Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

К вопросу о создании национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров
Стесяков А. А.
аспирант факультета государственного управления
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
генеральный директор ООО “ОКАМИ” (г. Москва)

Статья посвящена обоснованию необходимости создания национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров, обеспечивающей синхронизацию ресурсов, экспертизы и заказов, что позволит повысить эффективность кластерной политики в электронной промышленности России в условиях глобальных вызовов. Объясняется практическая значимость и суть такой платформы, которая сводится к интеграции уже существующих российских практик. Рассматривается зарубежный и отечественный опыт построения цифровых систем для промышленного аутсорсинга, на основании чего проводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз существующих цифровых платформ для организации национальной межрегиональной платформы контрактного производства электроники на базе кластеров. Представлены концепция национальной платформы и её ключевые элементы, а также функциональные задачи взаимодействия основных участников рынка электронной промышленности и электроники с учётом действия такой платформы. Установлены четыре ключевых ожидаемых эффекта от её реализации: снижение транзакционных издержек, рост производительности кластеров, увеличение технологической независимости и повышение конкурентоспособности.
Ключевые слова: электроника, контрактное производство, кластер предприятий, цифровые платформы, межрегиональное взаимодействие, b2b
УДК 338.45; ББК 32.859   Стр: 98 - 107

Начиная с 2022 г., вследствие резкого изменения характера торгово-экономических отношений России со странами «коллективного Запада» российская экономика перестраивается на новые рельсы, включая активную цифровизацию и реализацию курса на импортозамещение. Тем не менее, начавшаяся ещё в 2018 г. торговая война между США и Китаем, пандемия COVID-19 и последовавшие за ней кризисы полупроводников и цепочек поставок [10] наложили серьёзный отпечаток на развитие электронной промышленности, в рамках которой, по релевантным данным Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (далее — АРПЭ), за 2023 г. доля импортного оборудования составила 65 %, при этом доля контрактного производства в общем объёме рынка составляет лишь 15 % [16].
Тем не менее, и потенциал самого российского рынка электронной промышленности, и потенциал развития контрактного производства, в том числе в рамках действующей Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, оцениваются АРПЭ и иными экспертами как достаточно значительные: в частности, согласно данным АРПЭ, рынок контрактного производства электроники в 2023 г. вырос на 42 %, а в первом квартале 2024 г. — на 44 % [23]. Исходя из прогнозов АРПЭ, на рынке российской электроники ожидается увеличение доли российской продукции до 60 % в целом по рынку [16]. Кроме того, прошедшие в 2024 г. выставки «Электроника России 2024» (международная выставка-форум), «Электро-2024» (выставка электротехнической продукции), IEAE 2024 (специализированная выставка электротоваров; в России прошла впервые), «Микроэлектроника» (выставка одноимённого российского форума), «Экспоэлектроника» (международная выставка электроники), а также различные форумы и конференции показывают, что отечественные предприятия смогли преодолеть внешнее санкционное давление и адаптироваться к внутренним изменениям. В частности, общая площадь крупнейшей международной выставки «Экспоэлектроника» составила более 30 тыс. кв. м., в ней приняло участие более 760 компаний, в том числе 346 компаний из Китая и ОАЭ, и 22 473 посетителя [11]. По мнению непосредственного участника выставки — крупного отечественного контрактного производителя электроники ООО «ПА «Контракт Электроника» — в настоящее время российский рынок активно ищет новые пути развития [15], в том числе за счёт перестраивания импорта на рынки дружественных стран и, прежде всего, китайский. В целом, российский рынок контрактного производства электроники имеет достаточно развитую базу: на нём действуют такие компании, как ООО «ПА «Контракт Электроника», АО «Арнест», А-КОНТРАКТ, ГК «АВИВ Групп», МикроЭМ Технологии, Эрикон, PCB Electro, АО «РУТЕК», КЕДР Solutions и мн. др.; функционируют такие кластеры, как «Технополис GS», ICL Техно, Московский инновационный кластер, ГК «Элемент» и мн. др. Все эти игроки взаимодействуют между собой и тем самым наращивают пул российских практик в области контрактного производства электроники.
Однако в России в настоящее время нет платформы, которая централизует и координирует деятельность основных участников и заинтересованных сторон в рамках контрактного производства электроники. В целом, позиция России на мировом рынке пока ещё больше схожа с позицией заказчика, чем производителя [4], несмотря на видимый расцвет отрасли электронной промышленности. Кроме того, развитию рынка препятствуют многочисленные барьеры, от простых языкового и культурного барьеров и трудностей с перечислением оплаты (например, в Китай) [15] и недостатка компетенций среди большинства участников, связанных с этой сферой, до нормативно-правовых особенностей признания электронной продукции в качестве отечественной и включения её в реестр Минпромторга или соответствия документации нормативам зарубежных поставщиков.
В связи с этим предлагается обозначить следующее новое направление развития контрактного производства отечественной электроники на базе кластеров: необходимо создать национальную межрегиональную платформу для контрактного производства электроники на базе кластеров, обеспечивающую синхронизацию ресурсов, экспертизы и заказов, что позволит повысить эффективность кластерной политики в электронной промышленности России в условиях глобальных вызовов.
Суть такой платформы сводится к интеграции уже существующих российских практик на базе единого информационного центра распределения, который можно рассматривать в качестве надинституциональной, искусственно созданной структуры, объединяющей усилия не только основных, но и начинающих (как государственных, так и частных) игроков на рынке электронной промышленности и производства электроники.
Хорошим примером, иллюстрирующим суть предлагаемой идеи, является платформа «Мой бизнес», созданная государством для информирования бизнеса о мерах антикризисной государственной поддержки малого и среднего бизнеса во время и после пандемии COVID-19 [20]. Так, был создан (и по-прежнему успешно функционирует) информационный интернет-портал, на котором была агрегирована вся основная информация о том, как начать свой бизнес и куда обратиться за консультацией и помощью, расположена база знаний, составлены гайды и перечислены меры поддержки. Участники рынка таким образом в равной степени получили доступ к актуальной информации. Другими примерами могут служить единый портал государственных закупок, Росэлторг и различные B2B-маркетплейсы (например, Alibaba, Made-in-China, Сделки.ру и др.), в рамках которых осуществляется торговля электронным оборудованием, электронными модулями, компонентами, встраиваемым программным обеспечением, печатными платами и др.
Несмотря на то, что в настоящее время в рамках Московского инновационного кластера уже создана биржа контрактного производства, «в России пока отсутствует единый удобный ресурс» [12] для промышленного аутсорсинга. Так, система биржи контрактного производства Московского инновационного кластера предоставляет возможность предприятиям находить производственные мощности для реализации проектов в таких областях, как выпуск текстильной продукции, производство косметических средств, приборостроение и механическая обработка. В целом, на платформе реализованы два направления: механическая обработка и приборостроение. Биржа контрактного производства позволяет диверсифицировать производство, оптимизировать расходы, найти проверенного исполнителя или узнать спрос на продукт; она также помогает привлекать квалифицированных специалистов, включая инженеров и технологов, компетенции которых отсутствуют в штате компаний. На платформе контрактного производства представлено более 65 российских регионов, более 550 производителей и более 1300 проверенных исполнителей [13], что, безусловно, обеспечивает широкий выбор партнёрских решений. Следует отметить, что это не единичный пример подобной инициативы, поскольку в России существуют десятки электронных торговых площадок и контрактных площадок, однако все они носят общий характер и не учитывают специализацию контрактного производства электроники.
На практике обмен знаниями, товарами и деловыми связами в области электроники происходит в рамках выставок, конференций и форумов, а также на базе кластеров. Однако несмотря на то, что кластер — это «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности» [1], кластерные инициативы в области промышленной электроники чаще всего ограничены рамками отдельных регионов, и предприятия (как и целые регионы) практически не взаимодействуют друг с другом. Хотя на федеральном уровне предусмотрены меры, ориентированные на поддержку межрегиональных проектов, связанных с деятельностью промышленных кластеров, их практическая реализация характеризуется крайне низкой распространённостью. Поэтому для совершенствования контрактного производства электроники на базе кластеров целесообразно сформировать национальную межрегиональную платформу.
Фундаментальными концептуальными принципами такой платформы выступают активное развитие платформенной экономики [2] и свойства экономики «совместного использования», которые в настоящее время приобретает «большинство конвергентных бизнес-моделей» [5]. Центральное место в этих подходах занимают цифровые платформы, которые «не только конкурируют с государством, но и в известном смысле напоминают государства» [8].
Цифровые платформы создают уникальное пространство, предоставляющее как технические, так и институциональные механизмы для взаимодействия участников на уровне целых рынков и сфер социально-экономической деятельности. Платформенные компании обладают свойством системной значимости; они формируют условия для функционирования рынков и фактически превращаются в их основу. Вследствие этого реализация роли продавца, покупателя, работника, члена сообщества или любого другого актора вне рамок цифровых платформ оказывается крайне затруднительной, а в ряде случаев и просто невозможной. Именно за счёт встроенного инфраструктурного аспекта платформенные компании получают значительное преимущество перед традиционными компаниями или инструментами, которые в конечном итоге сами вынуждены обращаться к услугам цифровым платформ [8]. Ярким примером этой новой экономики, которую в общем смысле также называют гиг-экономикой [9], в российской экономике может служить рыночная «власть» маркетплейсов Wildberries и Ozon, которые на протяжении вот уже нескольких лет, а именно с 2020 г. [22], занимают лидирующие позиции среди всех интернет-магазинов. Важнейшим свойством цифровых платформ является не только возможность взаимодействия продавца и покупателя, но и налаженная система цепочек поставок, что в целом формирует инфраструктуру и экосистему бизнеса. Маркетплейсы Wildberries и Ozon являются лишь примером, так как они относятся к B2C, хотя аналогичные маркетплейсам торговые системы существуют и для B2B, однако они, опять же, редко специализируются на отдельном типе продукции. Электроника же является ключевым драйвером цифровизации; в современной экономике именно электронные компоненты составляют основу работы всех информационных систем и рынка, поэтому для контрактного производства электроники площадка наподобие единого маркетплейса необходима. В других значимых отраслях, например, здравоохранении [17], такие площадки (B2B-маркетплейсы) уже существуют. Более того, примеры таких начинаний есть и в области производства электроники. Так, ещё в 2022 г. компанией АО «НПП Цифровые решения» было запланировано создать маркетплейс отечественных IP-блоков, чтобы «упростить кооперацию между дизайн-центрами и разработчиками электроники, поставки из-за рубежа для которых серьезно осложнились или стали полностью невозможны» [14].
Выбор кластерной модели в качестве основы для создания национальной межрегиональной цифровой платформы для контрактного производства электроники обусловлен тем, что кластеры представляют собой устоявшиеся экосистемы с интегрированными цепочками поставок, объединяющими производителей, научные организации и заказчиков. Кластерная структура производства обеспечивает высокую степень взаимодействия и концентрацию отраслевой экспертизы, что создаёт благоприятные условия для интеграции платформы, в рамках которой будет упрощён доступ к данным о производственных мощностях, ресурсах и заказах. Включение кластера как организационной основы платформы позволяет обеспечить её функциональность и адаптивность к текущим и перспективным требованиям контрактного производства электроники.
Синхронизация ресурсов в рамках национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров предполагает создание единой базы данных, которая будет объединять информацию о производственных мощностях, технологическом оборудовании и доступных материалах как участников кластеров, так и отдельных компаний. Такая система позволит оперативно определять доступность ресурсов в различных регионах, распределять их с учётом загрузки и потребностей предприятий, уменьшать издержки и оптимизировать логистические процессы. Объединение данных о ресурсах также позволит сформировать условия для эффективной кооперации между участниками кластеров и иными компаниями, что особенно важно в условиях динамичных изменений на рынке электроники и имеющейся в настоящее время ограниченности доступных производственных возможностей.
Синхронизация экспертизы будет достигнута посредством формирования централизованной платформы, на которой консолидируются данные об исследовательских разработках, технологических компетенциях и опыте участников рынка контрактного производства электроники. Экспертиза позволит выявлять узкие места, находить наиболее подходящие управленческие решения для сложных задач и привлекать специалистов с уникальными компетенциями — там, где и когда это необходимо. Кроме того, интеграция интеллектуального потенциала региональных кластеров в единую цифровую среду повысит скорость внедрения инноваций и сможет обеспечивать более эффективное использование человеческого капитала, что является важным условием конкурентоспособности отрасли.
Синхронизация заказов в рамках национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники предполагает создание механизма планирования и распределения производственных задач в реальном времени, основанного на автоматизированном учёте возможностей участников рынка. Платформа позволит учитывать текущую загрузку мощностей, сроки исполнения и географические особенности для того, чтобы оптимально распределять заказы и избегать простоев. Национальная межрегиональная платформа будет не только передовым инновационным решением, но и авторитетным ресурсом ввиду национального статуса платформы, что позволит компаниям не только ускорять реализацию проектов, но и повышать их экономическую эффективность за счёт создания условий для предсказуемого и устойчивого развития контрактного производства электроники с учётом межрегиональной логистики.
Для того, чтобы создать национальную межрегиональную платформу для контрактного производства электроники на базе кластеров, целесообразно изучить зарубежный опыт формирования платформ, поддерживающих цифровую трансформацию промышленных предприятий, поскольку «опыт работы с зарубежным рынком имеет важное значение для развития рынка контрактного производства в России» [7].
Здесь важно отметить, что, несмотря на современную геополитическую ситуацию и соответствующее ей сближение стратегического взаимодействия между Россией и Китаем в области контрактного производства электроники, учёт опыта ведущих мировых игроков не является чем-то «запрещённым», поскольку в данном случае речь идёт не о копировании моделей производства, а о том, что хорошее можно копировать и адаптировать. Так, как отмечает В.А. Никонов, эксперт МГУ имени М. В. Ломоносова, государственное управление требует внедрения национальной модели, которая должна базироваться на самостоятельных принципах, избегать зависимости от заимствованных подходов [6], что является верным, особенно в рамках концепции импортозамещения, однако при этом вовсе не исключает необходимость понимания, анализа и адаптации мирового опыта по формированию межрегиональной платформы для контрактного производства электроники.
В связи с этим, далее целесообразно представить анализ кейсов таких компаний, как Siemens, Alibaba Cloud и General Electric.
Кейс MindSphere (Siemens). MindSphere — это разработанная известным немецким конгломератом Siemens AG облачная платформа Интернета вещей (IoT), ориентированная на управление данными промышленных предприятий. Её ключевая задача заключается в интеграции оборудования, цифровых технологий и аналитических инструментов в единую экосистему, что позволяет компаниям оптимизировать производственные процессы, снижать издержки и повышать эффективность управления на всех уровнях. Основной принцип работы платформы MindSphere основан на сборе, обработке и анализе данных, получаемых от промышленного оборудования, датчиков и иных цифровых устройств, подключённых к платформе. Платформа MindSphere охватывает широкий спектр отраслей, включая машиностроение, энергетику, транспорт и производство, что делает её универсальным инструментом для цифровой трансформации. Благодаря поддержке различных стандартов передачи данных платформа предоставляет пользователям возможность независимо от производителя подключать любое оборудование за счёт использования открытых API и обеспечения совместимости с распространёнными протоколами. Такая технологическая основа платформы способствует созданию комплексной цифровой среды, в которой все компоненты взаимодействуют в режиме реального времени. Платформа MindSphere использует облачную инфраструктуру, которая позволяет хранить и обрабатывать большие объёмы данных, а также обеспечивать их доступность для анализа и принятия управленческих решений. Облачная архитектура также дополняется инструментами кибербезопасности, что защищает данные от несанкционированного доступа и обеспечивает соблюдение стандартов конфиденциальности.
Ключевым преимуществом платформы MindSphere является её аналитическая составляющая. Платформа оснащена интегрированными алгоритмами машинного обучения и искусственного интеллекта, которые позволяют идентифицировать закономерности и прогнозировать возможные проблемы.
Более того, использование MindSphere позволяет создавать цифровые двойники — виртуальные модели производственных объектов, которые точно отражают их реальные параметры. Такие модели используются для проведения тестов, моделирования различных сценариев и оптимизации производственных процессов. Следует отметить, что возможности цифровых двойников особенно актуальны в высокотехнологичных отраслях, в рамках которых важна точность планирования и нивелирование рисков. Таким образом, кейс MindSphere отражает успешный опыт интеграции цифровых технологий в промышленное производство и формирования устойчивых экосистем, объединяющих участников из разных регионов и отраслей.
Кейс SupET (Alibaba Cloud). Система SupET была разработана Alibaba Cloud, дочерней организацией китайской компании Alibaba Group. Она представляет собой специализированную цифровую платформу бизнес-приложений для управления производственными цепочками в электронной промышленности. Её уникальность заключается в интеграции облачных технологий с системами искусственного интеллекта и аналитики, что позволяет не только обрабатывать огромные объёмы данных, но и использовать их для оптимизации бизнес-процессов. В отличие от традиционных решений система SupET сосредоточена на создании умной фабричной экосистемы, которая обеспечивает сквозную цифровизацию всех этапов производства — от планирования и проектирования до контроля качества и логистики.
Одним из ключевых аспектов SupET является ориентация на динамическое управление производственными цепочками в реальном времени. Платформа использует возможности больших данных для анализа операций, синхронизации действий между различными участниками процесса и выявления узких мест, что позволяет не только уменьшать издержки, но и повышать эффективность каждого элемента производственной и торговой цепочек.
Важную роль в работе платформы SupET также играют алгоритмы машинного обучения, которые адаптируются под потребности конкретных производств. Платформа обучается на основе исторических данных и текущих параметров, в результате чего формирует рекомендации по оптимизации загрузки мощностей, распределению бизнес-задач и планированию поставок. Иными словами, концепция цифрового решения от Alibaba Cloud основывается не только на управлении текущими процессами и задачами, но и на активном формировании стратегий устойчивого развития в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
Отдельного внимания заслуживает подход Alibaba Cloud к построению кооперативной среды на основе SupET. Так, платформа ориентирована на взаимодействие между предприятиями, она создаёт такую цифровую экосистему, в рамках которой поставщики, производители и заказчики при желании могут интегрироваться в единую цепочку, что в конечном итоге может усилить устойчивость бизнеса за счёт более гибкого распределения ресурсов, координации заказов и минимизации потерь на всех этапах взаимодействия. Более того, использование подобной облачной инфраструктуры делает бизнес-процессы доступными в глобальном масштабе, что открывает новые возможности для выхода на международные рынки. Таким образом, основанная на сочетании облачных технологий, искусственного интеллекта и интернета вещей платформа SupET от Alibaba Cloud является образцом для компаний, стремящихся к инновациям и устойчивому развитию, в том числе в области производства электроники.
Predix (General Electric). Predix — это масштабируемая, ориентированная на активы информационная система, созданная американской многоотраслевой корпорацией General Electric. Predix представляет собой промышленную цифровую платформу, которая изначально создавалась для нужд самого концерна, а затем стала основой для цифровой трансформации в различных отраслях. Концепция цифровой платформы строится на интеграции производственных процессов с новыми технологиями анализа данных, что делает платформу универсальным инструментом для повышения эффективности управления промышленными активами. Особенность Predix заключается в ориентации на создание сквозных бизнес-процессов, которые объединяют производственные и операционные данные, уменьшают разрыв между уровнями управления и предоставляют возможность принимать управленческие решения на основе реальных показателей производительности.
Фундамент работы Predix, разработанной в качестве распределенной платформы приложений, — модульная архитектура, которая позволяет адаптировать платформу под конкретные бизнес-задачи, что создаёт возможность для построения вертикально интегрированных решений, когда каждый модуль может отвечать за отдельный аспект (например, прогнозирование, управление рисками или оптимизация бизнес-процессов). При этом все модули связаны единой инфраструктурой передачи данных, что исключает избыточность информации и ускоряет доступ к необходимым аналитическим инструментам. Иными словами, предприятия могут адаптировать систему Predix под собственные нужды, в частности, расширять или сокращать её функционал в зависимости от текущих бизнес-задач.
Ключевая особенность платформы Predix заключается в её способности работать с производственными активами на макроуровне. Платформа предоставляет возможность отслеживать работу оборудования в реальном времени за счёт объединения данных из разных подразделений или географически удалённых объектов в едином интерфейсе, в результате чего работа предприятий становится более прозрачной на всех уровнях, что, однако, более значимо для крупных корпораций с разветвлённой структурой.
Также нельзя не отметить, что платформа Predix была спроектирована с учётом необходимости создания безопасной цифровой среды: система обеспечивает высокий уровень защиты данных на всех этапах их обработки и передачи, и в результате использования современных криптографических методов и постоянного обновления алгоритмов безопасности система является устойчивой к внешним угрозам. Таким образом, платформа Predix от General Electric отражает пример платформы, адаптирующей цифровые технологии к сложным потребностям промышленных компаний.
Обобщая рассмотренный зарубежный опыт, можно выделить основные концептуальные аспекты, которые могут быть адаптированы для создания отечественной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров (табл. 1).

Таблица 1
Ключевые преимущества использования зарубежных цифровых платформ для организации промышленного производства и его аутсорсинга
ПлатформаКомпанияПреимуществаВозможности адаптации
MindSphereSiemensИнтеграция IoT-устройств, универсальность для разных отраслей, облачная архитектура, кибербезопасностьСоздание инфраструктуры для сбора и обработки данных, внедрение межотраслевых стандартов
SupETAlibaba CloudПрогнозирование с использованием больших данных, управление цепочками поставок, кастомизация функционалаРазвитие модульной системы управления ресурсами, внедрение решений для взаимодействия производителей
PredixGeneral ElectricЦентрализация данных о работе активов, управление рисками, оптимизация и уменьшение затрат, гибкая интеграцияСоздание платформы для управления активами, интеграция с локальными и глобальными производственными системами
Источник: составлено автором

Несмотря на то, что в таких странах, как США и Китай, организация контрактного производства электроники является более продвинутой, чем в Российской Федерации, последняя также имеет положительный опыт по созданию цифровых платформ, в связи с чем далее целесообразно представить обзор существующих российских платформ от таких организаций, как АО «НПП «Исток» им. Шокина», ПАО «СИБУР Холдинг» и ГК «Цифра».
Кейс IIoT.Istok (АО «НПП «Исток» им. Шокина»). IIoT.Istok представляет собой передовое отечественное умное решение для промышленного интернета вещей от ведущего предприятия радиоэлектронной промышленности страны. К ключевым областям применения платформы относятся:
– мониторинг и диспетчеризация производственного технологического и инженерного оборудования;
– мониторинг окружающей среды;
– контроль местоположения с технологией радиочастотной идентификации (англ. — RFID);
– контроль производственной среды и технологии;
– эксплуатация объектов, зданий и сооружений [19].
Каждая из этих областей включает в себя множество функциональных возможностей (рис. 1). В целом платформа IIoT.Istok обеспечивает прямое подключение к контроллерам и нативную работу с сигналами, что позволяет собирать и анализировать эксплуатационные данные в режиме реального времени. Платформа интегрируется с системами управления, поддерживает работу с неограниченным количеством сигналов и предоставляет специализированное программное обеспечение для учета ручных операций.
Рис. 1. Функционал платформы IIoT.Istok
Источник: [19]

Важно отметить, что данное умное решение уже находит своё применение. Так, в 2020 году холдинг «Росэлектроника» внедрил систему IIoT.Istok на производственных линиях для выпуска интеллектуальных приборов учёта электроэнергии, что позволило создать централизованную систему мониторинга и управления технологическими процессами. В 2022 году на базе IIoT.Istok было разработано решение для управления инженерными системами объектов гражданского и промышленного строительства, а также ЖКХ, что способствовало импортозамещению в данной сфере. Кроме того, в 2023 году был представлен модуль IIoT.Istok.Military, предназначенный для мониторинга военной техники и сооружений в режиме реального времени, что повысило безопасность и надёжность их эксплуатации. В 2024 году холдингом «Росэлектроника» был запущен образовательный курс по технологии промышленного интернета вещей, основанный на платформе IIoT.Istok, для подготовки специалистов в данной области [18].
Таким образом, IIoT.Istok следует признать инновационной и универсальной платформой, которая способствует цифровизации и повышает эффективность различных отраслей отечественной промышленности, в том числе и электронной.
Кейс программно-аппаратного комплекса (ПАО «СИБУР Холдинг»). Известный нефтегазовый холдинг также разработал промышленный интернет вещей (IIoT), который представляет собой интегрированное решение, включающее в себя сеть взрывозащищённых датчиков температуры и вибрации, устойчивых к экстремальным климатическим условиям, а также цифровую платформу для сбора и анализа данных. Датчики, установленные на производственном оборудовании, передают информацию на IIoT-платформу, развернутую в центрах обработки данных предприятий. Платформа систематизирует, хранит и визуализирует данные через веб-интерфейс, а также обеспечивает их передачу в другие системы посредством API. Внедрение данного комплекса позволяет автоматизировать сбор некритичных технологических данных, высвобождать значительное количество человеко-часов, ранее затрачиваемых на ручной сбор информации. Накопленные данные используются для построения предиктивных моделей, что способствует оптимизации производственных процессов и повышению эффективности принятия управленческих решений. Так, с 2020 года экономический эффект от использования IIoT-комплекса на предприятиях ПАО «СИБУР Холдинг» превысил 320 млн руб. [21]. Важно отметить, что программно-аппаратный комплекс от ПАО «СИБУР Холдинг» не имеет аналогов на российском и международном рынках. Он полностью независим от поставок импортного оборудования и программного обеспечения, что делает его особенно ценным в условиях линии импортозамещения. Несмотря на то, что данное решение создано для компаний нефтехимического, нефтегазового и металлургического секторов, подобный опыт может быть востребован и для предприятий электронной промышленности в рамках формирования платформы для контрактного производства электроники.
Кейс ZIIoT (ГК «Цифра»). ZIIoT — это цифровая промышленная платформа для B2B, созданная группой компаний «Цифра», которая представляет собой отечественное решение для управления производственными процессами в различных отраслях промышленности. Она обеспечивает сбор, систематизацию, верификацию, хранение и анализ данных с различных систем и датчиков предприятия за счёт предоставления единой точки доступа к информации для оптимизации производственных операций. Одной из ключевых особенностей ZIIoT является комбинация собственных сервисов с open-source компонентами, а также микросервисная функциональная архитектура, которая позволяет быстро внедрять и настраивать платформу на промышленных предприятиях вне зависимости от типа объектов и поставщиков оборудования, что способствует снижению затрат на ИТ и производственные издержки за счет централизации ИТ-систем. Функциональная архитектура платформы ZIIoT включает в себя пять основных блоков: сервисы сбора и хранения, сервисы структурирования и обработки данных, сервисы настройки и разработки пользовательских интерфейсов, сервисы разработки приложений и сервисы администрирования (рис. 2). Платформа ZIIoT собирает и проверяет данные из систем автоматизации, сохраняет их в базе временных рядов, структурирует и привязывает к объектным моделям оборудования и процессов.
После обработки аналитическими инструментами данные преобразуются в удобный формат для конечных пользователей и прикладных систем. Микросервисная архитектура позволяет разрабатывать решения как внутренними, так и внешними командами, а формируемая экосистема объединяет разработчиков, интеграторов и операторов, т.е. платформа ZIIoT выступает в роли связующего звена между участниками рынка. Данное отечественное решение используется в основном в машиностроении и нефтепереработке, однако «платформа ZIIoT не имеет какой-то отраслевой специфики и может применяться на производственных предприятиях любого профиля» [24].
Таким образом, на основании представленного обзора можно выделить ключевые преимущества использования отечественных цифровых платформ для организации промышленного производства и его аутсорсинга (табл. 2).
Тем не менее, представленные зарубежные и отечественные решения являются частными. В настоящее время потенциал развития российского рынка контрактного производства электроники, хотя и оценивается высоко, может попасть в «ловушку» зависимости от китайских моделей контрактного производства электроники, когда компании начнут их просто копировать, что, по всей вероятности, не приведёт к улучшению межрегионального сотрудничества. Помощь государства в данной ситуации представляется первоочередной. В связи с этим далее целесообразно выделить преимущества централизованного подхода для оптимизации кластерной модели.

Таблица 2
Ключевые преимущества использования отечественных цифровых платформ для организации промышленного производства и его аутсорсинга
ПлатформаКомпанияПреимуществаВозможности адаптации
IIoT.IstokАО «НПП «Исток» им. Шокина»Нативная работа с сигналами, гибкость интеграции, поддержка большого числа сигналов, импортозамещениеПрименение для мониторинга и диспетчеризации, создание цифровых моделей оборудования, оптимизация бизнес-процессов
Промышленный интернет вещейПАО «СИБУР Холдинг»Устойчивость к экстремальным условиям, беспроводная передача данных, автоматизация сбора информацииИспользование в промышленности, оптимизация затрат, формирование аналитических систем
ZIIoTГК «Цифра»Микросервисная архитектура, масштабируемость, возможность создания пользовательских решенийРазработка отраслевых решений, поддержка уникальных сценариев, интеграция с локальными и глобальными процессами
Источник: составлено автором
Рис. 2. Функциональная архитектура платформы ZIIoT
Источник: [24]

Иными словами, создание национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров с участием государства обосновано в первую очередь необходимостью устранения системных барьеров, которые частные инициативы не способны преодолеть в силу их рыночной природы и ограниченности охвата.
Прежде всего, государственная структура платформы способна стать инструментом, обеспечивающим равномерное развитие региональных кластеров. Частные платформы действуют в рамках конкурентных интересов, что часто приводит к концентрации ресурсов в более развитых регионах, тогда как менее развитые территории остаются вне ключевых процессов совершенствования. Государственный подход к созданию платформы позволяет избежать дисбаланса, интегрировать большинство кластеров вне зависимости от их текущей экономической или технологической развитости.
Не менее важно подчеркнуть, что государственная инициатива в создании национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров позволит учитывать стратегические приоритеты развития отрасли, в частности в соответствии со Стратегией развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, что не всегда могут обеспечить частные компании, которые, как правило, ограничены экономической выгодой и краткосрочными интересами. Платформа, созданная по образцу маркетплейса, будет выступать не просто инструментом организации контрактного производства, но и механизмом реализации государственной промышленной политики. Она может быть использована для стимулирования активного внедрения отечественных технологий, поддержки наукоёмких производств и создания цепочек добавленной стоимости, способствующих импортозамещению и развитию национального технологического суверенитета. Таким образом, государство сможет не только координировать действия участников рынка, но и формировать единые условия для их долгосрочного роста в интересах страны.
Для организации национальной межрегиональной платформы контрактного производства электроники на базе кластеров целесообразно провести SWOT-анализ существующих цифровых платформ, который позволяет учесть как сильные, так и слабые стороны формирования такой платформы, а также соответствующие возможности и угрозы. Результат анализа представлен ниже (табл. 3).

Таблица 3
SWOT-анализ существующих цифровых платформ для организации национальной межрегиональной платформы контрактного производства электроники на базе кластеров
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Интеграция IoT-устройств и современных технологий управления производствомЛокальная ориентация существующих платформ, отсутствие координации между регионами
Возможности прогнозирования и аналитики с использованием больших данныхВысокая стоимость внедрения и использования, затрудняющая доступность для малых и средних предприятий
Универсальность и масштабируемость архитектурОтсутствие единого стандарта для обмена данными между платформами
Поддержка разработки пользовательских приложений, адаптация под специфические бизнес-задачиОграниченная интеграция с государственными структурами для координации субсидий и распределения ресурсов
Активное использование передовых решений для автоматизации и оптимизации бизнес-процессовРазрозненность данных, затрудняющая централизованное управление заказами
ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 годаУсиление санкционного давления, ограничение доступа к необходимым зарубежным технологиям
Высокий потенциал роста российского рынка электронной промышленности и электроники за счёт импортозамещения, в том числе развитие отечественных цифровых решенийУязвимость цифровых данных к кибератакам, угроза нарушения работы вследствие недостаточного обеспечения кибербезопасности
Учащение выставок, форумов и конференций, в том числе международных, в области электронной промышленности и электроникиНизкий уровень цифровой зрелости у многих участников отрасли и нежелание развиваться
Усиление государственного финансирования и субсидирования на поддержку цифровизации экономики и развитие контрактного производства, в частности, стимулирование внедрения отечественных технологий и создание цепочек добавленной стоимостиРиск неравномерной загрузки платформы или отказа участников от её использования без национального стимулирования
Расширение сотрудничества с Китаем, в том числе активный обмен технологиями и реализация совместных проектовПотенциальная зависимость от существующих частных решений, которые могут препятствовать созданию государственной платформы
Источник: составлено автором

На основании проведённого SWOT-анализа можно сделать следующие выводы:
– Во-первых, такие сильные стороны существующих цифровых платформ, как интеграция IoT-устройств, использование аналитики больших данных и масштабируемость архитектур, подтверждают их значимость для построения национальной платформы. Они должны быть усилены и расширены за счёт реализации государственной инициативы для того, чтобы создать единую цифровую экосистему, охватывающую все кластеры и регионы.
– Во-вторых, выявленные слабые стороны — локальная ориентация платформ, отсутствие стандартов обмена данными и ограниченная интеграция с государственными структурами — также указывают на необходимость национальной межрегиональной платформы, способной обеспечить централизованное управление данными, синхронизацию заказов и взаимодействие с государственными органами, что позволит устранить барьеры межрегиональной кооперации и повысить доступность для малых и средних предприятий.
– В-третьих, возможности, связанные с государственной поддержкой и развитием стратегии электронной промышленности, создают надёжные предпосылки для внедрения национальной платформы. Рост российского рынка электроники и укрепление связей с Китаем могут дополнительно стимулировать внедрение отечественных решений, что сделает платформу не только эффективным инструментом, но и элементом обеспечения технологического суверенитета в контексте непростой экономической обстановки.
– В-четвёртых, выявленные угрозы требуют учёта кибербезопасности, стандартизации контрактных процессов и стимулирования вовлечения всех участников рынка.
Таким образом, вышесказанное позволяет определить концептуальное представление национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров (рис. 3).
Рис. 3. Концептуальное представление национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров
Источник: разработано автором

Национальная межрегиональная платформа для контрактного производства электроники на базе кластеров представлена в виде цифрового маркетплейса, функционирующего в качестве координационного центра взаимодействия между государством (в частности, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации), региональными кластерами и компаниями-производителями электроники. Основной функцией предлагаемой платформы является синхронизация данных о производственных мощностях, спросе и предложении, что позволяет централизовать заказы, интегрировать процессы между крупными корпорациями и малыми предприятиями, а также наладить эффективное взаимодействие с государственными структурами для распределения стимулирования (субсидий и льгот) и информирования. Данное цифровое решение поддерживает контрактные процессы и объединяет в себе региональные ресурсы в единую систему, что обеспечивает снижение транзакционных издержек, рост производительности кластеров, повышение технологической независимости и конкурентоспособности российской электронной промышленности в условиях современных глобальных вызовов и трансформации экономики.
Тем не менее, как это было справедливо отмечено ещё Н.Н. Карпухиной, в условиях развития отечественной электронной промышленности каждый из её профессиональных участников сталкивается с определёнными конкурентными ограничениями [3]. Важным фактором, влияющим на функционирование отечественного рынка электроники, является его зависимость от государственного заказчика, что определяет необходимость применения каскадной модели жизненного цикла в рамках проектирования и выпуска электронной продукции. Однако на практике процесс разработки и производства зачастую выходит за рамки такой строго фиксированной структуры, что приводит к отклонениям и неэффективности. В связи с этим предлагаемая модель национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров, с одной стороны, смягчает зависимость от государственного заказчика, поскольку государство предлагает возможности нового инновационного цифрового решения, с другой — его участие на рынке контрактного производства электроники остаётся ключевым, поскольку отрасли необходимо достигать целей, поставленных в Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.
Поэтому взаимодействие участников в рамках национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров может быть сведено к единому цифровому ресурсу (рис. 4). Государство играет стратегическую роль, поскольку предоставляет субсидии и льготы региональным кластерам, а также организует информирование компаний-производителей электроники. Центральное место отведено национальной цифровой платформе (маркетплейсу), которая выполняет функции управления данными о производственных мощностях участников рынка, синхронизации спроса и предложения, поддержки контрактных процессов и интеграции с органами государственной власти. На платформу поступают заказы от крупных компаний и государственных заказчиков, что создает условия для межрегионального взаимодействия и оптимизации кластерной модели.
На операционном уровне важным элементом системы являются дизайн-центры общего назначения и фаблесс-компании, которые выступают связующим звеном между специализированными дизайн-центрами, фабриками-фаундри, фабриками по сборке электронных компонентов и испытательными центрами. Фабрики-фаундри представляют собой предприятия, которые занимаются исключительно производством микросхем на основе полученных технических спецификаций, они не принимают участия в их разработке. Фаблесс-компании, напротив, занимаются проектированием и разработкой интегральных схем, а их производство передают на аутсорсинг фабрикам-фаундри, что позволяет эффективно распределять ресурсы между участниками процесса и создавать общую интеграционную среду для реализации контрактов. В конечном итоге использование национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров формирует прозрачную и четко структурированную систему, в рамках которой каждая категория предприятий выполняет свою специализированную функцию, обеспечивает эффективное распределение ролей и упрощает координацию между всеми звеньями производственно-логистической цепочки в рамках контрактного производства электроники на базе кластеров.
Рис. 4. Концептуальное представление взаимодействия участников в рамках национальной межрегиональной платформы для контрактного производства электроники на базе кластеров
Источник: разработано автором

Подробнее следует остановиться на ключевых ожидаемых эффектах от реализации предлагаемой платформы-маркетплейса: снижении транзакционных издержек, росте производительности кластеров, увеличении технологической независимости и повышении конкурентоспособности.
Во-первых, создание национальной цифровой платформы-маркетплейса позволит существенно снизить транзакционные издержки, которые возникают вследствие отсутствия прозрачного обмена данными между участниками отрасли. За счёт автоматизации процессов согласования заказов, интеграции данных о производственных мощностях и стандартизации процедур взаимодействия можно устранить дублирующие бизнес-операции, сократить время на обработку запросов и уменьшить вызванные несогласованностью действий финансовые потери.
Во-вторых, рост производительности кластеров будет обеспечен за счёт централизованного управления ресурсами, синхронизации спроса и предложения, а также повышения уровня кооперации между предприятиями разного масштаба. Платформа для контрактного производства электроники создаёт единое информационное пространство для планирования и распределения заказов, что позволит участникам кластеров более эффективно использовать доступные мощности, избегать их простаивания и своевременно реагировать на изменения рыночных условий.
В-третьих, увеличение технологической независимости станет возможным благодаря консолидации отечественных разработчиков, производственных центров и испытательных площадок в рамках единой цифровой экосистемы, информационно поддерживаемой государством. Платформа для контрактного производства электроники позволит расширить использование российских решений и технологий, снизить зависимость от импорта (в том числе от китайского), а также создаст условия для активной интеграции инноваций за счёт упрощения доступа к технологической экспертизе и базам знаний, распределённых между регионами.
Наконец, в-четвёртых, повышение конкурентоспособности отечественной электроники на глобальном рынке может быть достигнуто за счёт формирования системы взаимовыгодного сотрудничества между крупными корпорациями, малым и средним бизнесом, а также государственными структурами. Благодаря упрощению контрактных процедур, интеграции с механизмами государственной поддержки и прозрачности всей цепочки поставок российские предприятия смогут предлагать продукцию, соответствующую международным стандартам, по конкурентным ценам, что укрепит позиции отрасли на внешних рынках.
Таким образом, учитывая тенденции рынка электроники и активизацию участников отрасли, в настоящее время необходимо создать национальную межрегиональную платформу для контрактного производства электроники на базе кластеров, обеспечивающую синхронизацию ресурсов, экспертизы и заказов, что позволит повысить эффективность кластерной политики в электронной промышленности России в условиях глобальных вызовов. Ключевая идея заключается в создании единого координационного центра, одновременно выступающего в роли маркетплейса, что позволит объединить усилия участников рынка для активного развития контрактного производства в России.

Список использованных источников:
1. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 1. — Ст. 41.
2. Гаврилюк А. В., Аньжань Ч. Формирование и развитие гиг-экономики в условиях цифровизации общества. Часть 1 // Государственное управление. Электронный вестник. — 2024. — № 106. — С. 213–227.
3. Карпухина Н.Н. Модели развития электронной промышленности // Российское предпринимательство. — 2013. — № 10 (232). — С. 149–157.
4. Копылов Д.А. Экономические тенденции и вызовы для развития электронной промышленности в России // Экономика, предпринимательство и право. — 2024. — Т. 14. — № 1. — С. 121–138.
5. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И. Научные основы цифровой платформенной экономики и экосистемы бизнеса // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. — 2022. — № 2. — С. 33–38.
6. Никонов В.А. Задачи науки государственного и муниципального управления. К 30-летию факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). — 2023. — Т. 20. — № 4. — С. 3–13.
7. Семёнов Д.И. Технологические тренды и состояние рынка контрактного производства в России // Электроника: Наука, технология, бизнес. — 2021. — № 1. — С. 48–53.
8. Шевчук А.В. Теоретизируя цифровые платформы: концептуальная схема для гиг-экономики // Экономическая социология. — 2023. — Т. 24. — № 5. — С. 11–53.
9. Чжао А., Воронов А.С. Парадокс реальности в гиг-экономике: возможности, проблемы и пути прорыва // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). — 2023. — № 2. — С. 27–45.
10. Frieske B., Stieler S. The “semiconductor crisis” as a result of the COVID-19 pandemic and impacts on the automotive industry and its supply chains // World Electric Vehicle Journal. — 2022. — Vol. 13. — No. 10. — P. 1–14.
11. 27-я международная выставка электроники: компоненты и технологии, материалы и оборудование, встраиваемые системы и конечные решения. Отчёт о выставке // Официальный сайт выставки ExpoElectronica. — URL: https://expoelectronica.ru/static/c95f6bb78ad78b1411220903d7acb2c2/EE24_postshow_1.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
12. Аутсорсинг по-крупному: как устроено контрактное производство в России // Эксперт Юг (18.07.2024). — URL: https://expertsouth.ru/articles/autsorsing-po-krupnomu-kak-ustroeno-kontraktnoe-proizvodstvo-v-rossii/ (дата обращения: 09.12.2024).
13. Биржа контрактного производства // Московский инновационный кластер. — URL: https://i.moscow/contract_exchange/ (дата обращения: 09.12.2024).
14. Дизайн-центры выставляют на витрину // КоммерсантЪ. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5369334 (дата обращения: 09.12.2024).
15. Итоги выставки Экспоэлектроника 2024 // ПА «Контракт Электроника» (26.04.2024). — URL: https://www.contractelectronica.ru/arkhiv-novostej/itogi-vystavki-ekspoelektronika-2024 (дата обращения: 09.12.2024).
16. Конференция «Контрактное производство электроники 2024» // Официальный YouTube-канал АРПЭ. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=otycoFCPz1E (дата обращения: 09.12.2024).
17. Маркетплейс B2B медицинского оборудования // Medical Expo. — URL: https://www.medicalexpo.ru/ (дата обращения: 09.12.2024).
18. Новости // Официальный сайт ГК «Ростех». — URL: https://rostec.ru/media/news/ (дата обращения: 09.12.2024).
19. Платформа промышленного интернета вещей // Официальный сайт АО «НПП «Исток» им. Шокина». - URL: https://istokmw.ru/iiot/ (дата обращения: 09.12.2024).
20. Портал поддержки малого и среднего бизнеса // Мойбизнес. — URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/ (дата обращения: 09.12.2024).
21. Промышленный интернет вещей (IIoT) // Официальный сайт ПАО «СИБУР Холдинг». — URL: https://sibur.digital/products/iiot (дата обращения: 09.12.2024).
22. Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов // Data Insight. — URL: https://top100.datainsight.ru/#tab666460 (дата обращения: 09.12.2024).
23. Российский рынок контрактного производства электроники вырос в 1,5 раза // Ведомости (25.04.2024). — URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/04/25/1034009-rossiiskii-rinok-kontraktnogo-proizvodstva-elektroniki-viros (дата обращения: 09.12.2024).
24. ZIIoT: цифровая платформа для промышленности // Официальный сайт ГК «Цифра». — URL: https://www.zyfra.com/ru/news/media/ziiot-tsifrovaia-platforma-dlia-promyshlennosti/ (дата обращения: 09.12.2024).
Статья поступила в редакцию 17.12.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия