Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Политические факторы экономической безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления
Александрия О. М.
декан факультета мировой политики
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
кандидат политических наук, доцент

Зайцев М. Р.
преподаватель, ученый секретарь факультета мировой политики
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

В статье экономическая безопасность трактуется как способность системы противостоять внешним шокам, включая санкции. Работа раскрывает взаимосвязь между экономической безопасностью и «реальным суверенитетом». С учетом настоящей геополитической обстановки, оказывающей влияние на обеспечение внешнеэкономической деятельности России в целом, её финансового аспекта в частности, были оценены те политические факторы и риски, в условиях которых предстоит продвигать экономические интересы страны.
Ключевые слова: Россия, экономическая безопасность, экономическая дипломатия, реальный суверенитет, национальная безопасность, санкционное давление
УДК 327.5; ББК 66.4 (2Рос)   Стр: 77 - 84

Введение. Понятие «экономическая безопасность» появилось не так давно. Впервые этот термин был употреблён в годы Великой депрессии, когда в 1934 году президент США Франко Делано Рузвельт издал указ о создании Федерального комитета по экономической безопасности [1]. Но в то время термин «экономическая безопасность» имел другую коннотацию: под ним подразумевалась безопасность отдельных лиц, т.к. созданный комитет был призван бороться с безработицей.
Однако на официальном межгосударственном уровне данное понятие было закреплено только в 1985 году посредством принятия в 1985 году 17-го декабря на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции №173 «Международная экономическая безопасность» [2]. В данном документе констатировалась растущая взаимозависимость между странами, как определяющий фактор развития мировой экономики, а также отмечалась необходимость всеобщей экономической стабилизации и ликвидации разрыва в уровнях экономического развития между странами. В документе было также отмечено, что решение острых экономических проблем развивающихся стран и ликвидация разрыва в области экономического развития является одним из главных факторов международной экономической стабильности и улучшения политического климата. А через два года, следуя рекомендациям резолюции №173, на 42-й сессии ГА ООН, была принята Концепция международной экономической безопасности, где говорилось о намерении противостоять проблемам мировой экономики, а понятие «международной экономической безопасности» рассматривалось через призму содействия «достижению общих целей: активизации развития, экономического роста и международной торговли в более предсказуемой и надёжной среде на основе многостороннего сотрудничества и таким образом содействовали также обеспечению мира, безопасности и стабильности»[3].
В нынешнем его значении термин «экономическая безопасность» стал использоваться в начале 1990-х годов [4]. Тогда же он выделился из общего понятия «национальная безопасность» и сразу же вызвал дискуссии по поводу его смыслового наполнения [4, с. 2].
Главным образом, обострение проблемы экономической безопасности было связано с распадом Советского Союза. Во времена существования СССР, проблемы международной экономики и проблемы государственной безопасности были четко разграничены. Это было связано с тем, что СССР, во-первых, представлял собой для стран Запада военную угрозу, во-вторых, являлся представителем другой экономической системы. В связи с этим, состязательность между социалистическими и капиталистическими странами представляла собой противоборство двух систем и носила ярко выраженный характер.
В отечественной науке существует большой пласт исследований на тему международной экономической безопасности. Скорее всего, первой работой по данной теме была статья советского и российского экономиста, академика АН СССР (позже академика РАН) Л.И. Абалкина. Он определил экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [5]. По мнению академика, экономическая безопасность представляет собой часть национальной безопасности и основывается, прежде всего, на обеспечении экономической независимости, возможности самостоятельного развития, устойчивости национальной экономики. Помимо Л.И. Абалкина вопросы экономической безопасности России в своих исследованиях затрагивали А.И. Архипов, А.Е. Городецкий, Б.П. Михайлов [6], С.А. Афонцев [7], Л.А. Борзых [8], Ю.В. Жилкина [9], И.В. Караваева [10], А.Н. Климонова [11], А.В. Козлова [4], И.В. Мухин [12], А.В. Орлова [13] и другие.
По мере укрепления позиций на международной арене и обострении разногласий со странами Запада по ключевым мирополитическим вопросам, Россия начала осознавать необходимость создания на практике такой экономической системы, которая гарантировала бы стране обеспечение «реального суверенитета». Концепция «реального суверенитета» была предложена в 2003 г. академиком РАН Андреем Афанасьевичем Кокошиным [14]. В экономической сфере она подразумевала:
– наличие собственной, устойчивой к внешним воздействиям, банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом;
– наличие у государства сильной финансовой системы с невысокой степенью зависимости от внешних заимствований;
– наиболее оптимальную интеграцию страны в мировую экономику;
– создание более выгодных условий для внешней торговли, привлечения иностранных инвестиций, обеспечение в необходимых пределах на наиболее приемлемых условиях внешних заимствований на мировых финансовых рынках.
Данная концепция нашла широкое признание в академической среде, ведущие ученые и государственные деятели стали рассматривать пути её практического воплощения. В этой связи возникла проблема выработки индикаторов экономической безопасности [14].
На современном этапе концепция экономической безопасности России рассматривается как совокупность положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и поддержания надежного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической стабильности оказывает непосредственное влияние на общую национальную безопасность. Поэтому в случае политических конфликтов первый удар всегда приходится на экономику.
Изменение международной обстановки как фактор возникновения рисков для России в финансово-экономической сфере (2014–2022). В настоящее время Российская Федерация продолжает сталкиваться с непрекращающимися вызовами на международной арене. Как правило, они исходят от стран, относящихся, по С. Хантингтону, к «западной цивилизации» [15]. Основой их возникновения стал «конфликт ожиданий» в отношениях России и Запада. США, рассматривающие противостояние в холодной войне преимущественно в геополитическом ключе, видели себя в ней победителями, а потому в их понимании России в новых условиях отводилось лишь место объекта мировой политики. Российские же лидеры в начале девяностых годов XX в. относились к характеру холодной войны несколько иначе и рассматривали взаимоотношения с идеологической точки зрения. То есть они считали, что не США победили Россию, а демократические ценности победили коммунистические. И, таким образом, в победители возводился и новый российский режим, который также участвовал в низвержении коммунизма. Исходя из этого, российские лидеры рассчитывали на возможность ведения равноправного диалога с США и планомерного поступательного развития Российской Федерации [16].
На начальном этапе российско-американские отношения развивались достаточно успешно, учитывая общую направленность России на интеграцию в «мировое сообщество», где США уже десятилетия играли роль «первой скрипки», задавая тон развития международным, практически глобальным экономическим организациям (МВФ, ВТО, ВБ) и постепенно беря в свои руки бразды глобального управления (например, через механизмы гуманитарных интервенций, а также активного участия НАТО в урегулировании региональных конфликтов) [17]. Однако Соединенные Штаты, несмотря на обретенное господство, имели ряд опасений в отношении правопреемницы СССР. Главное опасение заключалось в возможной попытке Российской Федерации воссоздать «империю» путем распространения своего влияния на Республики бывшего СССР. При этом США и страны Европейского Союза видели угрозу возрождения имперских амбиций России в любой её попытке создать какое-либо объединение на постсоветском пространстве. Как писал один из наиболее авторитетных американских политологов Збигнев Бжезинский, важнейшими геополитическими задачами США стали предотвращение возникновения новой евразийской империи и, путём поощрения демократических реформ, постепенная интеграция постсоветского пространства в евроатлантическую систему [18].
Однако вышеупомянутые опасения США на том этапе были нивелированы настроениями действующих на тот период элит России, квинтэссенцией отношения к Республикам Содружества которых стал «Меморандум Бурбулиса» — «Стратегия России в переходной период» [19], разработанная под руководством Г. Э. Бурбулиса. Авторы данного документа отмечали, что между бывшими союзными Республиками возникли существенные противоречия, обоснованные разным видением политического и экономического развития. Поэтому на том этапе Россия взяла курс на определенное обособление, рассчитывая, что после успешно проведенных реформ страны СНГ сами признают лидерство России и будут заинтересованы в широком экономическом и политическом сотрудничестве с ней [20]. При этом предполагалось создание экономических союзов и военно-политических блоков в обход структур Союзного центра и становление в них России «теневым лидером» за счет превосходящего экономического развития и политического влияния.
Осложнения в отношениях России и США, а затем, как следствие, России и стран Запада начались после изменения внешнеполитического курса Российской Федерации. После достижения определенного уровня внутриполитической стабильности, которое произошло к концу первого президентского срока В.В. Путина (во многом благодаря административной реформе, пресечению использования в своих целях политики богатейшими предпринимателями, а также росту цен на энергоносители и формированию золотовалютного резерва), Россия получила ту опору, которая была необходима для того, чтобы заявить на мировой арене о себе, как о субъекте мировой политики. В июне 2006 г. на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации В.В. Путин обозначил основную внешнеполитическую задачу: привести влияние России на международной арене в соответствие с расширившимися возможностями России. Осознавая важность геоэкономики, особый акцент Президент сделал на необходимости «подкрепления дипломатических усилий финансово-экономическими рычагами». Вместе с тем, он затронул и тему необходимости оздоровления отношений России и стран СНГ [21]. За этой встречей последовала Мюнхенская речь В.В. Путина, где он открыто заявил о неприемлемости однополярного мира и намерении России проводить активную независимую внешнюю политику [22].
Это изменившееся поведение России на международной арене, которую страны Запада не прекращали рассматривать в качестве объекта мировой политики, вкупе с неоднократными заявлениями российских лидеров о непризнании однополярного мироустройства под эгидой США, неизбежно привело к геополитическому и геоэкономическому противостоянию России с США и ЕС. При этом Российская Федерация, в целом, занимает оборонительные позиции. Таким образом, помимо того, что Россия не успела окрепнуть в экономическом и политическом смыслах после разрушительных девяностых годов XX в., ей навязывалось противоборство в тех сферах, в которых она была заведомо слабее.
Невозможно обойти стороной вопрос экономических санкций, введенных странами ЕС и США против России, предлогом к которым послужил украинский конфликт, начавшийся в 2014 г. Санкции являются важнейшим политическим фактором оказания политико-экономического давления [23.
За последние годы США ввели более 1000 антироссийских санкций. Точкой отсчета масштабных санкций против России стал 2013 год, когда были введены первые ограничения из-за смерти российского аудитора Сергея Магнитского. Наиболее масштабные санкции были введены после присоединения Крыма к России в 2014 году. Согласно статистике, администрации президентов США Барака Обама и Дональда Трампа (с 2013 по январь 2021 года) ввели 555 и 293 санкций против России соответственно [24].
Санкционную политику курирует Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) при Управлении по финансовой разведке и противодействию терроризму (TFI) Минфина США. Выделяют два основных ограничительных механизма [25]:
– Список особых национальных структур и граждан (Specially Designated Nationals and Blocked Persons, SDN). Накладывает запрет на любое сотрудничество с лицами и компаниями из списка и блокирование их счетов и имущественных прав на территории США [26].
– Секторальный санкционный список (Sectoral Sanctions Identifications, SSI). Подразумевает введение ограничений на сотрудничество с компаниями из списка без ограничения их имущественных прав [27].
Однако, помимо данных рассмотренных ограничителей, существует косвенный механизм, который оказывает влияние на весь российский бизнес, вне зависимости от того, попала ли компания или её представители в один из санкционных списков. Основной удар в этом случае наносится посредством финансовых инструментов.
Основная проблема состоит в том, что после появления санкционных списков изменились условия ведения бизнеса с российскими эмитентами для иностранных контрагентов: процедуры контроля технического оформления сделок фактически перешли в режим ручного управления. Если раньше на проведения платежей требовалось самое большее — двое суток, а по факту большинство из них проходило за одни сутки, то теперь срок трансакций составляет от двух до шести суток. И если речь идет о долговых платежах, то такие существенные и непредсказуемые задержки могут иметь долгоиграющие последствия, которые могут привести в том числе к техническому дефолту заемщика/эмитента [28].
Кроме того, принципиальное значение для давления на российский несырьевой бизнес имеет принцип экстерриториальности, реализуемый главным образом в рамках «Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), принятого в августе 2017 года. Закон подразумевает введение американских санкций в отношении иностранных лиц и компаний, сотрудничающих с российскими фигурантами списка SDN [29]. Можно сделать вывод, что данные меры в большинстве своем направлены на вытеснение российских компаний с иностранных рынков.
Антироссийские санкции ЕС, которые начали вводить в связи с событиями на Украине в марте 2014 года, менее масштабны, но также носят персональный и секторальный характер. Решение о том, что «в случае отсутствия разрядки напряженности в Крыму» Евросоюз будет применять «меры давления на Россию», было принято на экстренном саммите ЕС 6 марта 2014 года. Тогда же были приостановлены переговоры о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве [30]. Санкции ЕС касались исключительно украинского кризиса и вопроса имплементации Минских соглашений [31].
Вместе с тем, столкновение интересов России и США чётко прослеживается в сирийском и украинском конфликтах, которые стали полем для медиа-войны, в ведении которой страны Запада имеют больше опыта и располагают большим по объему охвата информационным полем: крупнейшие информационные агентства относятся к странам Запада, пресса на английском языке по объективным причинам является самой читаемой в мире [32]. Атаки в медиа-пространстве наносят репутационный ущерб российскому государству, подрывая его реальный суверенитет, и являются одним из важнейших политических рисков.
Стоит отдельно отметить страновые рейтинги и индексы. Индексы стабильности государств и политического риска составляются в своем большинстве на основании мнений, представленных аналитиками стран ОЭСР и оказывают значительное влияние на иностранных партнеров — российских экономических агентов. К этой же категории можно отнести экономические рейтинги, составляемые иностранными рейтинговыми агентствами, такими как Standard & Poor’s, Fitch, Moody’s и другими, которые непосредственно влияют на вовлечение государства в мировую экономику, привлечение иностранных инвесторов, предоставление кредитов иностранными банками [33].
Политической нестабильности добавляют замороженные конфликты на постсоветском пространстве. Этот регион стал важнейшим для России, начиная с установления доктрины Е.М. Примакова, основой которой стал принцип евразийства, предусматривавший создание пояса добрососедства по периметру российской границы [17]. Кроме того, не стоит забывать о сохраняющихся притязаниях Японии на российские острова Южно-Курильской гряды. Учитывая важность сохранения экономических связей со странами постсоветского пространства, а также тот факт, что экономика Японии до недавнего времени являлась третьей экономикой мира по совокупному ВВП, согласно данным МВФ [34], вышеуказанные политические факторы напрямую влияют на обеспечение национальной безопасности.
Обострение отношений России и стран Запада повлекло за собой приостановление участия России в «G8 — Группе Восьми» — объединения ведущих стран, неформального клуба, на платформе которого происходят экономические и политические дискуссии [35]. Данная тенденция демонстрирует существующий риск намеренного ограничения организационного ресурса России — сокращения её дипломатического представительства в международных форумах, клубах, организациях, что, в свою очередь, играет важную роль для экономического развития страны.
Дополнительным политическим риском может стать нестабильная внутриполитическая обстановка, так как в период экономической нестабильности в государстве общественность подвержена политическим волнениям [36].
Стоит в том числе отметить и такой политический фактор, как производство инновационного оружия и разработка новых технологий [37]. От этих факторов сильно зависит реальный суверенитет государства и потенциал его будущего развития. Необходимо учитывать, что одной из задач санкций, применяемых против России, является вытеснение российского оружия и российских технологий с мирового рынка, а также ограничение доступа России к новым технологиям. При этом реализуется это давление в том числе посредством использования финансово-экономических инструментов, что следует учесть при детальном рассмотрении Стратегии экономической безопасности.
В качестве важнейших политических факторов и рисков, влияющих на реализацию «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» в финансовой части, были выделены [38]:
– антироссийские санкции, введенные странами ЕС и США;
– столкновение интересов России и стран Запада;
– риск намеренного ограничения организационного ресурса России — сокращение её дипломатического представительства в международных форумах, клубах, организациях;
– продолжающиеся сирийский и украинский конфликты;
– медиа-война между Россией и странами ЕС и США, отдельную роль в которой играют страновые рейтинги и индексы;
– замороженные конфликты на постсоветском пространстве;
– сохраняющиеся притязания Японии на российские острова Южно-Курильской гряды;
– риск возникновения нестабильной внутриполитической обстановки;
– производство инновационного оружия и разработка новых технологий.
Для успешной реализации Стратегии и, соответственно, обеспечения экономической безопасности России, необходимо учитывать вышеуказанные политические факторы и риски. Представляется необходимым рассмотреть, каким образом они влияют на обеспечение экономической безопасности в финансовой части в следующих сферах, выделенных в Стратегии:
– в сфере инвестиций;
– в сфере фондового рынка;
– в сфере деоффшоризации;
– в валютной сфере;
– в сфере внешнего долга;
– в сфере международного банковского кредитования.
Каждую сферу необходимо разобрать отдельно, и, рассмотрев конкретные примеры оказания политического воздействия, выработать индикаторы обеспечения финансовой безопасности, опираясь на которые возможно будет закрыть «окна уязвимости» российской экономики в финансовой сфере, сделав её более устойчивой к политическому давлению.
Эта задача особенно актуальна сейчас, поскольку экономика России (в частности, в финансовой части) переживает период, когда максимально негативные эффекты связаны с воздействием на неё внешних факторов: неблагоприятной внешнеполитической обстановки, обусловленной политическими факторами и рисками [39]. Об этом свидетельствует анализ данных, представленных Центральным Банком Российской Федерации. Однако, если негативное влияние этих факторов достигло пика в 2015 г., сильно подорвав позиции финансово-экономического сектора, актуализировав проблему обеспечения финансовой безопасности и устойчивости, то к 2022 г. была проделана огромная работа, направленная на адаптацию к изменившемся политическим условиям. И хотя до февраля 2022 года были заметны улучшения состояния финансово-экономического сектора России, стоит отметить, что докризисный уровень пока еще не достигнут [40].
Вызовы и угрозы экономической дипломатии России на современном этапе и способы их преодоления. С учетом настоящей геополитической обстановки, оказывающей влияние на обеспечение внешнеэкономической деятельности России в целом, её финансового аспекта в частности, были оценены те политические факторы и риски, в условиях которых предстоит продвигать экономически интересы страны.
В феврале 2022 года, после начала Специальной военной операции (СВО) на Украине, Россия подверглась беспрецедентному давлению со стороны коллективного Запада только за первые 2,5 месяца проведения СВО было введено более 10 тысяч санкций против России со стороны США, Евросоюза, Великобритании, Японии и других стран. В марте 2022 года были введены санкции на такие сферы, как:
– госдолг и инвестиции;
– экспорт и импорт;
– авиасообщение;
– банковский сектор;
– персональные санкции.
Была остановлена реализация проекта «Северный поток-2». Европейским союзом были введены ограничения на депозиты в европейских банках для состоятельных россиян (запрет коснулся сумм выше €100 тыс. в одном банке) и российских компаний, а также запрещена продажа и покупка в интересах российских клиентов — как физических, так и юридических лиц — финансовых инструментов, номинированных в евро.
США ввели секторальные санкции против таких компаний, как: «Алроса», «Газпром», «Газпром нефть», «НОВАТЭК», «РЖД», «Ростех», «Ростелеком», «Роснефть», «Русгидро», «Совкомфлот», «Транснефть» и др.
Евросоюз, Канада и Великобритания ввели запрет на полеты российских самолетов над всей их территорией. Запрет коснулся всех самолетов, в том числе частных. Стоит отметить, что под самые жесткие санкции США попали российские банки: «ВТБ», «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк», «Новикомбанк». Их активы и счета в долларах США были заблокированы, что стало фактической изоляцией от долларовой системы. Для карт российских банков также перестали работать сервисы платежей «Apple Pay» и «Google Pay» [41].
Что касается персональных санкций, то США, Канада, Евросоюз, Великобритания, Япония и Австралия ввели санкции против Президента В.В. Путина, главы МИДа С.В. Лаврова и бывшего министра обороны С.К. Шойгу. Это подразумевает, что активы указанных лиц, если такие найдутся, в этих странах будут заблокированы. Помимо этого, в санкционный список ЕС были включены и Премьер-министр М.В. Мишустин, а также заместитель главы Совета безопасности Д.А. Медведев [42].
Были приостановлены инвестиции в топливно-энергетические компании Российской Федерации, однако самым проблемным оказалось нефтяное эмбарго со стороны Запада. В условиях ограничения использования российской нефти мировой энергетический рынок уже вступил в фазу серьезных проблем и сложно определяемых перспектив. Так, «British Petroleum» («ВР»), одна из семи крупнейших нефтегазовых компаний мира, в мае 2022 года заявила о выходе из капитала «Роснефти». Решение выйти из российской компании обернулось для британской BP убытками в размере 20 млрд долл. [43]
Ключевой проблемой остается планируемый полный отказ ЕС от поставок российских углеводородов к 2027 году. Заметим, что нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Германии используют поставки по нефтепроводу «Дружба». Иной логистики нет, что связано с удаленностью от морских портов. Можно создать другой вариант логистики, но он станет затратным и экономически нецелесообразным. Восточная Европа зависит от российской нефти на 80–90%. Переориентация нефтяных поставок из РФ на танкерный завоз с Ближнего Востока возможен, что на треть снизит нефтяной экспорт РФ, но при этом цены на энергоносители существенно вырастут, уровень и качество жизни населения стран ЕС понизится [43].
Что касается газа, то стоит отметить, что Европа экономит трубопроводный газ, но при этом увеличивает закупки сжиженного природного газа (СПГ), поступающего на специальных танкерах, так как никаких ограничений на потребление последнего Еврокомиссия не устанавливала [44]. Весь Европейский Союз (сокративший импорт российского трубопроводного газа на 19%) увеличил закупки российского СПГ на 35%.
Все актуальнее становится проблема поддержания продовольственной безопасности и недопущения снижения качества жизни населения. Заметим, что Россия и Украина являлись крупнейшими мировыми производителями сельскохозяйственной продукции. На две страны приходилось более трети общемирового объёма экспорта зерновых и более половины растительных масел. К тому же Правительство РФ уже ввело запрет на экспорт зерновых культур с целью недопущения дефицита внутри страны, несмотря на то что обеспеченность зерном превышает 150% (данные Министерства сельского хозяйства) [45].
В ответ на западные санкции в марте 2022 года Президент России В.В. Путин подписал Указ о продаже недружественным странам российского газа за рубли [46]. Согласно Указу, компании из западных стран должны открыть счета в российских банках. Для расчета иностранный покупатель должен открыть в Газпромбанке два специальных счета: рублевый и валютный. Оплата газа производится с помощью перевода средств на валютный счет. Оплата считается состоявшейся только с момента зачисления средств, полученных от продажи валюты, на рублевый счет. Стоит отметить, что речь шла только о поставках природного газа, сжиженный природный газ (СПГ) под данный механизм не попадал [47].
При этом, В.В. Путин подчеркнул, что Россия продолжит поставлять природный газ в соответствии с объемами и принципами ценообразования, зафиксированными в заключенных ранее контрактах, а покупателям будет предоставлена возможность приобретать рубли на внутреннем российском рынке по простой и прозрачной схеме. Глава государства подчеркнул: «Благотворительностью Россия заниматься не будет» [48]. Уже в мае 2022 года Президент подписал Указ «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» [49].
Стоит отметить, что в 2014 году Россия уже вводила контрсанкции — тогда был запрещен импорт ряда сырья и сельхозпродукции из стран, которые поддержали антироссийские санкции. Новые ответные меры стали распространятся уже на экспорт. Помимо запрета на сделки с лицами из недружественных государств, Указ предполагает запрет на вывоз из России продукции и сырья, если их поставки осуществляются в пользу попавших под контрсанкции людей и компаний.
Согласно Указу, запрещено «совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Также запрещается «осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями». Это означает, что недружественные иностранцы не смогут вернуть деньги, одолженные российским контрагентам [50]. В Указе заявлено, что меры вводятся в целях защиты национальных интересов страны и в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним государств, направленные на «незаконное лишение» или ограничение России, россиян и российских юрлиц права собственности.
Также федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов страны, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией России, запрещается: совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с лицами, находящимися под санкциями; исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам, если обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме; осуществлять финансовые операции, выгоду от которых получают лица, находящиеся под санкциями. ЦБ России наделили правом давать официальные разъяснения по данному вопросу [51].
В октябре 2022 года Россия ввела санкции против иностранных транспортных компаний. Премьер-министр М.В. Мишустин подписал постановление о запрете международных автомобильных перевозок для компаний из стран, которые ввели санкции в отношении России в сфере международных автомобильных перевозок грузов [52].
Постановление запрещает осуществление двусторонних и транзитных перевозок, а также перевозок с территории или на территорию третьего государства. Запрет коснулся компаний из таких стран, как Великобритания, Северная Ирландия, Норвегия, Украина и всех стран Евросоюза. Документ включает в себя перечень товаров, на перевозки которых запрет не распространяется. В список вошли различные виды продовольствия, в том числе: мясо и мясные субпродукты; рыба, молочная продукция, яйца птиц; молочная продукция; алкогольные и безалкогольные напитки; фармацевтическая продукция и контрацептивы; удобрения (минеральные или химические, калийные); а также каналы и трубопроводы, ядерные реакторы, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта, кроме железнодорожного [53].
В феврале 2023 года, в ходе послания Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент сообщил что «российская экономика и система управления оказались гораздо прочнее, чем полагали на Западе», а ограничения в итоге негативно повлияли на те страны, которые их вводили [54].
Спустя пару месяцев, уже в апреле 2023 года, на заседании Госсовета, которое было посвящено развитию российской промышленности в условиях санкций, Президент также заявил, что санкции против нашей страны сохранятся надолго: «все мы понимаем: санкции, конечно, надолго, поэтому наряду с первоочередными мерами замещения импортных технологий и продуктов здесь нужны средне- и долгосрочные преобразования, направленные на стратегические цели именно суверенного развития страны». Президент подчеркнул, что Россия смогла заменить часть западной продукции аналогами собственного производства или товарами из «дружественных стран» [55].
Позже, в апреле 2023 года страны ОПЕК+, в том числе и Россия, объявили о добровольном сокращении добычи нефти. Россия объявила о добровольном сокращении добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки до конца 2023 года. Следом за ней, о добровольной корректировке добычи с мая и до конца года объявили такие страны, как Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир, Оман и Габон [56].
По словам российского вице-премьера А.В. Новака, нефтяной рынок продолжает находиться «под беспрецедентным отрицательным давлением неестественных рукотворных факторов», создающих большую волатильность и неопределенность. После того как ряд стран ОПЕК+ объявили о сокращении добычи, цены на нефть подскочили на 8%. Так, в ночь на 3 апреля фьючерс на нефть марки WTI с поставкой в мае превысил $81 за баррель. Стоимость июньского фьючерса Brent на Лондонской бирже превысила $85 за баррель [57].
В марте 2023 года была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации, которая стала своеобразным ответом «коллективному западу» [58]. Одними из ключевых национальных приоритетов России являются защита строя, суверенитета, независимости от деструктивного иностранного воздействия, укрепление правовых основ международных отношений, а также устойчивое развитие экономики. Российская Федерация намерена способствовать укреплению таких организаций, как БРИКС, ШОС, СНГ и ЕАЭС.
Одной из угроз для России обозначается «стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы». Новая модель может быть основана только при «осознании государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией» [59].
В своем выступлении в феврале 2023 года в Государственной Думе на правительственном часе министр иностранных дел С.В. Лавров отметил следующее: «Продолжаем по максимуму задействовать рычаги экономической дипломатии. Перед лицом творимого Западом беззакония содействуем наращиванию торгово-инвестиционных связей с дружественными государствами, переводу расчетов с ними в национальные валюты, формированию альтернативных западным финансовых и логистических механизмов» [60].
Таким образом, вышеупомянутые действия способны сгладить современные вызовы, которые включают «санкционный режим», направленный против России.
* * *
Несмотря на резкое снижение уровня внешнеэкономического взаимодействия с европейскими государствами, во-первых, России удается успешно противостоять санкциям, во-вторых, страна не оказалась на грани развала национальной экономики, вопреки ожиданиям «коллективного запада».
Тем не менее, географическая близость и прежняя экономическая взаимозависимость Российской Федерации и стран Европы позволяет предположить в будущем восстановление торгово-инвестиционных связей. Экономический базис может стать одним из столпов политического диалога, безусловно потребовав определённого количества уступок от стран, вводивших санкции.
Вместе с тем, политическая напряжённость будет оказывать существенное влияние на европейских партнеров и может обусловить ситуацию, когда некоторые компании будут вынуждены ограничить сотрудничество вопреки экономической целесообразности. В среднесрочной перспективе именно политическая составляющая во взаимоотношениях России со странами Европы будет основным фактором, который необходимо рассматривать отечественной экономической дипломатии, как главную помеху в своей деятельности. В таких условиях ближнее зарубежье и интеграционные проекты на постсоветском пространстве должны быть в числе важнейших приоритетов нашей страны. Россия усиливает внешнеэкономическую деятельность не только в странах СНГ, но и активно развивает деятельность на рынках Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Список использованных источников:
1. Franklin D. Roosevelt, Executive Order 6757—Establishing the Committee on Economic Security and the Advisory Council on Economic Security Online by Gerhard Peters and John T. Woolley // The American Presidency Project, URL: https://www.presidency.ucsb.edu/node/208449 (accessed 12.02.2025).
2. Resolution of the 40th Session of the UN General Assembly “International Economic Security”, December 17, 1985, No. A/RES/40/173. URL: https://www.un.org/ru/ga/40/docs/40res.shtml (accessed 12.02.2025).
3. Resolution of the 42th Session of the UN General Assembly “International Economic Security”, December 11, 1987, No. A/RES/42/165. URL: https://www.un.org/ru/ga/42/docs/42res.shtml (accessed 12.02.2025).
4. Козлова А.В. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. — 2009. — № 1. — С.14–17.
5. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 4–13.
6. Архипов А.И., Городецкий А.Е., Михайлов Б.П. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 36–44.
7. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 10. — С. 30–39.
8. Борзых Л.А. Исторические императивы обеспечения экономической безопасности России // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 11. — С. 15–20.
9. Жилкина Ю.В. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 22. — С. 62–70.
10. Караваева И.В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН //Вестник Института экономики РАН. — 2020. — №2. — С. 27–42
11. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — Т. 9. — № 8. — С. 54–60.
12. Мухин И.В. Экономическая безопасность современной России: угрозы и перспективы обеспечения // Экономические науки. — 2012. — № 1. — С. 188–191.
13. Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность» // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — № 8. — С. 80–88.
14. Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе / А.А. Кокошин; Предисл. Г.В. Осипова, В.Я. Потапова; Науч. ред. Н. А. Долгополова. — Изд. 3-е, расш. и доп. — М.: Европа, 2006. — 175 с.
15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. — М.: Издательство АСТ, 2022. — 640 с.
16. Барсенков А.С. «Конфликт ожиданий» в отношениях между Россией и Западом в начальный период новой российской государственности. 1991–1993 // Война и революция: социальные процессы и катастрофы. Тезисы доклада: Материалы Всероссийской научной конференции; г. Москва, 19–20 мая 2016 г. [Электронное издание] / Под ред. А.Б. Ананченко; Московский педагогический государственный университет. Институт истории и политики. — М.: МПГУ, 2016. — C.37–40.
17. Барсенков А.С. Внешняя политика России на начальном этапе становления новой государственности (1991–1993) // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. — 2013. — № 4. — С. 75–105.
18. Brzezinski Z. The grand chess board: American primacy and its geostrategic imperatives. — Basic books, 2016. 201 р.
19. Бурбулис Г. Клуб «Свободное слово», заседание 17 февраля 1995 г.: «Чем Россия лучше СССР: можно ли обмануть историю?». Стенографический отчет. С. 7–8, 13 // Горбачев-фонд. Доступ: https://www.gorby.ru/userfi les/fi le/iz_vospominaniy_gburb.pdf (дата обращения: 19.02.2025).
20. Барсенков А. С., Вдовин А. И., Воронкова С. В. История России XX — начала XXI века, под ред. Л.В. Милова. — М.: Эксмо, 2006. — 960 с.
21. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации. 27 июня 2006 года // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/23669 (дата обращения: 07.02.2024).
22. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 года // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 07.02.2024).
23. Тимофеев И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Российский совет по международным делам (РСМД). — 02.10.2018. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ekonomicheskie-sanktsii-kak-politicheskoe-ponyatie/ (дата обращения 05.02.2025).
24. Восемь лет санкций против России. Главное // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/11/10/2021/5bffb0f09a79470ff5378627?ysclid=lgdp4hvqnz774505542 (дата обращения: 07.02.2025).
25. Office of Foreign Assets Control — Sanctions Programs and Information. U.S. Department Of The Treasury. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Pages/default.aspx (дата обращения 05.02.2025).
26. Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN) Human Readable Lists. U.S. Department оf The Treasury. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/default.aspx (дата обращения 05.02.2025).
27. Ukraine-/Russia-related Sanctions. U.S. Department оf The Treasury. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/programs/pages/ukraine.aspx (дата обращения 05.02.2025).
28. Орлова Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику //Вопросы экономики. — 2014. — № 12. — С. 54–66.
29. Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act. U.S. Department Of The Treasury. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Pages/caatsa.aspx (дата обращения 05.02.2025).
30. История введения санкций ЕС против России в связи с Украиной //ТАСС URL: https://tass.ru/info/15960409?ysclid=lgdpqn3rv7228945479 (дата обращения 05.02.2025).
31. Restrictive measures in view of Russia’s actions destabilising the situation in Ukraine (sectoral restrictive measures). EU Sanctions Map. URL: https://www.sanctionsmap.eu/#/main/details/26/?search=%7B»value»:»«, «searchType»:%7B%7D%7D (дата обращения 05.02.2025).
32. Озюменко В.И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции — к агрессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. — М., 2017. — С. 203–220.
33. Иванов В.Г., Иванова М.Г. «Charts power» — страновые рейтинги как экономическое оружие и инструмент мягкой силы. Часть II // Вестник РУДН. Серия: Политология, 2015. — №3. — С. 7–34.
34. Report for Selected Countries and Subjects. World Economic and Financial Surveys. World Economic Outlook Database, 2018. International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01/weodata/weorept.aspx (дата обращения 18.02.2025).
35. Russia suspended from G8, but not expelled. // Financial Times, 2014. URL: https://www.ft.com/content/ef5a543e-b32b-11e3-b09d-00144feabdc0 (дата обращения 18.02.2025).
36. Matta S., Appleton S., Bleaney M.F. The economic impact of political instability and mass civil protest. // CREDIT Research Paper. — Centre for Research in Economic Development and International Trade, University of Nottingham, 2017. — 40 p.
37. Szkarłat M., Mojska K. New Technologies as a Factor of International Relations. Cambridge Scholars Publishing, 2016. — 467 p.
38. Указ Президента Российской Федерации о Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // официальный сайт Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705150001.pdf (дата обращения 18.02.2025).
39. Методические материалы. «Финансовая безопасность России» / Магомедов Ш.М., Иваницкая Л.В., Каратаев М.В., Чистякова М.В. — Москва. — 60 с.
40. Годовой отчет Банка России за 2022 год // Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43872/ar_2022.pdf (дата обращения 03.03.2024).
41. Информация о введенных санкциях в отношении Российской Федерации // Торгово-промышленная палата Российской Федерации URL: https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/ (дата обращения: 07.02.2025).
42. Санкции против России // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/theme/2036?ysclid=lgp867g2vs553877913 (дата обращения: 07.02.2025).
43. Джураев А.Д., Скляр В.Д., Янковский П.С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 6–1(88). — С. 133–136.
44. Европа загнала себя в газовую ловушку // Взгляд. URL: https://vz.ru/world/2023/4/3/1205934.html?ysclid=lg3ii1v5c5261024258 (дата обращения: 07.01.2025).
45. European natural gas imports // Bruegel. URL: https://www.bruegel.org/dataset/european-natural-gas-imports (дата обращения: 07.01.2025).
46. Указ о специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/68094 (дата обращения: 07.01.2025).
47. Путин подписал указ о продаже газа за рубли недружественным странам // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/31/03/2022/6245aafb9a7947e20b83407a (дата обращения: 07.01.2025).
48. Президент РФ подписал указ о торговле газом с «недружественными странами» // Первый канал URL: https://www.1tv.ru/news/2022–03–31/425221-prezident_rf_podpisal_ukaz_o_torgovle_gazom_s_nedruzhestvennymi_stranami?ysclid=lg3i1iz07x329523175 (дата обращения: 07.01.2025).
49. Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205030001?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 07.01.2025).
50. Россия вводит контрсанкции против недружественных стран. Что это значит? // Аргументы и факты. URL: https://aif.ru/money/economy/rossiya_vvodit_kontrsankcii_protiv_nedruzhestvennyh_stran_chto_eto_znachit?ysclid=lg0n4erdpz933618227 (дата обращения: 07.01.2025).
51. Путин подписал указ о новых ответных мерах России на санкции // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/03/05/2022/6270fda09a7947ae05df12cb?ysclid=lg3hj8klh9423167671 (дата обращения: 07.01.2025).
52. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210010004?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 07.01.2025).
53. Россия ввела контрсанкции против иностранных транспортных компаний // Forbes URL: https://www.forbes.ru/biznes/478649-rossia-vvela-kontrsankcii-protiv-inostrannyh-transportnyh-kompanij?ysclid=lg0n4hsl4a805756475 (дата обращения: 07.01.2025).
54. Politico узнал, когда в ЕС обсудят 11-й пакет санкций против России // РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/05/04/2023/642d12b09a7947a8259e28e3?ysclid=lg3h6d1ogz531280119 (дата обращения: 07.01.2025).
55. Путин заявил, что санкции против России останутся надолго //РБК URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/642c12109a79475385fd5639 (дата обращения: 07.02.2025).
56. Страны ОПЕК+ договорились об объеме добровольного сокращения добычи // РБК URL: https://www.rbc.ru/business/03/04/2023/642abe119a79475cc9463c8e?ysclid=lg9kjyalq0730795081 (дата обращения: 07.02.2025).
57. Нефть подорожала на 8% из-за решения ряда стран сократить добычу // РБК URL: https://www.rbc.ru/business/03/04/2023/642a1d529a79472179f43427 (дата обращения: 07.02.2025).
58. Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 07.01.2025).
59. Ядро русского мира и угроза от США. Что говорится в новой концепции внешней политики Кремля // Фонтанка URL: https://www.fontanka.ru/2023/03/31/72182846/?ysclid=lgc0srpbp5788270099 (дата обращения: 07.01.2025).
60. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова и ответы на вопросы на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 15 февраля 2023 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1854365/ (дата обращения: 07.01.2025).
Статья поступила в редакцию 27.01.2025

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия