| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | |
| Новоселов А. С. зав. отделом регионального и муниципального управления
Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (г. Новосибирск),
доктор экономических наук, Фалеев А. В. доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов
Новосибирского государственного университета экономики и управления,
кандидат экономических наук
| | В статье проводится анализ проблем регионализации внешнеэкономических связей России и трансграничных расчетов, возможных путей повышения устойчивости субъектов Российской Федерации и их финансово-бюджетных систем в условиях глобальных геополитических и экономических рисков и санкционного давления. Рассмотрены перспективы дедолларизации и возможные сценарии перехода на альтернативные средства платежей в региональной торговле, сформулированы рекомендации по развитию российской финансовой среды в условиях глобальных сдвигов мировой валютной архитектуры. | Ключевые слова: регионализация внешнеэкономических связей, внешнеэкономические связи, финансовая устойчивость, трансграничные расчеты, дедолларизация, экономические санкции, геополитические риски | УДК 339.7; ББК 65.59 Стр: 165 - 170 | Введение. Геополитические процессы, динамическая реструктуризация мирового спроса в условиях санкционного давления и влияние циклов деловой активности на экономический потенциал страны и регионов вносят существенную трансформацию в характер внешнеэкономической деятельности и финансово-бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации. Возникают новые задачи и приоритеты исследования причинно-следственных связей и направлений развития мировых и региональных финансовых систем. В связи с этим, важное значение приобретает характеристика текущего состояния внешнеэкономических связей регионов России, трансграничных расчетов в рамках мировой валютно-финансовой системы, процессов регионализации и возможных направлений повышения устойчивости субъектов Российской Федерации и их финансово-бюджетных систем в условиях глобальных рисков, что представляет особую актуальность в период действия экономических санкций. При этом первостепенная роль отводится институциональной системе управления в части взаимодействия регионов с внешним миром в условиях международных интеграционных объединений.
В обстановке ужесточения санкционной политики западных стран стратегической целью экономической деятельности регионов России становится развитие торгово-экономических и валютно-финансовых связей с дружественными странами на принципах взаимовыгодного партнерства и повышения их эффективности посредством создания стимулов инновационного, экономического и социального роста, обеспечения новых рабочих мест, роста налогооблагаемой базы, расширения рынка сбыта товаров и услуг, привлечения на территорию финансовых ресурсов, новых технологий и опыта в экономической, социальной и управленческой сферах, укрепления культурных, научных и деловых контактов [1–4].
Экономическое развитие страны в санкционных условиях характеризуется постепенной адаптацией к этим условиям отраслевой и территориальной структуры экономики, процесса внутрироссийской межрегиональной интеграции, развития экономики каждого из субъектов Российской Федерации. Особая роль пространственного фактора в социально-экономическом развитии России определяет особенности международных связей регионов. Наряду с прямым влиянием на отраслевую структуру экономики регионов, международные связи оказывают и косвенное воздействие через систему межотраслевых связей, выражающееся в мультипликативном изменении объёмов производства многих отраслей. Отраслевые структурные сдвиги тесно связаны с размещением производительных сил, они влияют на создание новых производственных и инфраструктурных мощностей или, напротив, на сокращение производства продукции в том или ином регионе страны.
Расширение экспортных производств или возможность использования импортной продукции в регионах меняют масштабы развития и отраслевую структуру региональной экономики, а также влияют на связи с другими регионами. Внешнеэкономические связи регионов осуществляются как прямым, так и косвенным образом. Через систему межрегиональных взаимодействий регионы, наряду с прямыми внешнеэкономическими связями, вовлекаются в экономические отношения с зарубежными партнёрами косвенным образом, через другие регионы страны. Для российской экономики правомерно говорить об участии каждого региона во внешнеэкономических связях, так как все регионы являются составными частями единой системы. Межрегиональные внутрироссийские связи объединяют регионы в систему, где каждый из элементов создаёт материальные предпосылки для участия страны в международных экономических отношениях.
Внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации реализуется в рамках единой внешнеэкономической политики страны в соответствии с федеральными законами. Это требует соблюдения принципа непротиворечивости программ социально-экономического развития, разрабатываемых в регионах, с общегосударственными. Критерием их эффективности служит достижение максимальной результативности внешнеэкономической деятельности в сочетании с влиянием на повышение уровня и качества жизни населения регионов.
Российская политика поворота на Восток и развитие внешнеэкономических связей регионов Сибири и Дальнего Востока. В условиях усиления конфронтации с Западом особое значение приобрела российская политика поворота на Восток как стратегический инструмент сокращения внешних рисков. Поворот на Восток стал безальтернативным из-за практически полного разрыва не только политических, но и экономических отношений со странами Запада. Россия стала участницей многих азиатских институтов экономической и политической интеграции, прежде всего ШОС и БРИКС, установлены экономические связи в области энергетики, финансов, инфраструктуры и торговли. Начала формироваться институциональная основа новой системы управления на региональном и глобальном уровнях. Развитие всеобъемлющего евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также Китая, Ирана, Индии и других стран, является крупнейшим проектом в рамках российской политики поворота на Восток. Важнейшим положением евразийской экономической интеграции выступает исторически сложившаяся геополитическая, экономическая и культурная общность стран ЕАЭС. Одна из главных целей концепции Большой Евразии — привлечение экономик Восточной Азии к экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока на основе создания общего пространства равноправного сотрудничества [5,6].
Сибирь и Дальний Восток представляют собой крупнейшую территорию с контрастными природно-климатическими условиями и ресурсными возможностями, а также с глубокими различиями в национальном и историческом развитии и, соответственно, с неравномерностью размещения промышленного и сельскохозяйственного производства и инфраструктуры. Все это определяет характер специализации региональных систем и усиливает их зависимость от международных связей и интеграционных процессов.
Регионы Сибири и Дальнего Востока характеризуются различными условиями функционирования, что вызывает необходимость в дифференцированном подходе при анализе состояния, выявлении диспропорций и разработке рекомендаций, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации и обеспечение эффективного функционирования. Каждый субъект Российской Федерации отличается своеобразием условий и возможностей, что определяет его место в системе международных связей и направлений формирования и развития производства. Роль и значение отдельных рынков определяется экономической структурой и состоянием хозяйства региона, его специализацией. Соответствующие отличия имеют место в формировании элементов рыночной инфраструктуры, причем темпы развития инфраструктуры, образование необходимых условий и предпосылок развития различны в зависимости от функциональной и структурной характеристики регионов [7–11].
Экономическое пространство Сибири и Дальнего Востока является сильно неоднородным и дезинтегрированным, с множеством внутренних деформаций. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства во взаимодействии с бизнесом и общественными организациями. Для этого необходима разработка долгосрочных стратегий пространственного социально-экономического развития субъектов Федерации, рассчитанных как минимум на два десятилетия.
Для каждого региона Сибири и Дальнего Востока характерно определенное сочетание производств, их специализации и уровня развития, что формирует направления и структуру межрегиональных и трансграничных экономических связей. Именно пространственная отдаленность мест производства и потребления продукции создает специфические проблемы формирования экономических связей и взаимодействия субъектов региональной экономики. В осуществлении межрегиональных и международных экономических связей большое значение имеет развитие инфраструктурной базы и, в первую очередь, таких ее элементов, как различные виды транспорта, связи, средств коммуникации, компьютерных сетей, обеспечивающих логистические процессы. Такой подход позволяет создать условия для формирования единой инфраструктурной системы, оптимальных форм межотраслевого и межрегионального кооперирования, материально-технических и финансово-экономических связей, а также создания условий межрегионального взаимодействия для решения проблем, экономически выгодных для заинтересованных регионов.
К условиям развития эффективных межрегиональных и международных экономических связей, определяющих достижение субъектами экономики регионов своих функциональных целей, относятся: развитая денежная и финансово-кредитная система, действующая в рамках экономического пространства страны, приоритетность развития системы межрегиональной и внешнеэкономической инфраструктуры и создание резервов инфраструктурных мощностей, сбалансированность товарных, финансовых, трудовых ресурсов и потребностей при учете динамики спроса и предложения, а также совершенствование механизма регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для выработки взаимовыгодной системы взаимодействия регионов Сибири и Дальнего Востока с масштабными интеграционными проектами АТР целесообразно использовать специальные меры государственного регулирования, предполагающие льготный режим администрирования и налогообложения в отношении иностранных инвесторов, создание для них специальных условий хозяйствования, включая безвизовый режим, таможенные преференции, эффективные схемы государственно-частного партнерства.
Проблемы трансграничных расчетов в Евразийском регионе в рамках мировой валютно-финансовой системы. Необходимо принимать во внимание, что зависимость экономики России от системы внешнеторговых и межгосударственных расчетов с использованием доллара и евро через крупнейшие расчетные банки США и ЕС является угрозой национальной безопасности. Особые опасения вызывает сохранность экспортной выручки, составляющей основу доходной части бюджета РФ. Те же проблемы возникают в отношении операций российского межбанковского рынка. Санкции могут оказать негативное влияние на трансграничные расчеты не только в долларах, но и в других валютах. Зарубежные банки, в том числе кредитно-финансовые организации Китая, Турции, ОАЭ и иных дружественных стран, стараются избегать сотрудничества с регионами и компаниями из России из-за высоких рисков попасть под вторичные санкции и быть отрезанными от финансовых систем США и ЕС.
В связи с этим, в экспертном сообществе обсуждаются различные варианты осуществления трансграничных расчетов в целях обеспечения внешнеэкономической деятельности и финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации в условиях санкционных ограничений, вопросы перехода к взаиморасчетам в национальных валютах, возможности применения в международных поставках квази-финансовых инструментов. Среди основных тенденций в обеспечении устойчивого положения регионов России выделяются, в том числе, реформирование валютно-финансовой системы и содействие в развитии инноваций в международных расчетах. Наибольший интерес в исследовании представляет региональный аспект трансформации мировой валютно-финансовой системы. Выделяется несколько возможных сценариев преобразования валютных отношений в Евразийском регионе: интернационализация региональных валют, создание единого международного банка с международной валютой, создание глобальной цифровой валюты, использование энергорубля в международных расчетах, эволюция региональных институтов БРИКС, ШОС и др.
Анализ процессов трансформации элементов мировой валютно-финансовой системы в Евразийском регионе позволяет определить направления повышения устойчивости субъектов Российской Федерации и их финансово-бюджетных систем в условиях глобальных геополитических и экономических рисков. Анализ включает оценку перспектив дедолларизации и возможностей перехода на альтернативные средства трансграничных расчетов в региональной торговле, рассмотрение основных сценариев развития процессов дедолларизации в Евразийском регионе, оценку перспектив развития рынка криптовалют как инструментов замещения мировой резервной валюты, выявление сильных и слабых сторон процессов формирования рынков криптоинструментов, оценку возможных направлений развития российской валютно-финансовой среды в условиях глобальных сдвигов мировой валютной архитектуры.
В исследованиях перспектив межгосударственных расчетов и мировой валютно-финансовой системы рассматриваются возможные варианты трансформации международной экономики на фоне перспектив дедолларизации, также описываются возможные сценарии эволюции мировой валютно-финансовой системы. Действующая мировая валютно-финансовая система оказывает существенное влияние на международные финансовые расчеты, региональные товарные и финансовые рынки, а также на экономику каждой отдельно взятой страны, при этом, с каждым годом растет количество проблем, связанных с ее использованием. В числе проблем действующей мировой валютно-финансовой системы также рассматривается вопрос о поиске нового мирового валютного стандарта [12–15].
Исследования показывают, что основной проблемой действующей мировой валютно-финансовой системы является ненадежность ее резервной составляющей. Необеспеченность доллара позволяет стране-эмитенту бесконтрольно выпускать свою национальную валюту и реализовывать ее за рубежом. При этом, постоянная непрерывная эмиссия приводит к обесцениванию валюты, что и наблюдается с долларом. Экономический кризис в США находит свое отражение в росте государственного долга, который влияет на устойчивость доллара как мировой валюты.
В ряде научных работ исследуются теоретические и практические проблемы функционирования мировых средств платежа, анализируются позиции конкурирующих за долю в международной торговле валют. Отдельные авторы оценивают возможную интернационализацию валют развивающихся стран, рассматриваются возможные риски волатильности. В качестве инновационных подходов многие авторы указывают на цифровые валюты, исследуются процессы формирования рынков цифровых валют, рассматриваются преимущества и барьеры использования глобальной цифровой валюты. Некоторые авторы предлагают использовать энергорубль, исследуется возможное использование энергорубля как инструмента управления санкционными рисками. Еще одним направлением современных исследований является изучение взаимодействия стран-партнеров на региональных валютных рынках, таких как БРИКС и ШОС [16–19].
В экономической литературе все чаще появляются исследования, посвященные поиску нового мирового валютного стандарта. Среди основных предложений можно встретить и возврат к золотому стандарту, и использование новых эквивалентов — целой корзины драгметаллов, товарно-сырьевой корзины, энергетической корзины [20]. С момента введения в 1976 г. Ямайской валютной системы, курс американского доллара относительно золота снижался, что вызвано, в первую очередь, формированием мировых валютных резервов в условиях внешнеторгового и золоторезервного дефицита США. В 1980–2001 гг. Ямайская система способствовала формированию устойчивого курса доллара к золоту. Начиная с 2001 г., доллар находится в состоянии затяжной рецессии. Ключевым событием 2001 г., оказавшим влияние на устойчивость Ямайской системы для доллара США как мировой резервной валюты, явилось решение ФРС США об эмиссии долларовой массы в объеме, превышающем индекс инфляции.
В 2024 году государственный долг США превысил 36 трлн долл. Анализ данных объема денежной массы по агрегатору М1 (наличные и безналичные доллары) позволяет говорить о восходящем тренде с меняющимся темпом прироста. Сегодня структура долга менее чем на четверть состоит из внешнего долга, а остальное — долг ФРС и корпоративному сектору. ФРС и частный сектор постепенно вытесняют признаки бюджетной системы государственной власти США. При этом не наблюдалось признаков гиперинфляции. В период 2009–2011 гг. действительно наблюдалось резкое падение доллара относительно золота, однако с 2011 г. доллар стабилизируется по 2019 г. На наш взгляд, данный рост долларовой массы без соответствующего прироста инфляции говорит о вытеснении национальных валют развивающихся стран, а также стран или регионов, находящихся в кризисной ситуации, из процессов обслуживания соответствующего товарооборота. В 2020 г. на фоне глобальной эпидемии США вновь взяли курс на господдержку в объеме 4 трлн долл. (на первом этапе). ФРС выпустила дополнительную денежную массу, однако курс доллара к золоту фиксирует исторический минимум. В настоящий момент представляется непростой задачей построение прогнозов по вымещению долларовой валюты в структуре международных финансов, поскольку общественные отношения сегодня реализуются через антикризисное управление в новом историческом контексте.
Традиционная для последних десятилетий роль доллара США в качестве резервной мировой валюты находится в состоянии исторического кризиса. Экспоненциальный рост выпуска долларовой массы под обеспечение американскими гособлигациями довел состояние американской экономики до максимальных показателей госдолга и в валютном, и в золотом выражении. Основная часть полученных правительством США средств направляется на вытеснение региональных валют развивающихся стран, а также на реализацию своей внешней политики посредством таких инструментов, как кредиты и субсидии в целях расширения сфер политического влияния. Подобный характер финансовой деятельности представляется крайне односторонним, поскольку обеспеченность доллара достигается за счет высокой нормы прибыли при монополизации американских рынков сбыта. К моменту достижения сбалансированной конъюнктуры норма прибыли снижается, что вынуждает переносить модель американской экономики на вовлекаемые в процессы глобализации развитые и развивающиеся страны. Этому процессу противостоит ряд государств, не готовых замещать валюту национального товарооборота долларом США. Снижающаяся обеспеченность доллара усугубляется ростом долларовой инфляции на фоне военного и политического противостояния США с евразийским регионом. На наш взгляд, это говорит о том, что валютная экспансия США приблизилась к своему пределу, на сегодня риск разворота стабильной тенденции ставки на доллар, как на международную валюту, не позволяет встраивать американскую валюту в финансовую архитектуру Российской Федерации и ее стран-партнеров по региональным союзам и объединениям. Политические и социальные обстоятельства существенно усложняют прогноз перспектив развития рынка доллара. На наш взгляд, эффективность от выпуска дополнительной долларовой массы в качестве мер оздоровления национальной экономики США многократно снизилась, что говорит о грядущей долларовой гиперинфляции.
Рассматривая евро в качестве альтернативы доллару, отметим, что события 2022 г. показали зависимость еврозоны от финансово-экономических мер США. Инфляция стран еврозоны в полной мере отражает результаты финансовой политики правительства США и деятельности ФРС. Европейские страны становятся тем донором, который обеспечивает кратковременную устойчивость американской валюты. Попытка исключения России из списка импортеров для стран Евросоюза обусловлена намерением заместить российские поставки энергоресурсов более дорогостоящими американскими, установить свою монополию по политическим основаниям. В случае достижения определенных успехов по данному направлению, европейские страны ждет рост уровня бедности, большая часть (по сравнению даже с периодом пандемии) национальной добавленной стоимости будет обслуживать необходимую для поддержания гегемонии доллара норму прибыли американских корпораций. Если же Евросоюз в ближайшие 1–2 года признает угрозу вытеснения евро долларом, можно ожидать если не роста курса, то хотя бы снижения евроинфляции и увеличения удельного веса евровалюты как в торговых отношениях с Россией, так и с другими странами. Тем не менее, вероятность реализации валютных и инфляционных рисков для евро опережает аналогичную ситуацию для доллара и предваряет ее.
Курс евро также не может достоверно отражать состояние мировой экономики, так как экономика Евросоюза находится в состоянии глубокой стагнации с относительно высоким уровнем инфляции. К числу способствующих еврокризису факторов добавился валютный паритет евро к доллару. Теперь долги стран Евросоюза, номинированные в долларах, достигают исторических максимумов. Таким образом, экспорт долларовой инфляции позволит сдержать темп снижения доллара к золоту в такой степени, в какой будут усиливаться негативные факторы финансовой среды еврозоны.
Проведенные исследования показывают, что наименее рисковым инструментом трансграничных расчётов в среднесрочном периоде является золото. Это связано с тем, что вслед за инвестиционной привлекательностью растут темпы промышленного использования драгметалла. На фоне истощения мировых природных запасов золота его курс будет поддерживаться формирующимся дефицитом из-за высокого спроса на него. Однако у использования золота как инструмента для трансграничных расчётов есть и недостатки, связанные с ограниченным физическим объёмом металла для обеспечения международных расчётов для широкого перечня стран.
Исторически многие страны препятствовали обеспечению отрицательного внешнеторгового сальдо золотом, предпочитая формировать золотые резервы, либо инвестировать его в обеспеченные государственной политикой экономические проекты [21–24]. С учетом этого, в грядущей экономике вероятнее всего будет действовать выраженный тренд на усиление роли государства в процессах формирования национальной экономики. Ни население, ни частный сектор не в состоянии взять на себя риски политических, экономических, социальных и институциональных изменений. Только комбинирование экономических и административных мер стратегического планирования и управления с усилением последних способно обеспечить устойчивость функционирования экономики стран и регионов. Также для трансграничных платежей могут использоваться цифровые финансовые активы (ЦФА) на золото, которые выступают одновременно и средством расчёта, и инвестиционным инструментом.
Анализ актуальных финансовых инструментов, как возможной альтернативы в трансграничных расчетах, показывает, что в настоящее время биржи, проходя различные трансформации с учетом требований современности, становятся неотъемлемой частью мировой экономики. При этом ключевыми биржевыми инструментами становятся не сами товары, а фьючерсные и опционные контракты на их поставку, а также ценные бумаги, валюта и финансовые производные. По данным Ассоциации фьючерсной торговли (FIA), объем фьючерсной и опционной торговли в целом, измеряемый в количестве заключенных биржевых контрактов, вырос за период 2000–2017 гг. с 2 до 25 млрд контрактов, или более чем в 12 раз. Биржевые инструменты настолько разнообразны, что позволяет классифицировать большинство современных бирж как универсальные.
Сырьевые финансовые инструменты являются крайне волатильными, чей курс в среднесрочной перспективе будет формироваться под влиянием политической воли, выстраивающей новые внешнеторговые связи. Привязка курсов нацвалют к сырьевым индексам способна дать кратковременный (3–6 месяцев) оздоравливающий эффект для некоторых территорий. Итогом станет затяжная гиперинфляция в условиях международного разделения труда.
Одним из главных глобальных трендов в настоящее время является повсеместная цифровизация, что определяет высокий интерес к цифровым товарам и услугам, и, как следствие, к цифровым валютам. Криптовалюта — особый сегмент рынка, самый нестабильный и спекулятивный. Среди различных видов криптовалют самыми популярными становятся Bitcoin, Litecoin, Primecoin, Ethereum и др. Крупнейшей и самой известной является Bitcoin. Если рассматривать динамику роста курса биткоина по отношению к доллару с момента создания, следует отметить, что его стоимость до 2013 года оставалась невысокой, и он не был столь популярен. Однако, с ростом числа сделок, совершаемых в сети Интернет, курс биткоина стал стремительно расти [25,26].
Долгое время криптовалюты оставались «вне закона», потому полностью контролировать их курс и оборот почти невозможно. С недавнего времени, все большее количество стран задумывается о легализации цифровых виртуальных валют. Например, в Японии в 2017 году был принят закон о виртуальной валюте, которым узаконивается положение таких криптовалют, как Bitcoin и Ethereum. Наряду с Японией, оборот цифровых валют на своей территории легализовали такие страны, как Белоруссия, Германия, Испания, Норвегия, Италия, Сальвадор, США, Украина, Филиппины, Чехия, Швейцария, Эстония. В Канаде биткоин и другие цифровые активы юридически не считаются средствами платежа. При этом можно рассчитываться за товары и услуги криптовалютой, на территории страны работают биткоин-банкоматы. За доход, который получен от вложения в цифровые активы, необходимо уплатить налог. В 2024 г. в России принят закон о поправках в налоговый кодекс о налогообложении криптовалют. Закон признает цифровую валюту имуществом в целях налогообложения, он устанавливает правила налогообложения доходов от майнинга цифровой валюты, ее купли-продажи, а также обязанности операторов инфраструктуры, связанные с налоговым контролем.
Несмотря на ряд правовых мер по легализации криптовалют, они являются одними из самых рисковых финансовых инструментов в силу следующих причин: высокие инновационные риски (рынок криптовалют еще находится в стадии становления), высокая доля теневого сектора в сфере использования криптовалюты, высокий уровень угрозы безопасности данных. Перспективными на сегодняшний день представляются дальнейшие исследования возможности применения криптовалют и производных криптоинструментов в качестве мультипликативных индикаторов рынков и территорий.
Процессы, которые происходят сегодня, могут привести к тому, что в международных расчетах возрастет роль криптовалюты и цифровых активов, национальных валют и расчетов через банки и финансовые организации второго и третьего эшелонов, внимание к которым Минфина США не столь пристальное, как к крупнейшим банкам. Их будут использовать всё больше российских и зарубежных компаний, поскольку спрос всегда определяет предложение. Считается, что криптовалютные транзакции сложнее взять под контроль, отследить и ввести против них санкционные запреты. Вместе с тем, отдельные специалисты утверждают, что криптовалютные платежи, особенно в стейблкоинах, хорошо отслеживаются. Для использования во внешнеэкономической деятельности подходят только стейблкоины, привязанные к какому-то активу, цена которого не меняется как минимум в течение срока исполнения контракта, и у российских контролирующих органов уже есть инструменты аналитики, чтобы в нормальном режиме регулировать этот процесс.
Криптовалюта, как самый молодой сегмент финансового рынка и альтернатива мировому валютному стандарту, требует изучения опыта применения, которым не располагает на сегодняшний день ни одно государство. Кроме этого, рынку криптовалют соответствует существенный портфель рисков, свойственных инновационной сфере. Возможная попытка внедрения в обращение криптовалюты наравне с национальной может привести к разрывам в курсах этих валют с перераспределением инфляции в один из этих инструментов. Особо рисковой представляется попытка использования криптовалюты с курсовым паритетом к доллару США.
В настоящее время обсуждаются различные варианты финансовых расчетов при осуществлении внешнеэкономической деятельности регионов России в условиях санкционных ограничений, вопросы перехода к взаиморасчетам в национальных валютах, возможности применения в международных поставках квази-финансовых инструментов: бартерные сделки, клиринговые расчеты и др. Также внимание уделяется перспективам внедрения в сфере внешнеэкономической деятельности расчетов в цифровых активах и развития международных расчетов за счет внедрения цифровых технологий [27].
Первый вариант осуществления финансовых расчетов — открытие дополнительных счетов юридических лиц, установление взаимодействия с новыми партнерами, в первую очередь из стран СНГ, выстраивание бизнес-процессов, которые позволят оставаться в рамках текущих потребностей.
Второй вариант — использование криптовалюты. Бизнес-схемы для осуществления взаиморасчетов на основе криптовалют становятся все более популярными и востребованными, на этот финансовый инструмент возлагаются надежды на разрешение многих проблем с трансграничными платежами.
Третий вариант финансовых расчетов — цифровые валюты центральных банков, цифровой рубль, обмен при помощи ЦФА — всё это гораздо более сложные схемы, чем криптовалюты. Зачастую ЦФА не подходят в качестве платежного средства по фактическим внешнеторговым сделкам. У цифрового рубля есть гораздо более серьезная проблема — он всегда будет находиться, в глобальном смысле, внутри экосистемы Банка России, и его нельзя будет использовать именно так, как это может потребоваться участникам внешнеэкономической деятельности. Соответственно, вопрос приема цифровых рублей — это, прежде всего, вопрос уровня доверия. Если компании и государства доверяют друг другу, то ничто не может им помешать совершать бартерные сделки быстро и эффективно.
Проект создания единой цифровой валюты БРИКС пока находится на стадии обсуждения и неизвестно, когда будет реализован на практике. Вероятно, он будет базироваться на технологии блокчейн Центробанка БРИКС. Но для того, чтобы эта валюта появилась, нужен регулирующий субъект. Поэтому в настоящее время единственный выход — регулировать криптовалюту на государственном уровне так, чтобы криптовалюту имели возможность приобретать юридические лица.
Выводы. Таким образом, исследование показывает, что процессы трансформации мировой валютной архитектуры, возрастание геополитических и экономических рисков и санкционного давления оказывают существенное влияние на развитие внешнеэкономических связей России и ее регионов, на устойчивость субъектов Российской Федерации и их финансово-бюджетных систем. Рост значения политических, социальных, институциональных факторов риска, действие отраслевых факторов сырьевых рынков, эндогенное сдерживание международного разделения труда — все это воздействует на волатильность национальной валюты и развитие экономики страны и ее регионов. С учетом указанных факторов, курс национальной валюты зачастую объективно не отражает ни ее покупательную способность в текущем моменте времени, ни уровень спроса, обслуживаемого национальной валютой объема экспорта.
Можно предложить следующие рекомендации по развитию внешнеэкономических связей, повышению устойчивости субъектов Российской Федерации и их финансово-бюджетных систем в условиях глобальных рисков. Существующие неблагоприятные условия для использования Россией доллара подталкивают экономику РФ к упреждающим мерам по преобразованию структуры трансграничных расчетов в рамках мировой финансовой системы, в связи с чем, моделирование любых трансформаций внешнеэкономических связей и валютных отношений должно производиться в региональном аспекте. Региональной средой в этом случае являются рынки дружественных стран. Следует минимизировать объемы использования доллара и евро во внешнеэкономической деятельности регионов РФ за счет внедрения новых средств и способов расчетов. Необходимо разработать возможные сценарии перехода на альтернативные средства платежей в региональной торговле. Целесообразно включить в проект реформирования законодательства в сфере цифровых валют дорожную карту по созданию благоприятных условий для цифрового рубля в сфере международной торговли. Кроме того, желательно снизить величину государственных резервов в массе иностранной валюты и перераспределить структуру валютного портфеля в пользу золота.
Практическим результатом исследований может стать научно обоснованная долгосрочная стратегия с вытекающими из нее среднесрочной и краткосрочной программами развития внешнеэкономической деятельности России и ее регионов. В условиях санкционной политики западных стран стратегической целью развития страны и регионов становится расширение экономических связей со странами членами БРИКС, ШОС, ЕАЭС и другими дружественными государствами на принципах взаимовыгодного партнерства и повышения их эффективности посредством создания стимулов инновационного, экономического и социального роста, обеспечения новых рабочих мест, роста налогооблагаемой базы, расширения рынков сбыта товаров и услуг, привлечения на территорию финансовых ресурсов, новых технологий и опыта в экономической, социальной и управленческой сферах, укрепления культурных, научных и деловых контактов. |
| |
| |
|
|
|