Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024

Гостиничный бизнес в Индии в постпандемийный период: экономика, государственное регулирование и классификация отелей
Скобельцына А. С.
директор ООО «РИИЦ»,
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат культурологии, доцент

В статье собрана информация по актуальному состоянию гостиничной индустрии Индии, а также роли Министерства туризма Индии в ее развитии. Описаны функции Министерства, основные виды отелей, статистические данные по предприятиям размещения, основные показатели деятельности, а также актуальные тенденции в развитии индустрии размещения.
Ключевые слова: Индия, гостиничный бизнес в Индии, Министерство туризма Индии, международный туризм, классификация отелей
УДК 379.85; ББК 75.8   Стр: 65 - 68

Индустрия гостеприимства в Индии — развивающийся и быстрорастущий рынок, оказывающий мощное положительное влияние на экономику страны и уровень туризма. Индия, известная своим культурным разнообразием, историческим наследием и природными ландшафтами, из года в год привлекает миллионы туристов, благодаря чему отели являются рентабельным бизнесом и важной частью индустрии гостеприимства.
Цель данной статьи — рассмотреть, по каким направлениям развивается гостиничный бизнес в Индии в современных условиях, какова классификация отелей, условия сертификации и инспекции отелей, которую осуществляет Министерство туризма Индии [5]. Мы уже писали о гостиничном бизнесе в Индии [2], однако с 2017 года в отрасли гостеприимства и туризма произошли некоторые значительные изменения, на которые повлияли пандемия, связанный с ней экономический кризис, развитие цифровизации и информационных технологий, политическая нестабильность и ряд других факторов.
В настоящее время индийская гостиничная индустрия успешно восстановилась после пандемии. Рассмотрим статистические данные.
По данным UNWTO в 2021 году в Индии насчитывалось 2203 объекта размещения с общим количеством номеров 116660 и количество спальных мест 233320 [10]. Показатели кажутся несколько заниженными, так как по данным международного сервиса бронирования Booking.Com в Индии предлагаются к размещению около 24 тысяч отелей, но их количество меняется в зависимости от даты заезда, так как сервис показывает количество доступных средств размещения на конкретную дату. Возможно, данные UNWTO учитывают только официально классифицированные отели. Также многие индийские отели не регистрируются в глобальных системах бронирования.
Есть и другие данные. Ресурс CEIC утверждает, что в Индии более 1,7 млн отелей, однако представляется, что эти данные скорее всего характеризуют количество гостиничных номеров (см. рис. 1).

Таблица 1
Статистика средств размещения в Индии [4]
Виды средств размещенияЕд.
Гостиница25809
Отель типа «постель и завтрак»11002
Гостевой дом5689
Проживание в семье4021
Курортный отель2427
Коттедж или дом для туристов1806
Пребывание на ферме1091
Отели категории «Наследие»336
Размещение в палатках306
Плавучий дом278
Апарт-отели202
Таймшер18
Мотель16
Старинные отели Vintage2
Итого53003
Рис. 1. Данные о количестве отелей в Индии. Источник [7]

Наиболее достоверными представляются данные, размещенные Министерством туризма Индии на странице Национальной интегрированной базы данных индустрии гостеприимства (NIDHI) (табл. 1). Однако высока вероятность того, что не все средства размещения зарегистрированы и в этой базе, так как население страны, как и рынок туризма, огромны.
В 2023 году гостиничный бизнес в Индии почти полностью восстановился благодаря внутреннему туризму, корпоративным мероприятиям, конференциям и выставкам (MICE), а также росту числа деловых поездок. В отелях премиум-класса наблюдался высокий уровень заполняемости и рост цен на номера. На рис. 2 и 3 показаны основные операционные показатели деятельности индийских отелей: ADR (средняя цена за номер), RevPAR (выручка с одного номера за сутки), Occupancy (загрузка).
Рис. 2. Операционные показатели деятельности средств размещения Индии в период с 2019 по 2023 годы (в рупиях) [8, c. 3]
Рис. 3. Уровень загрузки отелей в Индии в период с 2019 по 2023 г. [8, c. 4]

2023 год для многих индийских предприятий индустрии гостеприимства стал вполне успешным: по данным рейтингового агентства ICRA, заполняемость отелей премиум-класса по всей Индии составила 70–72%, а средняя стоимость номера превысила 6000 рупий за ночь. Доходы отелей выросли на 20% по сравнению с 2022 годом, а операционная прибыль превысила 30%.
В 2024 году рост внутреннего туризма продолжился. Рост доходов был обусловлен внутренними туристическими поездками, мероприятиями MICE, саммитом G20, чемпионатом мира по крикету, разного рода деловыми поездками. Если, например, в 2010–2011 гг. доходы в отрасли составили около 8,4 млрд долл. [1, с.47], то в 2024 году объём рынка индустрии гостеприимства в Индии составил примерно 24,61 млрд долл. США, а к 2029 году, по прогнозам, достигнет 31,01 млрд долл. США. Прогнозируется, что с 2024 по 2029 гг. совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составит 4,73%. [8, c.2]
Как и для мирового рынка в целом, для индийских отелей характерен рост онлайн-бронирований. Прогнозируется, что к 2028 году эта доля составит 61%, тогда как в 2017 году она составляла только 42%. У потребителей во всем мире растет зависимость от компьютера и различных «умных» устройств, это касается любых розничных покупок.
Наблюдается рост стартапов в сфере гостиничного бизнеса, например, в декабре 2023 года количество подписанных контрактов такого рода составило 8741, а количество новых гостиничных объектов достигло 4175. [8, c. 7] Рост инвестиционной и строительной активности обусловлен благоприятными рыночными условиями, растущим спросом на объекты размещения, а также взаимовыгодным сотрудничеством между гостиничными сетями и девелоперскими компаниями.
Еще одна тенденция наблюдается на индийском гостиничном рынке — это рост числа отелей, работающих под маркой известных брендов. Это так называемый организованный сектор, который представлен компаниями, работающими в рамках сетей или групп со стандартизированными услугами и удобствами: ITC Hotels, Marriott International, Indian Hotels Company Limited (IHCL), Hyatt Hotels Corporation, Radisson Hotel Group и многие другие.
Неорганизованный сектор гостиничного бизнеса в Индии также популярен и состоит из небольших независимых предприятий размещения, которые могут значительно различаться по качеству обслуживания, оснащению и внутренним стандартам сервиса. К таким заведениям относятся: отели по типу «bed and breakfast» (постель и завтрак), бутик-отели, гостевые дома, бюджетные отели типа хостелов, размещение в семье.
Рассмотрим, какие функции выполняет Министерство туризма Индии в отношении индустрии туризма и гостеприимства.
Как и в других странах оно является центральным органом, формирующим национальную политику и программы по развитию и популяризации туризма в стране.
В общем виде функции Министерства туризма Индии заключаются в следующем:
– решение всех вопросов, связанных с туризмом в стране, включая маркетинг и продвижение туризма, формирование стратегий роста в сфере туризма, повышение квалификации работников, разработка краткосрочных и долгосрочных программ и стратегий развития туризма;
– планирование и развитие туристических направлений в соответствии с различными запросами и потребностями;
– поддержка Программы развития человеческих ресурсов для персонала, работающего в секторе туризма;
– координация деятельности организаций в сфере туризма;
– разработка турпродуктов и инфраструктуры туризма, оказание финансовой помощи через программы «Swadesh Darshan» (программа развития устойчивого туризма), «Pilgrimage, Rejuvenation, Spiritual, Heritage Augmentation Drive (PRASHAD)» (Национальная миссия по возрождению паломничества и духовного наследия), «Assistance to Central Agencies» (Содействие в развитии туристической инфраструктуры);
– маркетинг и продвижение индийского туризма на внутреннем и международном рынках;
– исследования, анализ, мониторинг и оценка развития туризма через исследования и аналитическую работу;
– взаимодействие с международными организациями в сфере туризма;
– инспекция и сертификация поставщиков услуг в сфере туризма: отелей, туроператоров, туристических агентств, туристического транспорта, гидов и др.;
– поддержка отдельных видов туризма;
– другие виды деятельности: работа над законодательной базой, инспекция региональных подразделений и др.
Теперь рассмотрим, каким образом Министерство туризма Индии контролирует и координирует деятельность предприятий размещения и других объектов индустрии туризма.
Наиболее важно то, что под руководством Министерства туризма Индии создана Национальная интегрированная база данных индустрии гостеприимства (или NIDHI), включающая данные об объектах размещения, туристических агентствах, туроператорах, операторах туристических перевозок, магазинах продуктов питания и напитков, онлайн туристических агрегаторах, конференц-центрах и посредниках в сфере туризма [4].
В базе NIDHI числятся организации, предоставляющие комнату или группу комнат, предназначенных для размещения гостя (Accommodation Units).
Вот виды предприятий размещения, перечисленные в базе данных:
Гостиница: жилое помещение, обеспечивающее, по крайней мере, прием, размещение, а также может предоставлять услуги по приготовлению пищи и напитков и другие вспомогательные услуги.
Курорт: жилое помещение, расположенное в туристических местах (таких как горные станции, морские пляжи, сельская местность, отдаленные районы городов и другие локации) и сочетающее в себе удобства для проживания и проведения досуга.
Кровать и завтрак (bed and breakfast): жилое помещение, где предоставляется размещение туристов и завтрак. Индийский отель типа «постель и завтрак» часто приравнивают по уровню сервиса к проживанию на дому.
Проживание в семье: жилое помещение, где сдается комната в доме или квартире, занимаемой постоянными жителями, с питанием. Это возможность остановиться в индийской семье, насладиться теплым гостеприимством и познакомиться с индийской культурой и кухней. Министерство туризма проводит семинары по популяризации индийской кухни различных регионов Индии. Принципы сертификации таких средств размещения, разработанные Министерством туризма, представляют собой общие требования, которые, однако, каждый регион (штат или территория) могут адаптировать под себя.
Таймшерный курорт: единица размещения, в которой несколько сторон владеют правами на использование номеров, и каждому участнику отводится определенный период времени для проживания.
Апарт-отель: отель, в котором предлагается размещение в номерах с дополнительным пространством и удобствами, таких, как студии или апартаменты. Апарт-отели становятся все более популярными среди путешественников, которые приезжают в Индию на длительный срок по делам работы или семьи. С целью стандартизации услуг апарт-отелей Министерство туризма ввело систему их добровольной классификации в категориях «пятизвездочный люкс», «пятизвездочный», «четырехзвездочный» и «трехзвездочный» апарт-отели.
Размещение в палатках: жилое помещение, в котором комнаты сделаны из ткани для удобства транспортировки, могут располагаться в любом месте, включая кемпинги.
Гостевой дом: жилое помещение, где предоставляются услуги по размещению и питанию туристов. Этот сегмент также рассчитан на бюджетных туристов, как местных, так и иностранных. Министерство туризма Индии проанализировало деятельность гостевых домов и пересмотрело принципы сертификации для них с тем, чтобы эти предприятия соответствовали стандартам чистоты и гигиены, а также улучшили оснащение и сервис. Особое внимание было уделено мерам по борьбе за чистоту и санитарную безопасность этих средств размещения.
Пребывание на ферме: жилое помещение, которое обычно представляет собой загородное жилье на действующей ферме.
Домик для туристов: жилое помещение, расположенное в основном в сельской местности или на окраине городов.
Плавучий дом: жилье предоставляется на стационарных или мобильных лодках с удобствами для питания.
Наследие (Heritage): отели, работающие во дворцах / замках / фортах / гаванях / охотничьих логах / резиденциях любого размера, построенных до 1950 года. Фасад, архитектурные особенности и общая конструкция должны обладать отличительными качествами и атмосферой, соответствующими традиционному образу жизни данного района. После расширения / реконструкции, если таковая имела место, добавленная площадь новой застройки не должна превышать 50% от общей площади застройки (цоколя), включая старые и новые конструкции. Такие отели подразделяются на три подкатегории, а именно: Heritage, Heritage Classic и Heritage Grand, в зависимости от исторической ценности и уровня комфорта.
Мотель: жилое помещение, расположенное на дорогах, имеющее парковку, и специально предназначенное в основном для туристов, путешествующих автомобильным транспортом. Мотели являются важным сегментом гостиничного бизнеса для путешественников с ограниченным бюджетом. Мотели предлагают стандартный набор самых необходимых услуг, при этом номера обычно располагаются в невысоких корпусах с парковкой непосредственно у входа. С целью стандартизации услуг этого сегмента Министерство туризма еще в 1918 году разработало и ввело добровольную сертификацию действующих мотелей.
Старинный отель (Legacy Vintage): отель, построенный из строительных материалов, оставшихся от объектов культурного наследия (т.е. объектов недвижимости или зданий, которые были построены до 1950 года), при условии, что не менее 50% материалов, использованных для строительства отеля, получены из объектов культурного наследия или зданий. Эти отели также должны воссоздавать атмосферу ушедшей эпохи. Они делятся на три подкатегории, а именно: «Наследие» Vintage (базовый), Legacy Vintage (классический) и Legacy Vintage (Гранд). Рекомендации по классификации/переклассификации отелей Legacy Vintage были опубликованы в апреле 2018 года [6].
Чтобы индийские предприятия размещения могли соответствовать ожиданиям разных категорий туристов, особенно иностранных, Министерство туризма классифицирует отели по звездной системе. В соответствии с этой системой отелям присваивается рейтинг от одной звезды до трех, четырех и пяти звезд с алкоголем или без него. Классифицируются следующие виды отелей:
– Пятизвездочный люкс (Five Star Deluxe);
– Исторические отели: Heritage (Basic), Heritage (Classic), Heritage (Grand);
– Старинные отели: Legacy Vintage (Basic), Legacy Vintage (Classic), Legacy Vintage (Grand).
– Апартаменты.
Классификация производится на основе инспекции отелей Комитетом по оценке и классификации отелей и ресторанов (Hotel and Restaurant Approval and Classification Committee — HRACC) при Министерстве туризма. Для этой процедуры созданы пять Региональных комитетов в Дели, Мумбаи, Калькутте, Гувахати и Ченнаи. Руководство по Классификации/переклассификации действующих отелей было обновлено в январе 2018 года.
Также Министерство туризма классифицирует и инспектирует онлайн-агрегаторы туристических услуг, автономные пункты общественного питания на воздухе, конференц-центры, автономные рестораны. Рестораны являются привлекательными объектами, как для туристов, так и для местных жителей, поэтому предлагаемые ими услуги могут как обрадовать, так и испортить впечатление от места, региона или страны в целом. Рестораны становятся все более популярными среди туристов на фоне роста популярности гастрономического туризма в мире. Помимо классических ресторанов проводится сертификация автономных пунктов общественного питания на воздухе с целью обеспечения соблюдения международных стандартов в этом сегменте.
Также Министерство туризма контролирует и координирует деятельность онлайн-агрегаторов туристических услуг (OTA), которые должны получать аккредитацию.
Все стандарты по классификации размещены для ознакомления на странице Интегрированной базы данных индустрии гостеприимства Индии [3].
Еще одно направление деятельности Министерства туризма в отношении гостиничного бизнеса — это новые проекты. Строительством и запуском отелей занимается, в первую очередь, частный сектор. Отрасль является капиталоемкой и рассчитана на длительный период окупаемости. Одним из препятствий, с которым сталкивается гостиничная индустрия, в дополнение к высокой стоимости и ограниченной доступности земельных участков, является получение многочисленных разрешений от центральных и местных органов власти. Это часто приводит к задержке в реализации проекта, увеличению затрат и т.д.
Под эгидой Министерства туризма с 2010 года функционирует Совет по развитию и продвижению гостиничного бизнеса (Hospitality Development and Promotion Board (HDPB)) [9]. Совет был создан для координации действий в сфере строительства гостиниц, для мониторинга ситуации и содействия в согласовании гостиничных проектов, для выполнения функций единого центра приема заявок на получение различных разрешений, ускорения процессов согласования, и других действий, призванных стимулировать рост гостиничной инфраструктуры в стране.
С целью облегчить налоговую нагрузку на гостиничный бизнес, Министерство туризма согласовало с Министерством финансов Индии налоговые ставки GST (Налог на товары и услуги), а именно снижение ставки налога на стоимость гостиничных номеров, что является шагом, направленным на стимулирование гостиничного сектора. Налоговая ставка на номера в отелях стоимостью до 7500 рупий за ночь была снижена с существующих 18% до 12%. Аналогичным образом был снижен налог на проживание стоимостью свыше 7500 рупий до 18% с существующих 28%. Налог на тариф менее 1000 рупий за ночь взиматься не будет. Налоги на питание в ресторанах и закусочных снижены до 5%, независимо от того, оснащены они кондиционерами или нет. Если ресторан расположен на территории отелей, постоялых дворов, гостевых домов, клубов или любого коммерческого заведения, предназначенного для проживания, с ежедневным тарифом 7500 рупий в день за единицу или выше, налог составит 18%.
Еще одно важное направление деятельности Министерства туризма — это подготовка и повышение квалификации кадров для отрасли. Министерство туризма совместно с Советом по качеству Индии запустило программу «Система информирования, оценки и обучения для индустрии гостеприимства» (SAATHI).
Поскольку Индия становится все более открытой для туризма, владельцы отелей могут легко пройти обучение и сертификацию через веб-сайт SAATHI. Сертификация будет состоять из трёх компонентов: самосертификация (самооценка) (начальный этап), обучение в соответствии с инструкциями и рекомендациями и, наконец, оценка третьей стороной (сертификация). Чтобы избежать каких-либо затрат на оценку и сертификацию третьей стороной, заключительный этап сертификации будет добровольным, а не обязательным.
Если говорить о перспективах развития гостиничного бизнеса в Индии, то его будущее оценивается очень позитивно.
Гостиничная индустрия Индии находится на пороге экспоненциального роста и, согласно прогнозам, в 2025 финансовом году выручка увеличится на 7–9%. Этот рост обусловлен увеличением спроса на внутренние туристические поездки, а также ростом числа таких мероприятий, как деловые поездки и свадьбы. ICRA ожидает, что заполняемость отелей достигнет максимума за последнее десятилетие, благодаря растущему интересу к городам второго уровня и местам для духовного туризма. Ожидается, что в 2024 и 2025 финансовых годах заполняемость отелей премиум-класса составит 70–72%, а средняя стоимость номера в 2025 финансовом году составит от 94,06 до 96,47 долларов США (7800–8000 рупий). [8, c.14]
В связи с большим количеством населения ожидается значительный рост внутреннего туризма. Более того, растущий мировой интерес к поездкам в Индию с целью отдыха и бизнеса обещает дальнейший рост въездного туризма. Расширение индийской индустрии гостеприимства поддерживается растущей туристической активностью, которая характеризуется заметным увеличением числа как внутренних, так и иностранных туристов, приезжающих по делам и на отдых, что создаёт новые возможности в сфере туризма и гостеприимства.
На фоне этих событий индийский гостиничный рынок демонстрирует значительные перспективы роста, стремясь расширить своё присутствие на популярных туристических направлениях и предлагать качественные услуги под известными брендами. Индийские гостиничные сети всё чаще инвестируют в цифровые технологии и платформы, чтобы улучшить взаимодействие с клиентами на всех этапах — от предварительного бронирования до заселения.
Сегодня большое значение имеет активность властей Индии в отношении развития отрасли туризма и гостеприимства. Министерство туризма оказывает помощь в регулировании и инвестировании в инфраструктуру и человеческие ресурсы, направляет бюджеты на обеспечение устойчивости и процветания индустрии гостеприимства Индии. Поддержка знаковых туристических направлений и местных предпринимателей с помощью беспроцентных кредитов и рейтингов качества улучшает туристическую среду Индии. Проекты по улучшению транспортной системы по всей стране, включая развитие аэропортов, железных дорог, линий метро, островных портов и туристической инфраструктуры повысят спрос на услуги в сфере туризма и гостеприимства и создадут новые рабочие места.

Список использованных источников:
1. Гетман Е.П. Менеджмент гостиничного бизнеса в Индии: национальный путь развития // Индийские истоки мировой культуры: Материалы Международной конференции, Краснодар, 17–19 октября 2011 года. Том XII. — Краснодар: American Concert Alliance, Inc, 2011. — С. 47–50. — EDN UUIJZF.
2. Скобельцына А.С. Государственное регулирование гостиничного дела в Индии // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2(62). — С. 212–214. — EDN ZMYZNF.
3. Документы по сертификации на странице Национальной интегрированной базы данных индустрии гостеприимства Индии. Электронный ресурс. Режим доступа https://nidhi.tourism.gov.in/home/page/guidelines Дата обращения 20.12.2024.
4. Министерство туризма Индии. Национальная интегрированная база данных индустрии гостеприимства National Integrated Database of Hospitality Industry NIDHI+. Режим доступа: https://nidhi.tourism.gov.in/ Дата обращения 20.12.2024.
5. Официальный портал Министерства туризма Индии. Government of India. Ministry of Tourism. Режим доступа: https://tourism.gov.in/ Дата обращения 20.11.2024.
6. Предприятия размещения // Министерство туризма Индии. Национальная интегрированная база данных индустрии гостеприимства National Integrated Database of Hospitality Industry NIDHI+. Режим доступа: https://nidhi.tourism.gov.in/home/page/accommodation-units Дата обращения 20.12.2024.
7. CEIC Data. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ceicdata.com/en/india/number-of-hotels Дата обращения 20.12.2024.
8. Growth of Hotel Industry in India. P.3. Режим доступа: https://www.ibef.org/download/Growth-of-Hotel-Industry-in-India.pdf Дата обращения 20.12.2024
9. Information of Hospitality Development and Promotion Board. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.india.gov.in/official-website-hospitality-development-and-promotion-board Дата обращения 15.12.2024.
10. Statbase со ссылкой на UNWTO. Режим доступа: https://statbase.ru/data/ind-number-of-establishments-rooms-and-bed-places/ Дата обращения 20.11.2024.
Статья поступила в редакцию 15.01.2025

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия