Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Проблемы ускорения постиндустриального развития российской экономики
Козюра О. П.
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета

В статье рассмотрены проблемы, вставшие на пути построения постиндустриального общества в РФ, произведен мониторинг текущего положения российской экономики и факторов ее развития в динамике. К факторам, наиболее значимым для ускорения развития российской экономики в направлении постиндустриализации, отнесены инновационные услуги, человеческий капитал, информационные технологии, способные повысить конкурентоспособность России на мировой арене.
Ключевые слова: постиндустриальное общество, мониторинг экономических показателей, инновационные услуги, человеческий капитал
УДК 330.341   Стр: 119 - 124

Вопросы перехода экономики от индустриального к постиндустриальному типу развития множество ученых (философов, историков, социологов, экономистов) не трактуют однозначно, поскольку нет единых критериев перехода, а границы и показатели размыты. Один из основоположников направления «постиндустриального общества» Д. Белл допускал разные трактовки в зависимости от выделенного ключевого фактора. При нестрогом подходе, основной характеристикой достижения постиндустриального «сдвига по технологической лестнице» является приоритет услуг над материальным производством [2, с. 14]. В этом случае, более обширен список стран, достигших состояния постиндустриального общества к началу 2000-х годов: США, Канада, почти все страны Западной Европы, Япония, Южная Корея и некоторые др. При более строгом подходе с ключевым фактором оценки в виде научного потенциала, трансформирующего знания в высокотехнологичный продукт — только США и Япония соответствовали условию постиндустриального общества [2, с. 14].
Д. Белл охарактеризовал «постиндустриальное общество» как информационное, где доминируют знания, в большей степени теоретические, интеллектуальные технологии, растет роль услуг и квалифицированных специалистов, технократов, труд которых основан на взаимоотношениях, а их престиж измеряется не богатством материальным, а достижениями в науке. По Д. Беллу, «постиндустриальное общество» — это «новый принцип социально-технологической организации, новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему» [2, с. 6], с преобладающей ролью услуг. Автор назвал их услугами нового вида, к их числу он отнес гуманитарные услуги (образование, здравоохранение, социальные) и профессиональные услуги (программирование, дизайн и т.д.).
Начальные элементы трансформации индустриализма в постиндустриализм прослеживаются с 50–60 гг. ХХ века с уходом технократического подхода в управлении кадрами, на смену которого пришла концепция управления человеческими ресурсами. С 1980-х гг. восприятие роли человека трансформировалось в гуманистическую парадигму, когда человек перестает быть просто ресурсом, а переходит в статус «главного субъекта организации и особого объекта управления», что обрело особую популярность в японском менеджменте [6, с. 12–17]. Активнее этот переход начал осуществляться с 1990-х годов с переключением фокуса от нужд производства к жизни общества, учета нужд последующих поколений. По мере перехода от индустриального к постиндустриальному обществу возрастает роль знаний для развития технологий, экономического роста, прогнозирования будущих состояний экономики, информационные технологии больше и больше проникают во все сферы жизнедеятельности человека, сектор услуг усиливает свое доминирующее положение над материальным производством, растет значимость человека в формировании национального благосостояния.
Анализ научных публикаций, затрагивающих тематику постиндустриализации, показал, что современные ученые уточняют ее характеристики, особо выделяя такие атрибуты, как цифровизация, человеческий капитал, инновации. Например, некоторые авторы выделяют следующие стадии формирования «постиндустриальных городов», характеризующихся новой мобильностью, гибкостью самонастраивающихся систем: Инновационные города, Ресурсоэффективные города и Интеллектуальные города. Переход от стадии к стадии автор отождествляет с экономическим ростом, главным фактором которого является человеческий капитал, «формирующий до 80% богатства страны» [7, с. 68–69]. Другие авторы выделяют следующие особенности постиндустриализации, присущие российской экономике: виртуализация, цифровизация, индивидуализация [5, с. 339]. Возникает вопрос, перешла ли российская экономика в постиндустриальную эпоху и нужен ли ей этот переход?
Учитывая стратегические цели трансформации российской экономики от ресурсно-сырьевой модели к инновационной, к развитию технологий, сектора услуг, положительный ответ на вторую часть вопроса, по крайней мере, с точки зрения Правительства РФ, не вызывает сомнений. Согласно Указу Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг.», Россия держит курс на формирование общества знаний, информационного пространства знаний [1]. Правительством РФ разработаны показатели мониторинга трансформации общества, оцениваемые и публикуемые ежегодно на сайте Федеральной службы Государственной статистики.
Первая часть вопроса, относительно развития России в рассматриваемом аспекте, требует изучения, для чего необходимо проанализировать динамику разработанных Правительством РФ целевых показателей построения информационного общества и сравнить положение России с другими странами в контексте ключевых характеристик экономического роста, свойственного эпохе постиндустриализации. Выделены следующие шесть факторов с целью мониторинга развития информационного общества в РФ на период 2017–2030 гг.:
–  человеческий потенциал: уровень образования и профессиональной подготовки населения страны;
–  инновационный потенциал: ресурсная база НИОКР, институциональная среда, инфраструктура, результативность НИОКР и инновационной деятельности;
–  информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ): инфраструктура и доступ, в том числе, ценовая доступность;
–  экономическая среда: общее состояние экономики, покупательная способность населения, доступ к финансовым инструментам;
–  информационная индустрия;
–  информационная безопасность [17].
По первому фактору в целом отмечается положительная динамика. Доля лиц трудоспособного возраста, имеющих высшее образование, выросла с 35,1% в 2017 году до 36,5% в 2023 году, увеличились численность и удельный вес студентов, обучающихся по программам высшего образования, в том числе по важному для РФ направлению информатики и вычислительной техники. Подготовка квалифицированных ИТ-специалистов является необходимым условием реализации целей построения цифровой экономики в РФ, которая в контексте данного исследования является задачей развития постиндустриального общества. Из негативного аспекта можно отметить низкую долю выпускников государственных учреждений данного направления. Так, в 2017 году из 12 студентов, 8 человек получили дипломы специалиста направления информатики и вычислительной техники, а в 2023 году доля выпускников стала менее 50% (лишь 8 из 19 студентов завершили обучение) [17]. Одной из причин может быть низкая стипендия студентов, что вынуждает их совмещать учебу с трудовой деятельностью. Учитывая специфику профессии и сложную обстановку в стране, ряд таких студентов после начала СВО, вероятно, мигрировал в другие страны, вместе с их европейскими работодателями, покинувшими российский рынок. Такое сочетание экономических, политических, демографических факторов требует осмысления и разработки превентивных мер.
Следующий фактор, инновационный потенциал. Ресурсная база НИОКР недостаточна: доля затрат на исследования и разработки в 2023 г. составила всего 1,0% к ВВП, снизившись на 0,11 п.п., по сравнению с 2017 годом. Благоприятно воспринимается то, что затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий в 2022 и в 2023 гг. увеличились, по сравнению с двумя годами ранее. Доля затрат на инновационную деятельность в 2023 г. составила 2,5%, без существенной динамики. В итоге наблюдается низкая доля инновационной продукции, работ, услуг в общем их объеме: за все анализируемые годы не превышает 10% (в 2023 г. 6,0%) [17], что явно недостаточно для реализации стратегической цели РФ: к 2030 г. стать страной с инновационной экономикой.
По фактору ИКТ Россия демонстрирует положительную динамику по большинству важных показателей, особенно по числу абонентов мобильного Интернета [17]. Информационно-коммуникационные технологии стали более доступны населению РФ, даже несмотря на рост тарифов.
Фактор экономической среды является самым неоднозначным из шести рассматриваемых. Несмотря на нестабильность в мире и санкции, в России отмечается рост ВВП на душу населения из года в год. Индекс физического объема ВВП в 2023 г. вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим годом. А покупательная способность населения оценивается в анализируемом отчете Росстат по доле расходов на продовольствие в общей структуре расходов домохозяйств. В динамике последних четырех лет наметился тренд на снижение: 33,2% в 2020 г., 32,2% в 2021 г., 32,9% в 2022 г., 31,5% в 2023 г., что теоретически обосновано ростом ВВП на душу населения. Однако, традиционно, доля затрат домохозяйств на продукты остается значительной, с 2010 года лишь однажды (в 2019 г.) доля снизилась ниже 30%. В развитых странах с высоким уровнем доходов населения этот показатель гораздо ниже. К примеру, в Великобритании доля расходов на продукты в 2022 г. составила 10,5%, в Люксембурге 8,4%, в Нидерландах 8,7% [18].
Анализ динамики доходов населения России, по данным Росстат, показал, что среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников разных направлений деятельности за последние пять лет растет из года в год опережающими темпами. Так, за 2023 г. ее размер составил 57 210 руб., что выше уровня зарплаты 2022 г. на 12,8%. В свою очередь, в 2022 г. уровень зарплаты вырос на 10,4%, чем годом ранее, в 2021 г. — на 8,4%, в 2020 г. — на 6,1%, в 2019 г. — на 5,3% [19].
Отсутствие выраженного воздействия роста доходов населения России на уменьшение доли затрат на продукты питания можно объяснить высокими темпами инфляции [15], негативно отражающейся на уровне жизни населения страны. На фоне инфляции реальная покупательная способность населения снижается, что тормозит развитие экономики в направлении постиндустриализации. Лишь период с 2022 г. по 2023 г. из представленных в табл.1 можно оценивать позитивно: снижение размера инфляции и рост доходов населения сопровождаются снижением доли их расходов на продукты.

Таблица 1
Динамика показателей уровня жизни населения РФ 2020–2023 гг.
Показатель/годы2020202120222023
Доля расходов домохозяйств на продукты в общей структуре расходов, %33,232,232,931,5
Среднемесячная заработная плата наемных работников, руб.42 36645 936
(+8,4%)
50 702
(+10,4%)
57 210
(+12,8%)
Средний размер пенсий, руб.14 985,516 641,5
(+11,1%)
17 824,7
(+7,1%)
19 489,7
(+9,3%)
Инфляция, %4,98,411,97,42
Составлено автором на основании [15, 18, 19]

По фактору «информационная индустрия» наметился незначительный положительный сдвиг в 2023 г., поскольку увеличился удельный вес занятых в секторе ИКТ на 0,2 п.п. А в качестве положительного момента для усиления информационной безопасности РФ можно отметить более частое использование средств защиты информации организациями и населением [17].
Поскольку в современных реалиях принято рассматривать экономический рост не обособленно, а в комплексе множества других социально-экономических задач, включая обеспечение национальной безопасности [11, с. 216], необходимо сравнить конкурентоспособность РФ относительно других стран не только как фактор роста экономики, но и как «отражение национальной безопасности» [11, с. 217].
Сводным показателем оценки положения страны в мире можно считать индекс глобальной конкурентоспособности, ежегодно рассчитываемый экспертами Института менеджмента на основе анализа 255 различных метрик по четырем направлениям: состояние экономики, деловой активности, инфраструктуры и эффективность правительства [3, с. 160]. Так, по данным 2024 г., из 67 проанализированных стран, строчку лидеров возглавил Сингапур, второе и третье место заняли Швейцария и Дания, соответственно [23]. Соединенные Штаты Америки оказались на 12 месте. Данные по России в анализе отсутствуют с 2022 г. по причине санкций. В предыдущие три года прослеживалась следующая динамика: Россия значительно ухудшила свои позиции с 43 места в 2019 г. до 50 места в 2020 году, а в 2021 г. РФ вырвалась на 5 позиций вперед до 45 места [20].
По мнению многих ученых и практиков, Россия нуждается в трансформации и уже готова к ней [8, с.86]. Конечно, столь крупная экономика, как наша, должна быть устремлена на завоевание лидирующих позиций по показателям конкурентоспособности, что позволит преодолеть все угрозы внешней среды в текущей сложной обстановке.
Эксперты, формирующие мировой отчет по конкурентоспособности, отмечают важность не столько индекса и рейтинга, сколько анализа отдельных факторов для разработки стратегии развития страны. К примеру, по данным мирового отчета конкурентоспособности IMD 2021 г., в России плохо развит финансовый рынок, отмечен слабый доступ компаний к кредитам, имеет место проблема с высококвалифицированными кадрами. Недостаток высококвалифицированных кадров актуален в разных отраслях хозяйственной деятельности, в том числе, в сфере услуг. Так, в здравоохранении и социальных услугах при нехватке общего числа специалистов, оцениваемого на 31.10.2022 г. в 5,7%, наиболее выражен кадровый дефицит врачей скорой медицинской помощи и парамедицины (25,2% потребности для замещения вакансий), врачей общей практики (13,6%), диетологов (15,6%), физиотерапевтов (10,8%), врачей-специалистов (10,7%). Последние наиболее востребованы в количественном выражении: потребность для замещения вакансий узких специалистов составляет 50 717 чел. при общей численности незакрытых вакансий врачей в 79 452 чел. [19]. Кадровые проблемы в РФ сохраняются и в 2024 г. из-за демографических причин: снижения рождаемости на фоне роста смертности.
Поскольку конкурентоспособность страны напрямую зависит от ее инновационной активности, выделим эту характеристику постиндустриализации как одну из ключевых и проведем анализ позиции РФ в сравнении с зарубежными странами.
По показателю Глобальный Инновационный Индекс (далее — ГИИ), ежегодно определяемому Всемирной организацией интеллектуальной собственности, можно наблюдать отрицательную динамику позиции России за последние три года. Так, в 2022 г. данный показатель РФ составил 34,3, что соответствовало 47 месту среди 132-х стран. Далее, в 2023 г. ГИИ снизился до 33,3 и, наконец, в 2024 г. — до 29,7, сместив страну на 59 строчку [21].
Компонент ГИИ «Человеческий капитал и исследования» занял в РФ, относительно других составных, наиболее высокий уровень, был оценен как сильная сторона, особенно в разрезе высшего образования. ТОП-3 в рейтинге стран по показателю ГИИ стали в 2024 году Швейцария (67,5), Швеция (64,5), США (62,4), а Южная Корея заняла первое место в отношении человеческого капитала [21, 22].
Опережают Россию по ГИИ, помимо западных стран, Китай, Южная Корея, Турция, ряд стран бывшего СССР (Прибалтийские страны и Грузия) и др. Украина уступает России лишь одну строчку. Ранее, до начала СВО, РФ показывала относительно стабильную позицию в течение нескольких лет подряд, наращивая инвестиции на внедрение инноваций. Согласно имеющемуся анализу, инвестиции выросли в 3,7 раз за период 2010–2019 гг., однако это не коррелировало с инновационной активностью [4, с.154]. Инновационная деятельность часто требует дополнительные инвестиции на модернизацию оборудования. Именно поэтому, на основе анализа инвестиций в основной капитал в период 2017–2021 гг., сделан вывод о среднем его приросте в 3,86% [9, с. 182]. Отсутствие положительной динамики показателя ГИИ позволяет сделать вывод о недостаточности инвестиций, либо об их неэффективности.
Исследования показывают, что Россия лишь наполовину реализует свой инновационный потенциал [3, с. 168]. Считаем необходимым предложить продолжить развивать инновационную инфраструктуру в стране, поддерживать организации, внедряющие инновации высокого уровня новизны, обеспечить доступ к источникам финансирования.
Далее оценим структуры занятости населения РФ по данным Росстат на 31.10.2022 г. Из общего количества работников организаций всех видов собственности в 26 490 132 человека, 75% занято в сфере услуг и 25% в материальном производстве [19], что соответствует критериям эпохи постиндустриализации по данному показателю. Отмечается неравномерность развития различных направлений с акцентом на социальный аспект. В структуре услуг наиболее выражена доля работников таких направлений как образование, здравоохранение, торговля и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (разделы P, Q, G), составляющих совокупную долю 55% в сфере услуг или 40,9% в общей структуре занятости, что отражено в табл.2.

Таблица 2
Структура занятости населения РФ по видам экономической деятельности (по состоянию на 31.10.2022 г.)
Виды экономической
деятельности
Всего
занятых,
чел.
Удельный
вес, %
Удельный
вес в
структуре
услуг, %
Всего по обследованным видам деятельности26 490 132100
Материальное производство6 606 56024,94
Раздел А Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство849 6633,21
Раздел В Добыча полезных ископаемых1 006 9933,80 
Раздел С Обрабатывающие производства4 749 90417,93
Услуги19 883 57275,06100
Раздел D Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха1 215 0224,596,11
Раздел E Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений350 4511,321,76
Раздел F Строительство971 7173,674,89
Раздел G Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов2 520 8509,5212,68
Раздел Н Транспортировка и хранение2 271 1138,5711,42
Раздел I Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания329 9611,251,66
Раздел J Деятельность в области информации и связи829 4053,134,17
Раздел L Деятельность по операциям с недвижимым имуществом392 4381,481,97
Раздел M Деятельность профессиональная, научная и техническая1 352 3465,116,80
Раздел N Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги656 3002,483,30
Раздел P Образование4 736 67117,8823,82
Раздел Q Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг3 579 38613,5118,00
Раздел R Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений677 9122,563,41
Составлено автором на основании [19]

Здравоохранение и образование являются важнейшими отраслями для формирования базовых форм человеческого капитала в стране. Обращает на себя внимание наиболее низкая доля занятых в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания с довольно выраженной потребностью в данных специалистах (11,7% вакансий в общем числе рабочих мест этой специальности). А этот показатель, наряду с показателем занятости в организации досуга и развлечений, характеризует развитие туризма в стране. По удельному весу занятых в отрасли можно судить об ее востребованности. Следует отметить довольно низкую долю затрат в России на досуг и культуру в общей структуре затрат. Так, в 2022 г. она составила 5,6%. В качестве сравнения, аналогичный показатель в 2022 г. в Великобритании, составил 13,0%, в Австрии 13,4%, в Швеции 11,5%. Низкая доля затрат в РФ в 2022 г. на кафе, рестораны и отели в 2,9% в общей структуре затрат также подтверждает гипотезу о слабом развитии туризма в стране. Опять же, в качестве сравнения, те же Великобритания, Австрия, Швеция достигают доли данной категории в 8,7%, 6% и 6,3% соответственно [18].
Туризм — источник пополнения бюджета и потенциальный фактор ускорения экономического роста РФ нуждается в поддержке. Именно поэтому многие исследователи видят будущее социально-экономического развития РФ в расширении сферы экологического туризма, способного обеспечить 40% бюджета страны [12, с. 110]. Экологический туризм — разновидность инновационной услуги, фактор устойчивого развития российской экономики, способный обеспечить ускорение постиндустриализма.
Помимо неоднородности развития направлений сферы услуг в России в целом, отмечается разный уровень развития отдельных территорий, обусловленный разным объемом инвестиций, большая часть которых традиционно направляется в Москву и Московскую область [9, с.182]. Некоторые регионы России считаются традиционно индустриальными, например, Иркутская область [10, с. 1336]. Изучая вопрос перехода российской экономики в эпоху постиндустриализации в контексте трансформации форм занятости, исследователи отмечают неоднородность такого перехода, обусловленного неоднородностью развития отраслей и регионов, часть которых, по их оценке, находятся на индустриальном и доиндустриальном этапе. В ряде отраслей сферы услуг, например, в здравоохранении, образовании, автор отмечает негативные тенденции в виде сокращения занятости, причем, не числа занятых работников, а количества рабочих часов, заработной платы [5, с. 339].
Размер заработка в течение всей жизни определяет уровень благосостояния населения, который оказывает непосредственное влияние на развитие человеческого капитала. Последний является национальным активом страны, главным фактором ее экономического роста и устойчивого развития, сокращения бедности населения [13, с. 175]. И вопросу заработной платы, как источнику для воспроизводства и развития человеческого капитала, необходимо уделить больше внимания.
Анализ статистических данных РФ не подтверждает снижение размера заработной платы. Напротив, она растет. Вероятно, встречаются проблемы отдельных организаций и регионов, но в целом по стране, по данным электронной базы данных ЕМИСС [16], характерна положительная динамика размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сфере услуг, в том числе, в отрасли здравоохранения и образования, что представлено в табл. 3. И такая положительная динамика оплаты труда в РФ, зеркально противоположная ухудшению внешней среды, требует осмысления.

Таблица 3
Динамика заработной платы (ЗП) в сфере услуг 2020–2023 гг.
Вид экономической
деятельности
ЗП в 2020 г., руб.ЗП в 2021 г., руб.Темп роста 2021/2020, %ЗП в 2022 г., руб.Темп роста 2022/2021, %ЗП в 2023 г., руб.Темп роста 2023/2022, %
Строительство44738,251944,2116,1160849,5117,1471707117,84
Торговля и ремонт а/м4186750388,8120,3557806,1114,7266225,7114,57
Транспортировка
и хранение
52938,758391,3110,3066925,5114,6276223,3113,89
Гостиницы, общепит27410,633224,7121,2137571,7113,0844132,5117,46
Информация и связь8564897434,4113,76121262,4124,46136987,5112,97
Образование39562,543390,5109,6848400,2111,5554314,8112,22
Здравоохранение49532,450690,1102,3455419,6109,3361651,1111,24
Культура, спорт, досуг4844553340,3110,1057490,6107,7865702,1114,28
Составлено автором на основании [16]

Учитывая ранее приведенные данные по инфляции, действительно позитивным можно считать только рост оплаты труда в 2023 г. на фоне более низкого показателя инфляции в 2023 г., по сравнению с 2022 г.
Обращает на себя внимание неоднородность динамики доходов работников разных отраслей. Так, в наиболее выгодном положении представлены направления «Информации и связи». Более проблемными по размеру заработной платы на 1 работника в 2023 г. выглядят сферы гостиничного бизнеса и образования, что видно по рис. 1.
Рис. 1. Размер средней заработной платы работников сферы услуг в РФ в 2023 г., руб.
Составлено автором на основании [16]

Особое внимание следует обратить на размер заработной платы работников сферы образования, чтобы не допустить оттока из государственных учреждений квалифицированных кадров. Последнее может негативно сказаться на качестве образовательных услуг в стране, что замедлит постиндустриальное развитие, и, соответственно, нарушит реализацию целей устойчивого развития РФ [10, с. 1333]. Постиндустриальное развитие и пути достижения целей устойчивого развития — однонаправленные процессы. На основании анализа устойчивого развития 166 стран по данным Отчета 2023 года [24], можно наблюдать превосходство России по цели «Качественное образование» над США и большинством стран Европы, а отставание по экологическим направлениям. Сводная оценка по всем показателям ставит РФ на 49 место, т.е. после Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Австрии, Франции, США и ряда других стран. Сохраняются серьезные проблемы РФ в отношении цели «Индустриализация, инновации, инфраструктура», но с умеренным улучшением данного показателя [14, с. 41]. Действительно, инновационная активность РФ нуждается в улучшении, что уже отмечалось выше. Улучшение положения РФ по данному показателю относительно других стран возможно за счет прорывных инноваций с участием ИТ-технологий и искусственного интеллекта.
Таким образом, отметим еще раз неравномерность развития разных отраслей на пути к построению постиндустриального общества. Следует увеличить инвестиции в человеческий потенциал в отношении базовых его форм. Поддержка высокого уровня здравоохранения и образования в стране обеспечит ее здоровыми и квалифицированными кадрами, которые необходимы в современном информационном обществе. А ускорить наступление постиндустриализма способны инновации в сфере услуг с применением ИТ-технологий, искусственного интеллекта, креативного мышления. Потенциальным для ускоренного развития видится туризм, в частности экотуризм, который сможет обеспечить приток денежных средств в государственный и региональный бюджеты и приблизит страну к реализации ее целей. Сейчас, в условиях сложной геополитической обстановки, России следует развивать собственные технологии, поддерживать конкурентоспособность отечественной продукции и услуг, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Список использованных источников:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919/page/2/ (дата обращения 05.11.2024).
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 2004. — 783 с.
3. Власова В.В. Международные рейтинги как инструмент оценки инновационного климата страны: позиции России // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2023. — № 3. — C. 155–180. DOI: 10.17323/ 1999–5431–2023–0–3–155–180.
4. Вологова Ю.В. Инновационное развитие российской экономики: состояние и анализ мер государственной поддержки // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2022. — № 2. — С. 153–168.
5. Дорохова Н.В. Трансформация форм занятости населения в современной экономике Российской Федерации: теория, методология, практика // XX Международные Лихачевские научные чтения. — СПб.: Изд-во: СПбГУП, 2022. — С. 339–341.
6. Коблева А.Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования. — М.: Изд-во «Юрайт», 2024. — 153 с.
7. Котейкина Т.В. Тенденции пространственного развития: общемировой и российский контексты // Вестник экспертного совета. — 2022. — № 3 (30). — С. 66–71.
8. Курнышева И.Р. Структурные трансформации Российской экономики: предпосылки, готовность, перспективы // Экономическое возрождение России. — 2022. — № 4(74). — С. 82–90. — DOI 10.37930/1990–9780–2022–4–74–82–90.
9. Меньшикова М.А., Ходыревская В.Н., Ляпина И.Р. Регион: системы, экономика, управление // РЕГИОН. — 2022. — №. 4. — С. 180–190.
10. Тагаров Б.Ж. Переход к постиндустриальной экономике как условие устойчивого развития региона // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — Т. 11. — № 6. — С. 1333–1344. doi: 10.18334/epp.11.6.112235.
11. Харламов А.В. Экономическое развитие и укрепление национальной безопасности // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09 апреля 2021 года. — СПб.: Изд-во СПбУ МВД РФ, 2021. — С. 216–221.
12. Шестакова Е.В., Ситжанова А.М., Прытков Р.М. Экологический туризм как форма устойчивого развития // Вестник университета. — 2022. — №. 6. — С. 105–113.
13. Экономическая политика: учебник под ред. А.А. Широва, С.В. Шманева, И.Л. Юрзиновой. — М.: Изд-во «Прометей», 2023. — 582 с.
14. Koziura O.P., Zelezinskii A.L., Liagutov K.J. Management of sustainable business development // Economic Vector. — 2023. — No. 4(35). — P. 31–44. — DOI 10.36807/2411–7269–2023–4–35–31–44.
15. Банк России. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения 03.11.2024).
16. ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/58701 (дата обращения 03.11.2024).
17. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity/ (дата обращения 03.11.2024).
18. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания — 2022. Риарейтинг. URL: https://riarating.ru/infografika/ (дата обращения 03.11.2024).
19. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries/ (дата обращения 01.11.2024).
20. Campio Group. Рейтинг конкурентоспособности стран 2021 IMD. URL: https://www.campiogroup.com/news/2021/rejting-konkurentosposobnosti-stran-2021-imd/ (дата обращения 10.11.2024).
21. Global Innovation Index Database, WIPO. URL: https://www.wipo.int/web-publications/global-innovation-index (дата обращения 03.11.2024).
22. GlobalEconomy. Innovation index — Country rankings 2022. URL: https://www.theglobaleconomy.com/rankings/GII_Index/ (дата обращения 05.05.2024).
23. World Competitiveness Ranking. IMD. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/ (дата обращения 04.11.2024).
24. SDG Transformation Center’s Data Hub. URL: https://datahub.sdgtransformationcenter.org/rankings/sustainable-development-report 2023 (дата обращения 29.10.2023).
Статья поступила в редакцию 13.11.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия