Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Система здравоохранения в Турции: анализ и предложения по реформам
Селами Й.
доцент кафедры бизнес-администрирования
Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку),
кандидат экономических наук

В статье анализируются ключевые проблемы турецкой системы здравоохранения и предложены практические решения для повышения качества и доступности медицинских услуг. Методология исследования включает всесторонний обзор ключевых элементов турецкой системы здравоохранения, таких как семейная медицина, финансирование больниц, человеческие ресурсы и лекарственная политика. Анализируются исторические данные и текущие стратегии для выявления неэффективности областей, требующих реформ. Результаты подчеркивают значительные системные слабости, включая недостаточное финансирование больниц, нехватку медицинского персонала, неэффективные механизмы предоставления услуг и устаревшую политику ценообразования на лекарства. Исследование имеет практическую ценность для разработчиков политики и руководителей здравоохранения, предлагая конкретные стратегии для устранения финансовых и операционных недостатков. Полученные результаты служат ценным ресурсом для формирования будущей политики и практики управления в Турции.
Ключевые слова: Турция, турецкая система здравоохранения, реформа здравоохранения, политика здравоохранения, проблемы предоставления медицинских услуг, финансирование больниц
УДК 614.2; 338.24; 362.1; ББК 55.1; 65.49   Стр: 206 - 211

Введение. История турецкой системы здравоохранения охватывает период от основания Республики до наших дней. В то время как вертикальная организационная структура была эффективной в борьбе с инфекционными заболеваниями, такими как туберкулёз и малярия, в годы основания Республики, сегодня эффективно действует горизонтальная организационная структура, так как эти заболевания были полностью ликвидированы. Политика в области здравоохранения разрабатывалась под влиянием множества событий и участников с республиканского периода до настоящего времени.
В ноябре 2000 года и феврале 2001 года Турция столкнулась с масштабным экономическим кризисом, который привел к росту уровня безработицы, к обнищанию населения, серьезным сбоям в здравоохранении и оказал в целом отрицательное социальное воздействие. Рост цен на продукты питания и инфляция сделали ранее защищённые домохозяйства уязвимыми. Наиболее значительным влиянием на сектор здравоохранения стало сокращение числа зарегистрированных застрахованных лиц.
После всеобщих выборов 2002 года правительство представило «План срочных действий». В этом плане ясно указано, что будет создана система социального обеспечения, охватывающая всё население, и что государство несёт ответственность за предоставление базовых медицинских услуг всем своим гражданам. В рамках Плана срочных действий была запущена Программа преобразования здравоохранения. Целями Программы преобразования здравоохранения являются организация, финансирование и предоставление медицинских услуг эффективным, результативным и справедливым образом. С 2003 года политика в области здравоохранения проводится в рамках Программы преобразования здравоохранения.
Для выявления проблемных аспектов в турецкой системе здравоохранения следует первоначально рассмотреть основные компоненты системы. Соответственно, турецкая система здравоохранения будет оцениваться по различным направлениям и проблемные области будут определены для каждой категории с последующим предоставлением рекомендаций.
Практика семейной медицины. Практика семейной медицины, реализованная в рамках Программы преобразования здравоохранения, не выполняет ожидаемых от неё функций. Несмотря на то, что практика семейной медицины была внедрена по всей стране с 2012 года, она ещё не достигла стадии оказания медицинских услуг, ориентированных на граждан. Согласно статистике Министерства здравоохранения за 2020 год, только 42,2% от общего числа обращений граждан к врачам приходилось на учреждения первичной медико-санитарной помощи. Граждане не предпочитают обращаться к семейным врачам за медицинскими услугами [14, с. 6].
Кроме того, хотя по состоянию на 2020 год в стране насчитывалось 26 594 семейных медицинских подразделений, эти центры не могут предоставлять адекватные медицинские услуги из-за инфраструктурных недостатков [14, с. 5].
Семейные врачи и медицинский персонал работают по контракту, что также представляет серьёзную проблему с точки зрения кадров. Во многих подразделениях семейной медицины наблюдается численная нехватка медицинского персонала, такого как медсёстры и фельдшеры, что сказывается на качестве предоставляемых услуг. Чрезмерная рабочая нагрузка также приводит к неудовлетворённости среди медицинских работников.
Услуги первичной медико-санитарной помощи должны предоставляться эффективно, в сотрудничестве с учреждениями вторичной медицинской помощи, с приоритетом на профилактические услуги, в соответствии с потребностями общества, на региональной основе, равными, доступными, полностью бесплатными, с достаточным и квалифицированным персоналом [15, с. 1].
Практики, навязываемые в соответствии с Положением о контракте и оплате труда в семейной медицине, также создают трудности для медицинского персонала, работающего в системе первичной медико-санитарной помощи. Согласно Положению, семейные врачи, публикующие материалы в социальных сетях или делающие «несанкционированные» заявления для прессы по вопросам их работы, подвергаются различным наказаниям. Кроме того, в соответствии с тем же положением, семейные врачи, которые обязаны проводить наблюдения за хроническими заболеваниями, могут быть оштрафованы на 10% от своей заработной платы, а также заработной платы сотрудника семейного медицинского центра, если они не достигают необходимого количества наблюдений из-за текущего числа пациентов и плотности работы поликлиник [13].
В Центрах семейной медицины создаются неравные условия обслуживания как для персонала, так и для пациентов из-за различий в физических возможностях, группировке и текущих пособиях. Без улучшений в отношении численности населения на одного семейного врача, количества обращений и записей система вряд ли будет работать эффективно. Министерство здравоохранения должно вмешаться и оказать необходимую поддержку для обеспечения приемлемого стандарта по структуре и условиям в Центрах семейной медицины.
Центральная система записи к врачу (MHRS). Центральная система записи к врачу (MHRS) была создана в рамках Программы преобразования здравоохранения для обеспечения возможности граждан записываться на приём в больницы, подведомственные Министерству здравоохранения, в центры здоровья полости рта и зубов, а также к семейным врачам [15, с. 1–7]. Граждане могут записываться на приём в выбранную больницу и к врачу через живых операторов, позвонив по номеру Alo182, через веб-сайт или с помощью мобильного приложения MHRS [12, с. 213].
На практике граждане, звонящие в систему для записи, могут получить приём только через 30 дней, а иногда и через 60 дней. Таким образом, граждане не могут найти записи даже в базовые медицинские отделения, такие как терапия, хирургия и гинекология, что приводит к несвоевременному удовлетворению их потребностей в медицинской помощи.
Чтобы создать больше возможностей для записи, Министерство здравоохранения сократило время осмотра врачей до 5 минут и пытается решить проблемы граждан со здоровьем в это крайне ограниченное время. Из-за проблем с MHRS и невозможности записаться на приём система здравоохранения оказалась в кризисной ситуации.
Для решения этой проблемы MHRS необходимо срочно переработать, чтобы устранить неудобства, с которыми сталкиваются граждане. В этом контексте следует пересмотреть обязанности провинциальных директоров здравоохранения, ответственных за систему. Университетские больницы также должны быть включены в MHRS, а варианты записи на медицинские осмотры для граждан должны быть расширены. Университетские больницы следует использовать активно для разгрузки системы.
Городские больницы. Городские больницы — это больницы, построенные через государственно-частное партнёрство. Они подвергаются широкой общественной критике из-за модели «строительство-эксплуатация-передача» и их высокой стоимости. Хотя утверждается, что на эти проекты не выделяется ни одной копейки из государственного бюджета, это не соответствует действительности. В модели городских больниц государство передаёт принадлежащую ему землю подрядчику и берёт кредит под гарантию казначейства, одновременно выплачивая арендную плату и плату за услуги для здания, построенного на государственной земле. На этом этапе государство также гарантирует займ, предоставленный подрядчиком, и проценты по нему [2, с. 41–42; 6].
Только за 2020–2022 годы государство выплатило 60 миллиардов турецких лир за 13 городских больниц. Эта сумма будет профинансирована за счёт налогов, уплачиваемых всеми гражданами. Многие исследования показали, что государственные больницы с такими же характеристиками могут быть построены государством значительно дешевле.
Большой спор вызывает и тот факт, что в контрактах обходятся суды Турецкой Республики, а в случае возможных споров по городским больницам уполномоченными являются суды Великобритании. Скрытие контрактов от общественности под предлогом коммерческой тайны лишает проекты прозрачности и делает невозможным информирование граждан. Более того, тот факт, что контракты номинированы в иностранной валюте, увеличивает долговую нагрузку на граждан из-за изменений валютных курсов.
Кроме того, подрядчикам выплачиваются крупные суммы за такие услуги, как диагностика, лабораторные исследования, уборка, питание и т. д., и эти выплаты будут продолжаться в течение следующих 25 лет [2, с. 3].
Менеджеры больниц на примерах реализации заявили, что необходимо увеличить количество и качество медицинского персонала и других сотрудников, поддерживающих предоставление медицинских услуг. Количество и качество персонала, нанимаемого для специализированных медицинских услуг, таких как радиология и лабораторные исследования, осуществляемые подрядными компаниями, остаются полностью нерегулируемыми. Отсутствие государственного механизма надзора в этом отношении приводит к нехватке качества, скорости и стандартизации предоставляемых медицинских услуг.
Различные стороны критиковали практику, при которой врачи осматривают пациентов без участия регистрационного персонала, утверждая, что это отнимает у врачей время на осмотр пациента и приводит к значительному сокращению числа обследованных пациентов. В качестве отдельной проблемы отсутствие медицинского секретаря в амбулаторной клинике во время осмотра врача негативно влияет на медицинский персонал в отделениях, требующих особого соблюдения конфиденциальности [2, с. 1–3].
В городских больницах, которые уже начали функционировать, существуют отделения, которые не могут быть открыты из-за нехватки медсестёр. Большие размеры физических помещений и увеличение числа подразделений, требующих координации, истощают текущий персонал как физически, так и морально.
Очевидно, что городские больницы стали «гангреной» в нашей стране и сложившаяся ситуация приведёт к ещё большим проблемам в будущем. По этой причине, от данной модели необходимо как можно скорее отказаться, существующие городские больницы следует национализировать, а запланированные к строительству больницы пересмотреть, а те, которые действительно необходимы, должны быть обеспечены государством.
Университетские больницы. Государственные университетские больницы предоставляют специализированные медицинские услуги населению, а также занимаются медицинским образованием и научно-исследовательской деятельностью. В связи с этим университетские больницы сталкиваются с более высокими расходами, чем другие больницы. Однако из-за того, что эти расходы не покрываются в достаточной мере, университетские больницы испытывают серьёзные финансовые трудности [7, с. 956].
Основными проблемами университетских больниц можно назвать недостаточное финансирование и нехватку человеческих ресурсов [9]. Поскольку Министерство финансов не поддерживает инвестиционные бюджеты, такие как медицинское оборудование, техническое обслуживание, ремонт и строительство, эти расходы покрываются из бюджета внебюджетного фонда. Эта ситуация приводит к тому, что уровень задолженности университетских больниц достигает 80% [1, с. 6].
Кроме того, цены на медицинские услуги, определённые в Коммюнике по реализации здравоохранения, не соответствуют реальной ситуации, что является ещё одним фактором, ухудшающим финансовый баланс университетских больниц [7, с. 956]. Одностороннее установление цен на лечение Институтом социального обеспечения ниже рыночных цен и фактических затрат на лечение приводит к убыткам университетских больниц. Постоянные убытки больниц затрудняют закупку товаров и услуг в процессе лечения, а также делают невозможным выделение достаточных ресурсов для проведения научно-исследовательских работ в рамках больницы [9].
В университетских больницах практика частных осмотров и лечения некоторыми преподавателями в рабочее время, а также отсутствие контроля за начислением и распределением взносов в оборотный фонд препятствуют эффективному использованию ресурсов. В этом смысле следует рассмотреть вопрос о прекращении практики частных осмотров в университетских больницах [1, с. 15].
Университетские больницы, играющие важную роль в предоставлении медицинских услуг и научно-исследовательской деятельности, нуждаются в срочном выходе из этого финансового кризиса. Для этой цели необходимо увеличить объём ресурсов, выделяемых этим больницам из общего бюджета. Также существует большая потребность в реформе структуры управления университетскими больницами. Эти учреждения, которые в настоящее время функционируют как исследовательские и прикладные центры университетов, должны быть определены как отдельные юридические лица (больницы) и обеспечены возможностями для эффективного функционирования в плане бюджета, кадров и других функций. Кроме того, следует пересмотреть статус университетских больниц, открытых в каждом городе.
Финансирование медицинских услуг и медицинских расходов. Цены SUT. Согласно статье 72 Закона № 5510, Комиссия по ценообразованию медицинских услуг уполномочена определять суммы возмещения медицинских услуг, финансируемых Институтом социального обеспечения, который действует как государственное учреждение по возмещению затрат на медицинские услуги в Турции, использует Коммюнике по реализации здравоохранения (SUT), известное как метод оплаты за услугу. Здесь определяются баллы пакета транзакций, а цена возмещения рассчитывается путём умножения этих баллов на коэффициент определения цены [16, с. 1–2; 11].
С 2007 года упомянутая Комиссия не производила значительного увеличения сумм возмещения. Для государственных медицинских учреждений рост затрат, которые не оплачиваются по рецептам Коммюнике по реализации здравоохранения, продолжают финансироваться за счёт общего/специального бюджета. Таким образом, поставщики медицинских услуг не могут получать свои выплаты через систему финансирования, основанную на фактических затратах на предоставляемые услуги.
Низкие цены, установленные Коммюнике по реализации здравоохранения, особенно на услуги, связанные с технологиями, такие как медицинские устройства, медицинские продукты и фармацевтические препараты, приводят к предпочтению использования низкокачественных продуктов. В то же время, условия оплаты в течение 12–18 месяцев для больниц, подведомственных Министерству здравоохранения, и 12–36 месяцев для университетских больниц приводят к сокращению числа компаний в секторе и снижению разнообразия продуктов.
Из-за необновлённых цен Коммюнике по реализации здравоохранения и задержек в сроках оплаты больниц:
• увеличивается число компаний, которые вынуждены сокращать масштабы своей деятельности или прекращать её из-за низких цен и политики задержки платежей, а опытные и квалифицированные сотрудники сектора остаются без работы;
• поскольку невозможно поддерживать систему дилерства, некоторые группы продуктов недоступны за пределами крупных городов;
• продаваемые продукты либо не заменяются, либо не производятся;
• чтобы восполнить дефицит медицинских устройств, больницы и медицинские работники вынуждены использовать устройства с неопределённым качеством или с недостаточным клиническим опытом;
• из-за проблем с поставками пациенты не могут быть своевременно и полностью диагностированы и пролечены;
• несмотря на то, что полная стоимость доступных продуктов должна покрываться учреждением, пациенты вынуждены оплачивать продукты из собственного кармана.
Эта проблема с поставками также приводит к дополнительным трудностям, таким как снижение разнообразия продуктов, сокращение числа выживших компаний, ухудшение качества продуктов и необходимость у больниц закупать менее качественные продукты.
Суммы возмещения за медицинские услуги должны определяться с учётом общих затрат государственных медицинских учреждений (в настоящее время учитываются только цены Коммюнике по реализации здравоохранения), и эти цены должны увеличиваться в соответствии с годовыми увеличениями бюджетных расходов.
Низкая доля ВВП, выделяемая на медицинские расходы. Если рассмотреть долю общих расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте (ВВП), то в 1999 году этот показатель составлял 4,7%, в 2005 году — 5,2%, в 2010 году — 5,3%, в 2016 году — 4,6%, в 2017 году — 4,5%, в 2018 году — 4,4%, а в 2019 году — 4,7% [14, с. 342]. В период 2007–2010 годов доля общих расходов на здравоохранение в ВВП достигла своего максимума — 5,8%, а затем начала снижаться в последующие годы.
В международных сравнениях текущих расходов на здравоохранение видно, что в странах-членах ОЭСР средний показатель доли текущих расходов на здравоохранение составляет 8,9% от ВВП, в то время как Турция занимает последнее место с 4,3% [14, с. 342]. В 2018 году расходы на здравоохранение на душу населения составляли 2 030 турецких лир, а в 2019 году они увеличились на 19,9%, достигнув 2 434 турецких лир. В числовом выражении общие расходы на здравоохранение в 2019 году увеличились на 21,7% по сравнению с предыдущим годом и достигли 201 миллиарда 31 миллиона турецких лир [20, с. 2].
В 2019 году, до начала пандемии COVID-19, страны ОЭСР в среднем выделяли около 8,8% своего ВВП на здравоохранение. После США и Германии группа из десяти стран с высоким уровнем дохода, включая Францию, Канаду, Японию и Великобританию, выделяла на здравоохранение более 10% своего ВВП. Двенадцать других стран, включая некоторые страны ОЭСР, Бразилию и Южную Африку, тратили на здравоохранение от 8% до 10% ВВП. Следующий блок стран, где доля расходов на здравоохранение составляет от 6% до 8% ВВП, включает многие центрально- и восточноевропейские страны ОЭСР, а также новых членов из Латинской Америки, Колумбию и Коста-Рику. Наконец, Мексика и Турция, вместе с такими партнёрскими странами, как Китайская Народная Республика и Индия, выделяют менее 6% ВВП на здравоохранение [21].
Как видно из международных сравнений, Турция занимает одно из последних мест по доле ВВП, выделяемой на здравоохранение. Эта ситуация негативно влияет на многие аспекты — от качества предоставляемых гражданам медицинских услуг до удовлетворённости пациентов и персонала. Поэтому необходимо увеличить долю ВВП, выделяемую на медицинские расходы, особенно за счёт государственных средств.
Высокие расходы граждан на медицинские услуги. Граждане вынуждены оплачивать множество различных расходов при пользовании медицинскими услугами. Соплатежи и дополнительные сборы официально указаны в Коммюнике по реализации здравоохранения как обязательные к оплате сборы. Соплатёж — это сумма, которую обязаны оплатить лица, застрахованные по системе общего медицинского страхования, или их иждивенцы для получения медицинских услуг. За исключением семейных врачей, заключивших контракт, назначенных или уполномоченных Министерством здравоохранения, соплатежи взимаются за амбулаторные осмотры врачей и стоматологов, амбулаторные лекарства, протезы и ортезы экстракорпорального типа, а также лечение с использованием вспомогательных репродуктивных технологий [16, с. 1–10].
Кроме того, университеты фондового типа и частные больницы взимают дополнительные сборы, превышающие до двух раз стоимость медицинских услуг, установленную Комиссией по ценообразованию медицинских услуг, помимо уже определённой стоимости медицинских услуг, для держателей общего медицинского страхования и их иждивенцев. В некоторых случаях, особенно в частных больницах, практикуются произвольные подходы и с пациентов взимается гораздо больше дополнительных сборов. Это усугубляет и без того сложное положение граждан, заставляя их платить значительно больше.
Если рассмотреть расходы на медицинские услуги от граждан, которые являются важным показателем расходов на здравоохранение, в 2019 году граждане оплатили 16,7% от общего объёма расходов на здравоохранение. В денежном выражении это составляет 33,6 миллиарда турецких лир. Если включить неофициальные платежи, такие как частная практика врачей и неучтённые платежи, получаемые в частных больницах, станет очевидным масштаб затрат, которые граждане вынуждены покрывать из собственного кармана для доступа к медицинским услугам [15, с. 3].
Снижение расходов из средств граждан крайне важно для обеспечения их доступа к необходимым медицинским услугам без финансовых барьеров. Чтобы устранить, в частности, неофициальные платежи, необходимо как можно скорее внедрить эффективные меры контроля и регулирования со стороны государственных органов.
Кадровые ресурсы в здравоохранении. Нехватка медицинского персонала в Турции — это проблема, известная на протяжении многих лет. Особенно в государственных больницах из-за недостаточного числа медицинских работников, таких как врачи, медсёстры, фельдшеры, акушерки и т. д., сотрудники сталкиваются с огромной рабочей нагрузкой.
Согласно данным ОЭСР за 2019 год, Турция занимает последнее место среди стран ОЭСР по числу врачей на тысячу человек (2 врача на тысячу человек). Этот показатель значительно ниже среднего уровня ОЭСР, который составляет 3,6. Аналогичная ситуация наблюдается с медсёстрами: Турция занимает последнее место с показателем 2,4 медсестры на тысячу человек, что значительно ниже среднего уровня ОЭСР — 8,8 [21].
Для того чтобы своевременно и адекватно удовлетворять растущие потребности граждан в медицинских услугах, необходимо срочно увеличить численность и занятость медицинского персонала, что является одной из самых базовых потребностей. В частности, крайне важно, чтобы медицинские работники, ожидающие назначения, были распределены и трудоустроены как можно скорее, чтобы больницы, которые вынуждены работать с крайне ограниченным количеством кадровых ресурсов, могли достичь достаточной пропускной способности.
Явление насилия в здравоохранении. Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как «намеренное применение физического принуждения, силы или угрозы силы против себя, другого человека, группы или сообщества таким образом, который может причинить или, вероятно, причинит смерть, травму, психический вред или нарушение развития». Насилие на рабочем месте определяется как «инциденты, в которых сотрудник подвергается оскорблениям или нападению со стороны одного или нескольких лиц в ситуациях, связанных с работой». Насилие в медицинских учреждениях — это «ситуация, включающая угрожающие действия, словесные угрозы, физическое насилие или сексуальное насилие со стороны пациентов, их родственников или других лиц, создающая риск для медицинского работника» [23, с. 6–7].
Насилие в здравоохранении возникает иногда из-за факторов, связанных с пациентами и их родственниками, иногда из-за проблем, связанных с системой, а иногда из-за факторов, связанных с самими медицинскими работниками. Системные проблемы, такие как недостатки инфраструктуры и оборудования, длительное время ожидания из-за нехватки персонала или плохого управления, длинные очереди, задержки с записью на приём, отсутствие свободных коек, неспособность обеспечить минимальный комфорт и безопасность для пациентов, например, больных, измотанных и тревожных пациентов, которые часами ждут у дверей поликлиники без стула, чтобы сесть, являются триггерными факторами насилия в здравоохранении. Хотя медицинская помощь — это профессия, требующая 24/7 преданности и непрерывности, недопустимо подвергается нападениям и насилию со стороны пользователей услуг [23, с. 18–19; 2, с. 72–73; 5, с. 6].
Ситуацию усугубляет возложение ответственности за проблемы в здравоохранении на медицинских работников, обвинение врачей в случаях врачебной ошибки без различия между дефектом услуги и личной ошибкой, а также оскорбительные и уничижительные высказывания политиков, администраторов, писателей, иллюстраторов и влиятельных общественных деятелей в адрес врачей и медицинских работников.
Необходимо срочно принять меры для предотвращения насилия в здравоохранении. Следует усилить меры безопасности в медицинских учреждениях, разместить мобильных охранников в каждом отделении и на каждом этаже, чтобы охрана могла вмешаться во время инцидента, а не после него. Сотрудников необходимо обучить, как вести себя во время насилия, а также организовать тренинги и программы для повышения их мотивации.
Срочно нужно улучшить рабочую среду сотрудников, определить ограничения и должностные обязанности сотрудников, а также обеспечить осведомлённость о них среди сотрудников и пациентов. Следует как можно скорее внедрить необходимые меры для сокращения рабочей нагрузки на медицинских работников и установления гуманной системы работы. Против нарушителей необходимо применять сдерживающие наказания, такие как лишение свободы и штрафы, увеличить правовые гарантии для медицинского персонала и как можно скорее принять защитный закон [10, с. 65–66; 23, с. 47–48; 5, с. 8].
Фармацевтическая политика. Цены на лекарства в Турции определяются в соответствии с Постановлением о ценообразовании на лекарственные препараты для человеческого применения. Согласно Постановлению, в качестве референсных стран принимаются минимум 5 и максимум 10 стран-членов Европейского Союза (ЕС), а самая низкая отпускная цена референсного продукта, лицензированного и продаваемого на рынке в этих странах (за исключением скидки для склада), определяется как «референсная цена». В качестве валюты референсной цены используется евро. Стоимость 1 (одного) евро в турецких лирах, используемая для ценообразования лекарственных препаратов, для человеческого применения, определяется путём умножения годовой средней стоимости евро, рассчитываемой на основе курса евро Центральным банком Турецкой Республики, опубликованного в Официальном вестнике за предыдущий год, на коэффициент адаптации, равный 70% [11; 8].
С 2004 года действует система референсных цен. Цены на лекарства определяются путём принятия самой низкой складской цены продажи продукта во Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции в качестве референсной цены [8]. Однако если страны, где производится или импортируется данный продукт, отличаются от этих референсных стран и в этих странах установлена более низкая складская цена продажи, чем в референсных странах, цена в стране с более низкой складской ценой продажи принимается в качестве референсной цены. Розничная цена лекарства получается путём добавления прибыли хранителя склада, прибыли фармацевта и налога на добавленную стоимость к складской цене, рассчитанной с использованием ставок, установленных в зависимости от статуса лекарства, применённых к референсной цене. Эта цена представляет собой максимальную цену, которую можно запросить за это лекарство [4].
После десяти регулирований, сделанных Агентством по лекарствам и медицинским изделиям Турции, стоимость 1 (одного) евро, используемая для ценообразования лекарственных препаратов для человеческого применения, применялась как 4,5786 турецких лир на протяжении всего 2021 года. На рис. 1 показана разница между реальным курсом евро и курсом евро, используемым для определения цен на лекарства в Турции за последние годы [4].
Рис. 1. Разница между курсом евро и реальным курсом евро, используемыми для определения цен на лекарства

В процессах ценообразования и возмещения, описанных выше, Турция сталкивается с проблемами доступа на рынок инновационных лекарственных средств из-за структуры, ориентированной на влияние на бюджет, особенно на стадии оценки. Согласно исследованиям доступности инновационных лекарств для пациентов, уровень доступа на рынок инновационных лекарств в Турции в период с 2005 по 2013 гг. составлял 20% по сравнению с США и ЕС, а в период с 2011 по 2013 гг. этот показатель снизился до 4%.
Для того, чтобы граждане могли легко получать необходимые им лекарства, следует пересмотреть условия и процессы возмещения стоимости лекарственных средств, а также усилить их научную основу, как это сделано в странах ЕС, например, во Франции. Также важно приблизить прозрачность процесса к общепринятым стандартам в других странах.
Одновременно необходимо разработать меры для улучшения экосистемы исследований и разработок (R&D) и стартапов, чтобы обеспечить производство фармацевтической и другой медицинской продукции в Турции. Создание экономических зон для исследований и разработок в области фармацевтики, а также укрепление сотрудничества между государственным и частным секторами могут стать эффективными мерами в этом направлении.
Заключение. Основная цель системы здравоохранения заключается в улучшении здоровья населения, защите граждан от финансовых рисков, связанных с болезнями, и обеспечении достойного отношения к пациентам.
Турецкая система здравоохранения пытается удовлетворить потребности граждан в медицинских услугах с использованием имеющихся ресурсов и выделенного бюджета, но из-за негативных изменений в различных сферах за последние годы она не смогла достичь ожидаемой эффективности. Реабилитация системы невозможна за счёт временных решений. Требуется анализ системы с целостным подходом, выявление проблемных областей и разработка, а затем последовательная реализация осуществляемых мероприятий. По этой причине необходимо проводить регуляторные исследования с учётом мнений пациентов, медицинских работников, профсоюзов, ассоциаций и всех заинтересованных сторон системы.
Доля бюджета и государственных ресурсов, выделяемых на здравоохранение, должна быть увеличена, чтобы обеспечить своевременное и надлежащее удовлетворение всех потребностей граждан в медицинских услугах. Для решения проблемы зависимости цен на лекарства от валютных курсов следует поддерживать отечественные фармацевтические предприятия и рассмотреть возможность создания новых производств. Государственные и университетские больницы, находящиеся в финансовых трудностях, должны быть выведены из кризисного состояния, чтобы они могли качественно выполнять функции по диагностике и лечению пациентов. Улучшение прав и условий труда медицинских работников, а также предоставление им заслуженного вознаграждения, повысит их мотивацию и потенциал для предоставления качественных услуг. Также необходимо как можно скорее решить проблему нехватки медицинского персонала в стране путём найма новых сотрудников.
Главной отправной точкой должна стать уверенность в том, что граждане не столкнутся с какими-либо трудностями, особенно финансовыми, при получении медицинских услуг. Одним из крупнейших шагов в этом направлении является ограничение официальных расходов граждан, таких как соплатежи, дополнительные сборы, а также неофициальных расходов, таких как «деньги на нож».
Для того, чтобы обеспечить предоставление медицинских услуг всем гражданам под гарантией и защитой государства, как того требует Конституция, необходимо провести реформы в указанных в исследовании областях. Таким образом, можно будет устранить трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются граждане при доступе к медицинским услугам и обеспечить выполнение системой здравоохранения задач и функций, которые от неё ожидаются.

Список использованных источников:
1. Atasever, M., İlhan, M. N., & Örnek, M. (2017). Analysis of University Hospitals Problems (Structural, Business, Financial, Employee). SASAM Institute, 3(11).
2. Demir Uslu, Y. (2018). City Hospitals. Health Thought and Medical Culture Platform. Retrieved from https://www.sdplatform.com/Dergi/1138/Sehir-hastaneleri.aspx.
3. Deveci, E. (2021). Ministry of Health Announced: 8.7 Billion TL Paid to City Hospitals in 2020. Sözcü. Retrieved from https://www.sozcu.com.tr/2021/ekonomi/saglik-bakanligi-acikladi-sehir-hastanelerine-2020de-87-milyar-tl-odendi-6230239.
4. Esen, B. (2021). Euro Exchange Rate Used in Drug Pricing Updated. Pharmacist Magazine. Retrieved from https://www.eczacidergisi.com.tr/ilac-fiyatlandirilmasinda-kullanilan-avro-kuru-guncellendi/.
5. Esen, H., & Aykal, G. (2020). Evaluation of Violence in Health Institutions: Education and Research Hospital Case. Journal of Health Academicians, 7(1).
6. Göksedef, E. (2019). City Hospitals: How Much Has Been Spent So Far, What Has Been the Impact on Health Services? BBC Türkçe. Retrieved from https://www.bbc.com/turkce/haberler-turkiye-50570562.
7. Hotunluoğlu, H., & Kayacan, M. A. (2020). Analysis of University Revolving Fund Enterprises in the Context of Health Services in Terms of Public Economy. Asia Minor Studies, 8(2), 2.
8. Pharmaceutical Industry Employers’ Association. (2021). Pricing. Retrieved from http://www.ieis.org.tr/ieis/tr/issues/9/fiyatlandirma.
9. Clinical Communication. (2021). Problems of Universities and Solution Suggestions. Retrieved from https://www.klinikiletisim.com/universitelerin-sorunlari-ve-cozum-onerileri/.
10. OECD. (2021). Health at a Glance 2021: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing. Retrieved from https://www.oecd-ilibrary.org.
11. Official Gazette. (2015). Decision on the Pricing of Medicinal Products for Human Use (No. 7752).
12. Republic of Turkey Ministry of Health. (2012). Turkey Health Transformation Program Progress Report (2003–2011).
13. Sağol, B. (2021). Family Medicine System Will Collapse. Birgün. Retrieved from https://www.birgun.net/haber/aile-hekimligi-sistemi-cokecek-353703.
14. Republic of Turkey Ministry of Health. (2020). General Directorate of Health Information Systems, Health Statistics Yearbook 2019.
15. Republic of Turkey Ministry of Health. (2021). General Directorate of Health Information Systems, Health Statistics Yearbook 2020 Newsletter.
16. Social Security Institution. (2021). Health Implementation Communiqué.
17. Republic of Turkey Ministry of Health. (2021). General Directorate of Public Health, Department of Family Medicine, Primary Health Care Services. Retrieved from https://hsgm.saglik.gov.tr/tr/ailehekimligi/birinci-basamak-sa%C4%9Fl%C4%B1k-hizmetleri.html.
18. Republic of Turkey Ministry of Health. (2021). Central Physician Appointment System. Retrieved from https://www.mhrs.gov.tr/hakkimizda.html.
19. Republic of Turkey Ministry of Health. (2021). Turkish Medicines and Medical Devices Agency, Pharmaceutical Pricing. Retrieved from https://www.titck.gov.tr/faaliyetalanlari/ilac/ilacta-fiyatlandirma.
20. Turkish Statistical Institute. (2020). Health Expenditures Statistics 2019 (Issue 33659). Retrieved from https://data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Health-Expenditure-Statistics-2019–33659.
21. Uğurluoğlu, Ö., & Çelik, Y. (2005). Health Systems Performance Measurement, Importance, and World Health Organization Approach. Hacettepe Journal of Health Administration, 8(1), 3.
22. Yenimahalleli Yaşar, G., & Mut, S. (2015). Violence Against Health Workers. Retrieved from https://acikders.ankara.edu.tr.
Статья поступила в редакцию 24.12.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия