| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024 | | |
| Хилалова Д. В. заместитель директора ГАУ «ЦНТИ Республики Татарстан» (г. Казань) Салимов Р. И. доцент Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ),
советник директора ГАУ «ЦНТИ Республики Татарстан»,
кандидат технических наук Савва А. В. директор ГАУ «ЦНТИ Республики Татарстан» (г. Казань)
| | В статье приводится анализ изобретательской активности в Республике Татарстан. Аналитические материалы являются основой ежегодного государственного доклада по состоянию рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан для целей принятия управленческих решений в сфере научно-технологического развития региона. С целью стимулирования инновационной и изобретательской активности организаций даны соответствующие рекомендации авторов. | Ключевые слова: интеллектуальная собственность, рынок интеллектуальной собственности, изобретение, инновации, технологии, патент | УДК 001.894 Стр: 69 - 73 | Введение. Научно-технологическое развитие Российской Федерации (на фоне введенных против страны санкций) для достижения независимости активно переходит к модели «Реиндустриализация. Импортозамещение. Диверсификация». Регионы России адекватно реагируя на происходящие в мировой экономике процессы, стремятся к всемерному росту производственной сферы, как драйвера социально-экономического развития страны. По итогам 2023 года, Российская Федерация вошла в пятерку экономически развитых стран мира по показателю «Валовый внутренний продукт по паритету покупательной способности». Новые национальные цели страны ориентируют ее экономику на вхождение в четверку мировых экономик по этому показателю к 2030 году, в том числе за счет роста научных исследований и разработок [1].
В виду важности для страны сферы интеллектуальной собственности Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и правительствами субъектов Российской Федерации заключаются соглашения о взаимодействии в рамках поддержки развития сферы интеллектуальной собственности по вопросу обеспечения внедрения Рекомендаций Минэкономразвития России по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации. На сегодняшний день трехсторонние соглашения подписаны четырнадцатью регионами России. Такое соглашение первым среди регионов подписано Республикой Татарстан в 2019 году, на основании которого в целях реализации положений соглашения на базе ГАУ «ЦНТИ Республики Татарстан» создан Центр компетенций Республики Татарстан в сфере интеллектуальной собственности. Аналитические службы ЦНТИ на протяжении двадцати лет ведут мониторинг правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности для выявления тенденций изменения в сфере интеллектуальной собственности и представления результатов анализа органам государственной власти для выработки стратегии дальнейшего развития рынка интеллектуальной собственности.
Объектом исследования в данной статье является изобретательская активность региона поскольку изобретения являются наиболее ценной интеллектуальной собственностью в инновационной деятельности компании [2]. Анализ изобретательской активности предприятий, научных и образовательных учреждений, а также коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности служит основой для принятия соответствующих управленческих решений для введения корректирующих действий научно-технологического развития региона.
Представленные в статье материалы отражают основные положения ежегодного аналитического отчета «Состояние правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности в Республике Татарстан», который разрабатывается ГАУ «ЦНТИ Республики Татарстан» для руководителей и ведущих специалистов федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий и организаций, научных сотрудников, преподавателей учебных заведений, аспирантов и студентов. Материалы аналитических отчетов используются в государственных докладах Министерства экономики Республики Татарстан, а результаты анализа авторы регулярно представляют для ознакомления широкой общественности [3, 4].
Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), сети центров научно-технической информации и центров поддержки технологий и инноваций, независимые информационные источники, авторские разработки.
Республика Татарстан на фоне регионов России. Большое количество производственных предприятий и организаций высшего образования, осуществляющих инновационную деятельность, позволили Республике Татарстан стабильно занимать ведущие позиции в Российской Федерации по количеству подаваемых заявок на изобретения и входить в рейтинг Роспатента «ТОП-10 регионов Российской Федерации по количеству поданных заявок на изобретение». С 2014 по 2023 годы — это стабильно четвертое место после регионов-лидеров: г. Москва, Московская область и г. Санкт-Петербург. Следом за Республикой Татарстан в рейтинге представлены Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Пермский край.
По показателю «Коэффициент изобретательской активности (КИА)», характеризующему инновационную деятельность страны, регионов, предприятий и организаций наблюдается его рост (табл. 1). В таблице приведены показатели в период с 2015 по 2023 годы по Республике Татарстан в сравнении со средними значениями по Российской Федерации.
Таблица 1
Динамика изобретательской активности заявителей Республики Татарстан и Российской ФедерацииПоказатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
---|
Количество заявок от Республики Татарстан | 808 | 723 | 688 | 726 | 760 | 649 | 726 | 735 | 845 | КИА Республики Татарстан | 2,08 | 1,87 | 1,77 | 1,86 | 1,95 | 1,66 | 1,86 | 1,88 | 2,11 | Всего заявок в Российской Федерации | 29269 | 19006 | 22777 | 24926 | 23337 | 23759 | 19569 | 18970 | 20623 | Средний показатель КИА Российской Федерации | 1,99 | 1,32 | 1,55 | 1,7 | 1,59 | 1,62 | 1,34 | 1,3 | 1,41 | Источник: составлено Д.В. Хилаловой, Р.И. Салимовым по данным Роспатента [5].
На рис. 1 представлены значения коэффициента изобретательской активности в 2023 году ведущих по данному показателю субъектов Российской Федерации.
Сведения о заявках на изобретения, полученных патентах и их использовании в Республике Татарстан в период с 2015 по 2023 годы приведены на рис. 2. | |  | Рис. 1. Субъекты Российской Федерации с наибольшим значением коэффициента изобретательской активности в 2023 г.
Источник: составлено Д.В. Хилаловой и Р.И. Салимовым по данным Роспатента [6]. | |  | Рис. 2. Сведения о заявках на изобретения, полученных патентах и их использовании в Республике Татарстан (2015–2023 гг.)
Источник: составлено Д.В. Хилаловой по данным Роспатента [5]. | Анализ изобретательской активности организаций Республики Татарстан. Анализ изобретательской активности в период 2015–2023 годы включает сведения по более чем 500 организациям и предприятиям Республики Татарстан, подавших в Роспатент заявки на изобретения.
Высокий рейтинг по изобретательской активности региона объясняется показателями крайне небольшого числа субъектов хозяйственной деятельности; основной вклад в этот рейтинг вносит всего одно промышленное предприятие — это ПАО «Татнефть» и пять университетов — ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ», ФГБОУ ВО «КГАСУ», ФГАОУ ВО «КФУ», ФГБОУ ВО «КГЭУ» и ФГБОУ ВО «КНИТУ».
Анализ изобретательской активности промышленных предприятий показывает, что претенденты на второе место в рейтинге среди предприятий, представленном в табл. 2, отстают более, чем в 10–15 раз от лидера с 10–13 заявками на изобретения в год.
Таблица 2
Рейтинг «Топ-5 заявок на изобретения предприятий Республики Татарстан (2015–2023 годы)»Предприятие | Количество заявок по годам |
---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Всего |
---|
ПАО «ТАТНЕФТЬ» имени В.Д. Шашина | 191 | 142 | 96 | 183 | 171 | 151 | 145 | 145 | 200 | 1424 | АО «НПО «ГИПО» | 11 | 8 | 5 | 10 | 9 | 8 | 11 | 8 | 8 | 78 | ООО «Газпром трансгаз Казань» | 3 | 13 | 3 | 7 | 6 | 9 | 3 | 5 | 6 | 55 | ПАО «КАМАЗ» | 3 | 10 | 0 | 1 | 10 | 8 | 4 | 5 | 5 | 46 | ПАО «Нижнекамскнефтехим» | 9 | 7 | 9 | 11 | 0 | 5 | 1 | 0 | 0 | 42 | ... | | | | | | | | | | | ПАО «Нижнекамскшина» | | | | | | | | | 10 | | АО «ТАИФ» | | | | | | | | | 9 | | Источник: составлено Р.И. Салимовым и Д.В. Хилаловой по данным Роспатента [5].
Следует отметить, что большинство предприятий, являющихся производителями потенциально инновационных товаров и услуг, не имеют патентов на изобретения за последние 5–30 лет.
Среди одиннадцати вузов, участвующих в рейтинге Республики Татарстан (табл. 3), лишь пять вышеупомянутых университетов имеют 20–70 ежегодных заявок на изобретения. Не попал в рейтинг изобретательской активности Университет Иннополис, однако, в связи с созданием в университете Центра трансфера технологий отмечается существенный рост количества инноваций в 2022 и 2023 годах. Следует отметить, что 13 вузов республики вообще не подали ни одной патентной заявки в 2022–2023 годах.
Таблица 3
Рейтинг «Топ-5 заявок на изобретения вузов Республики Татарстан (2015–2023 годы)»Вуз | Количество заявок по годам |
---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Всего |
---|
КНИТУ-КАИ | 47 | 47 | 36 | 63 | 63 | 58 | 51 | 50 | 51 | 466 | КФУ | 60 | 39 | 24 | 33 | 31 | 42 | 46 | 77 | 63 | 415 | КГАСУ | 27 | 15 | 14 | 36 | 37 | 26 | 71 | 46 | 58 | 330 | КНИТУ | 25 | 28 | 7 | 13 | 25 | 12 | 25 | 21 | 27 | 183 | КГЭУ | 12 | 21 | 9 | 14 | 29 | 19 | 15 | 14 | 16 | 149 | ... | | | | | | | | | | | Университет Иннополис | 4 | 0 | 0 | 1 | 8 | 12 | 14 | 39 | 46 | 124 | Источник: составлено Р.И. Салимовым и Д.В. Хилаловой по данным Роспатента [5].
Все научные организации республики имеют крайне низкие показатели по изобретательской активности в сравнении с производственными предприятиями и вузами. В 2022–2023 годах 23 из 41 научных организаций Республики Татарстан не подали ни одной заявки на регистрацию изобретения.
Таблица 4
Рейтинг «Топ-5 заявок на изобретения научных организаций Республики Татарстан (2015–2023 годы)»Научная организация | Количество заявок по годам |
---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Всего |
---|
ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» | 17 | 14 | 10 | 16 | 14 | 9 | 10 | 11 | 8 | 109 | ФКП «ГОСНИИХП» | 23 | 11 | 11 | 7 | 7 | 9 | 7 | 13 | 11 | 99 | ФГБУН «ФИЦ КНЦ РАН» | 25 | 11 | 4 | 4 | 9 | 5 | 5 | 9 | 21 | 93 | ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» | 6 | 9 | 6 | 15 | 11 | 3 | 9 | 2 | 7 | 68 | АО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа» | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 28 | Источник: составлено Р.И. Салимовым и Д.В. Хилаловой по данным Роспатента [5].
Общие сведения по подаче заявок на регистрацию РИД патентного права организаций Республики Татарстан в 2022 году представлены в табл. 5.
Р.И. Салимовым в работе [7] предложен показатель «Коэффициент использования интеллектуальной собственности», который позволяет оценить отношение организации к рынку инноваций. Соответственно, характеристика отношения организаций-лидеров по изобретательской активности Республике Татарстан к рынку инноваций по методике [7] подразделяет организации на пять групп (табл. 6).
Таблица 5
Патентная активность организаций Республики Татарстан в 2023 годуОрганизация | Заявки на регистрацию РИД | Доля от
общего числа
заявок, % | Количество организаций,
подавших заявки
на регистрацию РИД |
---|
ИЗ | ПМ | ПО | Итого заявок |
---|
Предприятия | 367 | 229 | 88 | 684 | 58,1 | 156 | Вузы | 345 | 78 | 11 | 434 | 36,8 | 29 | Научные организации | 57 | 3 | 0 | 60 | 5,1 | 41 | Итого | 769 | 311 | 99 | 1179 | 100 | 226 | Сокращения: ИЗ — изобретения, ПМ — полезные модели, ПО — промышленные образцы.
Источник: составлено Р.И. Салимовым и Д.В. Хилаловой по данным Роспатента [5].
Таблица 6
Характеристика отношения организаций к рынку инноваций в Республике ТатарстанОрганизация | Группа
участников
рынка инноваций | Характеристика отношения
организации
к рынку инноваций |
---|
ПАО «ТАТНЕФТЬ» имени В.Д. Шашина | I | Высокотехнологичные крупные компании с большим патентным портфелем и очень высокой степенью участия на рынке инноваций | Вопрос инноваций понятен и используется как инструмент получения дополнительных доходов от использования интеллектуальной собственности | ПАО «КАМАЗ» | II | Высокотехнологичные крупные компании и организации с небольшим патентным портфелем и высокой степенью участия на рынке инноваций | АО «НПО «ГИПО» | II | Университет Иннополис | II | ФКП «ГОСНИИХП» | III | Крупные предприятия, предприятия ОПК с высокой долей гражданской продукции, предприятия малого и среднего бизнеса с небольшим патентным портфелем с заметной степенью участия на рынке инноваций | ООО «Газпром трансгаз Казань» | III | ПАО «Нижнекамскнефтехим» | III | АО «НИИтурбокомпрессор им.В.Б. Шнеппа» | III | КНИТУ-КАИ | IV–V | Предприятия ОПК с высокой долей продукции оборонного характера, предприятия малого и среднего бизнеса, вузы с достаточным патентным портфелем, научные организации | Рынок для компаний не представляет интереса, есть технические решения, но рынок их не принимает, нет инноваций | КФУ | IV–V | КГАСУ | IV–V | КНИТУ | IV–V | КГЭУ | IV–V | РКБ МЗ РТ | V | ФГБУН «ФИЦ КНЦ РАН» | V | ФЦТРБ-ВНИВИ | V | Источник: составлено Р.И. Салимовым.
Потенциал инновационной и изобретательской активности. Изобретательская активность в 2022 году в целом по стране относительно 2015 года снизилась на 35%, а спад по Республике Татарстан составил 9%. На этот спад обратило руководство Республики Татарстан, когда в 2022 году был опубликован Национальный рейтинг научно-технологического развития регионов России 2021 года, в котором Татарстан «неожиданно» занял пятое место, уступив г. Москва, г. Санкт-Петербург, Томской области и Республике Башкортостан. Принятые руководством республики меры позволили в рейтинге 2023 года подняться на второе место вслед за г. Москва.
Чтобы не утратить достигнутые позиции в республике эффективно используются меры федеральной и региональной поддержки инновационной деятельности, среди которых важнейшие программы, направленные на достижение технологического суверенитета. Одним из основных показателей этих программ является интеллектуальная собственность (табл. 7).
Таблица 7
Показатели интеллектуальной собственности в программах поддержки инновационной деятельностиНаправления программ поддержки | Показатели программ |
---|
Студенческие стартапы (Фонд содействия инновациям) | Наличие (или планы по оформлению) интеллектуальной собственности, используемой в стартап-проекте | Центр трансфера технологий на базе Университета Иннополис (ЦТТ РТ) | Количество поданных заявок на получение патентов на изобретения в Российской Федерации и за рубежом по областям, определяемым приоритетами научно- технологического развития | Передовые инженерные школы Республики Татарстан (ПИШ РТ) | Рост количества регистрируемых результатов интеллектуальной деятельности вузов | Научно-образовательный центр Республики Татарстан (НОЦ РТ) | Количество патентов на изобретения по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, зарегистрированных в Российской Федерации и (или) имеющих правовую охрану за рубежом | Государственная программа Республики Татарстан «Научно-технологическое развитие Республики Татарстан» (ПНТР РТ) | Коэффициент изобретательской активности | Источник: составлено Р.И. Салимовым.
Выстраивая федеральную модель «Реиндустриализация. Импортозамещение. Диверсификация», указом Раиса Республики Татарстан Р.Н. Минниханова 2024 год объявлен в республике годом научно-технологического развития, а эффективное управление программами поддержки позволит, по мнению авторов, существенно обеспечить рост инновационной и изобретательской активности предприятий и организаций Республики Татарстан (рис. 3). | |  | Рис. 3. Прогноз роста изобретательской активности Республики Татарстан
Источник: составлено Р.И. Салимовым. | Заключение. В 2022 году подтверждена высокая патентная активность небольшого числа производственных предприятий и, в первую очередь, предприятий, включенных в рейтинг «Топ-5 заявок на изобретения предприятий Республики Татарстан (2015–2023 годы)» (см. табл. 2) и низкая патентная активность научных организаций. Также в отчетах Роспатента отмечается традиционно низкий уровень поддерживаемых патентов образовательными и научными организациями, что говорит об отсутствии системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в этих организациях.
На протяжении ряда лет авторы отмечают низкую инновационную активность предприятий и организаций Республики Татарстан и рост интеллектуальной собственности, но наш осторожный оптимизм всё же позволяет надеяться на те эффекты, которые могут дать меры государственной поддержки рынка интеллектуальной собственности.
Требования ограничения объема статьи не позволили авторам дать полный анализ о состоянии рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан, в частности аналитический отчет «Состояние правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности в Республике Татарстан» также включает следующие разделы: «Анализ правовой охраны полезных моделей», «Анализ правовой охраны промышленных образцов», «Анализ правовой охраны средств индивидуализации», «Нормативная правовая база Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере интеллектуальной собственности», «Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности», «Региональная сеть центров поддержки технологий и инноваций» и другие. Об этих аналитических материалах авторы информируют общественность на своем информационном ресурсе «Татпатент».
Используя аналитическую информацию, авторы с целью стимулирования сферы научно-технологического развития предлагают следующие рекомендации:
– создать на региональном уровне систему управления НИОКР (планирование, учет и контроль, анализ эффективности НИОКР);
– повысить ответственность руководителей предприятий и организаций при создании и внедрении новых технологий и техники;
– разработать и реализовать меры, направленные на стимулирование изобретательской деятельности на предприятиях и в организациях;
– создать центры трансфера технологий во всех научных и образовательных учреждениях Российской Федерации;
– создать передовые инженерные школы во всех технических вузах Российской Федерации. |
| |
|
|
|