диспропорции между РФ и другими государствами.
Как уже упоминалось выше, преимуществом России являются не только размеры ее территории, но и центральное положение в пространстве Большой Евразии. Российская Федерация расположена на территории двух частей света, что отражается на ее особой роли в рамках налаживания евроазиатских связей [17]. Дальнейшее развитие объединения благоприятно для раскрытия транзитного потенциала РФ. При этом, по мнению авторов данной работы, для полноценной реализации всей мощи транспортных возможностей РФ, эффективного сотрудничества в рамках международных объединений необходимо дальнейшее усовершенствование транспортно-логистической инфраструктуры, повышение ее эффективности, в том числе развитие международных транспортных коридоров.
Отметим, что уровень экономического развития государства в целом, отдельных регионов существенно зависит от транспортного освоения территории, наличия транспортных коридоров, в том числе международных. Международный транспортный коридор (МТК) предполагает комбинирование автомобильного, морского, железнодорожного, трубопроводного видов транспорта [17]. Роль МТК не ограничивается получением положительных экономических эффектов, большое значение международные транспортные коридоры оказывают на уровень безопасности государства. Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года содержит следующее определение: «международный транспортный коридор — совокупность маршрутов, проходящих по территориям государств и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [18].
Вышеобозначенный стратегический документ содержит основные цели по развитию транспортной системы, одна из которых состоит в увеличении объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных логистических технологий. Развитие МТК, проходящих по российским территориям, является необходимой задачей на пути к достижению поставленной цели.
Отдельное внимание необходимо уделить одним из важнейших МТК — это коридоры «Восток — Запад» и «Север — Юг», обладающие значительным транзитным потенциалом. Как отмечено в Транспортной стратегии РФ, реализация возможностей МТК «Восток — Запад» может способствовать созданию дополнительного эффекта для экономики РФ от 220 до 650 млрд руб. [18]. Также стоит упомянуть ещё один проходящий по территории РФ международный коридор — МТК «Север — Юг», развитие которого направлено в сторону Африки [19]. Потенциал МТК «Север — Юг» также состоит в привлечение транзитных грузопотоков из Индии, Пакистана, стран Ближнего Востока в сторону Западной и Северной Европы [18].
В плане развития транспортно-логистической инфраструктуры нельзя не упомянуть тенденцию к цифровой модернизации. На сегодняшний день цифровая трансформация затрагивает практически все отрасли хозяйства, включая транспорт. Ещё в 2016 г. страны Союза подписали Заявление о цифровой повестке ЕАЭС [20]. Одно из приоритетных направлений данной повестки — «Цифровые транспортные коридоры Союза» (рис.4.). В понимании авторов настоящего исследования, цифровой транспортный коридор представляет «транспортное направление, концентрирующее ряд наукоемких технологий, способствующих повышению скорости перевозок как грузов, так и пассажиров, обеспечению максимальной безопасности и контроля» [21, с. 85]. Также отметим, что отдельный проект в рамках намеченной цифровой трансформации заключается в создании экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕЭАС [20].
Рис. 4. Приоритетные направления цифровой повестки ЕАЭС
Составлено по [20]

В результате проведенного исследования очевиден вывод о необходимости дальнейшего укрепления транспортно-логистической инфраструктуры РФ. При этом, по мнению авторов, для сохранения ее конкурентоспособности необходимо комплексное развитие. Другими словами, развитие как экстенсивного, так и интенсивного характера. Направленность в сторону количественного фактора предполагает дальнейшее освоение территорий, строительство новых дорог, объектов инфраструктуры, прокладку маршрутов. Интенсивное развитие включает в себя внедрение новых технологий в транспортную систему, усовершенствование уже имеющихся, цифровую трансформацию отрасли и т.п. Территориальная специфика российского государства определяет подобный комплексный подход. Только всесторонне внимание к транспортной системе позволит повысить эффективность ее функционирования. Так, строительство новой дороги, но при этом отсутствие ее качества будет препятствовать быстрой доставке грузов и безопасному движению в целом, не будет представлять собой привлекательный маршрут. Наличие проходящих по территории государства протяженных транспортных коридоров без современных обслуживающих объектов также является препятствием и т.д.
Эффективная транспортно-логистическая инфраструктура в России может способствовать как разрешению многих внутренних вопросов, так и укреплению позиций в рамках международного сотрудничества. Наличие современной транспортной системы во всех регионах РФ может существенно сократить диспропорции в уровне социально-экономического развития субъектов. Высокотехнологичные международные маршруты позволят полноценно раскрыть транзитный потенциал государства, углубить международные связи, открыть новые рынки. Отметим, что развитие технологий, в том числе в области транспорта, в условиях полицентричности можно назвать одним из главных направлений экономического развития РФ в целом [22]. Расположение России в центре Большой Евразии и конкурентоспособная транспортно-логистическая инфраструктура позволят добиться лидерских позиций на мировой арене как в пространстве объединения, так и за его пределами.

Список использованных источников:
1. Евразийский экономический союз // Официальный сайт. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 15.05.2024).
2. Евразийская экономическая комиссия // Официальный сайт. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/about/ (дата обращения: 20.05.2024).
3. Исполнительный комитет содружества независимых государств // Официальный сайт. URL: https://cis.minsk.by/page/174/o-sodruzestve-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 18.05.2024).
4. Государства — участники СНГ. URL: https://cis.minsk.by/map (дата обращения: 18.05.2024).
5. Министерство иностранных дел Российской Федерации // Официальный сайт. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/1813264/ (дата обращения: 16.05.2024).
6. Community of Greater Eurasia. URL: https://gea.site/about/ (дата обращения: 20.05.2024).
7. Иванов А.В., Журавлёва С.М. Большая Евразия: понятие, вызовы, задачи России и Сибири // Учёные записки (АГАКИ). 2020. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshaya-evraziya-ponyatie-vyzovy-zadachi-rossii-i-sibiri (дата обращения: 21.05.2024).
8. Новый дипломатический словарь. URL: http://diplomaticdictionary.com/dictionary/ (дата обращения: 18.05.2024).
9. Кофнер Ю. Концепция Большой Евразии: культурно-географическое и политэкономическое понимание // Журнал Континента Eurasia Plus. URL: http://eurasia.plus/magazine/eurasia_multipolar_world/concept_big_eurasia.phtml (дата обращения: 20.05.2024).
10. Лукин А.В. Россия и Китай в Большой Евразии // Полис. Политические исследования. — 2020. — № 5. — С. 46–59. URL: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.04 (дата обращения: 15.05.2024).
11. Ефременко Д. Рождение Большой Евразии. Как завершается эпоха после холодной войны // Россия в глобальной политике. — 2016. — №6. URL: https://globalaffairs.ru/articles/rozhdenie-bolshoj-evrazii/ (дата обращения: 12.05.2024).
12. Лихачева А. Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов. 2021. URL: https://roscongress.org/materials/bolshoe-evraziyskoe-partnerstvo-v-poiskakh-novykh-impulsov/ (дата обращения: 17.05.2024).
13. Экономика стран СНГ и ЕАЭС: итоги 2023. Консенсус-прогноз 2024 // Институт исследований и экспертизы ВЭБ. URL: https://inveb-docs.ru/attachments/article/2024_03/Ekonomika_stran_sng.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
14. Вардомский Л. Евразийская интеграция и Большое евразийское партнерство // Россия и новые государства Евразии. — 2019. — №III (ХLIV). — C. 9–26. URL: https://doi.org/10.20542/2073–4786–2019–3–9–26 (дата обращения: 13.05.2024).
15. О российской инициативе Большого Евразийского партнерства // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/ (дата обращения: 19.05.2024).
16. Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. URL: https://new.cisstat.org/cis-countries (дата обращения: 18.05.2024).
17. Международные мультимодальные транспортные коридоры России: развитие и эффективность // Российская академия транспорта. URL: https://rosacademtrans.ru/multimodaltransport/ (дата обращения: 14.05.2024).
18. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363 об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
19. Россия продолжит развивать международные транспортные коридоры совместно с африканскими странами // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10810 (дата обращения: 20.05.2024).
20. Цифровая повестка ЕАЭС // Официальный сайт. URL: http://digital.eaeunion.org/extranet/ (дата обращения: 20.05.2024).
21. Заколюкина Е.С. Цифровизация транспортных коридоров в рамках экономического развития территорий // Казанский Международный конгресс евразийской интеграции — 2023. — С. 77–88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63156655 (дата обращения: 20.05.2024).
22. Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С. Трансформация транспортной инфраструктуры региона в условиях становления полицентричного мира // Полицентричный мир: новая экономическая повестка: Сборник научных трудов X Уральских научных чтений профессоров и докторантов гуманитарных наук, Екатеринбург, 01 марта 2023 года. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. 2023. — С. 160–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54141454 (дата обращения: 17.05.2024).
Статья поступила в редакцию 15.10.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия