| | Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | |
| Михайлов Е. С. специалист развития гостиничного и ресторанного бизнеса гастрономического подразделения
«Karl Group»—»Dallas» бар (г. Деггендорф, Германия) Фадеев Д. В. специалист управления и развития проектами
Министерства промышленности и торговли РФ (г. Москва) Воронцова Г. Г. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук
| | В статье описываются предпосылки развития предприятий гостеприимства в Дагестане. Авторами рассмотрено и выбрано конкретное место для разработки и проектирования курортно-оздоровительного термального комплекса в районе села Белиджи. Проанализирован спрос на данные услуги с учетом целевой аудитории, представлена концепция комплекса и развернуто описаны основные и дополнительные услуги каждого подразделения термального комплекса. | Ключевые слова: Дагестан, село Белиджи, туризм, гостеприимство, оздоровительно-курортные отели, термальные источники, СПА, устойчивый туризм | УДК 338.462; ББК 65.43 Стр: 226 - 229 | Цель данной статьи заключается в оценке предпосылок развития сферы гостеприимства в Дагестане и разработке концепции термального комплекса в районе села Белиджи с учетом современных трендов развития предприятий гостеприимства в данном регионе с перспективой привлечения туристского потока, а также повышения уровня жизни местного населения.
На сегодняшний день потребительские запросы российских граждан весьма высоки, особенно в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, поэтому основной задачей производителей, отельеров, рестораторов и топ-менеджеров является не только поддерживать уровень сервиса предприятия гостеприимства, но и развиваться в соответствии с запросами общества.
В работе известного японского предпринимателя Коносуке Мацусита «Принципы успеха» говорится, что предпринимателям необходимо следовать запросам общества, двигаться и доверять ему, тогда будет возможность добиться настоящего успеха в той или иной области ведения бизнеса: «Согласитесь с тем, что обществу всегда виднее. Если вы готовы принять это, вас ждет успех» [6, с. 20]. Отсюда и актуальность проблемы настоящего исследования, что подтверждается и целым рядом публикаций представителей предприятий гостеприимства и сферы туризма [1, 2, 3, 5].
Республика Дагестан имеет важное значение в развитии туризма и экономики гостеприимства Российской Федерации. В первую очередь, Республика Дагестан — это самый южный регион страны и крупнейший среди семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Данный регион расположен на юге европейской части России, в северо-восточной части Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря.
На севере Дагестан граничит со Ставропольским краем и Калмыкией, на западе — с Чеченской Республикой и Грузией, на юге — с Азербайджаном. В 2023 году Республика Дагестан заняла первое место в Северо-Кавказском федеральном округе по достижению важных экономических задач года, что является подтверждением его роли как ведущего региона [4].
Также необходимо отметить повышенный туристический спрос за последние годы к данному региону. Потоки внутреннего и въездного туризма с каждым годом в разы увеличивают свои показатели. На нижеприведенном графике въездного и внутреннего туристического потока с 2018 по 2023 гг. можно отчетливо увидеть данную тенденцию развития (рис. 1). | |  | Рис. 1. Въездной и внутренний туристический поток [7] | Из данных показателей притока туристов в регион можно сделать вывод о том, что среднегодовой темп роста внутреннего туризма в Дагестане с 2018 по 2023 гг. составлял примерно 21,61%, что является отличным показателем и стремительно растущим вектором в перспективе.
Более того, Дагестан является одним из самых перспективных регионов России в качестве туристического оздоровительно-курортного направления за счет наличия естественных лечебных и рекреационных природных ресурсов. Таких как термальные источники с различными минералами и другими оздоровительными свойствами. Также данный регион богат своим рельефным ландшафтом, горами, одновременно притягивая большое количество солнечных дней в году и имея выход к Каспийскому морю. Все эти природные ресурсы и уникальное месторасположение делает Республику Дагестан по настоящему благоприятным местом для релаксации и оздоровительного туризма.
Однако, на сегодняшний день очевиден спад на оздоровительно-курортные средства размещения, в то время как классические предприятия гостеприимства развиваются достаточно стремительно. На нижеприведенном графике о развитии средств размещений в Дагестане с 2018 по 2022 гг. виден значительный прирост таких средств размещения как гостиницы и отели, турбазы и гостевые дома. Однако, этого нельзя сказать о курортно-оздоровительных комплексах гостеприимства (рис. 2). | |  | Рис. 2. Количество средств размещений 2018–2022 гг. [8] | Данный график показывает значительное увеличение основных средств размещения, таких как гостиницы и отели, увеличение количества гостиниц с 2018 по 2022 гг. — свыше чем 100%. Аналогичная ситуация с такими средствами размещения как гостевые дома, прирост которых на 2022 год составил более 200%, если сравнивать с 2018 г. Также отличная картина складывается с туристическими базами в Дагестане, 2022 год показывает явный скачок всех средств размещения. Однако, что касается санаторно-курортных организаций, то данный сегмент не только не приравнивается ко всем другим средствам размещения, наоборот, он показывает спад по отношению всего периода с 2018 по 2022 гг. Количество санаторно-курортных организаций показывает динамику сокращения на 8 единиц.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что спрос на данный регион большой, природные ископаемые придают Дагестану большие преимущества, а экономические показатели дают возможности развивать данный сегмент в туризме. В то же время, все средства размещения показывают рост за определенный период свыше 100%, однако предложений по оздоровительно-курортным комплексам все еще мало. Следовательно, решение о развитии оздоровительно-термальных источников в районе села Белиджи и проектирование современного термального комплекса является более чем перспективным направлением.
Прежде всего, стоит сказать о самом расположении природных ископаемых с минеральными термальными источниками. Между Каспийским морем и красивейшими горами на территории Южного Дагестана находится поселение Белиджи. Белиджи — это поселок городского типа и село, которые образуют отдельные муниципальные образования, хотя географически примыкают друг к другу. Кроме того, Белиджи — это станция Северо-Кавказской железной дороги, последняя на территории России перед границей с Азербайджаном. Что касается термального источника, то он находится прямо на берегу Каспийского моря, в 8 км к востоку от дороги Дербент-Баку и в 1 км от берега моря. Местные жители называют данный источник «Горячка». Горячка сегодня — это затопленная, разведочная скважина с горячей водой, вокруг которой в течении многих лет образовалось горячее термальное озеро. Иногда из скважины Белиджи вода выходит с горючим газом метаном, что способствует прямому возгоранию.
На побережье Каспия в Дагестане известны своими природными ископаемыми три таких скважины (Избербаш, Барикей и Белиджи), которые уже используются местным населением в бальнеологических целях. Минерализация воды в термальном источнике в Белиджи более 10 г/л, в то время, когда очень высокой минерализацией является более 3 г/л, а нормой 0,5–1 г/л. Температура воды в данном источнике на выходе равна 40 градусам Цельсия, состав минерализации хлоридно-кальциевый. Воды богаты йодом (до 30 мг/л), бромом (200–250 мг/л), а также барием (300 мг/л). Все эти составляющие придают огромное значение источнику и делают его исключительно уникальным. Таким образом, данное расположение термальных источников в поселении Белиджи является самым уникальным и перспективным вариантом развития и разработки концепции термального комплекса.
Что касается термального комплекса, прежде всего, его название будет состоять из двух слов, указывающих одновременно на простоту и уникальность месторасположения, а также типа средства размещения. Целью разработки концепции комплекса «Термы Белиджи» заключается в том, чтобы сделать данное средство размещения главным направлением в Дагестане для оздоровительного отдыха, объединяющего природные ресурсы и современные практики, привлекая гостей со всей России и зарубежья. Миссия термального комплекса — это предоставление уникальных оздоровительных услуг, которые способствуют восстановлению и улучшению физического и психического состояния гостей через погружение в природные термальные источники, современные хилинг-практики и гостеприимство в отеле, сочетающем скандинавский стиль и экологичность.
Данный термальный комплекс будет иметь четыре различных направления функционирования: прежде всего, это отель для гостей и посетителей, основная часть — это термальный комплекс, состоящий из 6 бассейнов с разным количеством и составом минералов и определенной температурой, каждый из которых имеет определенные оздоровительные свойства, также это — хилинг-центр — современный тренд в велнесс индустрии. Хилинг-центр сочетает в себе разновидность восстанавливающих массажей, сауны, а также хот-йогу, шейпинг, пилатес и другие процедуры, тем самым привлекая аудиторию, сосредоточенную на повышенном внимании к здоровому образу жизни. Четвертой обязательной составляющей всего комплекса является ресторан «Flow».
Ресторан при термальном комплексе «Термы Белиджи» — это воплощение гармонии и расслабления, где каждая деталь способствует ощущению внутреннего покоя и наслаждения. Концепция ресторана объединяет авторскую кухню a la carte и изысканную зону fine dining, предлагая гостям уникальный гастрономический опыт. Вдохновленный скандинавским стилем, интерьер ресторана сочетает в себе светлую древесину, минимализм и тепло, создавая атмосферу простоты и умиротворения. Меню из трех блюд отражает философию ресторана: первое блюдо — это белая спаржа, символ легкости и натуральности, второе блюдо — это луковый суп или телячий бульон, отражение классики, переосмысленной в современном ключе, и основное блюдо — это камбала или био-ангус, изысканные ингредиенты, воплощающие баланс вкуса, пользы, качества, а также изысканности в их приготовлении. Дополнительные услуги ресторана включают зону fine dining с сет-меню, оздоровительные минеральные воды и сезонные предложения, что подчеркивает ориентированность ресторана на здоровье и натуральные продукты. «Flow» — это пространство, где каждый гость найдет гармонию вкусов и ощущений, соединяя гастрономию с оздоровительными практиками.
Основными направлениями во всем комплексе являются современные термы и их оздоровительные бассейны. Вначале стоит отметить общее количество бассейнов, термальный комплекс будет состоять из 6 различных по составу минеральных бассейнов. Первые три бассейна разделяются по самым важных минералам: бром, барий, йод. В каждом бассейне присутствует только один минерал, который раскрывает свои лечебные свойства. Так, например, первый из бассейнов под названием «Бромный оазис» будет способствовать успокоению нервной системы, помощи при стрессах и бессоннице, а также улучшению общего состояния кожи. Бассейн «Бариевый спа» имеет свойства по укреплению костей, восстановлению после травм, полезен при заболевании суставов и способствует улучшению циркуляции крови и расслаблению мышц. Бассейн «Йодный залив» сможет помогать при заболеваниях щитовидной железы, улучшать обмен веществ и быть полезным для дыхательной системы. А также устранять воспалительные процессы и улучшать состояние кожи. Температура в данных бассейнах будет варьироваться от 36 градусов до 42.
Следующие три бассейна являются более прохладными, но не менее оздоровительными. Первый из них — это сочетание трех основных свойств данного термального источника: брома, бария и йода с добавлением кальция, и магния. Бассейн «Минеральный поток» способствует общему укреплению организма и поддержанию работы сердечно-сосудистой системы, а также улучшению состояния кожи. Полезен для людей, занимающихся спортом, для восстановления организма и мышц после нагрузок. Также очень важным является добавление бассейна, обогащенного морской солью и йодом. Бассейн «Соленая лагуна» способен помогать людям, у которых проблемы с заболеванием дыхательных путей, также данные свойства смогут поднять и укрепить иммунную систему. Особенно важно, что соль позволяет максимально расслабить мышцы и восстановить силы во всем организме. Заключительным бассейном является классический бассейн «Релаксация» с пониженной температурой, способствующий общему успокоению и восстановлению сил.
При таком использовании природных ресурсов источника «Горячка», Термы Белиджи смогут раскрыть все уникальные возможности данного термального источника, а также привлечь абсолютно разные целевые группы на оздоровление и восстановление или же просто высококачественный отдых.
Целевой аудиторией данного проекта являются гости, заинтересованные в оздоровительном отдыхе, нуждающиеся в расслаблении и восстановлении сил после тяжелой работы, спорта или просто жизненного периода. Ценностями целевой аудитории являются следующие понятия: оздоровление, равновесие, спокойствие, экологичность, внутренний рост, эстетика, тренды и органическое питание. Также цель проекта заинтересовать молодую аудиторию, привлекая ее современными методиками оздоровительного спа, велнесс программ, хилинг-центра и, конечно, общим дизайном и всем современным термальным комплексом.
Таким образом, сегменты целевой аудитории термального комплекса разделяются на следующие параметры: ядро — гости в возрасте от 30 до 59 лет, составляющие 49,5% всего населения Республики Дагестан, активные профессионалы, стремящиеся к здоровому образу жизни и балансу между работой и отдыхом. Уделяют внимание своему физическому и ментальному здоровью, часто посещают хилинг-центры, спа, йогу и другие оздоровительно-курортные места. Первичным сегментом являются гости в возрасте от 10 до 29 лет, составляющие 34,9% населения региона, городские жители (подростки, студенты и молодые занятые люди), интересующиеся современными трендами для отдыха, релаксации и приятного проведения времени. Также дети родителей, с которыми будут посещать данный комплекс на отдыхе или в различные другие праздничные дни или выходные. Вторичным сегментом целевой аудитории являются люди в возрасте от 60 лет и выше, составляющие 15,6% населения, те гости, которые нуждаются в оздоровительных процедурах, ценящие спокойствие и комфорт и направлены исключительно на улучшение здоровья за счёт минеральных свойств термальных вод. Готовые инвестировать в здоровье и благополучие, а также стоящие за активный и экологический отдых.
Для более детальных показателей был сделан анализ численности населения в Республике Дагестан за 2023 год, который показывает, что практически все возрастные группы равны друг другу, если делить группы примерно по 10 лет. Данные показатели можно увидеть на нижеприведенной диаграмме по численности населения Дагестана за 2023 год.
Диаграмма показывает две преобладающие группы населения Дагестана от 30 до 39 лет и от 10 до 19 лет, однако люди «серебряного возраста» от 60 лет и более находятся также наравне с остальными группами. Тем самым был сделан выбор в объединение самых многочисленных и близких по возрасту групп, которые являются ядром целевой аудитории, а последующие сегменты делят между собой молодые люди до 29 лет и пенсионеры от 60 лет. | |  | Рис. 3. Численность населения Дагестана 2023 год [9] | Что касается маркетинговой стратегии термального комплекса «Термы Белиджи», прежде всего важно выделить уникальное торговое предложение проекта, в основе которого будут предложены термы и предоставление редких оздоровительных процедур с использованием природных термальных вод с определенными минералами. Также хилинг-центр сегодня играет важную роль в спа-индустрии. Предложение хот-йоги, медитаций, массажей и детокс-программ, которые соответствуют мировым велнес-тенденциям сделают комплекс еще привлекательнее. Очень важен дизайнерский подход и айдентика всего комплекса, включая спа, бассейны, отель и ресторан «Flow». Дизайн термального комплекса вдохновлен природой и минимализмом, что отразится в использовании натуральных материалов, таких как дерево, камень и стекло. Основное внимание уделено гармонии с окружающей природой, что будет выражаться в простых линиях и открытых пространствах. Скандинавский стиль ресторана «Flow», как еще одной уникальной черты комплекса, создаст ощущение легкости и комфорта благодаря светлым тонам, текстурированным поверхностям и большим окнам с видом на природные ландшафты. В дизайне комплекса стоит уделить внимание преобладанию стекла и светлого дерева, современные тенденции, минимализм и теплый свет, что отражает чувство покоя и гармонии, легкости и восстановления.
Определившись с уникальностями и сильными сторонами привлечения гостей данного проекта, стоит сделать акцент на самой стратегии продвижения. Прежде всего, стоит сделать акцент на цифровом маркетинге, так как сегодня он играет важнейшую часть жизни многих людей. Цифровой маркетинг включает в себя разработку современного сайта в той же айдентике комплекса, с возможностью бронирования, отслеживания важной информации, тарифов, услуг и всех остальных возможностей комплекса, а также удобной связью с отделом бронирования. Также важно продвижение и ведение социальных сетей, делая акцент на визуальную составляющую комплекса, SEO-оптимизацию сайта для привлечения ограниченного трафика гостей в интернете, а также контекстную рекламу в «Яндекс» для привлечения целевой аудитории.
Следующим акцентом маркетинговой стратегии является заключение партнерств с турагентствами для привлечения стабильного сезонного потока, также партнерство с определенной брендированной маркой косметических принадлежностей в спа позволит удержать внимание гостей и повысить средний чек при прямых продажах. Партнерства с известными блогерами в области велнес-индустрии и экотуризме поспособствуют привлечению большей части аудитории и повышению рейтинга известности проекта. Последующими шагами в маркетинговой стратегии будут акценты на привлечение корпоративных клиентов и специальных предложений для конкретных компаний, которые заинтересованы в оздоровлении своих сотрудников и организации корпоративных мероприятий. Таким же образом важную составляющую будут приносить проведение регулярных мероприятий, семинаров и мастер-классов по здоровому образу жизни, йоге, медитации и питанию с привлечением известных экспертов.
При таком плане стратегическом развитии, данный комплекс сможет повысить узнаваемость, наладить выгодные партнерские отношения и привлечь большое количество целевой аудитории.
В заключительной части разработки проекта стоит осветить устройство организационной структуры всего комплекса. Организационная структура управления выстроена линейно-функциональным способом во главе с генеральным директором над всеми департаментами и его помощником — операционным директором и включает в себя следующие аутлеты: маркетинг и продвижение, финансовые операции, отдел кадров и развития персонала, департамент велнеса (управляющий термами и хилиг-центром), департамент еды и напитков, служба приема и размещения, а также служба уборки номеров и гостевых зон. Данная структура управления сосредоточена на каждом подразделении термального комплекса и при грамотном квалифицированном персонале сможет показывать высокую качественную работу каждого отдела и привнести большой успех проекту.
Что касается перспектив не только данного проекта, но и всей страны, при запуске термального комплекса, Республика Дагестан не только сможет повысить уровень жизни местного населения, создав больше рабочих мест в регионе и привлечь еще больший туристический поток, но и в сегодняшнее непростое время, при происходящих международных катастрофах, данный термально-оздоровительный комплекс «Термы Белиджи» в России имеет большое значение по обеспечению и предоставлению полного комплекса восстановления и оздоровления для всех нуждающихся людей, а также сможет предоставить действительно современное высокое качество в велнес-индустрии.
Таким образом, было исследовано и четко обосновано место для проектирования термального комплекса в Дагестане с учетом расположения термальных источников и трендов развития индустрии гостеприимства. Исследователями проделана аналитическая работа в отношении целевой аудитории и населения Республики Дагестан, а также актуальности спроса на оздоровительно-рекреационные услуги индустрии гостеприимства в данном регионе.
Концепция термального комплекса разработана с учетом трендов и ключевых факторов развития предприятий гостеприимства, а именно: уникальный архитектурный и ландшафтный дизайн, с акцентом на создание спокойной и гармоничной атмосферы единения с природой; квалифицированные уникальные услуги в соответствии с составом минеральных источников и омниканальности восприятия атмосферы термального комплекса в целом (цвет, свет, звук, ароматы, сенсорные ощущения среды). Все это позволяет гостям получить эксклюзивные эмоциональные впечатления, которые способствуют возвращению в данное место еще раз, а также поднять и улучшить здоровье граждан страны, обеспечивая людей возможностью полного оздоровления и восстановления сил, тем самым увеличивая туристический поток в регион. |
| |
|
|
|