| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024 | | |
| Морозова Н. И. профессор кафедры экономики и управления
Казанского кооперативного института (филиАла)
Российского университета кооперации,
доктор экономических наук
| | Важным условием жизнеспособности международных объединений в рамках формируемой многополярной системы мироустройства будет наличие сильных интеллектуальных центров, помогающих расширить научный потенциал национальных государств за счет подготовки собственных кадров и реализации совместных проектов. Для этого необходимо гармонизировать национальные требования к квалификации и профессиональным стандартам, включить в программу обучения знания культурно-исторических особенностей стран-участниц объединений, чтобы преодолеть ограниченность кругозора будущих специалистов, призванных работать в системе евразийской интеграции. | Ключевые слова: научно-образовательное пространство, инновационная модель развития, сфера образования, сфера науки, евразийское пространство, цифровая экономика, трудовые ресурсы, компетенция, научно-образовательные стандарты | УДК 338.2 Стр: 59 - 62 | Сегодня в условиях ужесточения санкций и формирования горячих точек вокруг России наднациональные образования, такие как ЕАЭС, БРИКС, ШОС и ряд других остаются ключевыми стратегическими направлениями внешнеполитической деятельности нашей страны. Интеграционные объединения позволяют осуществлять сотрудничество в политической, торгово-экономической, энергетической, но, что особенно важно, в культурной и образовательной сферах, то есть их функционал не ограничивается решением только экономических или политических задач, гораздо важнее искать общие культурные и духовные идентичности. Формирование единой идеологии может стать теми скрепами, которые позволят объединить усилия и перестроить традиционные устои международного взаимодействия в сторону построения нового справедливого, политически и экономически рационального порядка с акцентом на демократические ценности и многополярный мир. «Именно культура, основанная на традиционных духовных идеалах человека и общества, должна стать главным ресурсом, идеологией современной жизни людей» [1].
Усиление интеграционных процессов — это ответ на вызовы современной мировой экономики и мучительный поиск новой мировой экономической архитектуры. Однако построение нового невозможно без подготовки инновационных кадров, которые и будут воплощать новые идеи, строить новый миропорядок. По мнению академика С.Ю. Глазьева, интеграция науки и образования будут выступать основой дальнейшей интеграции и развития наднациональных образований. Без единого образовательного пространства невозможны ни общий рынок труда, ни единое экономическое пространство [2].
Актуальное значение сегодня имеет вопрос построения единого научно-образовательного общества в евразийском пространстве. Важными индикаторами, характеризующими развитие системы образования в евразийском экономическом пространстве, выступают количественные характеристики, а именно: количество образовательных организаций и численность обучающихся в странах-участницах объединения (рис. 1, 2). | |  | Рис. 1. Число образовательных организаций в евразийском экономическом пространстве по данным на 2021 год [5] | |  | Рис. 2. Численность обучающихся в образовательных организациях (на 10 000 человек) в евразийском экономическом пространстве по данным на 2021 год [5] | Как можно увидеть из рис. 1–2, большая часть образовательных организаций сосредоточена в Российской Федерации, которая выступает ядром научно-образовательной интеграции в евразийском экономическом пространстве.
Однако сегодня в нашей стране наметилась негативная тенденция падения престижности обучения в вузе. Согласно исследованию Superjob, в 2021 году только 43% родителей отправили своих детей после школы в вуз, для сравнения в 2010 году этот показатель составлял 80%. Многие родители считают, что лучше пусть ребенок получит специальность в СПО и сразу же выйдет на рынок труда, чем будет получать высшее образование. Это вызвано тем, что многие после окончания вуза не работают по специальности или видят, что диплом не является гарантией получения хорошего дохода и карьерного роста. В связи с этим набирает популярность идея отложенного высшего образования. Человек поступает в вуз, уже имея профессию и осознав, что ему нужно для карьерного продвижения. В связи с этим, в перспективе будут пользоваться большим спросом заочные или дистанционные формы обучения, которые позволят совмещать учебу с квалифицированным трудом [7].
На рис. 3 представлены данные о востребованности выпускников, а на рисунке 4 количество безработных на рынке труда в разрезе полученного уровня образования в странах-участницах евразийского экономического пространства. | |  | Рис. 3. Количество занятых по уровню образования в странах-участниках ЕАЭС в 2021 году [5] | |  | Рис. 4. Количество безработных по уровню образования в странах-участниках ЕАЭС в 2021 году [5] | В целом по странам ЕАЭС наибольший уровень безработицы наблюдался у лиц, получивших только среднее (полное) общее образование, причем максимального значения этот показатель достиг в Кыргызстане и Армении. Максимальная занятость наблюдается у лиц, получивших высшее образование, особенно высок этот показатель в Республике Казахстан.
Таким образом, тезис о том, что можно удачно построить карьеру, отказавшись от обучения в вузе, не всегда правдив. Напротив, сегодня в мире растет спрос на квалифицированные кадры, так как образование ускоряет темпы экономического развития. В ряде научных работ убедительно доказывается, что образование выступает в роли положительной экстерналии для каждого экономического агента [8, 9, 10].
Считаем, что переход на новый технологический уклад, основанный на инновациях и ИТ-технологиях, невозможен без постоянного саморазвития и обучения. Не случайно, на первый план у работодателей сегодня выходят требования к мягким компетенциям (способность к обучению, приобретению новых знаний), а смена профессии каждые 5 лет будет нормой на рынке труда [7].
Среди прочих факторов объем финансирования, имеющегося в распоряжении образовательных организаций, играет важное значение. Как правило, образовательные организации, занимающие первые места в рейтингах, имеют лучшее финансирование и могут себе позволить привлекать лучших преподавателей.
Безусловным лидером по количеству занятых в сфере образования (в % к общей численности занятых) является Республика Казахстан. Россия практически замыкает рейтинг по данному показателю, чуть опережая Кыргызстан. По численности преподавателей и мастеров производственного обучения в СПО Россия опережает другие страны практически в 4 раза, а по численности ППС в образовательных организациях ВО — в 6 раз. Это вызвано тем, что в России и количество образовательных учреждений превышает другие страны практически в тех же значениях.
Важным показателем, характеризующим уровень взаимодействия науки и образования в едином евразийском пространстве, выступает академическая мобильность, определяемая количеством иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях. Лидером по данному показателю является Россия, в вузах которой в 2022 году обучалось 351 тыс. иностранных студентов, причем четверть (82,1 тыс. чел.) — это обучающиеся из ЕАЭС. Для сравнения, в этом же году в Кыргызстане обучалось 84 тыс. иностранцев, в Казахстане — около 29 тыс. человек, в Беларуси — 21,5 тыс. человек [3]. Россия и дальше планирует увеличивать масштабы студенческой мобильности. Данная цель находит свое отражение в Указе № 204 Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Для дальнейшей успешной интеграции стран в рамках евразийского экономического пространства необходим поиск новых форм взаимодействия в научно-образовательной сфере, а именно построение так называемой наднациональной системы образования, кардинальное отличие которой от национальной будет заключаться в ее международной функциональной составляющей, то есть полученное образование будет значимым и эквивалентным при трудоустройстве в любой стране мира, а возможность выбора или смены образовательного заведения в мировом образовательном пространстве будет зависеть только от личной траектории развития человека. Тем самым это будет способствовать более полной реализации прав человека на равные образовательные возможности и демократизировать саму систему образования.
Таблица 1
Кадровая обеспеченность системы образования в странах евразийского экономического пространства [5]Показатели | ЕАЭС | Арме-
ния | Бела-
русь | Казах-
стан | Кыр-
гызстан | Россия |
---|
1. Численность занятых в образовании
(в % к общей численности занятых) | 9,9 | 10,9 | 10,4 | 12,7 | 9,4 | 9,5 | 2. Численность преподавателей и мастеров производственного обучения в образовательных организациях | | | | | | | - начального профессионального образования | 11 386 | 1 035 | 6 783 | – | 3 568 | – | - среднего профессионального образования | 221 955 | 3 163 | 9 307 | 36 083 | 7 857 | 165 545 | Численность ППС в образовательных организациях ВО | 292 438 | 6 421 | 19 075 | 36 378 | 12 911 | 217 653 | 3. Среднемесячная номинальная заработная плата по виду деятельности «образование» (долл США) | | 261 | 382 | 482 | 175 | 589 | Среднемесячная номинальная заработная плата по виду деятельности «высшее образование» (долл США) | | 369 | 532 | 595 | 246 | 1 027 |
Определенные шаги в сторону построения наднациональной системы образования уже сделаны. Сегодня происходит реализация пилотного проекта в рамках евразийского научно-образовательного консорциума (далее — ЕНОК) по подготовке кадров с учетом потребностей евразийского экономического пространства.
Однако еще есть много вопросов, которые требуют разрешения. Прежде всего, необходимо унифицировать процедуру проведения выпускных экзаменов в школах и правил аттестации обучающихся при завершении обучения в образовательной организации, а также процедуру присуждения и признания ученых степеней в евразийских государствах. Такие мероприятия позволят активизировать мобильность не только студентов, но и преподавателей. | |  | Рис. 5. Модель наднациональной системы образования
Составлено автором | Считаем, что в учебном заведении обучающиеся не должны ограничиваться знаниями, касающимися отдельно взятой страны, а изучать правовую, культурную и экономическую составляющую всех стран евразийского экономического пространства, что будет способствовать формированию человека «транснационального». Это позволит человеку комфортно включаться в мировое образовательное пространство, а затем реализовать себя как личность и как профессионала в любой стране. Для этого нужно разработать новые научно-образовательные стандарты к будущему специалисту для стран Большой Евразии, которые станут ключевыми при модернизации учебных планов, включив в этот процесс и будущих работодателей. Среди таких компетенций могут стать:
– развитие планетарного мышления, то есть преодоление ограниченности знаний только об одной стране или одной отрасли;
– умение выстраивать межкультурный диалог, который невозможен без понимания переплетения культур и цивилизаций, закономерностей исторической эволюции и приверженности общечеловеческим ценностям;
– владение информационными технологиями и языками, поскольку без этого невозможна свободная передача информации и обмен научными знаниями;
– умение находить инновационные решения профессиональных проблем, руководствуясь единой этикой управления и общими ценностными ориентациями в понимании направлений развития различных национальных государств, входящих в единое евразийское пространство, или транснациональных компаний.
Включение в образовательное учреждение представителей делового сообщества позволит познакомить обучающихся с успехами и проблемами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории евразийских государств, с эволюцией регионального интеграционного процесса, а также получить обратную связь о качестве подготовки выпускников и заказывать подготовку будущих работников под свои потребности.
Таким образом, важным условием жизнеспособности международных объединений в рамках формируемой многополярной системы мироустройства будет наличие сильных интеллектуальных центров, помогающих расширить научный потенциал национальных государств за счет подготовки собственных кадров и реализации совместных проектов. Такой тренд является необходимым, поскольку в условиях формирующегося нового технологического уклада необходимы инновации и постоянное обновление технологий, а без интеллектуальных ресурсов сделать это невозможно.
Считаем, что развитие системы науки и образования в рамках евразийского экономического пространства может стать той мягкой силой, которая бы позволила усилить скрепы между странами-участницами. |
| |
|
|
|