| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ | | |
| Мортиков В. В. профессор кафедры управления персоналом и экономической теории
Луганского государственного университета имени В. Даля,
доктор экономических наук
| | В статье анализируются факторы, оказывающие влияние на изменение бюджетного ограничения домохозяйства. Исследуются роль государственного регулирования в данном изменении. Рассматривается роль кредита, цен, доходов в воздействии на бюджетные ограничения населения. Обращается внимание на влияние бюджетного ограничения домохозяйства на потребительское, инвестиционное, трудовое поведение людей. | Ключевые слова: домохозяйство, бюджетное ограничение, жесткость бюджетного ограничения, государственное регулирование, задолженность населения | УДК 330.34; ББК 65.011 Стр: 124 - 128 | Понятие бюджетного ограничения домохозяйства можно найти в учебной литературе по микроэкономике [1, с. 77–80] и научной литературе [2]. Такое ограничение определяется, как известно, как ограниченность расходов домохозяйств его доходами. На графике бюджетное ограничение изображается в виде совокупности точек, представляющих различные наборы товаров, которые может приобрести покупатель с определенным доходом при существующих ценах на товары.
Бюджетное ограничение домохозяйства является: во-первых, объектом воздействия различных регуляторов, включая государственные и, во-вторых, оказывает воздействие на потребительское, трудовое, инвестиционное поведение населения, внутриорганизационное поведение специалистов. Поэтому данное ограничение целесообразно принимать во внимание государственным органам, управленцам, занимающимся менеджментом персонала.
Можно выделить несколько состояний домохозяйств в зависимости от их бюджетных ограничений: а) зарплаты и иных доходов не хватает; б) зарплаты и иных доходов хватает на жизнь, но ничего сверх этого не остается: в) домохозяйство делает сбережения. Трудовое и покупательское поведение членов этих категорий домохозяйств, скорее всего, будет отличаться. В последнем случае, можно также говорить об инвестиционном поведении домохозяйства, которое различается в зависимости от размеров сбережений.
Необходимо различать понятия: а) «изменение бюджетного ограничения домохозяйства в сторону увеличения или сокращения», иначе говоря, расширение или сужение бюджетного ограничения; б) «изменение мягкости/жесткости бюджетного ограничения домохозяйства», то есть смягчение бюджетного ограничения или усиление его жесткости.
Изменение ограничения домохозяйства в ту или иную сторону зависит от многих факторов, которые прямо или косвенно могут влиять на доходы семьи: наличия на рынке труда вакансий, финансовой, физической способности человека получить соответствующее образование, доступа к разным факторам производства и разным источникам доходов; усилий государства по поддержке домохозяйств и т.д.
При переходе от административно-командной к смешанной экономике наблюдаются 2 тенденции в формировании бюджетного ограничения домохозяйства: а) его сужение; это связано с тем, что за ранее бесплатные блага приходится платить; б) его расширение: появилось много других, кроме трудовых, источников доходов, улучшился доступ к кредиту и т.д. В бывшем СССР домохозяйства пытались получать как можно больше благ из общественных фондов потребления (бесплатные путевки в дома отдыха и т.п.). Это удавалось далеко не всем, поэтому возможности бюджетных ограничений разных домохозяйств по разным общественным благам потребления различались. Существовали различные привилегии, льготы, доступные одним категориям населения и недоступные другим.
В СССР регулирование поведения людей через бюджетное ограничение домохозяйства было достаточно простым: цены практически на все виды товаров и услуг, а также доходы населения централизованно регулировались. Кроме того, государство также напрямую влияло на предложение труда законодательной нормой, ставящей вне закона тунеядство. С появлением альтернативных зарплате доходов, включая теневые в 90-е годы прошлого столетия, регулирование бюджетного ограничения домохозяйства со стороны государства усложнилась.
Одним из направлений государственной политики является воздействие на расширение, либо сужение бюджетных ограничений домохозяйств. Это происходит путем: а) изменения величины МРОТ, зарплаты работникам бюджетного сектора; б) изменения размера социальных выплат, включая пенсии; в) изменения системы подоходного налогообложения; г) регулирования соотношения доходов населения и цен на потребительские товары. В последние 3 десятилетия по каждому из этих направлений в РФ происходят существенные подвижки. В частности, произошло значительное расширение бюджетных ограничений домохозяйств, получающих высокие доходы, которые до 2001 и с 2021 годов являлись/являются объектом прогрессивного подоходного налогообложения. Претерпевает серьезные изменения и система государственного социального обеспечения/страхования. Монетизация льгот, происходившая в РФ с 2005 г., меняла характер бюджетных ограничений. Люди лишались ряда льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные лекарства) в обмен на получение определенной денежной суммы.
При влиянии на расширение бюджетных ограничений домохозяйств государство преследует различные цели. Чтобы стимулировать процессы повышения образованности населения, накопления человеческого капитала, власти ряда стран освобождают от подоходного налогообложения суммы, которые направляются, членами домохозяйств на оплату обучения. В России порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на обучение установлен пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ.
Необходимо принимать во внимание, что существуют разные по возможности расширения бюджетных ограничений по различным расходам домохозяйства. Бюджетное ограничение домохозяйства в отношении одних направлений расходов может быть снято или расширено без особых сложностей; по другим расходам — со значительными проблемами; а в отношении третьих — категорически нет. Скажем, практически в каждой стране существует возможность снятия бюджетного ограничения потребления в отношении услуг здравоохранения (бесплатное проведение определенных процедур, лечение определенных заболеваний, определенных слоев населения), образовательных услуг (освобождение от платы за среднее и даже высшее образование). Такая возможность несомненно принимается домохозяйством во внимание при пользовании соответствующими услугами, а также при выборе того или иного трудового поведения.
В России государство дотирует часть населения (людей с инвалидностью, сотрудников бюджетных образовательных учреждений в сельской местности и др.) при оплате жилищно-коммунальных услуг. В большинстве стран практикуется расширение бюджетных ограничений некоторых домохозяйств за счет получения ими бесплатных продуктов питания, услуг социального характера.
В то же время, государство не способствует расширению бюджетного ограничения домохозяйства в отношении благ не первой необходимости, благ, потребление которых не сопровождается появлением положительных внешних эффектов.
Как правило, политика государства по расширению бюджетных ограничений домохозяйств носит сугубо адресный характер. К примеру, Налоговым кодексом РФ предусмотрено предоставление налоговых льгот самым различным категориям населения, по различным видам доходов. От уплаты НДФЛ (ст. 407 Налогового кодекса РФ) освобождаются, к примеру, такие доходы, как: пособие по беременности и родам; алименты; единовременная материальная помощь на рожденного (усыновленного) ребенка, выплачиваемая в течение первого года после соответствующего события (рождения или усыновления) [3].
Расширение бюджетного ограничения домохозяйства за счет ссуд — довольно распространенное явление в современной экономике. Необходимо отметить, что и в административно-командной экономике отдельные товары долгосрочного пользования можно купить в рассрочку, предоставляется банковский кредит для индивидуального строительства жилья. Однако за счет этих кредитов, скажем, в СССР финансировалась лишь небольшая часть всех расходов домохозяйства. В СССР получение кредита ограничивалось многими условиями. Порядок его погашения был достаточно строгим, а отсрочка была возможна только в чрезвычайных случаях. В современной смешанной экономике России сфера ссуд, предоставляемых домохозяйствам, значительно шире. Актуальным стало расширение бюджетного ограничения домохозяйства за счет предоставления ему долгосрочного кредита на покупку жилья. Ипотека в РФ была в 2022 году у 5,3% семей. Необходимо заметить, что при нынешнем уровне доходов населения, нестабильности рабочих мест и поддержанием ЦБ высокой ключевой ставки ипотечное кредитование остается в России проблематичным делом.
Одной из форм расширения бюджетного ограничения домохозяйства является образование долгов. Долг домашних хозяйств на 1 апреля 2024 года составил 37 трлн рублей [4]. В результате всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам в 2022 году 23,1% домохозяйств имели долги, в частности ипотечная медианная задолженность составила 973,9 тыс. руб.
В научном обороте нередко используется понятие межвременного бюджетного ограничения (intertemporal budget constraint), то есть бюджетного ограничения по отношению к расходам, которые выходят за рамки какого-то фиксированного периода. Часть дохода, который периодически получает домохозяйство, может быть использована для расширения его бюджетного ограничения при осуществлении им расходов будущих периодов. Увеличение вкладов физических лиц в коммерческие банки РФ с 2016 года свидетельствует о расширении такого рода бюджетных ограничений. В 2023 году 7,2% всех доходов в среднем население РФ направило на сбережения (тогда как в 2013 — лишь 4,3% [5].
В этом случае меняется мотивация работников при выборе работы (могут дольше выбирать подходящее место), при появлении возможности занять более высокооплачиваемую позицию в организации.
Одной из задач государственной политики является влияние на инвестиционную активность той части населения, которой удается сберегать свои накопления. Основным инструментом такого влияния в 2024–2025 гг. стала ключевая ставка ЦБ РФ.
Характерной чертой России последних десятилетий стало и расширение бюджетных ограничений домохозяйств за счет теневых доходов, в частности, выплаты зарплаты «в конвертах». Возник своеобразный парадокс: затраты домохозяйств превышали их фиксируемые статистикой доходы. Несмотря на проводимую российским правительством политику по детенизации экономики, у 32% домохозяйств в выборке в 2022 году расходы оказались выше, чем доходы ( превышение может быть связано также с тем, что в доходы домохозяйств не включается разовая безвозмездная денежная помощь от физических лиц, благотворительных организаций) [6].
Следует учитывать, что помимо рыночного распределения и государственного перераспределения средств между представителями различных возрастов существуют еще и товарищеские, внутрисемейные, межродственные отношения распределения и перераспределения. Вышеупомянутое превышение расходов над доходами может быть связано с тем, что в доходы домохозяйств не включается денежная помощь других лиц. В России, в отличие, скажем, от США (с достаточно индивидуалистической психологией населения этой страны), весьма значительны внутрисемейные финансовые потоки, широко практикуется материальная поддержка между родственниками. Помощь родителей взрослым детям и наоборот позволяет расширять бюджетные ограничения одних домашних хозяйств за счет других.
Особое место в изменении бюджетных ограничений домохозяйств занимает наследование движимого и недвижимого имущества. Государство имеет возможность регулировать данный процесс путем налогообложения дохода, полученного налогоплательщиком в результате принятия им в наследство денежных средств, имущества. В России после 1 июля 2005 года налог на наследство в прямом виде был отменен, что скорее всего положительно сказывается на трудовой, предпринимательской деятельности старшего поколения.
Жесткость бюджетного ограничения домохозяйства. Неоклассическая теория признает наличие у домохозяйства жесткого бюджетного ограничения. В период зарождения капитализма бюджетные ограничения домохозяйств были достаточно жесткими: в отношении должников применялись долговые тюрьмы, их имущество часто продавалось для уплати долгов «с молотка». В период Великой депрессии 1929–1933 годов нередко специалисты, потерявшие работу и обанкротившиеся бизнесмены заканчивали жизнь самоубийством. Жестким является бюджетное ограничение домашнего хозяйства в условиях административно-командной системы [7, с. 464]. Однако в целом, в 20–21 вв. данное ограничение существенно смягчилось.
Об уровне жесткости/мягкости бюджетных ограничений можно судить по характеру взаимоотношений между домохозяйством (отдельным человеком), оказавшимся в затруднительном положении, и институтом поддержки (ИП), готовым покрыть домохозяйству дефицит средств. Таким ИП может стать государственный орган, родственники, предприятие. Следует, однако, различать долговременные отношения ИП и домохозяйства, основанные на законе, традиции и других связывающих ИП и домохозяйство постоянных отношениях и эпизодические, возникающие вследствие острой финансовой необходимости. Первый тип взаимоотношений более относится к расширению бюджетного ограничения, а второй — к изменению его жесткости.
Говоря о соотношении понятий «изменение самого бюджетного ограничения» и «изменение его жесткости», заметим, что даже при расширении бюджетного ограничения домохозяйства, оно может оставаться таким же жестким, как и до расширения. Я. Корнаи отмечает: «...При чрезвычайных обстоятельствах (например, в случае стихийных бедствий, катастроф) государство оказывает помощь. Но с момента установления размеров единовременной или систематической государственной денежной помощи она становится составной частью доходов домохозяйства, для которого бюджетное ограничение остается не менее жестким» [7, с. 465].
Уровень мягкости/жесткости бюджетного ограничения домохозяйства зависит также и от того, насколько оно может влиять на расширение этого ограничения. Вот доходы, факторы, которые вообще не поддаются влиянию домохозяйств в современной России: а) зарплата работников бюджетной сферы; б) пенсии, социальная помощь; в) стипендии и денежное довольствие военнослужащих, курсантов и учащихся; г) доходы от вкладов в банки, доходы на акции миноритарных акционеров; д) инфляция (жесткость этого фактора ведет к тому, что домохозяйства не имеют возможности влиять на свои реальные доходы). Доля данной группы доходов увеличивается в условиях тенденции возрастающего огосударствления российской экономики.
Можно выделить и доходы, влияние на величину которых со стороны домохозяйств возможно. Это: а) зарплата работников частного сектора; б) арендная плата, которую получают домохозяйства, сдающие в аренду свое имущество. Кстати, для арендаторов, скажем, жилья эта статья расходов также является «мягкой».
Уровень мягкости/жесткости бюджетного ограничения домохозяйства зависит и от возможности не рассчитываться по своим финансовым обязательствам. Когда люди должны своевременно рассчитываться за товары и услуги, это выступает фактором жесткости бюджетного ограничения домохозяйства. И наоборот, если есть возможность допускать задолженность, бюджетное ограничение домохозяйства является менее жестким. В РФ последних десятилетий происходили неоднократные изменения правил в сфере потребительского, ипотечного кредитования, влекущие подвижки в жесткости бюджетных ограничений домохозяйств.
В отношении цен на покупаемые товары и услуги следует заметить, что, как правило, домохозяйства воспринимают эти цены пассивно, как не зависящую от них реальность. Однако в ряде случаев, скажем, в случае покупок на рынке смягчение бюджетного ограничения через влияние на цены возможно. Заслуживает внимания влияние домохозяйств на цены и доходы не только непосредственно, но и опосредованно (через профсоюзы, кооперативы потребителей).
Регулирование жесткости бюджетного ограничения домохозяйств является одним из направлений государственной политики. Раньше российское государство давало возможность домохозяйствам смягчать бюджетные ограничения, разрешая долги, скажем, по оплате жилищно-коммунальных услуг, в любом многоквартирном доме можно было найти злостных неплательщиков за свет, газ или водоснабжение. Но затем ресурсообеспечивающие и управляющие компании стали активно взыскивать задолженность по коммунальным платежам.
Одной из форм реагирования на бюджетное ограничение является в РФ банкротство домохозяйства. Право на списание долгов через банкротство гражданам РФ было предоставлено законом в 2015 году (ФЗ-127 о несостоятельности). Общая сумма задолженности банкротов имеет тенденцию к росту: по делам 2023 года она составила 4.52 трлн руб. и выросла почти в 2.15 раза по сравнению с 2022 годом (данные по физическим лицам, организациям и ИП) [8].
Бюджетное ограничение домохозяйства играет важную роль в регулировании не только потребительского спроса, инвестиционного поведения, но и предложения труда со стороны его членов. В современных организациях работают люди с различными по жесткости, величине бюджетными ограничениями. Этот факт необходимо принимать во внимание при организации их трудовой мотивации.
В теории рынка рабочей силы часто рассматривается реакция предложения труда на инициированное работодателем увеличение почасовой заработной платы, а следовательно и на расширение таким образом бюджетного ограничения домохозяйства. Возрастание почасовой ставки оплаты дает начало двум противоположным друг другу эффектам, которые описываются моделью «работа-досуг». Во-первых, это возрастание означает, что если человек работает то же количество времени, что и раньше, общий объем получаемого им дохода будет выше. Рост оплаты повышает спрос на досуг (свободное от выполнения трудовых обязанностей время для расходования полученных денег) и снижает спрос на работу. Это эффект дохода. Существует и вторая сила, действующая в противоположном направлении. Увеличение ставки оплаты ведет к увеличению дохода, но помимо этого, и к увеличению альтернативной (выраженной в потерянной в результате бездействия) стоимости досуга. Если стоимость досуга увеличивается, то спрос на него, в соответствии с теорией спроса, должен упасть, а желание индивида работать больше часов — возрасти. Это проявление так называемого эффекта замещения.
Изменения в ставке оплаты приводит в действие как эффект дохода, так и эффект замещения. Соотношение этих эффектов в регулировании предложения труда различных индивидов может быть различным. Даже у одного и того же человека на одних этапах трудовой карьеры может преобладать один эффект, а на иных — другой. Скажем, в начале трудовой деятельности при низких ставках оплаты желание получить дополнительный доход в результате увеличения времени работы может быть достаточно сильным, так что эффект замещения здесь перевешивает эффект дохода. С увеличением ставки оплаты и расширением бюджетного ограничения человек может сократить время труда в пользу досуга.
Трудовые доходы могут играть ту или иную роль в стимулировании эффективного труда его членов и в зависимости от ужесточения бюджетного ограничения домохозяйства. Если у работника нет доступа к другим, кроме трудовых источников доходов, он вынужден работать, что подтверждается реалиями современной жизни.
Особое значение изучение влияния бюджетного ограничения домохозяйства на предложение труда приобретает в условиях нынешнего дефицита кадров. Повышая жесткость бюджетного ограничения, государство влияет на стимулы к росту предложения труда в виде включения незанятых трудом, увеличения времени работы, интенсивности трудовой деятельности уже занятых.
Не только трудовые, но и другие доходы влияют на бюджетные ограничения домохозяйств, стремление их членов предлагать свой труд на рынок, более или менее эффективно работать. Различные программы социального страхования, помощи и расширение бюджетных ограничений домохозяйств за счет них влияют на участие работоспособных членов семей в оплачиваемом труде. Вот как действует правило нулевого дохода в отношении семей с детьми до 17 лет, которые планируют получать единое пособие в РФ: семьи, где хотя бы один из трудоспособных членов семьи не имеет официального трудового, предпринимательского дохода, выплату не получат.
В ряде стран государство гарантирует социальную выплату индивиду/ семье, не имеющим трудового дохода (g). Если индивид/трудоспособный член семьи устраивается на работу и начинает получать трудовой доход, выплаты по программе сокращаются: на каждую денежную единицу заработанного дохода выплаты по программе уменьшаются на величину (t). Существует определенный уровень семейного дохода (с), который вообще не дает возможности получать выплат по программе. Этот уровень определяется по формуле: c = g/t. Регулируя величины g и t, то есть фактически получаемый семьей доход и ее бюджетное ограничение, государство имеет возможность регулировать предложение труда части населения.
Особого внимания заслуживает влияние государства на бюджетные ограничения пенсионеров. С 2016 года в РФ не индексируются пенсии работающих пенсионеров (с 2025 года они вновь стали индексироваться), что оказывает, думается, двоякое влияние на трудовую активность этой категории населения: часть пенсионеров сочло целесообразным оставить официальную трудовую деятельность, а другая часть — сохранила и даже увеличила ее объемы, чтобы поддерживать свое потребление на достойном уровне.
Заслуживает также внимания идея безусловного базового дохода: регулярной денежной выплаты, предоставляемой каждому жителю без каких-либо условий по уровню дохода и социальному положению. В случае практического воплощения этой идеи произойдет расширение и смягчение бюджетных ограничений для всех без исключения граждан с существенным изменением их поведения на рынках труда, инвестиций, потребительских товаров.
В табл. 1 дается общая характеристика изменений бюджетного ограничения домохозяйства.
Таблица 1
Общая характеристика изменений бюджетного ограничения домохозяйстваВиды изменений
бюджетного ограничения | Изменение бюджетного ограничения,
изменение его жесткости |
---|
Характер воздействия на бюджетное ограничение | Рыночное, государственное воздействие; внутрисемейные, межродственные отношения распределения | Механизм рыночного влияния на бюджетное ограничение (опосредующие звенья) | Доходы в негосударственном секторе экономики, рыночные цены на потребительские товары и услуги, займы | Государственное воздействие на изменения бюджетного ограничения и изменения его жесткости | Политика доходов (МРОТ, зарплата бюджетников, индексация доходов, НДФЛ, социальные выплаты), регулирование задолженности (институт несостоятельности физических лиц), ключевая процентная ставка | Основные цели воздействия государства на бюджетное ограничение домохозяйства | Влияние на потребительскую, инвестиционную, трудовую активность населения, социальные соображения |
В целом бюджетное ограничение домохозяйства является реалией, с которой необходимо считаться государству, руководству различных организаций в их планировании потребительского, инвестиционного, трудового поведения людей. Бюджетное ограничение домохозяйства объективно включено в процесс распределения благ, трудовых и материальных ресурсов в обществе и поэтому оно прямо или косвенно выполняет социальную, регулирующую и стимулирующую функции. Расширение бюджетных ограничений домохозяйств будет способствовать достижению значимых макроэкономических целей: формированию емкого внутреннего рынка; структурной перестройке экономики с увеличением удельного веса отраслей, работающих в направлении создания необходимых населению потребительских товаров и услуг; эффективных инвестиционных продуктов. |
| |
|
|
|