Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Проблемы и пути решения финансирования малотоннажного СПГ газовой промышленности
Минин А. Е.
аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
главный специалист финансово-экономического управления ООО Газпром СПГ технологии

Развитие СПГ отрасли в Российской Федерации влечет за собой потребность в финансировании таких направлений как НИОКР, создание и повышение эффективности капиталоемкого технологического оборудования, создание вертикально-интегрированных компаний (ВИК) для максимизации прибыли и возможности осуществления собственного финансирования инвестиционных проектов отрасли, создание комплексов сжиженного природного газа. Дана оценка перехода на новую валюту и ее влияние на кредитно-денежные отношения. В работе предложен финансовый рейтинг (индекс) для оценки предоставления компаниям государственного финансирования, в котором учитываются интересы развития страны для исполнения государственных программ финансирования, в удовлетворении потребности ресурсами значимых отраслей и стратегических компаний России.
Ключевые слова: бюджетное финансирование, государственная поддержка, сжиженный природный газ (СПГ), мировая валюта, финансовый рейтинг, инвестиции, БРИКС, малотоннажный СПГ
УДК 336.64; ББК 65.263   Стр: 191 - 194

Введение. Производственный комплекс малотоннажного СПГ является частью газовой промышленности, в которой проекты характеризуются их долгосрочностью, а дисконтированный срок окупаемости проекта варьируется в диапазоне от 5 до 10 лет в зависимости от производительности малотоннажного комплекса природного газа (КСПГ) и способа его финансирования. Несмотря на давно выдвигаемую Правительством повестку об импортозамещении, имеет место зависимость от иностранных технологий, которые оказывают негативное воздействие на возможность создавать собственное национальное технологическое оборудование. В связи с отсутствием гарантированного спроса на высокотехнологичные и промышленные разработки в сфере малотоннажного СПГ, потенциальной высокой налоговой нагрузкой при использовании исключительно акционерного финансирования, отрасли необходима государственная поддержка. Дополнительным фактором, требующем государственного финансирования, является то, что отрасль находится в стадии становления, в связи с чем банки оценивают риски таких проектов как высокие.
Основные направления, требующие больших финансовых вложений в создание производственной базы и инфраструктуры малотоннажного СПГ — это:
– научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
– технологическое оборудование;
– строительство производственных комплексов по производству СПГ;
– газозаправочная инфраструктура в виде криогенных заправочных станций (криоАЗС), топливо-заправочных пунктов (криоТЗП), передвижных автомобильных газовых заправщиков (криоПАГЗ);
– инвестирование в развитие логистической деятельности, связанное с потребностью транспортировки от завода-производителя до заправочных станций конечным потребителям;
– инфраструктурные проекты в виде СПГ-кластеров, приобретение или объединение компаний (слияния и поглощения) для усиления конкурентных преимуществ в сфере малотоннажного СПГ, перспективы наиболее быстрого масштабирования, увеличения кредитной линии за счет ее роста или становления группы компаний, повышения конкурентоспособности отечественных компаний, возможности преобразования в вертикально-интегрированную компанию (ВИК).
Целью исследования стало определение наиболее доступных финансовых инструментов в развитии малотоннажной СПГ отрасли, выявление существующих проблем финансирования, рассмотрение возможных альтернатив для повышения конкурентоспособности на мировом рынке малотоннажного СПГ.
Из существующих и наиболее часто используемых методов финансирования, таких как корпоративное или акционерное, долговое, финансовая аренда или лизинг, венчурное и проектное финансирование, бюджетное финансирование, необходимо выбирать исходя из их преимуществ и недостатков, возможностей компании использовать льготные программы, такие как ТОР или Дальний Восток и Арктическая зона РФ, отраслевая специфика (технологичное производство, станкостроение, развитие наукоемких производств), вариантов государственного финансирования (офсетный контракт, ГЧП, концессионные соглашения, льготный лизинг и кредитование, гранты, субсидии, поддержка НИОКР) [1].
В условиях санкций, когда российские СПГ компании оказались изолированы от мировой энергетической и глобальной финансовой системы, технологическая цепочка по созданию объекта производства КСПГ увеличилась. Соответственно увеличились затраты на логистику, вследствие недостаточно сформировавшегося суверенитета в области транспортировки СПГ. С одной стороны, это стимулирует к увеличению технологического суверенитета в долгосрочной перспективе, с другой, увеличивает себестоимость и конечную цену в краткосрочном периоде.
Поскольку отрасль СПГ является капиталоемкой и многие производственные процессы были завязаны с ныне недружественными странами, для поддержания и развития отрасли необходимо оказание государственной поддержки, а именно субсидирование проектов, таких как льготный лизинг с использованием средств ФНБ, субсидии в форме поддержки НИОКР, проектное финансирование промышленного производства, направленное на развитие СПГ отрасли для выстраивания концепции энергетической независимости государства, стратегических и ключевых проектов, направленных на автаркичную систему [2]. Описанные методы государственного финансирования представляют собой сложную реализацию на практике, несмотря на существующие инструменты поддержки, которую, в том числе, оказывают государственные некоммерческие организации в виде фондов, ассоциаций.
Рассмотрим следующие составляющие развития малотоннажного СПГ газовой промышленности:
1) НИОКР в малотоннажном СПГ. Научные исследования в отрасли СПГ необходимы для поиска возможности наиболее эффективного использования оборудования с последующим внедрением в технологический цикл, а также разработки и усовершенствования технологий сжижения природного газа, направленных на увеличение производительности, снижения затрат на единицу выпускаемой продукции. Для проведения НИОКР необходимо дорогостоящее оборудование, позволяющее НИИ осуществлять научные исследования, которое без государственной поддержки приобрести проблематично. Кроме того, научные исследования требуют длительных временных затрат в проектных решениях, при проведении испытаний и последующих доработок.
2) Оборудование в малотоннажном СПГ. Развитие малотоннажной отрасли СПГ в Российской Федерации способствовало применению и внедрению оборудования по технологиям сжижения с использованием дроссельного, детандерного, азотного, смесевого хладагента, российской технологии GMR.
Для поддержания российских компаний по созданию конкурентоспособного оборудования, текущих разработок, в том числе технологий сжижения, расширения НИОКР необходимо оказывать государственную поддержку, в противном случае рынок СПГ могут заполнить китайские компании, уже существенно влияющие на экспансию рынка СПГ по многим направлениям, таким как наземный и водный транспорт, автономная газификация, оборудование для сжижения, регазификация СПГ, перевозка и хранение СПГ.
3) Инфраструктура в малотоннажном СПГ, в том числе логистика. Транспортные услуги в реализации СПГ являются необходимым условием, поскольку СПГ-инфраструктура в виде криоАЗС, криоТЗП, криоПАГЗ представляет часть СПГ отрасли. Логистический оператор при перевозке СПГ через собственную сеть для экономии на топливных расходах, возможности без дозаправки следовать по более удаленным маршрутам, использует технику на СПГ, преимущественно китайского производства, в силу отсутствия на текущий момент технологического решения по производству отечественной техники. В связи с этим оператору необходимо финансирование дорогостоящей техники, где в наибольшей мере пользуются спросом седельные тягачи. В активной фазе рассматривается инвестиционный проект железнодорожной сферы по разработке локомотива ТЭМ-18 СПГ, который также требует больших финансовых вложений. Без привлечения стороннего финансирования проект крайне сложно реализовать, однако существенные расходы связаны не только с инвестиционной стадией проекта, но и требуют льготного обеспечения в первые годы операционной деятельности.
4) СПГ-кластер малотоннажного СПГ. Перспективным направлением многоцелевого развития и масштабного проекта, продвигающем СПГ отрасль — это создание кластера. В СПГ-кластере охватываются различные виды бизнеса на территории, способствующей развитию СПГ инфраструктуры, популяризации СПГ. Создание этого направления сопряжено с высокими затратами, требующими крупного объема привлекаемого финансирования, которое необходимо осуществлять с привлечением проектного финансирования, мезонинного кредитования, государственной поддержки в форме грантов, субсидий, концессионных соглашений.
5) Слияния и поглощения в малотоннажном СПГ. Наиболее перспективным в развитии СПГ отрасли является организация предприятий полного цикла и формирование ВИК, аналога вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК), что требует финансирования на всех этапах реализации объекта объединения или приобретения — от исследования, разработки финансовой модели до подписания инвестиционного меморандума. Формируя единое предприятие в форме ВИК, объединяя и выстраивая технологические процессы на всех стадиях, от производства оборудования до реализации произведенного СПГ конечным потребителям, компания не лишена возможности структурировать все бизнес-процессы, имеет возможность более эффективно управлять затратами.
Для обеспечения финансами компаний газовой промышленности малотоннажного СПГ, необходима трансформация кредитно-денежных механизмов, в рамках которых промышленные предприятия будут выступать некой доминантой в распределении финансовых ресурсов. Одну из определяющих функций денег товарного обмена могут выполнять контракты, оцифрованные на биржевой платформе производителей и потребителей. Цифровым идентификатором могли бы выступать денежные единицы оцифрованных контрактов, где, к примеру, может быть использована валюта БРИКС.
По мере расширения участников БРИКС можно предусмотреть механизм обеспечения с учетом интересов новых стран-участниц, учитывая влияние составляющей природных ресурсов новых членов. Введение в оборот подобной новой валюты, основанной на природных богатствах, также поспособствует воплощению созидательной деятельности, направленной на поддержание производителей, в отличие от нынешней, где за основу взяты кредитные отношения и финансовый капитал. Интересы производителей при использовании обеспеченной валюты, в том числе и оцифрованной в виде контрактов, становятся выше интересов банкиров и являются наиболее необходимыми в современной системе денежных отношений. Даже при частичном внедрении новой модели с цифровой валютой, промышленность может быть застрахована от инфляционных колебаний.
Финансовый рейтинг (индекс). Для возможности предоставления финансовых ресурсов компании на проведение НИОКР, приобретение оборудования, создание СПГ-инфраструктуры и СПГ-кластера, строительства СПГ-объектов, необходимо оценивать его финансовый рейтинг. Автором предлагается ввести такой финансовый рейтинг (индекс), который является неким аналогом PMI (Purchasing Managers Index), разработанный для президента США с целью отражения «положения на местах» крупных предприятий Соединенных Штатов, который формируется на основании анкетирования представителей и сотрудников компании для нивелирования активной фазы Великой депрессии с 1929 по 1933 годы, породившей спад производства, банкротства предприятий, массовые увольнения, по которому государственные структуры будут определять возможности, объемы и условия финансирования той или иной компании.
Финансовый рейтинг, рассчитываемый независимым государственным органом, основной целью которого является обеспечение компаний государственным финансированием, предоставление которого зависит от индикативных показателей компании и предоставляется в соответствии с потребностью и предельными значениями по установленным шкалам, специфики деятельности компании (приоритетная отрасль экономики, стратегическая независимость государства, социально-экономическое развитие в рамках демографических решений, финансовая независимость государства).
Для расчета финансового рейтинга предполагается создание анкеты с акцентом на финансово-экономические индикаторы, в том числе из отчетных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающие финансовое состояние организации, которая должна быть подкреплена подписью главного бухгалтера и генерального директора, печатью организации, а также заключения о достоверности бухгалтерских данных аудитором юридического лица.
Рассчитывать финансовый рейтинг и публиковать в открытых источниках могут, как некоммерческие организации, например, фонды, ассоциации, так и биржи, которые могут быть заинтересованы в увеличении капитализации нового направления, предусматривающего в дальнейшем продвижение цифровых финансовых активов (ЦФА) с целью получения альтернативного финансирования.
Также рейтинг может быть рассчитан Банком России, регулирующим биржевую деятельность в Российской Федерации.
На используемой цифровой платформе необходимо иметь возможность наложения на график макроэкономических показателей (ИПЦ, инфляция, биржевые индикаторы), показателей Центрального банка (агрегаторы М1, М2, ключевая ставка), которая позволит проанализировать исторические данные, текущую ситуацию в компании и экономике страны, выявить тенденции в развитии компании, отрасли.
Автором рассматривается создание рейтинга (индекса) на примере финансово-экономических показателей, где наибольшую ценность и достоверность будет представлять статистика за период от 3-х лет и более.
На примере, одном из доступных и достоверных для оценки финансового рейтинга могут выступать финансово-экономические показатели на основании информации из бухгалтерской (финансовой) отчетности:
– темп прироста валюты баланса (факторы роста/ падения);
– изменение денежного потока от текущих операций (факторы ОДДС);
– инвестиции (также из ОДДС);
– движение капитала (факторы ОДК).
Система рейтинга (индекса) с допустимыми порогами получения государственной поддержки также предоставляет возможность компаниям для упрощённого участия в рассмотрении биржей по допуску на цифровую платформу в интересах организации торгов ЦФА, подтверждая надежность компании, преимущество получения дополнительного финансирования, тем самым стимулируя развитие биржевой торговли перспективными компаниями, предоставляя альтернативные варианты получения дополнительного финансирования, а инвесторам — извлечение дополнительного дохода от роста капитализации, купонных или дивидендных выплат, опционных механизмов. Механизм взаимодействия интересов компаний и инвесторов биржевой площадки с учетом имеющегося опыта в биржевых взаимоотношениях будет полезен и не повлечет существенной дополнительной нагрузки по его разработке и внедрению.
Компании с сомнительной деятельностью не будут интересоваться выходом на рынок ЦФА по причине комплексной оценки и заключительного вывода по компании на основании ее финансового рейтинга.
Поставленная Президентом задача «Развитие финансового рынка», достижение цели роста капитализации фондового рынка до 66% от ВВП к 2030 году будет достигаться, в том числе, и благодаря развитию технологий вывода на биржевые площадки ЦФА, а система финансового рейтинга позволит участникам финансового рынка развивать денежный рынок и рынок капитала, в зависимости от краткосрочных или долгосрочных заимствований [3]. Для граждан, инвестирующих в фондовый рынок, предполагается инвестиционный налоговый вычет, что также является дополнительным стимулом.
Проблемы методов финансирования в малотоннажном СПГ. Существующие методы финансирования — корпоративное, долговое или заемное, финансовая аренда или лизинг, венчурное, проектное, бюджетное в нынешней ситуации имеют ряд проблем. Корпоративное финансирование является достаточно дорогим и многим компаниям недоступно, ввиду значительных капитальных затрат на проекты малотоннажного СПГ. Кредитное (заемное) финансирование требует залогового обеспечения, исполнения банковских ковенант, контроля отдельного банковского счета (ОБС). Лизинг, несмотря на возможное возмещение НДС, имеет, тем не менее, высокую конечную стоимость. Венчурное финансирование зачастую длительно не генерирует положительный денежный поток. Проектное финансирование связано с высокой стоимостью прединвестиционного анализа (не менее 20% собственного участия в капитальных затратах) и покрытием процентов по кредиту на инвестиционной стадии, выполнением финансовых банковских ковенант, контролем ОБС со стороны банка. Бюджетное финансирование, помимо рисков, связанных с неисполнением государственных установок, возможностью конкурсного (внешнего) управления, представляет собой наиболее предпочтительное из представленных.
Из перечисленных методов финансирования, особенно в условиях установленной ключевой ставки ЦБ РФ в октябре 2024 г, наиболее востребованным является бюджетное финансирование, с учетом оказания различных мер государственной поддержки, как на стадии запуска проекта, так и в форме возмещения понесенных расходов.
Государственные программы, с точки зрения удовлетворения условиям предоставления государственной поддержки для финансирования малотоннажной СПГ отрасли — это офсетные контракты, субсидирование в виде поддержки НИОКР, льготный лизинг, проектное финансирование ВЭБ РФ.
Офсетные контракты, как инструмент финансирования малотоннажного СПГ, на практике оказываются несостоятельными. Основным их назначением является взятие органом исполнительной власти на себя инвестиционных обязательств, гарантирующих рынок сбыта продукции производителю. Но, по факту, органы власти ссылаются на противоречия в законодательстве Федерального закона №44, которые мешают им заключать офсетные контракты.
Поддержка НИОКР. Финансирование рассматриваемой государственной программы возможно при осуществлении инновационной, научно-исследовательской деятельности, для реализации которой необходимо подтвердить инновационную деятельность. Для возможности реализации инновационной деятельности в технологическом оборудовании необходима кооперация с научно-исследовательским институтом или интеграция в ВИК института, что и в том, и другом случае сопряжено с высокими затратами [4].
Льготный лизинг. Для получения финансирования льготного лизинга через механизм фондирования, под обеспечение которого лизинговая компания выпускает облигационные займы с последующим выкупом Фондом национального благосостояния (ФНБ), необходимо включение в государственную программу, что требует, в том числе, существенных временных затрат.
ВЭБ.РФ. Для получения финансирования через государственную корпорацию ВЭБ.РФ, необходимо обеспечение стороннего финансирования. Необходимо 20% собственного участия (акционерное финансирование) с возможностью предоставления согласованного синдицированного кредита в размере 60%, и 20% участия ВЭБ.РФ. Однако, получение финансирования с учетом хеджирования процентной ставки максимально возможно в диапазоне 10–12%, что существенно ниже заявленных 20%.

Рассматривая особенности текущей финансовой системы и инструментов финансирования предприятий, автором установлено, что в рамках нынешней, отчасти неустойчивой, но по новому формируемой системы, возрастает потребность в совершенствовании финансовых механизмов, направленных на развитие предприятий важнейших и стратегических отраслей. В силу сложившейся геополитической обстановки Россия и страны, желающие становления финансовой независимости своих стран, вынуждены искать альтернативу в виде новой валюты на примере валюты БРИКС. Использование новой валюты упростит взаиморасчеты за СПГ, создаст новые предпосылки и условия использования финансовых инструментов крупнейшими мировыми компаниями. Внедрение новой методики оценки с помощью финансового рейтинга позволит поддержать стратегические отрасли отечественной экономики и максимально быстро оказывать государственную поддержку различными финансовыми инструментами. Автором в последующих исследованиях будет предложена методика оценки финансового рейтинга (индекса), направленная на оценку компании для целей инвестирования, а также принятия решения о предоставлении государственного финансирования.

Список использованных источников:
1. Минин А.Е. Методы финансирования строительства малотоннажного производства сжиженного природного газа. Сравнительный анализ проектного и корпоративного финансирования // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2024. — № 4. — Т. 7. — С. 162–176
2. Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Москва. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 20.10.2024).
3. Минин А.Е. Финансирование производств сжиженного природного газа в условиях нестабильной экономики // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: Материалы IV Национальной научно-практической конференции с международным участием 19–20 октября 2023 г. (Санкт-Петербург, 19 октября 2023 г.). — Санкт–Петербург: Издательство Астерион, 2023. — С. 373–377.
4. Кунин В.А. Влияние цифровой трансформации на решение проблемных вопросов разработки и реализации инновационно-инвестиционных проектов // Цифровая экономика и финансы: Материалы Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17–18 марта 2022 года). — Санкт–Петербург: Астерион, 2022. — С. 389–395.
Статья поступила в редакцию 30.10.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия