Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Влияние цифровой среды на возможности оптимизации бизнес-процессов
Агабала Н. Г.
докторант Азербайджанского университета кооперации (г. Баку)
В статье проанализирована роль цифровой среды в постановке и решении вопросов оптимизации бизнес-процессов, дана оценка факторов, определяющих эту среду и влияющих на решение соответствующих вопросов оптимизации. В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа, синтеза, научной абстракции и логического обобщения. Обобщенные положения и полученные результаты могут быть использованы при оптимизации бизнес-процессов в условиях цифровых преобразований. Определено влияние цифровой среды на возможности оптимизации бизнес-процессов, а также указаны средства и направления их реализации.
Ключевые слова: оптимизация бизнес-процессов, бизнес-процессы, цифровая среда
УДК 330.133.2   Стр: 139 - 141

Уровень деловой активности в стране напрямую зависит от повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса в целом, а также от возможностей оптимизации бизнес-процессов. Оптимизация бизнес-процессов, охватывающая все основные звенья цепочки создания стоимости, использование преимуществ цифровой среды являются сегодня насущной задачей. Анализируя накопленный в этом направлении опыт, следует изучить влияние цифровой среды на возможности оптимизации бизнес-процессов и направления реализации потенциальных возможностей.
Современная эпоха характеризуется растущим значением цифровых преобразований во всех сферах жизни человека, прежде всего, затрагивает социальные и экономические отношения. В связи с этим, бизнес как сфера деятельности, претерпевает наболее существенные изменения.
Цифровая среда, где активно применяются передовые цифровые технологии и инструменты, выступает как взаимосвязанная динамическая среда институциональных элементов и элементов информационного обеспечения. Существуют разные подходы к анализу цифровых медиа и ожидается, что со временем они будут развиваться по разным направлениям [1].
При этом, учет математических закономерностей, точнее принципов математического моделирования и построения цифровых двойников, при формировании цифровой среды, является объективной необходимостью. Несомненно, обсуждаемые принципы, в отличие от традиционных, не обладают устойчивым влиянием в течение достаточно длительного периода времени. Как и другие принципы, формирующие цифровую среду, математические принципы не выходят за рамки маневров развития между новыми вызовами и консервативными реалиями. В результате влияния этих и других факторов формируется потенциал виртуализации как совокупности качественно новых отношений в цифровой среде. Ожидается, что роль цифровых трансформаций будет решающей в реализации обсуждаемого потенциала цифровой среды, как виртуальной жизнедеятельности человека.
В современных условиях не существует единого подхода к бизнес-процессам, как научной категории, однозначно принимаемого исследователями. Однако мы считаем, что нет особой необходимости в обширном сравнительном анализе разных подходов в разных источниках, учитывая, что сходства более значительны. Однако, в контексте оптимизации бизнес-процессов заслуживает внимания следующая позиция, с которой хотелось бы согласиться.
«Все процессы, которые прямо или косвенно способствуют реализации бизнес-целей, являются бизнес-процессами. Таким образом, бизнес-процессы включают в себя как основные процессы цепочки создания стоимости, так и вспомогательные процессы, а также процессы управления и развития цепочки создания стоимости» [2].
Как правило, бизнес-процессы, начинающиеся со спроса потребителей, заканчиваются удовлетворением этого спроса. Конечно, устойчивость этого процесса связана с развитием спроса. Поэтому функциональный и процессный подходы к управлению бизнесом не должны противопоставляться друг другу, а должны реализовываться на едином уровне.
В контексте оптимизации, бизнес-процесс можно рассматривать как совокупность действий (шагов), выполняемых в определенной последовательности для достижения цели, поставленной внутри экономического субъекта (предприятия) при первоначальном подходе. Эффективное управление бизнес-процессами должно повышать качество, производительность, повышать прозрачность отношений, а также служить достижению гибких и желаемых результатов.
Характеристики декомпозиции бизнес-процессов являются важным фактором, определяющим направления и характер проводимых работ на перечисленных выше этапах. Таким образом, при отдельных декомпозициях бизнес-процессов уровни затрат могут существенно различаться из-за разнообразия структур и последовательности операций.
Как считают авторы [3], «вертикальная декомпозиция бизнес-процессов позволяет выявить ненужные структурные и операционные процессы, которые увеличивают потери, повторные операции, время и, самое главное, затраты на выполнение процессов. Используя имеющиеся статистические данные, можно установить связь между изменением прибыли и параметрами производственного процесса и, как следствие, определить резервы обеспечения дополнительной прибыли за счет оптимизации бизнес-процессов» [3].
Постановку задачи оптимизации следует начинать с определения критериев и условий ограничений. Затем следует определить или, скорее выбрать пределы оптимизации, важность взаимосвязей, управляемые переменные, а также постоянные величины.
Оптимизация бизнес-процессов в основном подразумевает улучшение основных характеристик рассматриваемых процессов за счет устранения дублирования функций, потерь ресурсов на узлах и других выраженных недостатков [4].
Когда увеличение прибыли и снижение издержек (убытков, ущерба и т.д.) принимается в качестве основной цели в бизнесе, в качестве критерия можно принять нахождение экстремума. Здесь может быть использована многокритериальная оптимизация, поскольку бизнес является комплексным и основным фактором развития национальной экономики. В тех случаях, когда есть возможность ранжировать критерии и выбрать главный критерий, с эмпирической точки зрения заслуживает внимания следующее положение.
«Метод главного критерия позволяет получать правильные результаты, когда один из критериев значительно превосходит другие. Применение метода ограничено известными технологиями из-за сложности обоснования ограничений для критериев низкого уровня. С увеличением количества целевых функций качество решения ухудшается, поскольку цели нижних уровней не влияют на результат» [5].
Уровни математической формализации таких эмпирических критериев, как эффективное использование ресурсов, их выгодное распределение, ресурсосбережение в бизнес-процессах существенно различаются. Способность перечисленных факторов создавать среду в определенном ракурсе требует уменьшения различий в уровнях их формализации. Например, при решении вопроса оптимального распределения ресурсов можно отдать приоритет критерию соответствия основным направлениям развития субъекта хозяйствования или требованиям текущих реалий предпринимательской деятельности [6].
Алгоритм и программное обеспечение оптимизации бизнес-процессов напрямую зависят от характеристик рассматриваемых процессов (в том числе, цель, ресурсное обеспечение, приоритетные направления развития и т.д.). С точки зрения цифровизации, такая ситуация не желательна. Поэтому исследуется возможность использования типовых шагов на практике. При этом происходит увеличение количества алгоритмов оптимизации бизнес-процессов и уменьшение числа типовых шагов, в том числе блоков, при проектировании алгоритмов [7, c. 105–121].
Рассмотрим алгоритм оптимизации бизнес-процессов. В качестве общего подхода в качестве этапов алгоритма оптимизации бизнес-процессов и их последовательности можно назвать следующие:
I группа блоков:
– интерпретация и анализ бизнес-процессов;
– определение важности и проблемности процессов;
- ранжирование процессов по приоритетам.
В этом блоке уместно описывать и интерпретировать бизнес-процессы на формализованном языке (псевдокоде). Для справки: не существует строгих правил написания псевдокода, который находится где-то между словесным описанием алгоритмов и программой, написанной на алгоритмическом языке. Псевдокод использует формализованные конструкции и общепринятые математические символы. Дальнейший анализ должен определить, насколько проблематичен тот или иной бизнес-процесс. В этом блоке определяются положение субъектов хозяйствования на рынке и их рыночная доля, обеспечение ресурсами и другие ограничительные условия. С учетом этих ограничивающих условий и приоритетов развития процессы, считающиеся проблемными, следует ранжировать по знаку важности. Для того, чтобы определить возможны ли изменения, если ответ прикладного логического блока положительный, в качестве объекта оптимизации следует выбрать процесс, считающийся проблемным. Кстати, логические блоки должны работать, чтобы определить, возможны ли изменения между всеми блоками.
II группа блоков:
– выбор приоритетного процесса;
– анализ возможностей и препятствий для изменений.
Здесь следует оценить возможности изменений для улучшения бизнес-процесса — для увеличения прибыли или снижения затрат. Препятствия, подлежащие включению в перечень ограничивающих условий, должны быть охарактеризованы, а также охарактеризованы факторы, их обуславливающие.
III группа блоков:
– создание рабочей группы по процессу;
– выявление и оценка проблемных показателей.
В конкретном случае проблемные показатели означают, что они по неизвестным причинам не находятся на запланированном уровне.
Блоки IV группы:
– анализ проблемных показателей и выбор методов оптимизации;
– применение методов оптимизации бизнес-процессов.
Блок V: проверка и реализация модифицированного процесса.
Необходимо отметить, что реальная ситуация в бизнесе и бизнес-процессах, включая их возрастающую динамичность, благоприятствует приближенным подходам к условиям ограничений при постановке задачи оптимизации. К факторам, определяющим такую ситуацию, можно отнести следующие:
– предполагаемые условия самих ограничений не всегда поддаются количественной оценке;
– уникальность характеристики экспериментальных подходов;
– неубывающее разнообразие подходов, используемых при расчете ряда коэффициентов целевой функции оптимизационной модели;
– неточность прогнозирования ресурсной обеспеченности субъектов бизнеса.
Представление бизнес-процессов в цифровом формате влияет на возможности решения задачи оптимизации. Этот эффект имеет двойственный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Как считают авторы [8]: если рост потенциала цифровых преобразований будет сопровождаться расширением возможностей количественной оценки коэффициентов целевой функции и условий ограничений при оптимизации бизнес-процессов, то эффект можно считать в основном положительным.
Можно встретить мнение, что исследование обсуждаемых вопросов находится на начальной стадии. В связи с этим, c представленной позицией автора [9], на наш взгляд, можно согласиться при определенных условиях. Автор Аль-Харгуси Саиф Н.М. считает, что цифровые преобразования на данный момент служат почти исключительно для изучения возможностей и проблем бизнес-процессов, а также их сильных и слабых сторон. Следует сказать, что обобщение экспериментальных материалов по применению методов и средств решения вопроса оптимизации бизнес-процессов в цифровой среде проводится регулярно.
Бизнес-процессы, как уже говорилось, предполагают решение различных экономических, технологических и других вопросов на очень большой территории и в широком диапазоне. Поэтому при решении задачи оптимизации встречаются случаи выполнения расчетов в виде предпочтительных отдельных компонентов (фрагментов) бизнес-процессов. Авторы [10] отмечают растущую эмпирическую значимость субалгоритмов декомпозиции с целью фрагментарного исследования и оптимизации бизнес-процессов.
Цифровая среда делает вопрос минимизации трансакционных издержек особенно актуальным при решении вопросов оптимизации бизнеса [11]. Поскольку в настоящее время не существует универсального подхода к количественной оценке трансакционных издержек, характеристика динамики этих издержек является непростой задачей. Оптимизация бизнес-процессов в условиях цифровых трансформаций связана, прежде всего, с оценкой динамики и структуры транзакционных издержек.
Активизация связей между бизнес-объектами в вопросах оптимизации бизнес-процессов, а также учет факторов ускорения интеграции видов предпринимательской деятельности имеют решающее значение с точки зрения составления многовариантных сценариев принятия оптимальных решений.
Одним из важных аспектов влияния цифровой среды и факторов, которые ее формируют, на возможности оптимизации бизнес-процессов является то, что благодаря преимуществам этой среды значительная часть ошибок, допущенных при оценке реагирования хозяйствующего субъекта на изменения внешних факторов могут быть устранены. При оптимизации той или иной относительно самостоятельной части бизнес-процессов в традиционных условиях сложно учитывать ежедневную динамику рыночной доли бизнеса, неочевидные колебания, поэтому консервативный подход к рекламной политике во многих случаях оправдан.
Новые возможности, создаваемые цифровой средой для решения этой проблемы, предполагают совместное использование большинства цифровых технологий. Цифровые технологии, обеспечивающие информационную безопасность, могут сыграть положительную роль в постоянном обсуждении изменений, которые могут произойти вследствие оптимизации бизнес-процессов с персоналом субъектов хозяйствования.
Размеры коммерческих предприятий, как видно из соответствующих исследований [12], серьезно влияют на систему внутреннего контроля. Улучшение качественных показателей работы в субъектах среднего и крупного бизнеса, повышение производительности труда, снижение затрат и, как следствие, повышение общей эффективности обусловливают усиление конкурентоспособности. Система контроля и мониторинга должна быть усовершенствована для более точной оценки состояния достижения основных целей, поставленных в ходе оптимизации бизнес-процессов. Использование цифровых двойников с целью оптимизации бизнес-процессов в указанных субъектах считается перспективным [13].
Аналогичные мнения можно высказать и в отношении средств решения вопроса модернизации системы мотивации, которые долгое время не давали ожидаемого эффекта.
Особо следует отметить перспективы использования интеллектуальных технологий, уделив особое внимание искусственному интеллекту и машинному обучению в устранении допущенных ошибок при оптимизации бизнес-процессов. В то же время, в высокотехнологичном бизнесе нельзя игнорировать возможности технологии Интернета вещей.
В передовой практике для оптимизации бизнес-процессов используются многочисленные, а в некоторых случаях дополняющие друг друга методы и инструменты. Эти методы включают TQM (общую систему управления качеством), шесть сигм, реинжиниринг, модель управления ресурсами, метод непрерывного улучшения. При применении перечисленных и других методов все без исключения цифровые технологии расширяют экспериментальные возможности в алгоритмическом дополнении данных и других аспектах.
Не следует забывать, что оптимизация процессов в современном бизнесе в большинстве случаев ужесточает требования к системе управления. Эти требования предполагают реализацию возможностей оптимизации роли человеческого фактора. На практике это может выражаться скорее в возрастающей роли искусственного интеллекта. Активное и творческое использование цифровых инструментов и технологий следует рассматривать как продуктивный подход в обеспечении решающей роли человеческого фактора в системе стратегического управления бизнесом.
Заключение. Развитие современных экономических субъектов сопровождается цифровыми трансформациями. Влияние цифровой среды на бизнес-процессы и возможности их оптимизации становится все более важным. С целью характеристики обсуждаемого эффекта в статье изучены реализуемые возможности цифровой среды в оптимизации бизнес-процессов в современное время. Хотя влияние цифровой среды на возможности оптимизации бизнес-процессов в основном положительное, не исключены и отрицательные эффекты (в том числе рост угроз информационной безопасности, усиление конкуренции и т.д.). Автор присоединяется к рекомендациям активно использовать цифровые инструменты и технологии, в том числе цифровых двойников, для оптимального управления бизнес-процессами и нейтрализации негативных последствий.
Шаги предложенного алгоритма оптимизации бизнес-процессов и их последовательность позволяют предположить, что цифровые преобразования будут играть все большую роль в разработке и принятии оптимальных решений: от анализа бизнес-процессов до выбора и применения методов и инструментов оптимизации.

Список использованных источников:
1. Saida, Labazanova & Marina, Peryakina. (2023). Business Processes in the Digital Environment in the Context of Sustainable Development. SHS Web of Conferences. 172. 10.1051/shsconf/202317202044
2.Мерзляк А. (2015). Совершенствование бизнес-процессов инновационных предприятий. Creative Economy. 9. 1351. 10.18334/ce.9.11.2168
3. Бабикова А., Корсаков М., Сарафанов А. (2017). Оптимизация бизнес-процессов промышленного предприятия на основе внедрения процессного подхода. Creative Economy. 11. 1195. 10.18334/ce.11.11.38474
4. Shraideh, Ahmad & Camus, Herve & Yim, Pascal. (2009). Business Process Optimization by Workflow Analysis. 22nd International Conference on Computer Applications in Industry and Engineering 2009, CAINE 2009. 108–113
5. Sanginova, Olga & Данилкович, Анатолий & Брановицкая, Слава. (2014). Многокритериальная оптимизация в задачах формирования кожевенных и меховых материалов. ScienceRise. 43. 10.15587/2313–8416.2014.27262
6. Górski, Tomasz & Wozniak, Adrian. (2021). Optimization of Business Process Execution in Services Architecture: A Systematic Literature Review. IEEE Access. PP. 1–1. 10.1109/ACCESS. 2021. 3102668
7. Vergidis, Kostas & Tiwari, Ashutosh & Majeed, Basim & Roy, Rajkumar. (2007). Optimisation of business process designs: an algorithmic approach with multiple objectives. International Journal of Production Economics 109(1–2):105–121. International Journal of Production Economics. 109. 105–121. 10.1016/j.ijpe.2006.12.032
8. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. — 2018. — Том 12. — № 9. — С. 1345–1358. doi: 10.18334/ce.12.9.39332
9. Аль-Харгуси Саиф Н.М. Современные условия цифровой трансформации бизнеса // ЕГИ. 2022. — №41 (3). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-usloviya-tsifrovoy-transfor -matsii-biznesa
10. Maalouf, Eliane & Zuzio, Marcel & Sokhn, Maria. (2014). Business Process Fragmentation for Enhancing Process Modeling. 14–17. 10.1145/2729104. 2729110
11. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе.ras.11.11.2017
12. Pangaribuan, Hisar & Sihombing, Jenny & Sunarsi, Denok & Manurung, Daniel. (2022). The Internal Control Effort in Improving Company Performance. Kontigensi : Jurnal Ilmiah Manajemen. 10. 161–167. 10.56457/jimk.v10i1.267
13. Balayev R., Ibrahimov F. Rzayeva U. Opportunities and perspectives of the digital twins’ conception: the case in agriculture. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 1 (13 (121)), 102–112. doi: https:// doi. org /10.15587/1729–4061.2023.273975
14. Huseynova, Khatira.  Marketing policy in the context of integrating it into World Economy / The Business & Management Review; London, Vol.5, Iss.3, (Nov 2014).
Статья поступила в редакцию 24.11.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия