Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Warning Authors num (2) != positions number (1)
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Велигорский А. Н.

Сутырин С. Ф.
заведующий кафедрой мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ)

Многими странами мира для повышения уровня открытости экономики, привлечения иностранных инвестиций и ускоренного развития используется практика создания свободных экономических зон (СЭЗ) на основе селективного подхода к экономике отдельных территорий. Целью создания СЭЗ является обеспечение условий, необходимых для развитой рыночной экономики, в частности, формирование современной производственной и рыночной инфраструктуры и достижение максимально возможной либерализации экономической, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
В странах с переходной экономикой при ограниченности инвестиционных ресурсов СЭЗ призваны выполнять роль своеобразных центров роста для более динамичного перехода к экономическим отношениям, характерным для стран с развитой рыночной экономикой. Концентрация на ограниченном пространстве благоприятных для бизнеса факторов стимулирует привлечение иностранных инвестиций в такие зоны уже на ранних стадиях трансформационного процесса, когда экономика в целом еще не является достаточно привлекательной для зарубежного капитала. Активизация иностранного инвестирования способствует и более динамичному насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами, и усилению экспортной ориентации экономики, обеспечивающей надежные источники поступления иностранной валюты. СЭЗ дают возможность стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране и существенно активизировать процесс рыночных преобразований.
Первой на путь создания СЭЗ в анализируемом регионе еще в 1963 году стала Югославия, сформировав свободные таможенные зоны. Но большое количество ограничений, обусловленных действовавшим тогда в Югославии законодательством, не давало возможности иметь такой режим, который мог бы обеспечить их эффективное развитие. Предприятия, расположенные в зонах, не обладали особыми привилегиями по сравнению с другими югославскими фирмами, к ним также применялись жесткие административные требования, порядок их создания был сложным, они могли быть размещены лишь в морских и речных портах, которые были открыты для международного транспорта. Аналогичная ситуация имела место в Венгрии в 70- е годы, когда в стране начался поиск путей для привлечения иностранных инвестиций и развития совместного предпринимательства.
Более благоприятные условия для развития СЭЗ стали складываться в ходе проведения радикальных постсоциалистических реформ.
Так, в Польше в середине 80-х гг. в Гданьском морском порту впервые была создана беспошлинная зона и с января 1989 г. вступил в силу закон "О хозяйственной деятельности с участием иностранных субъектов", который упрощал процедуру иностранного инвестирования и стимулировал создание СЭЗ на территории Польши. Затем, в 1994 году, был принят специальный закон о свободных экономических зонах, определивший способы их создания, принципы и условия инвестирования на их территории. Предприятия, расположенные в зонах, выводились за рамки действовавшей в стране таможенной системы. Инвесторы получили льготы, включая полное или частичное освобождения от налога на прибыль и местного налога. Всего было создано 17 специальных экономических зон (на начало 2005 г. функционировали 14). Многие известные ТНК открыли в них свои предприятия.
Вместе с тем в связи с предстоявшим присоединением Польши к Европейскому союзу и необходимости приведения правовой базы страны в соответствие с нормами конкурентной политики ЕС привилегии для иностранных инвесторов в виде налоговых льгот, снижения размера страховых взносов, предоставления льготных кредитов и т.п.были несколько уменьшены. Инвестор теперь может получить только ряд грантов для покрытия инвестиционных затрат при приобретении земельных участков, оборудования, строительстве сооружений - до 25% затрат, но при условии вложения не менее 10 млн. евро, создания не менее 100 рабочих мест и сохранения их на протяжении 5 лет, внедрения технологических новшеств, в том числе экологически чистых технологий. Гранты предусмотрены и за увеличение занятости - до 4 тыс. евро за одно рабочее место, и за развитие инфраструктуры. Однако общая сумма грантов и других видов государственной помощи не может превышать 50% инвестиционных затрат [1].
При разрешении на деятельность в СЭЗ полученном после 1 января 2001 г., инвестор уплачивает налог на доходы в размере 50% от стоимости инвестиционных затрат на крупных предприятиях и 65% на малых и средних. Местные органы власти имеют право освобождать компании, которые работают в СЭЗ, от налога на недвижимость [2].
В 2003 г. в СЭЗ функционировало 372 предприятия, которые создали дополнительно около 50 тыс. рабочих мест. 41,1% инвестиций был направлен в производство транспортного оборудования.
Довольно широко используется в Польше также режим свободных таможенных зон и таможенных складов, которые действуют на основании Таможенного кодекса 1997 г. Иностранные товары в них рассматриваются как находящиеся вне польской таможенной территории (за исключением тех случаев, когда они подлежат таможенным процедурам или были использованы с нарушением положений Таможенного кодекса). Ввоз отечественных товаров в свободную таможенную зону или на `приписной таможенный склад` приравнен к их экспорту. Предприятия, которые работают в свободных таможенных зонах, могут заниматься любой торгово-хозяйственной деятельностью или услугами за исключением розничной торговли. Это ограничение не касается свободных таможенных зон в аэропортах, морских и речных пограничных портах. В начале 2004 г. Польша имела 8 свободных таможенных зон (в Гданьске, Гливице, Малашевичах, Мшчонуве, Щецине, Свиноустье, Вроцлаве и на территории Варшавского международного аэропорта). Торговый оборот между свободной таможенной зоной и иностранным государством не подлежит квотированию, не требует таможенных разрешений, не облагается пошлинами.
В Венгрии создание совместных предприятий в беспошлинных зонах было разрешено в 1982 году, а в 1996 году на промышленные беспошлинные зоны приходилось уже 16% венгерского экспорта и 11% импорта [4]. Собственно СЭЗ создавались в пограничных районах, но большинство из них не являются территориальными - не функционируют как обособленные анклавы.
Предприятия с иностранным капиталом могли получить оффшорный статус, если находились целиком в иностранной собственности и занимались исключительно торговлей или предоставлением услуг. Они получали скидку в 85% по налогу на прибыль, что сокращало реальную ставку налога до 5,4%. В последующем эта ставка была снижена до 3%. В связи с приведением венгерского законодательства в соответствие с законодательством ЕС им предоставлена возможность продолжить деятельность в оффшорном режиме до 31 декабря 2005 г. После этого, с 1 января 2006 года, они утратят свой оффшорный статус и будут работать как обычные венгерские фирмы, используя одну из наиболее низких в ЕС ставок налога на прибыль - 16% и значительное количество инвестиционных льгот[6].
Венгрия имеет и значительный опыт в организации индустриальных парков. В 2004г. их насчитывалось уже 165. Они создаются с помощью государства, пользуются значительными льготами, имеют прямые производственные связи с научно-исследовательскими центрами и университетами, привлекают инвестиции на основе развития инновационного производства, обеспечивают инвесторов консультационными, информационными и управленческими услугами. Из 50-ти крупнейших транснациональных корпораций, которые вкладывают капитал в экономику Венгрии, 39 имеют производство в индустриальных парках. Среди них такие известные корпорации как Suzuk?, Opel, Nok?a, Aud?, M?chel?n, General Electr?c, Electrolux, Ph?ll?ps, Fletron?x, ABB, TDK и др. По расчетам Министерства экономики Венгрии до 2006 г. парки привлекут около 8 млрд. долл. инвестиций и на их долю будет приходиться одна треть промышленной продукции страны, 40% промышленного экспорта, шестая часть всех занятых в промышленности. При этом уже сегодня производительность труда в индустриальных парках на 70% выше чем в среднем в венгерской промышленности и только на 15% ниже средней производительности в ЕС. Важно также, что иностранные инвестиции в парках направляются, прежде всего, в отрасли обрабатывающей промышленности: электротехнику и электронику, химическую, автомобильную и в производство запасных частей, значительная часть продукции которых идет на экспорт[6]. В этом отношении Венгрия выгодно отличается от большинства потсоциалистических стран региона, в которых инвестиции концентрируются в банковском деле, торговле, страховании, связи и в отраслях, ориентированных на удовлетворение внутреннего потребительского спроса, прежде всего, в пищевой промышленности.
В Чехии функционирует восемь свободных таможенных зон, в которые беспошлинно и без взимания НДС ввозятся компоненты и материалы с целью переработки. Для организации индустриальных зон только в 1999-2000 гг. из правительственных фондов на развитие производственной инфраструктуры было израсходовано 550 млн. крон [7]. Сегодня таких зон уже около 90. При внедрении новых инвестиционных проектов в них предоставляются налоговые каникулы по налогу на прибыль на срок до 10 лет. При инвестировании в действующие предприятия, прежде всего с целью их модернизации, реализуется право на частичное освобождение от корпоративного налога на тот же срок. [8].
В Словакии в 2000 г. для организации индустриальных парков был создан специальный фонд, средства которого предоставляются местным органам власти с целью развития производственной инфраструктуры, приобретения земельных участков, улучшения окружающей среды. В настоящее время в стране функционирует 9 индустриальных парков. Инвесторы в них имеют налоговые льготы, размер которых колеблется в пределах от 20 до 50% от стоимости вложений (в зависимости от региона); помощь со стороны государства малым и средним предприятиям увеличивается на 10-15%.
Концерн `Фольксваген`, например, построил в Братиславе завод по выпуску 300 тыс. автомобилей, а его конкурент - корпорация `Пежо` реализует инвестиционный проект на сумму 729 млн. евро[9].
Словения имеет две специальные экономические зоны в Мариборе и порту Копер. Закон о специальных экономических зонах, действие которого заканчивается 1 января 2010 г., и предусматривает осуществление экспорта не менее 51% произведенной в них продукции. Кроме таможенных льгот предоставляется возможность уплаты не 25-ти, а 10%-го подоходного налога, получения налоговых субсидий в размере до 50% от инвестиций в материальные активы, уменьшается размер налоговой базы при корпоративном налоге (но уменьшение не может превышать 50% базы налогообложения). Общий объем инвестиционных субсидий к тому же не должен превышать 40% суммы осуществленных затрат. (Для малых и средних предприятий он может быть увеличен на 15%) [10].
В Болгарии, начиная с конца 80-х годов, было создано 5 СЭЗ (в Видине, Руссе, Пловдиве, Бурчасе, Свиленграде). Хозяйственная деятельность в них освобождалась от таможенных платежей и уплаты налога на прибыль на первые 5 лет. В последующие годы ставка налога на прибыль составляла 20% в отличие от стандартной в 25%. Налоговые каникулы с целью поощрения иностранных инвесторов использовались до 1993 г., но не дали ожидаемых результатов и были ликвидированы. Предусмотрены льготы по налогу на прибыль в регионах с высоким уровнем безработицы [15].
В Румынии в 1992 г. был принят закон "О свободных торговых зонах". Созданы 6 СЭЗ (Сулина, Констанца, Галац, Бреила, Басараби и Куртици) и 37 индустриальных парков. От налога на прибыль освобождаются инвесторы, осуществляющие вложения в обрабатывающую промышленность, начавшие свою деятельность до 1 июля 2002 г. и имеющие капиталовложения на сумму свыше 1 млн. долл. (эта льгота действительна до 30 июня 2007 г.). Вместо 25% стандартного налога на прибыль, используется налог в 5%. Существуют гарантии на получение внешних кредитов и возможности для снижения местных налогов [16].
Активно создаются СЭЗ и индустриальные парки в Литве (Клайпеде, Каунасе, Утене, Кайшядорисе). Инвестиции свыше 1 млн. евро освобождаются от корпоративного налога на первые 5 лет, а на следующие 10 лет устанавливается 50% налоговая скидка. Общий объем льгот не может превышать 65% стоимости инвестиций в малых и средних предприятиях и 50% в крупных [11].
В Клайпедской свободной экономической зоне, которая занимает площадь в 205 га и будет действовать до 2045 года, представляют интерес 3 проекта:
- строительство комплекса "Клайпедский деловой парк" осуществляемое совместной датско-ирландской компанией;
- создание завода по переработке рыбы датской компанией "A.Espersen A/S" (уже введенного в эксплуатацию в 2004 г.);
- строительство нового завода по производству пластиковых изделий литовской компанией "Ver?tas st?l?". [12].
В Латвии функционирует две специальные экономические зоны (Лиепая и Резекне) и два свободных порта (Рига и Вентспилс) [13].
В Эстонии свободные экономические зоны созданы в городах Силламяэ, Валга и порту Мууга[14].
Довольно успешны первые результаты функционирования 6-ти белорусских СЭЗ (в Минске, Бресте, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле). Например, в СЭЗ "Гомель-Ратон" на начало 2004 г. было зарегистрировано 45 резидентов. С начала 1998 г. в нее привлечены инвестиции на сумму более 50 млн. долл., в т.ч. 19,2 млн. долл. иностранных (из Германии, Израиля, Лихтенштейна, Чехии, Польши, России, Франции, Кипра, Молдовы, Швейцарии, США). Создано 2021 рабочее место, в том числе отечественными предприятиями - 653, совместными - 255, иностранными - 1113.
Для создания СЭЗ в Украине в 1992 г. был принят закон "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон". В 1994 г. правительством была утверждена "Концепция создания специальных (свободных) экономических зон в Украине", в 2000 г. "Положение о критериях определения приоритетных видов экономической деятельности в специальных (свободных) экономических зонах и на территориях со специальным режимом инвестиционной деятельности и порядок их применения". Однако до 1998 г. существовала лишь одна экономическая зона "Сиваш", в северной части Крыма.
С 1998 года ситуация начала изменяться. В 1998-2000 гг. были созданы СЭЗ "Славутич", "Закарпатье", "Донецк", "Азов", "Курортополис Трускавец", "Яворов", "Интерпорт Ковель", "Порт Крым" (Керчь), "Николаев", "Порто-франко" (Одесса) и "Рени". СЭЗ создавались на 20-60 лет.
До последнего времени использовался также специальный режим инвестиционной деятельности на `территориях приоритетного развития` (ТПР) - в Крыму, Донецкой, Луганской, Закарпатской, Львовской, Житомирской, Черниговской, Волынской областях, а также в Харькове и Шостке. Такой режим инвестиционной деятельности используется главным образом в депрессивных районах, с высоким уровнем безработицы. Инвестор получает право на льготы в налогообложении при соблюдении определенных требований - прежде всего при реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности и при инвестициях от 200 тыс. до 3 млн. долл. (в зависимости от отрасли).
СЭЗ и ТПР охватывают около 10% территории Украины, однако, эффективность их функционирования пока невысока.
Наибольшие объемы капиталовложений среди иностранных инвесторов имеют инвесторы из США (25,8% общего объема иностранных инвестиций), Великобритании (10,0%), (8,5%), Австрии (7,0%), Польши (6,1%).[19]
К сожалению, имеет место непоследовательность в инвестиционной политике. Вместо улучшения контроля и качества управления СЭЗ и ТПР принято решение об отмене льгот на этих территориях. На протяжении последних 10-15 лет достаточно часто новыми законами перечеркивались преференции, предоставленные предыдущим законодательством.
В целом же в той или иной степени все восточноевропейские постсоциалистические страны на этапе перехода к рыночным отношениям осознали значение свободных экономических зон для привлечения иностранных инвестиций, решения социально-экономических проблем в депрессивных районах, активизации процесса структурных сдвигов в экономике.
Развитие таких образований, тем не менее, сдерживалось недостаточными инвестициями государства в инфраструктуру, непоследовательностью экономических реформ, политической нестабильностью и ошибками в управлении.
Нам представляется, что преференции в СЭЗ фирмы должны получать не просто потому, что они в них зарегистрированы, а только при условии реализации реальных инвестиционных проектов. Непременной составляющей в управлении зоной должна быть оценка эффективности ее функционирования. Льготы субъекту СЭЗ должны предоставляться в результате предварительной экспертизы и рассмотрения соответствующих бизнес-проектов. Необходимы и государственные программы, которые обеспечивали бы согласование интересов всех участников процесса и устраивали как центральную власть, так и регионы. Они должны устанавливать перечень приоритетных видов хозяйственной деятельности, определять бюджетные ресурсы для осуществления преференций и развития инфраструктуры зон. А на правовом уровне должны быть обеспечены гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.


1. Polskiej Agencji Informacji i Investycji Zagranicznych - www.paiz.gov.pl
2. См.: Special Economic Zones in Poland: a unique investment opportunity. Warsaw, 2003, pp. 5-10
3. См.: Шот А. Инструменты поддержки иностранных инвестиций в Польше // Вестник. - 2003. - ?20. - с. 24-29.
4. ECE. Economic Survey of Europe in 1996-97. - New York and Geneva: United Nations,1997. - p.133.
5. См.: `Investment in Hungary`. KPMG International, 2004, pp.56-58
6. Investment environment in Hungary. Budapest, 2004, p.25. Lajos Rakusz. Association of Hungarian Industrial Parks. The Hungarian Investment and Trade Development Agency - www.itdh.hu
7. EBRD. Czech Republic Investment Profile. - London: EBRD, 2001, pp.9-12
8. CzechInvest Fact Sheet No.5, February 2005 - www.czechinvest.org
9. Analysis of Legal Environment in the Slovak Republic. Bratislava, 2004. Slovak Investment and Trade Development Agency - www.sario.sk
10. Taxation in Slovenia. Ministry of Finance. Ljubljana, 2004, pp.23-30 - www.gov.si/mf/angl/dav_car/dav_car.htm
11. Lithunian Development Agency - www.lda.lt
12. Free Economic Zone and EU - www.fez.lt
13. Latvian Investment and Development Agency - www.lda.gov.lv
14. Estonian Investment Agency - www.investinestonia.com
15. EBRD. Bulgaria Investment Profile. - London: EBRD, 2001, pp.10-11; Bulgaria Foreign Investment Agency - www.bfia.org
16. См.: Romanian Agency For Foreign Investments - www.arisinvest.ro; Ministry of Public Finance - www.mfinante.ro
17. См.: Официальний сайт Президента Республики Беларусь - www.president.gov.by; Министерство экономики Республики Беларусь - www.main.gov.by/ministry/economy
18. См.: Инвестиционный обзор Республики Беларусь - www.government.by
19. См.: СЕЗ ? ТПР в Укра?н?: бути чи не бути (матер?али `круглого столу`) // Економ?ст - 2003 - ?4 -с.22; Узагальнена ?нформац?я щодо створених в Укра?н? ВЕЗ та ТПР - www.me.kmu.gov.ua
20. Шаститко А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации. - М., 2003, с.6-7.
21. Гареев Т.Р., Федоров Г.М. и др. О совершенствовании механизма особой экономической зоны в Калининградской области. - М., 2004. - с.4-9.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия