| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024 | | |
| Пьянкова С. Г. профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук Заколюкина Е. С. аспирант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
руководитель отдела по работе с клиентами ЗАО «Лаки Моторс»
| | В статье рассматриваются международные объединения: ЕАЭС, СНГ в контексте пространства Большой Евразии. Проведен анализ ключевых показателей развития транспорта по странам СНГ за период с 2000 г. по 2021 гг., а также положений Транспортной Стратегии РФ до 2030 года. Акцентируется внимание на тенденции к цифровизации транспортной отрасли. Результатом проведенного исследования является вывод о необходимости дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры РФ с использованием комплексного подхода. | Ключевые слова: Евразийский экономический союз, содружество независимых государств, Большая Евразия, международные транспортные коридоры, цифровые коридоры | УДК 339.92 Стр: 43 - 47 | В настоящее время в рамках международной политики усиливается тенденция к интеграционным процессам, которая выражается в виде создания международных объединений, союзов и т.п. Цели интеграции носят как политический, так и экономический характер. Обозначим некоторые из таких международных объединений, в состав которых входит Российская Федерация.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), учрежденный 29 мая 2014 года, представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции [1]. В состав ЕАЭС входят следующие государства: Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, республика Казахстан, Кыргызская Республика. Одна из основных целей создания союза состоит в повышении уровня конкурентоспособности экономик союзнических стран. В рамках ЕАЭС осуществляется согласование единой политики по экономическим отраслям, а также обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы [1]. Наднациональным органом ЕАЭС, который занимается разработкой предложений, направленных на дальнейшее развитие интеграции, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) [2].
Содружество Независимых Государств (СНГ), создано 8 декабря 1991 г. [3]. На сегодняшний день странами-участницами Содружества являются: Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Туркменистан (ассоциированный член-наблюдатель), Республика Армения, Республика Молдова (наблюдатель), Республика Узбекистан, Республика Беларусь, Россия, Украина, Республика Казахстан, Республика Таджикистан [4]. К целям Содружества относятся: сотрудничество в экономической, политической и других областях, социально-экономическое развитие стран-членов в пределах единого экономического пространства, межгосударственная интеграция и др. [5].
Отдельного внимания заслуживает все набирающая обороты концепция Большой Евразии. В соответствии с классификацией ООН, Большая Евразия включает в себя 48 государств Европы, 50 Азии и 7, расположенных в Северной Африке [6]. Термин «Большая Евразия» стал активно употребляться в научной и политической среде после провозглашения концепции «Большого евразийского партнерства» Президентом РФ В.В. Путиным в послании Федеральному собранию РФ в декабре 2015 г. [7]. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют расхождения в понимании феномена Большой Евразии, отсутствует единое определение термина. Большая часть научных работ трактует содержание Большой Евразии как концепцию или проект. Так, в соответствии с дипломатическим словарем «Большая Евразия» представляет собой концепцию «единого торгово-экономического сообщества в рамках Евразийского континента, с распространением его интересов на Северную и Восточную Африку, а также на острова Тихого океана, вплоть до Индонезии и Австралии» [8].
Ключевая цель проекта Большой Евразии заключается в содействии развитию экономик государств-участников посредством экономической интеграции всего материка [9]. Фундаментом данной концепции стало стратегическое партнерство России и Китая [10]. Необходимо подчеркнуть не только экономические мотивы создания сообщества, но и политические. Страны Большой Евразии заинтересованы в сдерживании диктаторский позиции США, препятствующей установлению многополярного мира, развитию отдельных стран. Также одной из предпосылок возникновения Большой Евразии стало усиление полу- и периферийных стран, начавших активно догонять более развитые государства [11]. Отличием концепции Большой Европы от многих других интеграционных проектов является ее инклюзивность [12]. К объединению привлекаются не только крупные игроки, такие как, Россия, Китай, а также страны Центральной Азии, Индия, Пакистан, Иран и др.
Обозначенные выше ЕАЭС и СНГ — составляют ядро Большой Евразии [13]. Одно из ключевых преимуществ стран данных объединений — это территориальное положение, колоссальный природный потенциал, выгодные транзитные позиции. ЕАЭС и СНГ лидируют по добыче нефти и газа, производству сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений [13]. Центральное положении стран ЕАЭС, в том числе России, в пространстве Большой Евразии означает прохождение по территориям этих стран самых коротких связующих сухопутных путей [14]. Очевидно, что приоритетным в рамках Большого Евразийского партнерства (зачастую используют как синоним Большой Евразии) является транспортная система. Российская Федерация, расположенная вдоль всего континента, обладает в этой связи явным конкурентным преимуществом [15].
На примере стран СНГ рассмотрим некоторые из ключевых показателей по транспорту в динамике (табл. 1) и отдельно за 2022 год (табл. 2).
На рис. 1, 2 показаны доли (в процентном соотношении) каждой из стран СНГ в общем объеме грузовых перевозок за 2020 и 2021 года соответственно. | |  | Рис. 1. Соотношение объема грузовых перевозок предприятиями транспорта в СНГ, (транспорт — все виды) за 2020 год.
Составлено по [16]. | |  | Рис. 2. Соотношение объема грузовых перевозок предприятиями транспорта в СНГ, (транспорт — все виды) за 2021 год.
Составлено по [16]. | На 2021 г. — доля РФ по перевозке грузов уменьшилась на 2% по сравнению с 2020 г. В два раза увеличилась доля Казахстана, с 6% в 2020 г. до 12% в 2021 г. Доля Узбекистана снизилась с 15% в 2020 г. до 6% в 2021 г. Как видно по диаграммам (рис. 1–2), несмотря на небольшие изменения по показателям стран Содружества, основной объем грузовых перевозок в СНГ приходится на Россию, как в 2000 г., так и в 2021 г. На рис. 3 приведены данные по анализируемому показателю отдельно по РФ за период с 2000 г. по 2021 г.
В динамике за последние двадцать лет очевиден рост грузовых перевозок в России. Стоит обратить внимание на лидирующие позиции РФ в рамках Содружества и по другим показателям транспорта (табл. 2). По протяженности ж/д путей, автомобильных дорог Россия стоит на первом месте среди стран СНГ, в тройке также находятся Беларусь и Казахстан.
Таблица 1
Динамика перевозки грузов предприятиями транспорта в СНГ, тыс. тонн (транспорт — все виды). Составлено по [16] | 2000 г. | 2003 г. | 2006 г. | 2009 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2018 г. | 2021 г. |
---|
Азербайджан | 80 180,0 | 110 000,5 | 145 596,7 | 190 371,6 | 210 862,1 | 222 372,5 | 230 144,1 | 193 903,2 | Армения | 4 472,3 | 7 054,7 | 9 670,9 | 9 802,1 | 11 181,5 | 9 311,7 | 26 292,0 | 13 754,2 | Беларусь | 285 415,2 | 333 089,0 | 401 308,2 | 420 055,0 | 484 371,1 | 447 212,0 | 455 503,2 | 384 895,4 | Казахстан | 335 384,0 | Нет данных | Нет данных | 457 695,6 | 567 798,2 | 637 386,4 | 813 668,4 | 874 133,2 | Кыргызстан | 15 500,1 | 17 240,2 | 16 392,0 | 23 856,8 | 26 860,9 | 29 659,6 | 33 024,0 | 28 576,6 | Молдова | 11 127,3 | 18 545,8 | 34 916,5 | 24 445,4 | 27 858,3 | 30 552,5 | 38 199,4 | 23 628,8 | Россия | 3 345 406,2 | 3 644 265,5 | 4 346 975,6 | 3 904 421,4 | 4 382 598,1 | 4 083 480,5 | 4 351 095,1 | 4 356 807,7 | Таджикистан | 18 734,9 | 22 994,5 | 34 095,5 | 47 808,7 | 51 967,2 | 53 884,8 | 54 433,2 | 66 275,3 | Туркменистан | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | 494 011,0 | 515 060,0 | 551 385,0 | Узбекистан | 804 615,2 | 707 606,0 | 812 801,5 | 1 077 954,0 | 858 745,7 | 1 070 538,2 | 1 243 038,0 | 420 160,0 | Украина | 689 235,2 | 795 305,8 | 856 175,1 | 696 212,0 | 771 923,7 | 601 834,8 | 624 573,5 | 621 281,9 |
Таблица 2
Показатели развития транспорта по странам СНГ за 2022 г. Составлено по [16] | Индексы
тарифов на
грузовые
перевозки
(к декабрю
предыдущего
года), % | Железно-
дорожные
пути общего
пользования
(на конец
года, км) | Автомобильные
дороги общего
пользования
(на конец
года, км) | Автомобильные
дороги общего
пользования
с твердым
покрытием
(на конец года, км) |
---|
Азербайджан | 102,9 | 2 138,0 | 28 345,4 | 27 053,5 | Армения | 122,3 | 726,0 | 7 543,0 | 5 913,0 | Беларусь | 104,5 | 5 474,0 | 104 125,0 | 90 328,0 | Казахстан | 93,7 | 16 005,6 | 94 781,1 | 86 311,6 | Кыргызстан | 128,4 | 417,2 | Нет данных | Нет данных | Молдова | Нет данных | 1 151,0 | 9 488,0 | 9 193,0 | Россия | 92,7 | 86 969,7 | 1 575 552,0 | 1 115 022,0 | Таджикистан | 107,4 | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Туркменистан | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Узбекистан | Нет данных | 4 726,1 | 42 869,0 | 42 307,0 | Украина | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
| |  | Рис. 3. Перевозки грузов предприятиями транспорта в РФ с 2000 г. по 2021 г., тыс. тонн (все виды транспорта)
Составлено по [16] | Основываясь на проведенном анализе статистических данных, можно сделать вывод об особом положении транспортной системы РФ в рамках сотрудничества с другими странами. Очевидным является факт, что подобной роли Российская Федерация обязана уникальному географическому положению, масштабам территорий. Принимая во внимание показатели развития транспорта, протяженность путей сообщения и т.д., очевидно, что по странам СНГ наблюдаются колоссальные диспропорции между РФ и другими государствами.
Как уже упоминалось выше, преимуществом России являются не только размеры ее территории, но и центральное положение в пространстве Большой Евразии. Российская Федерация расположена на территории двух частей света, что отражается на ее особой роли в рамках налаживания евроазиатских связей [17]. Дальнейшее развитие объединения благоприятно для раскрытия транзитного потенциала РФ. При этом, по мнению авторов данной работы, для полноценной реализации всей мощи транспортных возможностей РФ, эффективного сотрудничества в рамках международных объединений необходимо дальнейшее усовершенствование транспортно-логистической инфраструктуры, повышение ее эффективности, в том числе развитие международных транспортных коридоров.
Отметим, что уровень экономического развития государства в целом, отдельных регионов существенно зависит от транспортного освоения территории, наличия транспортных коридоров, в том числе международных. Международный транспортный коридор (МТК) предполагает комбинирование автомобильного, морского, железнодорожного, трубопроводного видов транспорта [17]. Роль МТК не ограничивается получением положительных экономических эффектов, большое значение международные транспортные коридоры оказывают на уровень безопасности государства. Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года содержит следующее определение: «международный транспортный коридор — совокупность маршрутов, проходящих по территориям государств и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [18].
Вышеобозначенный стратегический документ содержит основные цели по развитию транспортной системы, одна из которых состоит в увеличении объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных логистических технологий. Развитие МТК, проходящих по российским территориям, является необходимой задачей на пути к достижению поставленной цели.
Отдельное внимание необходимо уделить одним из важнейших МТК — это коридоры «Восток — Запад» и «Север — Юг», обладающие значительным транзитным потенциалом. Как отмечено в Транспортной стратегии РФ, реализация возможностей МТК «Восток — Запад» может способствовать созданию дополнительного эффекта для экономики РФ от 220 до 650 млрд руб. [18]. Также стоит упомянуть ещё один проходящий по территории РФ международный коридор — МТК «Север — Юг», развитие которого направлено в сторону Африки [19]. Потенциал МТК «Север — Юг» также состоит в привлечение транзитных грузопотоков из Индии, Пакистана, стран Ближнего Востока в сторону Западной и Северной Европы [18].
В плане развития транспортно-логистической инфраструктуры нельзя не упомянуть тенденцию к цифровой модернизации. На сегодняшний день цифровая трансформация затрагивает практически все отрасли хозяйства, включая транспорт. Ещё в 2016 г. страны Союза подписали Заявление о цифровой повестке ЕАЭС [20]. Одно из приоритетных направлений данной повестки — «Цифровые транспортные коридоры Союза» (рис.4.). В понимании авторов настоящего исследования, цифровой транспортный коридор представляет «транспортное направление, концентрирующее ряд наукоемких технологий, способствующих повышению скорости перевозок как грузов, так и пассажиров, обеспечению максимальной безопасности и контроля» [21, с. 85]. Также отметим, что отдельный проект в рамках намеченной цифровой трансформации заключается в создании экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕЭАС [20]. | |  | Рис. 4. Приоритетные направления цифровой повестки ЕАЭС
Составлено по [20] | В результате проведенного исследования очевиден вывод о необходимости дальнейшего укрепления транспортно-логистической инфраструктуры РФ. При этом, по мнению авторов, для сохранения ее конкурентоспособности необходимо комплексное развитие. Другими словами, развитие как экстенсивного, так и интенсивного характера. Направленность в сторону количественного фактора предполагает дальнейшее освоение территорий, строительство новых дорог, объектов инфраструктуры, прокладку маршрутов. Интенсивное развитие включает в себя внедрение новых технологий в транспортную систему, усовершенствование уже имеющихся, цифровую трансформацию отрасли и т.п. Территориальная специфика российского государства определяет подобный комплексный подход. Только всесторонне внимание к транспортной системе позволит повысить эффективность ее функционирования. Так, строительство новой дороги, но при этом отсутствие ее качества будет препятствовать быстрой доставке грузов и безопасному движению в целом, не будет представлять собой привлекательный маршрут. Наличие проходящих по территории государства протяженных транспортных коридоров без современных обслуживающих объектов также является препятствием и т.д.
Эффективная транспортно-логистическая инфраструктура в России может способствовать как разрешению многих внутренних вопросов, так и укреплению позиций в рамках международного сотрудничества. Наличие современной транспортной системы во всех регионах РФ может существенно сократить диспропорции в уровне социально-экономического развития субъектов. Высокотехнологичные международные маршруты позволят полноценно раскрыть транзитный потенциал государства, углубить международные связи, открыть новые рынки. Отметим, что развитие технологий, в том числе в области транспорта, в условиях полицентричности можно назвать одним из главных направлений экономического развития РФ в целом [22]. Расположение России в центре Большой Евразии и конкурентоспособная транспортно-логистическая инфраструктура позволят добиться лидерских позиций на мировой арене как в пространстве объединения, так и за его пределами. |
| |
|
|
|