Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (93), 2025
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Цифровые инструменты тайм-менеджмента в процессе подготовки специалистов в вузах
Мирвосикий Х. Х.
соискатель кафедры экономики
Ташкентского государственного транспортного университета

В современных условиях невозможно представить образовательный процесс без цифровых технологий, которые определяют траектории образовательного цикла в процессе усвоения информации. В статье рассмотрено определенное количество разнообразных прикладных цифровых решений, позволяющих автоматизировать различные задачи и процессы деятельности учащегося, начиная от описания проблем и генерации идей до оформления результатов. Показаны возможности применения цифровых систем в учебном процессе и в качестве личного диджитал - помошника учащегося.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, оптимизация времени, планирование времени учащегося, цифровизация, тайм-трекеры
УДК 378   Стр: 233 - 235

Процесс подготовки специалистов одна из самых сложных и ответственных задач, стоящих перед государством, так как трудовые ресурсы являются ключевым рычагом в механизме работы абсолютно всех сфер государства. Если в школьных учреждениях даются общеобразовательные знания, как основа для высшего образования будущего специалиста, то в ВУЗах идет специализированная подготовка кадров по направлениям [1]. К сожалению, к моменту поступления в высшие учебные заведения, не все учащиеся могут определиться с выбором будущей профессии, так как на это влияют различные социальные факторы, например, мнение старшего поколения, друзей, более успешная и прибыльная профессия. Зачастую учащийся теряется в огромном количестве материалов, что негативно сказывается в усвоении учебного материала.
В этой связи, необходимо обратить большое внимание на рассмотрение и анализ практических кейсов внедрения и использования цифровых технологий во время обучения студентов [2]. Развитие цифровых технологий будет иметь важное значение для достижения практически всех экономических и социальных целей и затронет все страны, отрасли и заинтересованные стороны. В настоящее время в мире существует огромный разрыв между странами со слабым развитием интернет-коммуникаций и странами с довольно высоким уровнем цифровой коммуникации. Например, в менее развитых странах только каждый пятый человек пользуется Интернетом, в то время как в развитых странах - четыре из каждых пяти человек имеют доступ к Интернету. Это всего лишь один пример цифрового разрыва. В других сферах, таких как приложения для цифровых данных и возможности для передовых технологий, этот разрыв значительно больше [3].
В настоящее время всё больше учащихся, а также преподавателей пользуются в своей образовательной деятельности электронными ресурсами, используя те же самые книги, скачанные из интернета в цифровом варианте. Согласно статистическим данным международной корпорации Deloitte, 75% учителей считают, что цифровой учебный контент полностью заменит печатные учебники в течение ближайших 10 лет [4]. Почти в половине классов каждый день используются цифровые устройства: ноутбуки, настольные компьютеры и планшеты являются наиболее распространенными устройствами, используемыми в классе, и более половины учителей утверждают, что они используются как минимум еженедельно, а 42% учителей говорят, что каждый день используют по крайней мере одно цифровое устройство [4].
Мы хотели бы осветить возможность организации задач, возникающих в процессе обучения, в том числе в электронном виде. С учетом современных реалий и тенденций, Узбекистан также начал усилия по переходу на цифровую экономику. Еще в 2018 году страна взяла курс на развитие цифровой экономики [5]. В 2020 году выходит Указ Президента Республики Узбекистан, от 02.03.2020 г. № УП-5953 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 гг.» в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» [6]. Далее, в октябре того же года выходит новый Указ Президента Республики Узбекистан об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации, согласно которому «В республике реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство» [7].
Исходя из вышесказанного, важно уделить особое внимание цифровизации процессов обучения и важно начать этот процесс с обычной жизни учащихся, которые в процессе обучения будут применять более технологичные планеры, так называемые Task Trackers, которые помогут им оптимизировать нагрузку, связанную с учебой и тем самым сбалансировать время между учебой и личной жизнью. Правильное планирование и оптимальное распределение дел в определенном промежутке времени помогает учащимся более эффективно справляться с учебными делами, не перенапрягаясь, и соответственно снижая стрессовые нагрузки. А это, в свою очередь, приводит к росту успеваемости, а также мотивации труда [8].
Любой менеджер заботится о производительности, результативности и организаторских навыках [9]. И если рассматривать учащегося ВУЗа как будущего менеджера, то необходимо уже заранее научить будущего специалиста навыкам организации собственного труда. С доступным менеджером ежедневных задач гораздо проще оставаться организованным и сосредоточенным. На замену рукописных списков задач и заметок пришел более удобный и надежный вариант - трекер задач. Можно выполнять поверхностное управление задачами, используя листы бумаги и ручку, однако, если мы говорим о профессиональном управлении задачами (ведь речь идет именно о подготовке профессиональных менеджеров в ВУЗах), потребуется использовать программные средства для эффективной организации и управления задачами. Интеллектуальные функции, такие как создание задач, их планирование, составление расписания и назначение, отслеживание и отчетность, возможность делиться ссылками на задачи, комментировать их, назначать ответственных, если это групповое проектное задание, а также завершение и отмена задач будут полезны и более эффективны (см. рис. 1) [10].
Рис. 1. Что позволяет сделать Task-tracker

Task Tracker — это инструмент для управления задачами, который помогает организовать и отслеживать выполнение различных задач и проектов. Он используется как в личных целях, так и в профессиональной среде для повышения продуктивности и эффективности [11].
При помощи тайм-трекеров возможно представление рекомендаций по улучшению работоспособности, формированию благоприятных привычек (например, ежедневная учеба, периодический отдых и смена деятельности) с использованием инструментов, таких как геймификация, умные уведомления, постановка индивидуальных пользовательских целей и другие [12]. Далее мы приведем несколько примеров цифровых систем, позволяющих автоматизировать контроль за временем, выполнением задач и оптимальным распределением дел на примере зарубежных стран (см. табл. 1).

Таблица 1
Примеры тайм-трекеров
НазваниеХарактеристикаВозможности
YouGile[13]
(страна
разработчик
-Россия)
Система управления
проектами и
коммуникациями
в команде
Полноценный мессенджер затягивает как в социальные сети, но в работу над проектами;
47 инструментов для удобной работы на доске — дедлайн, исполнитель, ресурсы, свободные поля и др.;
Бесконечное дерево подзадач для больших растущих процессов;
Гибкая система прав — 108 опций для точной настройки ролей;
Инструменты для связи разных отделов и прозрачной совместной работы — зеркальные столбики, сводки;
Инструменты планирования — календарь, диаграмма Ганта, личный планировщик «Мои задачи».
Есть браузерная, десктопная и коробочная версия, а также активно развивающееся мобильное приложение[14]
Битрикс24 [15]
(страна
разработчик
-Россия)
Сервис для управления
бизнесом. Сервис
позволяет управлять
бизнесом в режиме
«одного окна»
CRM;
Менеджер задач;
Корпоративная социальная сеть;
Чаты;
Конструктор сайтов;
Конструктор интернет-магазинов;
Облачное хранилище и онлайн документы;
Календарь;
Учет и управление бизнес-процессами;
Учёт рабочего времени;
Сквозная аналитика;
Мобильная версия;
Аудио/видеозвонки и видеоконференции в HD;
Генератор документов и отчётов [16]
ClickUP[17]
(страна
разработчик
-США)
Таск-менеджер для команды,
благодаря которому
можно работать
с задачами и
проектами любого
масштаба и сложности.
Предоставляет обширные
возможности для
постановки задач,
контроля их выполнения
и общения.
Функция Billable для отслеживания оплачиваемого и неоплачиваемого времени работы с задачами;
Общение с коллегами через встроенный чат в режиме реального времени;
Редактор документов;
Добавление файлов к задачам;
Настройка повторяющихся задач – их автоматизация;
Настройка элементов интерфейса на свой вкус;
Система уведомлений;
Разбивка задач на подзадачи [18].
Habitica[19]
(страна разработчик -США)
Онлайн-трекер задач,
в основе которого лежит
геймификация реальных процессов.
Сервис позволяет создать
персонажа и прокачивать его,
выполняя свои реальные дела,
зарабатывать внутренние
достижения и соревноваться
с другими пользователями,
а также получать штрафы
за откладывание и
невыполнение целей.
Функции для выработки полезных привычек;
Постановка целей с понятными наградами;
Назначение тегов для задач.
Для пользователей, которым требуется таск-трекер с игровыми механиками для мотивации. Подходит для личного пользования и трекинга привычек[18]
Составлено автором.

Тайм-трекер - это инструмент, который позволяет как профессиональному менеджеру, так и учащемуся организовывать, составлять списки и расставлять приоритеты для различных задач. Он охватывает как повседневные задачи, так и крупные проекты. Исходя из нашего исследования (см. табл. 1), есть возможность рассмотрения примеров популярных тайм-трекеров на опыте зарубежных стран, которые также успешно применяются и в передовых организациях Узбекистана. На основе данных учащийся может легче определиться с использованием правильного трекера задач для отслеживания времени, затрачиваемого на выполнение каждой задачи, и других важных функций, таких как время составления отчетов.
Данный инструмент также может отслеживать уровень производительности команды или отдельного человека, что применимо в рамках обучения и проектной деятельности в ВУЗах. Он предоставляет пользователям подробную информацию о том, как они тратят свое время на различные проекты. Система отслеживания задач позволяет не только создавать задачи и эффективно управлять ими. Она также поможет студентам повысить производительность, уложиться в сроки и достичь положительных результатов в образовании.

Список использованной литературы:
1. Корнеева О.Д. Цифровые навыки как важная компонента управленческой компетентности будущего менеджера // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – №3. – С. 117-128.
2. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С.; под науч. ред. В.И. Блинова // Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения – 2020. – 98 с.
3. Рахманбаева Р.А. Проблемы и перспективы развития цифровой экономики / Ташкентский государственный университет. - Ташкент. http://iqtisodiyot.tsue.uz/journal
4. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/technology-media-telecommunications/us-tmt-digital-education-survey.pdf , с.4
5. Хамдамова Ф. Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030»: предпосылки для принятия, основные положения, механизмы и перспективы реализации. - 2020/12/15 https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-tsifrovoy-uzbekistan-2030-predposylki-dlya-prinyatiya-osnovnye-polozheniya-mehanizmy-i-perspektivy-realizatsii/viewer Дата обращения: 11.10.2024.
6. https://lex.uz/docs/4751567
7. https://nrm.uz/contentf?doc=636176_ukaz_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_05_10_2020 _g_n_up6079_ob_utverjdenii_strategii_cifrovoy_uzbekistan2030_i_merah_po_ee_effektivnoy_realizacii&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana
8. Икрамов М.А., Якубджанова М.Х. Менеджмент: словарь-справочник – 2е изд. – Ташкент: Издательский дом «Согдиана», 2008. – 239 с.
9. Прохорова М.П., Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Цифровые инструменты обучения проектной деятельности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №79-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-obucheniya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-vuza (дата обращения: 11.10.2024).
10. https://kaiten.ru/blog/top-task-treckers/
11. https://sky.pro/wiki/profession/task-tracker-chto-eto-takoe-i-kak-ispolzovat/
12. Строков В.П., Дорофеев А.С. Применение тайм-трекера в онлайн-образовании, III Всероссийская научная конференция с международным участием «Достижения науки и технологий, культурные инициативы и устойчивое развитие -ДНиТ-III-2024» EDN DYOCFH https://www.doi.org/10.47813/dnit-III.2024.11.2001 // http://ru-conf.domnit.ru/media/filer_public/25/f8/25f818af-4322-4b9f-aeaf-a23747547176/2001-dnit-iii-2024-doi-gotovo.pdf
13. https://ru.yougile.com
14. https://startpack.ru/application/yougile
15. https://www.bitrix24.ru/features/
16. https://ru.wikipedia.org/wiki/Битрикс24
17. https://clickup.com
18. https://kaiten.ru/blog/top-task-treckers/
19. https://habitica.com/static/home
Статья поступила в редакцию 09.11.2024

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия