| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | |
| Коваленко Н. В. зав. кафедрой экономики и управления
Донбасского государственного технического университета (г. Алчевск, ЛНР),
доктор экономических наук, профессор Оникийчук Ю. А. доцент кафедры экономики и управления
Донбасского государственного технического университета (г. Алчевск, ЛНР),
кандидат экономических наук Антипова Л. А. доцент кафедры экономики и управления
Донбасского государственного технического университета (г. Алчевск, ЛНР),
кандидат экономических наук
| | В статье даются рекомендации для регионов, стремящихся укрепить свои конкурентные позиции и повысить конкурентоспособность в процессе цифровой трансформации. Результаты исследования показывают, что конкурентоспособность регионов может быть повышена за счет инвестиций в цифровую индустрию, внедрение технологий обработки данных в государственное управление, промышленность и социальную сферу, развитие цифровой культуры и улучшение правовых основ электронной коммерции и кибербезопасности. | Ключевые слова: цифровая экономика, экономика данных, цифровая трансформация, региональная конкурентоспособность, социально-экономическое развитие | УДК 332.02 Стр: 185 - 188 | С развитием цифровой экономики цифровая трансформация стала основным условием повышения конкурентоспособности для предприятий и регионов. Цифровизация является основой развития региона в целом и затрагивает такие отрасли, как банковское дело, розничная торговля, транспорт, энергетика, образование, здравоохранение и многие другие. Проблемы цифрового сектора влияют на конкурентоспособность экономики, поскольку отставание в получении и обработке необходимой информации, неумение использовать цифровой ресурс связаны с потерей прежних рыночных позиций.
В современном мире данные стали ключевым активом для большинства организаций и целых регионов. Возникновение и развитие экономики данных — это не просто тренд, а стратегический подход к управлению данными, который активно влияет на все аспекты социальной и экономической жизни. Региональная конкурентоспособность всё больше зависит от способности эффективно использовать данные для улучшения управления, создания новых продуктов и услуг, а также повышения качества жизни населения.
Целью данной статьи является исследование влияния экономики данных на обеспечение достаточного уровня региональной конкурентоспособности, а также установление роли цифровизации региональных институтов в обеспечении целей устойчивого развития региона.
Проанализируем возможности влияния экономики данных на региональную конкурентоспособность, рассмотрим угрозы и проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» на региональном уровне.
Методологической основой исследования в данной статье стали фундаментальные положения региональной экономики, а также теории постиндустриального развития общества, включая теорию цифровизации. В исследовании использован комплекс методов научного познания, обеспечивающих раскрытие темы и достижение цели, в том числе: логический метод — выявление генезиса экономики данных как прогресса общественного развития, позволяющего более эффективно достигать целей обеспечения региональной конкурентоспособности, используя потенциал регионов; анализ, синтез и обобщение — выделение проблем экономики данных и ее ориентиров, результатов развития регионов в результате внедрения экономики данных; обоснование роли цифровизации в обеспечении устойчивого развития регионов, определение влияния экономики данных на конкурентоспособность регионов.
Конкурентоспособность регионов определяется не статической моделью роста региона, связанной с обеспеченностью материальными и трудовыми ресурсами, а динамическим развитием экономики региона на основе приоритета знаний, инноваций и информации. Перед региональными властями и органами местного самоуправления стоит задача поиска дополнительных инструментов и ресурсов для развития региональной инфраструктуры, системы жизнеобеспечения городов и территорий, создания условий повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Для повышения эффективности управления конкурентоспособностью региона используются следующие инструменты: государственно-частное партнерство, бюджетная поддержка, целевые программы; инструменты мониторинга деятельности органов местного самоуправления, инструменты учета мнений граждан, мониторинг эффективности бюджетных расходов и многие другие [1].
Обеспечение уровня конкурентоспособности региона, соответствующего объективной реальности, зависит от внедрения современных форм управления и использования передовых информационных технологий в управлении развитием региона.
Распространение электронных услуг, применение информационных технологий, появление виртуальной реальности меняют облик экономики, преобразуя ее в «цифровую». Цифровая экономика предполагает цифровую трансформацию всех сфер жизнедеятельности, обеспечивая им значительный экономический и социальный эффекты, что открывает новые возможности для государства, общества и граждан [2].
Рост цифровой экономики открыл новые возможности для инновационного развития регионов. С одной стороны, цифровая экономика может быть тесно связана с традиционными отраслями. Используя данные, информацию, новые технологические средства и другие новые факторы развития производства, а также интегрируя цифровые технологии, цифровая экономика может способствовать трансформации и модернизации традиционных отраслей и повышению их эффективности. С другой стороны, цифровая экономика позволяет эффективно преодолевать географические границы и укреплять взаимосвязь и взаимодействие между регионами в сфере инноваций, тем самым способствуя повышению общего инновационного потенциала регионов.
Цифровизация экономики регионов позволяют обеспечить следующие результаты: ускорение экономических бизнес-процессов и инновационного развития; наращивание открытости и доступности знаний, информации, коммуникаций; сокращение времени и стоимости в производственных процессах, реализации и продвижении продукции; формирование информационных баз для управления большими массивами данных и ускорения обмена информацией; трансформацию экономических отношений и адаптивность к запросам общества. Реализация проектов цифровизации регионов требует активизации экономического потенциала и трансформации институциональной среды региона.
Цифровая экономика предполагает переход технической и технологической экономики к экономике, которая использует в качестве активов не только материальные ресурсы, но и данные в цифровом виде. Данные — это жизненная сила экономики и движущая сила инноваций. Данные стали ключевым фактором современного экономического производства, наряду с землёй, капиталом, рабочей силой. Помимо своего потенциала для экономического роста и решения социальных проблем, данные являются основой для разработки приложений искусственного интеллекта [3; 4]. Ценность данных заключается в том, что они могут способствовать более эффективному принятию решений.
Основное отличие цифровой экономики и экономики данных заключается в том, что цифровая экономика фокусируется на цифровых и электронных технологиях и повышении эффективности производства и качества услуг на их основе, а экономика данных — на развитии инфраструктуры для работы с большими объёмами данных, формировании рынка больших данных, внедрении инновационных методов анализа с использованием искусственного интеллекта, позволяющих повысить эффективность принятия решений в различных сферах экономики и общественной жизни.
Экономика данных помогает региональным органам власти в обеспечении конкурентоспособности, т.к. появляется возможность анализа больших объемов информации. Используя объемные базы данных, региональные органы власти могут оптимизировать бюджетные процессы, повысить качество услуг и улучшить инфраструктуру.
Экономика данных предоставляет уникальные возможности для модернизации промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта позволит повысить эффективность производства, сократить издержки и улучшить качество продукции. Российские регионы активно внедряют технологии анализа данных в ключевые отрасли экономики, такие как промышленность и сельское хозяйство. В рамках программы «Индустрия 4.0» предприятия начинают использовать массив данных для оптимизации производственных процессов, улучшения контроля за качеством продукции и повышения энергоэффективности [4].
Интеграция данных с различных производственных площадок по всей стране позволит централизованно отслеживать производственные процессы и оптимизировать их. Сбор данных о состоянии оборудования согласно единому стандарту и их анализ в реальном времени позволит с высокой точностью предсказывать поломки и планировать профилактическое обслуживание оборудования, быстро перенастраивать производственные процессы в ответ на изменения спроса. Объединение данных с разных площадок о факторах, влияющих на продукцию, позволит существенно снизить количество дефектов и брака.
В сельском хозяйстве внедрение технологий «умного фермерства» помогает регионам повышать эффективность использования ресурсов, что особенно актуально для таких аграрных регионов, как Краснодарский край и Ростовская область.
По оценкам Аналитического центра при Правительстве РФ, внутренний валовый продукт РФ сможет дополнительно получить более 11 трлн рублей к 2030 году благодаря массовому внедрению технологий искусственного интеллекта. Это также приведет к созданию новых рабочих мест в сферах анализа данных, разработки программного обеспечения и управления умными системами и повышению региональной конкурентоспособности [5].
Открытые данные и доступ к большим массивам информации стимулируют появление новых рынков и технологий. Инновационно развитые регионы могут стать центрами для стартапов и высокотехнологичных предприятий в областях использования искусственного интеллекта, интернет вещей (умные дома, умные города, умные транспортные системы, автоматизированные фабрики, умные сети электроснабжения и т.д.), что способствует созданию рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы.
Региональные органы власти также могут использовать данные для повышения эффективности управления конкурентоспособностью региона и улучшения качества жизни населения. Анализ больших данных уже помогает в разработке более совершенных инструментов медицинской диагностики и более точных моделей для прогнозирования изменения климата и стихийных бедствий. Регионы, которые успешно внедряют такие решения, становятся более привлекательными для населения, что, в свою очередь, положительно влияет на их конкурентоспособность. Примером может служить внедрение технологии «умных городов» в таких городах, как Казань, Нижний Новгород и Сочи. Эти города активно используют технологии интернета вещей, массивов данных и автоматизации для управления транспортом, мониторинга окружающей среды и обеспечения безопасности, что улучшает качество муниципальных услуг и снижает расходы на управление.
Для эффективного использования данных регион должен обладать развитой цифровой инфраструктурой, включая высокоскоростной интернет, центры обработки данных и системы кибербезопасности. Поэтому в Российской Федерации активно прорабатывается новый нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который будет направлен на развитие инфраструктуры для сбора, хранения и анализа данных, а также на стимулирование инноваций. Кроме технологического прорыва, основные цели проекта — создание единой системы стандартов и нормативов, развитие образовательных программ для подготовки специалистов в области анализа данных и искусственного интеллекта, а также поддержка научных исследований и разработок. Опыт зарубежных стран показывает, что использование данных в промышленности может привести к значительным экономическим эффектам [4].
Данный национальный проект определяет следующие приоритетные направления цифровой трансформации государства: «Инфраструктура», «Инструменты» и «Будущее». Внутри данных направлений будут реализованы девять федеральных инициатив: «Инфраструктура доступа к сети интернет», «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы», «Искусственный интеллект», «Цифровая инфраструктура госуправления», «Отечественные решения», «Прикладные исследования и перспективные разработки», «Инфраструктура кибербезопасности» и «Кадры для экономики данных», «Государственная статистика». Программа должна быть реализована с 2025 по 2030 гг. На ее финансирование из федерального бюджета планируется направить 996,5 млрд рублей. Ожидается, что еще 1,3 трлн рублей поступят из внебюджетных источников. Самый дорогой из проектов — «Инфраструктура доступа к информационно-телекоммуникационной сети в Интернете», стоимостью 1,3 трлн рублей, в том числе 1,2 трлн рублей из внебюджетных источников.
Федеральный проект «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы» с бюджетом 122 млрд рублей нацелен на внедрение сервисов взаимодействия с гражданами «для исключения административных барьеров и повышения удовлетворенности качеством предоставления услуг в электронном виде». Кроме того, будет вложено 197 млрд рублей в федеральный проект «Искусственный интеллект» и 327 млрд рублей в программу «Цифрового государственного управления» [6].
Реализация проекта «Кадры для цифровой трансформации», включающего подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, построение непрерывности системы образования и создание условий для контроля цифровой грамотности, поможет достичь всех этих целей.
Экономика данных повышает эффективность, скорость и удобство работы исполнительных органов власти, а также инструментов, которые используют граждане в процессе получения социальных услуг. В результате реализации нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» можно ожидать следующих результатов:
– для граждан: обеспечение их безопасности при использовании интернета; ускорение получения госуслуг;
– для предпринимателей: сохранение данных работоспособности своих приложений; отказ от бумажных документов; увеличение числа квалифицированных кадров; возможность однократно предоставлять отчетность в органы власти.
– для глав регионов: модернизация и цифровая трансформация почты; проведение мобильного интернета LTE вдоль дорог; переход на типовые программные решения; продолжение программы развития сетей Wi-Fi.
Однако активное развитие экономики данных в России приведет и к значительным вызовам.
С учетом увеличивающегося числа подключенных устройств и цифровых систем в промышленности, открываются новые угрозы и риски. Одна из главных задач, которая стоит сейчас перед государством, регионами и отраслями промышленности — учитывать возможные негативные последствия и прорабатывать инструменты для их минимизации [7].
С увеличением объема собираемых и обрабатываемых данных возрастает риск кибератак, что приводит к утечке конфиденциальной информации, нарушению работы оборудования и значительным финансовым потерям.
Кроме внешних угроз, есть и внутренние — растущая зависимость от цифровых технологий и данных приводит к возможным сбоям, в том числе из-за человеческого фактора. Использование цифровых технологий и автоматизация могут привести к сокращению рабочих мест в традиционных секторах промышленности.
Внедрение экономики данных может усилить разрыв между регионами с развитой инфраструктурой и теми, где цифровая трансформация идет медленно. В России регионы с высокоразвитыми промышленными центрами, такими как Москва и Санкт-Петербург, значительно быстрее внедряют цифровые технологии, в то время как отдаленные регионы остаются на периферии цифровой трансформации [8].
Несмотря на существующие проблемы и риски, активная поддержка государства и инициативы в области образования и инноваций помогают развивать экономику данных, которая может коренным образом изменить промышленность и экономику российских регионов. Экономика данных — это не только цифровая технология, но и стратегический инструмент управления данными для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития региона.
Выводы. Экономика данных является мощным двигателем региональной конкурентоспособности. Те регионы, которые активно инвестируют в цифровую инфраструктуру, образование, развитие технологий и используют базы данных для совершенствования управления и улучшения качества жизни, становятся лидерами в экономике. Успешное внедрение инструментария экономики данных позволяет региону не только укрепить свои позиции на внутреннем рынке, но и конкурировать на международной арене.
Отмечая стимулирующую роль экономики данных, мы должны отметить и негативные проявления: рост уровня безработицы, экономическое неравенство; неоднородность цифровой инфраструктуры; диспропорции в инновационном развитии; несоответствие институциональной адаптации региональных систем динамике развития цифровых услуг; экономические угрозы информационной кибербезопасности и т.д.
Таким образом, в условиях экономики данных необходима трансформация инструментария обеспечения региональной конкурентоспособности. Конкурентоспособность регионов в будущем будет определяться степенью включенности предприятий и регионов в процессы цифровизации. Обеспечение региональной конкурентоспособности в условиях динамичных изменений экономических отношений, интеллектуализации и инновационной трансформации бизнес-процессов должно осуществляться путем адаптации к вызовам информационно-коммуникационного пространства. Федеральные программы, а также реализация нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» оказывают большое влияние на цифровизацию регионов. |
| |
|
|
|