Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024

Структура цепей поставок внешнеторгового оборота ЕАЭС — КНР в условиях санкционных ограничений
Рожко О. Н.
профессор кафедры предпринимательства и логистики
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук

Каценко В. В.
аспирант кафедры предпринимательства и логистики
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)

В статье рассматриваются особенности развития структуры цепей поставок внешнеторгового оборота между странами ЕАЭС и Китаем в условиях международных санкционных ограничений. Проанализирована роль ЕАЭС в процессе развития евразийской экономической интеграции. Рассмотрена динамика и структура внешней торговли между странами-участниками ЕАЭС. Определены роль и место Китая в развитии евразийского региона, проанализированы тенденции и перспективы развития внешней торговли между Россией и Китаем. Выявлены актуальные проблемы, нарушающие процессы управления глобальными цепями поставок.
Ключевые слова: внешнеторговый оборот, внешняя торговля, ЕАЭС, Китай, санкционные ограничения, глобальные цепи поставок, «Один пояс — Один путь»
УДК 338.47   Стр: 47 - 49

Актуальность исследования обусловлена продолжением реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, которая была разработана в целях развития Евразийского экономического союза в условиях западных экономических и политических санкций в отношении России, что стало одной из причин корректировки внешнеэкономической стратегии развития международных экономических отношений в сторону Большой Евразии.
Для России, как и ряда других стран данного региона, существует высокая степень заинтересованности в создании устойчивых условий развития международных форм экономического сотрудничества, которые стимулируют экономический рост и товарооборот. Среди них создание устойчивых международных экономических и торговых отношений с Китаем — крупнейшим рынком региона, экономический рост и развитие которого способствуют реализации национальных интересов в экономике и других стран ЕАЭС. Анализируя перспективы дальнейшего развития Евразийского союза в современных условиях, можно выделить факторы, непосредственно влияющие на процессы интеграции в Евразийском регионе, такие как: внешнеполитический, экономический и социальный. Например, особую роль имеют экономические факторы, к которым относятся [1]:
– разработка и реализация совместных проектов, повышающих межстрановое взаимодействие при развитии рыночной и транспортной инфраструктуры;
– разный уровень экономического потенциала роста между странами-членами ЕАЭС;
– наличие между странами противоречий при организации единой зоны торговли с другими странами, не входящих в Евразийский экономический союз.
Главным принципом функционирования ЕАЭС является формирование комфортных и безбарьерных торгово-экономических условий ведения внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности между странами-участницами. Поэтому основой оценки эффективности развития ЕАЭС является анализ того, как между ними выстроена внешняя торговля.
Подтверждением развития Евразийского экономического союза является динамика взаимной торговли между странами-участницами (рис. 1).
Рис. 1. Динамика взаимной торговли между странами-участницами ЕАЭС, в млрд долл.
Источник [2].

Таким образом, с 2019 по 2022 гг. внешнеторговый оборот между странами ЕАЭС увеличился с 61,6 млрд долл. до 83,3 млрд долл. Основную долю занимает Россия с оборотом в 44,9 млрд долл. и Беларусь — 24,1 млрд долл. [2].
Однако современный период развития экономики России, затрагивающий и другие страны ЕАЭС, характеризуется определенным влиянием международных санкций стран Запада, что только укрепило новую стратегию внешнеэкономической политики государства. Приоритетным вектором развития международного представительства российского бизнеса и инвестиций стало увеличение количества и повышение качества китайско-российских отношений, определивших перспективы России на длительную перспективу [3]. И среди причин их максимально прогрессивного состояния на текущий момент — это устойчивые тенденции в реализации инициативы «Один пояс, один путь» — крупнейшего инфраструктурного проекта Евразийского региона.
Начиная с 2013 г., экономическая политика Правительства КНР официально утвердила предложение Генерального секретаря Си Цзиньпина о реализации инициативы «Один пояс, один путь». Эта инициатива была провозглашена в условиях замедления темпов роста китайской экономики, обусловленных наличием серьезных структурных проблем, которая, в первую очередь, призвана дать новые стимулы экономическому развитию самого Китая в период структурной трансформации его социально-экономической модели [4].
Благодаря развитию данной инициативы, у китайского государства есть доступные инструменты, которые повышают степень его интеграции в мировую экономику, в том числе формирование механизма повышения внешнеэкономической связи КНР со странами ЕАЭС. Являясь важным фактором по расширению открытости Китая внешнему миру и дальнейшему развитию экономической дипломатии на высшем уровне, эта инициатива стимулирует процесс экономической глобализации посредством скоординированного межрегионального развития стран.
В проекте «Пояс и путь» выражено стремление крупной развивающейся страны еще активнее участвовать в мировой экономике и глубже интегрироваться в неё, что соответствует потребностям и ожиданиям большинства развивающихся стран в стремлении к экономическому и социальному прогрессу. Стратегия «Один пояс и один путь» представляет собой новый подход к открытости мировой экономики и с момента ее разработки уже продемонстрировала свою жизнеспособность.
Эффективность проекта может быть достигнута совместной нацеленностью стран Евразийского региона и Китая на дальнейшее укрепление стратегического партнерства, формирование полюсов экономического роста, максимальное использование конкурентных преимуществ стран-участниц, а также обеспечение экономической, продовольственной, технологической и энергетической безопасности при соблюдении национальных интересов каждой из сторон [5]. Важнейшим направлением международного сотрудничества ЕАЭС и Китая при реализации инициативы «Один пояс, один путь» является их внешнеторговая деятельность, которая поддерживается совместными усилиями по развитию экономики и совместного энергетического рынка. Крупнейшие торговым партнером Китая в ЕАЭС является Россия. Подтверждением тому являются данные графика, представленного на рис. 2.
В 2022 г. товарооборот между КНР и Россией составлял рекордные 190,3 млрд долл. Это на 107 млрд долл. больше, чем весь товарооборот между всеми странами-участницами ЕАЭС, что отражает высокую роль России при формировании структуры цепей поставок внешнеторгового оборота ЕАЭС — КНР в условиях санкционных ограничений. В 2024 г. эта цифра преодолела 220 млрд долл.
Рис. 2. Товарооборот между РФ и КНР, млрд долл.
Источник [6].

Несмотря на интенсивный прирост как по экспорту, так и по импорту, на сегодняшний день, можно выделить следующие проблемные зоны и области в управлении глобальными цепями поставок во внешнеторговом обороте ЕАЭС — КНР [7]:
– активное перераспределение грузовых потоков и глобальных цепей поставок, что временно снизило надежность международных перевозок и увеличило стоимость транспортно-логистических и погрузочно-складских услуг;
– увеличение сроков поставок, что обусловлено все тем же перераспределением грузовых потоков и влиянием геополитической нестабильности во всем мире, включая западные санкции в отношении России (страны, которая имеет наиболее масштабную транспортную сеть);
– отказ работы многих стран и компаний с морскими логистическими портами России, из-за чего товаропотоки сырьевых товаров нарушены, что привело к росту стоимости услуг, а, соответственно, к увеличению цены на поставляемые товары (это одна из ключевых проблем роста инфляции в мировой экономике).
На основе вышеизложенного можно сказать, что современная структура цепей поставок внешнеторгового оборота ЕАЭС — КНР в основном выстроена вокруг китайско-российских торговых отношений, оборот которых, как уже говорилось, в 2022 г. достиг 190,3 млрд долл. Однако с принятием в 2022 г. новых пакетов международных санкций, появились очередные барьеры, снижающие эффективность управления и реализации глобальных цепей поставок с участием России. Вместе с тем, благодаря фундаментальному проекту Китая «Один пояс, один путь», сформированы устойчивые основы, стимулирующие развитие международных торговых отношений и способствующие формированию новых цепей поставок между всеми странами Евразийского региона, куда входят все государства-участники ЕАЭС и Китай.

Список использованных источников:
1. Глазьев С.Ю. Проблемы развития Евразийской экономической интеграции: как их разрешить? // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2022. — Т. 16. — № 3 (41). — С. 11–23.
2. Ким Е.И. Анализ внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза // Аллея науки. — 2023. — Т. 1. — № 5 (80). — С. 19–22.
3. Рожко О.Н. Перспективы и динамика развития транспортно-логистического сотрудничества ЕАЭС и КНР // Вестник экономики, права и социологии. — 2022. — № 3. — С. 214–217.
4. Киреева А.А. «Инициатива пояса и пути»: содержание, цели и значение // Сравнительная политика. — 2018. — №3. — С. 61–74.
5. Осодоева О.А., Санжина О.П., Вэнь Ю., Гэ Т. Риски и перспективы реализации инициативы Китая «Один пояс, один путь» // Регион: системы, экономика, управление. — 2022. — № 3 (58). — С. 20–31.
6. Обзоры внешней торговли России с Китаем. URL: https://russian-trade.com/countries/china/ (дата обращения: 27.05.2024).
7. Ширинова Ш.И., Морозова О.В. Международная логистика: проблемы и перспективы // Логистические системы в глобальной экономике. — 2023. — № 13. — С. 310–311.
Статья поступила в редакцию 15.08.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия