Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Социально-инфраструктурные барьеры цифровизации бизнеса в РФ и способы их преодоления
Иванов С. Л.
научный сотрудник лаборатории инновационной экономики
Вологодского научного центра РАН,
кандидат экономических наук

В статье представлены результаты исследования, посвященного характеристике социально-инфраструктурных барьеров цифровизации бизнеса в РФ, выполненного на основе использования методологии системного анализа, включающего проведение контент-анализа сайтов профильных информационных и аналитических агентств, а также анализа релевантной статистики. Разработаны и научно обоснованы рекомендации, направленные на преодоление этих барьеров.
Ключевые слова: цифровизация бизнеса, барьеры цифровизации бизнеса
УДК 334; ББК 65   Стр: 148 - 151

Введение. Проникновение процессов цифровизации в сферу российского предпринимательства стартовало еще в конце 90-х гг. XX века, однако их активное распространение началось чуть более 10 лет назад. Первыми стали внедрять цифровые технологии представители крупного бизнеса в различных сферах (обрабатывающей промышленности, ритейле и пр.), а затем тренд цифровизации был распространен уже и на сектор МСП.
Изначально цифровизация в российском бизнесе носила «добровольный» характер: компании ставили перед собой цель повысить свои конкурентные преимущества (особенно перед дочерними зарубежными компаниями) за счет внедрения технологий, позволяющих оптимизировать издержки производства, повышать качество производимой продукции и оказываемых услуг, а также выстраивать доверительные отношения с контрагентами и клиентами.
Однако впоследствии процессы цифровизации в предпринимательском секторе РФ приобрели «вынужденный» характер, что обусловлено различными причинами [1]. С одной стороны, часть предпринимателей начала осознавать, что не выдержит конкурентной борьбы, если не осуществит переход с традиционной бизнес-модели на инновационную. С другой стороны, государство было вынуждено взять под контроль некоторые сферы деятельности компаний, чтобы минимизировать проникновение на рынок некачественной и контрафактной продукции, а также исключить возможность передачи заведомо некорректных сведений финансовой отчетности в контролирующие органы.
Пик роста цифровой активности предприятий РФ пришелся на период пандемии Covid-19 [2]. В частности, как отмечает исследователь [3], опираясь на данные официальной статистики, «объем продаж интернет-магазинов вырос за время пандемии более, чем на 15%».
Следует отметить, что в последние годы российское предпринимательство демонстрирует тенденцию роста в отношении внедрения отдельных цифровых технологий. В частности, согласно данным НИУ «Высшая школа экономики», по объему электронных продаж в организациях предпринимательского сектора Россия находится примерно на одном уровне с большей частью экономически развитых и развивающихся стран [4]: доля компаний, осуществляющих электронные продажи, в общей численности организаций в 2022 г. в РФ составила 34%. Для сравнения, в Ирландии этот показатель равен 43%, Швеции — 38%, Канаде — 35%, Финляндии — 32%. Более того, российский бизнес в 2022 г. занял достаточно высокие позиции (в межстрановом разрезе) по использованию средств шифрования данных [4].
В то же время, в сравнении с другими экономически развитыми странами, он значительно отстает по внедрению передовых цифровых технологий [4]. В частности, речь идет о технологиях искусственного интеллекта, интернета вещей, цифровых платформ и пр. Надо также отметить, что темпы роста показателей, характеризующих распространение отдельных видов передовых цифровых технологий (в разрезе федеральных округов РФ), являются отрицательными [5]. Доля организаций (от общего числа обследованных), использующих Интернет вещей, за период с 2020 по 2022 гг., сократилась в целом по РФ на 3.0 п.п. В Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах — на 4.5, 2.9, 1.3, 3.8, 3.6, 2.7 и 0.8 п.п. соответственно. Исключение составил только Северо-Кавказский федеральный округ, где зафиксированы положительные темпы роста данного показателя — на 1.3 п.п.
Это свидетельствует о наличии барьеров, сдерживающих цифровую активность российского бизнеса. Можно выделить следующие группы барьеров: финансово-экономические, административно-правовые, социально-инфраструктурные и др. Поскольку в рамках проведенного ранее исследования, результаты которого были опубликованы в статье [1], проанализированы первые две группы, в настоящей работе более подробно будет освещена группа социально-инфраструктурных барьеров. Выявление особенностей данной группы барьеров предполагает решение следующих задач:
1. критический анализ литературы по исследуемой тематике;
2. характеристика социально-инфраструктурных барьеров цифровизации бизнеса и идентификация причин их возникновения;
3. разработка инструментария, позволяющего идентифицировать причины возникновения рассматриваемой группы барьеров цифровизации предпринимательского сектора.
Практическая значимость решения перечисленных задач заключается в том, что предложенные и научно обоснованные мероприятия, направленные на преодоление данных барьеров, могут быть использованы представителями органов власти РФ в рамках своей деятельности.
Вопросы цифровизации российских регионов (и предпринимательского сектора в них) затронуты в работах многих отечественных ученых. Значительный вклад в теорию и методологию процессов цифровизации внесли представители научной школы «Управление инновационными и инвестиционными процессами», основателем которой является д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Г.А. Краюхин. В частности, исследователями [6] поднят вопрос, касающийся возможностей применения цифровых инноваций в условиях внутрифирменного предпринимательства в организации. Авторами приведена характеристика наиболее актуальных в настоящее время цифровых инноваций, с указанием их сравнительных преимуществ. Также исследователи внесли теоретический вклад в науку, показав, в чем состоит ключевое отличие цифровых инноваций и цифровых технологий.
Коллективом ученых [7] приведены результаты исследования практики применения передовых цифровых технологий (на примере искусственного интеллекта) в маркетинге бизнес-среды, а также выполнена оценка изменений маркетинговой деятельности, происходящих под влиянием искусственного интеллекта.
Барьеры цифровой трансформации (на примере предприятий нефтегазовой отрасли) были подробно описаны авторами [8]. В частности, на уровне бизнес-процессов среди таких барьеров авторы выделяют: низкий уровень коммуникаций, приводящий к дублированию работ в рамках организации; ограниченный доступ к данным, получаемым в ходе проектной и производственной деятельности; не ориентированную на инновации корпоративную культуру и пр.
Не менее значимый вклад в исследование данных процессов (на региональном уровне) внесли представители «Уральской экономической школы», являющейся наследием академика РАН А.И. Татаркина. Например, коллективом авторов [9] выявлены особенности цифровизации бизнеса в индустриально-развитых регионах РФ. Исследование показало лидерство макрорегионов европейской части РФ по уровню цифровизации бизнеса, а также более масштабное использование цифровых технологий в индустриальных регионах. Исследователями [10] выявлены особенности формирования цифрового пространства в регионах, а также произведена оценка факторов его развития.
Аспекты цифровизации и цифровой трансформации российского бизнеса в регионах широко освещены в работах сотрудников Вологодского научного центра РАН, ведущих свои исследования в рамках научной школы «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов» (руководитель — д.э.н., профессор, член-корр. РАН В.А. Ильин). Ученые [1, 2, 11] большое внимание уделяют факторам и региональным различиям цифровой экономики России, проблемам цифровизации предприятий сектора малого и среднего предпринимательства, а также разработке путей их решения.
Также необходимо отметить вклад в развитие рассматриваемого научного направления со стороны представителей Сибирского и Дальневосточного отделений РАН [12].
Отдельные исследования по вопросам развития цифровизации (в том числе в предпринимательском секторе), анализа ключевых проблем и рисков, возникающих в процессе внедрения цифровых технологий и инноваций, а также оценке цифрового суверенитета и цифрового неравенства российских регионов проводятся представителями Института экономики РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института проблем рынка РАН, Института проблем региональной экономики РАН, а также сотрудниками профильных кафедр российских высших учебных заведений: Государственного университета управления, Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, Пермского национального исследовательского политехнического университета и др. [13, 14, 15, 16].
Проведенный обзор показал, что, несмотря на большое внимание ученых к вопросам цифровизации отечественной экономики в целом, выделяется сравнительно мало исследований, которые были бы посвящены конкретно проблемам цифровизации предпринимательского сектора в российских регионах [1, 8, 16]. Кроме того, исследователи, которые так или иначе затрагивают данные проблемы, чаще всего делают это на примере отдельных отраслей, что не позволяет судить о проблемах в предпринимательском секторе в целом.
Также важно подчеркнуть, что в контексте анализа проблем цифровизации бизнеса большая часть ученых акцентирует внимание читателей на проблемах, которые следует отнести к группам финансово-экономических и административно-правовых. В то же время, сравнительно мало внимания уделяется проблемам (барьерам/ ограничениям), которые носят социально-инфраструктурный характер.
При подготовке данного исследования были использованы различные теоретические и эмпирические научные методы. Ключевым из них выступает контент-анализ сайтов информационных и аналитических агентств, позволивший охарактеризовать социально-инфраструктурные ограничения цифровизации бизнеса в РФ, а также метод статистического анализа.
Характеристика компонентов контент-анализа представлена ниже:
1) объемы текстовых блоков, использованных в рамках анализа, не превышает 0,25 печатного листа (10000 печатных знаков);
2) формат именованных сущностей — слова, либо словосочетания. К их числу следует отнести: «цифровизация», «цифровая трансформация», «цифровая технология», «бизнес», «предпринимательство», «предпринимательский сектор», «проблемы», «ограничения», «барьеры», «риски».
Непосредственно анализ текстовых блоков в рамках контент-анализа проводился с применением программы «SEOlib».
В рамках проведения статистического анализа преимущественно были использованы профильные статистические сборники НИУ «Высшая школа экономики».
Результаты проведенного исследования. Как уже ранее упоминалось, процессы цифровизации получили широкое распространение в предпринимательском секторе РФ. Тренд цифровизации вынуждает представителей предпринимательского сообщества осуществить переход с традиционной бизнес-модели на инновационную. Однако, в силу некоторых обстоятельств, данный переход происходит не так активно, насколько того требует ситуация на региональных рынках. И это обусловлено несколькими причинами.
1) Отсутствием необходимых цифровых навыков у населения РФ. В условиях цифровизации бизнеса и, тем более, его цифровой трансформации, необходим высокий уровень владения цифровыми навыками. При этом важно наличие таких навыков не только у предпринимателей, но и у населения в целом (поскольку население — это сотрудники российских компаний, а также действующие и потенциальные предприниматели). Следует заметить, что, согласно данным официальной статистики, простейшими цифровыми навыками, например, умением отправить электронную почту с прикрепленными файлами, обладает более половины российского населения (64,8% на 2022 г.). Однако такие навыки, как установить новую или переустановить операционную систему, свойственны менее, чем для 3% жителей РФ [4].
В этом отношении РФ существенно отстает от экономически развитых стран. В частности, если в РФ самостоятельно написать программное обеспечение может лишь 1% населения, то, например, в Норвегии — 12%, Дании — 11%, Австрии, Исландии, Нидерландах, Финляндии и Швеции — 10% населения могут это выполнить [4].
Проведенный контент-анализ позволил установить следующее: по данным исследования «Цифровая трансформация: Люди, Действия, Сотрудничество и Технологии», 80% опрошенных участников утверждают, что отсутствие необходимых цифровых навыков у сотрудников компании является основной сложностью на пути обеспечения надежной информационной безопасности [17].
Если вести речь о цифровизации крупных компаний, в этом случае даже если их руководство и большая часть штата сотрудников не обладают необходимыми навыками и компетенциями, они всегда могут обратиться к помощи подрядчиков (аутсорсинг). Однако, если цифровизация коснулась малых и микропредприятий, то, в большинстве случаев, предприниматели вынуждены рассчитывать на собственные ресурсы.
Также данное ограничение может являться предпосылкой для, так называемого, «сопротивления сотрудников» [18]. По данным официального сайта «Центра поддержки предпринимательства», один из самых распространенных страхов малых компаний — это сопротивление сотрудников внедрению новых технологий.
2) Опасения со стороны представителей бизнес-сообщества, связанные с потенциальными рисками цифровизации. Значительная часть российских предпринимателей убеждена, что цифровизация является необходимым инструментом повышения конкурентоспособности. Тем не менее, никто не исключает возможность наступления неблагоприятных ситуаций, связанных, например, с утечкой данных, поломкой сервера и, как следствие, потерей важных документов цифрового формата.
Следует подчеркнуть, что такие опасения со стороны предпринимателей являются обоснованными: несмотря на то, что по использованию технологий шифрования данных, РФ находится примерно на одном уровне с экономически развитыми странами, использование других средств защиты информации в организациях предпринимательского сектора РФ остается на низком уровне (в частности, речь идет о технологиях резервного копирования данных на носители, находящиеся фактически не на территории организации, а также биометрических средствах аутентификации пользователей) [4].
Также следует подчеркнуть, что подавляющее большинство российских граждан (85%) не готовы доверить принятие решений искусственному интеллекту, говорится в докладе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ [19].
Характеристика инфраструктурных барьеров цифровизации бизнеса. Развитие цифровой инфраструктуры в России находится на невысоком уровне, о чем прямо и косвенно свидетельствуют следующие факты:
– во-первых, отмечается низкий показатель удельного веса сектора ИКТ РФ в валовой добавленной стоимости относительно Европейских стран (3% на 2022 г.) [4]. Для сравнения, значение данного показателя в Эстонии составляет 8,4%, Болгарии — 7,4% [4].
– во-вторых, РФ существенно отстает от большинства экономически развитых стран по использованию интернета в организациях. В частности, доля российских организаций предпринимательского сектора (в процентах от общего числа организаций), использующих фиксированный интернет (свыше 100 Мбит/с) по максимальной скорости передачи данных, в 2022 г. составила всего 13%. В то же время, доля таких же организаций в других странах значительно выше, например, в Турции — 32%, Бразилии — 52%, Ирландии — 55%, Германии — 58%, Франции — 60%, Финляндии — 71%, Испании — 75%, Португалии — 76%, Швеции — 77%, Дании — 85% [4]. И здесь важно понимать, что без качественного и быстрого интернет-соединения невозможно реализовать потенциал передовых цифровых технологий в полной степени [20].
– в-третьих, на территории РФ есть населенные пункты, где отсутствует сотовая связь и интернет. Всего в РФ более 150 тысяч населенных пунктов. Последние актуальные данные (с опорой на Минцифры, 2020 г.) свидетельствуют, что мобильная связь отсутствует более, чем в 32 тыс. населенных пунктах России, а высокоскоростной интернет — в 25 тыс. [21].
При этом важно подчеркнуть, что во многих таких пунктах расположены предпринимательские фирмы — частные продовольственные и хозяйственные магазины, сельские аптеки и пр. Гипотетически, даже если их собственники обладают необходимыми цифровыми навыками, а также имеют желание внедрять цифровые технологии, физически они не могут это реализовать.
Заключение. Подводя итоги проведенного исследования, следует сделать вывод, что в ходе его проведения был разработан инструментарий (основанный на методологии контент- и статистического анализа), позволивший выявить причины возникновения социально-инфраструктурных барьеров цифровизации бизнеса, а также дать им подробную характеристику. Среди причин, обусловливающих наличие социальных барьеров цифровизации, следует отметить: отсутствие необходимых цифровых навыков у населения РФ; опасение потенциальных рисков цифровизации со стороны представителей бизнес-сообщества. К причинам, детерминирующим возникновение инфраструктурных барьеров, следует отнести: существенное отставание РФ от большинства экономически развитых стран по использованию фиксированного интернета в организациях предпринимательского сектора по максимальной скорости передачи данных; наличие на территории РФ населенных пунктов, где отсутствует сотовая связь и интернет.
С целью преодоления данных барьеров предлагаются следующие рекомендации. Для того, чтобы повысить уровень владения цифровыми навыками у руководителей и сотрудников предпринимательских фирм, а также «побороть» сопротивление сотрудников к внедрению новых технологий, необходимо обеспечить обучение и поддержку персонала. Кроме того, важно создать коммуникационную культуру, где «каждый сотрудник будет чувствовать себя вовлеченным и важным для цифровой трансформации компании» [18]. Здесь важно подчеркнуть, что для компаний, которые на данный момент испытывают финансовые трудности, однако, которые вынуждены (либо имеют желание) внедрять цифровые технологии в свою деятельность, необходимо обеспечить возможность доступа к прохождению курсов переподготовки на льготной, либо безвозмездной основе.
Для того, чтобы повысить уровень и качество развития объектов инновационной инфраструктуры, Правительство РФ должно поставить цель обеспечить доступ к глобальной сети всех населенных пунктов РФ. В этом отношении следует развивать исследования в области возможности массового использования систем спутниковой связи. В то же время важно ввести временный «мораторий» на обязательное использование цифровых технологий (в рамках «вынужденной» цифровизации) для предприятий, расположенных в удаленных районах нашей страны (в частности, речь может идти о технологиях, обеспечивающих передачу отчетности в контролирующие органы, системе цифровой маркировки товара и т.д.).

Исследование выполнено в рамках госзадания № FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».
Список использованных источников:
1. Устинова К.А., Иванов С.Л., Теребова С.В. Инструменты поддержки задач цифровизации бизнеса // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2024. Т.19. — № 2. — С. 220–246. DOI 10.17072/1994–9960–2024–2–220–246.
2. Иванов С.Л. Региональная специфика цифровизации малого и среднего бизнеса: факторы, барьеры, способы преодоления // Вопросы территориального развития. — 2024. — Т.12. — №1. — С. 1–20. DOI: 10.15838/tdi.2024.1.65.2 3. Горлова О.В. Как пандемия COVID-19 повлияла на развитие цифровой экономики в РФ // Инновационная наука. — 2021. — № 4. — С. 98–99.
4. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник // НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/892389163.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
5. Приложение к сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели» // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/47652 (дата обращения: 25.10.2024).
6. Бездудная А.Г., Трейман М.Г., Игнатова Д.Ю. Исследование возможностей применения цифровых инноваций в условиях внутрифирменного предпринимательства в организации // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2024. — № 1 (67). — С. 109–117.
7. Багиев Г.Л., Яненко М.Б., Яненко М.Е. Технологии искусственного интеллекта в бизнесе и маркетинге // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 3 (79). — С. 105–109.
8. Салимьянова И.Г., Пичугин З.А. Инструменты цифровой экономики как эффективный механизм инновационного развития предприятий нефтегазовой отрасли // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2024. — № 1(67). — С. 66–71.
9. Лаврикова Ю.Г. [и др.]. Цифровая трансформация экономики: особенности индустриально развитых регионов // Экономическое возрождение России. — 2024. — № 1(79). — С. 5–24. DOI 10.37930/1990–9780–2024–1–79–5–24.
10. Акбердина В.В., Наумов И.В., Красных С.С. Цифровое пространство регионов Российской Федерации: оценка факторов развития и взаимного влияния на социально-экономический рост // Journal of Applied Economic Research. — 2023. — Т. 22. — № 2. — С. 294–322. DOI 10.15826/vestnik.2023.22.2.013.
11. Усков В.С. Развитие цифровой экономики России: факторы и региональные различия // Проблемы развития территории. — 2024. Т. 28. — № 1. — С. 28–41. DOI 10.15838/ptd.2024.1.129.3.
12. Крюков В.А. [и др.] Цифровая экономика бросает перчатку бизнесу // Совет директоров Сибири. — 2018. — № 1–2. — С. 20.
13. Хусаинов Б.Д., Широв А.А., Байзаков Н.А. Качество роста и цифровизация в странах евразийской интеграции: эконометрический анализ // Проблемы прогнозирования. — 2022. — № 5 (194). — С. 118–128. DOI 10.47711/0868–6351–194–118–128.
14. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Усманов Д.И. Цифровой суверенитет России: барьеры и новые траектории развития // Проблемы рыночной экономики. — 2021. — № 2. — С. 30–49. DOI: https://doi.org/10.33051/2500–2325–2021–2–30–49 15. Камчатова Е.Ю., Павлова В.А. Роль цифровой инфраструктуры и технологических инноваций в обеспечении устойчивого развития экономики Российской Федерации // Modern Economy Success. — 2024. — № 3. — С. 69–76. DOI 10.58224/2500–3747–2024–3–69–76.
16. Власова М.А. Анализ современных тенденций внедрения цифровых технологий в промышленном секторе экономики России // Экономические и гуманитарные науки. — 2019. — № 2 (325). — С. 68–74.
17. За последние 2 года каждая четвертая компания потерпела неудачу в цифровой трансформации своего бизнеса // Икс Медиа. URL: https://www.iksmedia.ru/news/5445918-Za-poslednie-2-goda-kazhdaya-chetve.html (дата обращения: 29.10.2024).
18. Цифровизация малого бизнеса: страхи и опыт внедрения 2024 г. // Центр поддержки предпринимательства. URL: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/tsifrovizatsiya-malogo-biznesa-strakhi-i-opyt-vnedreniya-/ (дата обращения: 29.10.2024).
19. Эксперты Вышки просчитали риски цифровизации // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/503334964.html (дата обращения: 29.10.2024).
20. Ковалев М.М., Яньхай Х. Китайский опыт развития цифровой экономики // Цифровая трансформация. — 2020. — № 2. — С. 16–25. https://doi.org/10.38086/2522–9613–2020–2–16–25
21. Нечего ловить: как живут российские поселки и деревни без сотовой связи и интернета и почему в XXI веке это все еще возможно // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/ZXghvmlT_H3lubnY (дата обращения: 29.10.2024).
Статья поступила в редакцию 12.11.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия