Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Шкваря Л. В.
профессор кафедры мировой экономики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук (г. Москва)

МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ АРАБСКИХ СТРАН: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Развитие транспорта и быстродействующих сетей связи увеличило экспортные возможности ближневосточных и северо-африканских производителей, а также конкуренцию между иностранными компаниями, заинтересованными в выходе на эти региональные рынки. При среднем доходе на душу населения, более высоком, чем у большинства развивающихся стран, и почти 5% мирового населения, данный регион потенциально представляет собой рынок со значительной покупательной способностью и значительной ролью в международной торговле.
Таблица 1.
Изменение удельного веса разных регионов мира в международной торговле арабских стран, %.
Включена взаимная торговля стран СНГ, Балтии в период 1993-2002 гг.

Источник: International Trade Statistics. 2003. WTO. P.32.
Удельный вес внешнеторгового оборота стран Ближнего Востока в мировой торговле в целом имеет тенденцию к росту, но если удельный вес экспорта увеличивался достаточно интенсивно, то импорта с 1983 г. по 2002 г. заметно снижался.
В мировой торговле эти страны сталкиваются с целым рядом проблем: ограничены их возможности извлекать выгоды из соглашений `Уругвайского раунда` ГАТТ, недостаточен опыт государственного регулирования экономики, абсолютные преимущества в области природных ресурсов, затрудняют переход к экспорту продукции, обладающей относительными преимуществами.
В 2000 г. Бахрейн, Кувейт. Катар, ОАЭ, наряду с Египтом, Иорданией, Марокко и Тунисом, являлись членами ВТО. Саудовская Аравия и Оман, наряду с Алжиром и Суданом, вели сложный переговорный процесс, предшествующий вхождению в указанную структуру. В ноябре 2000 г. Оман был принят в ВТО, став ее 139-м членом. И, несмотря на сравнительно низкую эффективность и конкурентоспособность их национальных хозяйственных систем, эти страны свой внешнеторговый оборот увеличили в анализируемом периоде весьма значительно - с 2,722 млрд. долл. США в 1948 г., до 420,378 млрд. долл. в 2002 г., т.е. более чем в 154 раза. (Мировой товарооборот в 1998-2002 гг. увеличился в 103 раза)
Таблица 2.
Структура внешней торговли основные внешнеторговые партнеры арабских стран
Источник: составлена по: UNCTAD Нandbook of Statistics, 2004.
Таким образом, главный экспортный продукт в этой группе стран - сырая нефть и нефтепродукты (в Ливии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Кувейте и Алжире). Экспортная основа внешней торговли Катара - газ, Иордании - удобрения. Судан и Сирия экспортируют в основном, хлопок, тот же Судан и Марокко - сельскохозяйственную продукцию.
Некоторые страны региона, в течение последних десятилетий смогли диверсифицировать экспорт и, помимо сырья, экспортировать также готовые изделия. Например, Бахрейн экспортирует алюминий, Оман - автомобили, ОАЭ - алюминий и предметы одежды, Египет и Тунис - текстиль и предметы одежды. Оман, Тунис, Египет и Сирия провели серьезные реформы, направленные на модернизацию промышленности, ее диверсификацию, а также либерализацию торговых законодательств. Их примеру последовали Иордания, Марокко, и Катар. За исключением Туниса и Иордании, половина экспорта стран региона приходится на поставки товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, сырья и природных ресурсов.
Географическая направленность экспорта арабских государств, предопределяется его товарной структурой и не отличаются большим разнообразием. Более половины его идет в индустриальные страны, главным образом в Европу, со странами которой существуют давно сформировавшиеся исторические и политические связи. Правда, в последние годы увеличивается товарооборот и с развивающимися странами. Развивается, хотя и чрезвычайно медленно, внешняя торговля региона со странами Центральной и Восточной Европы. Появилась и тенденция к некоторому сокращению в их экспорте удельного веса европейских государств, и увеличению доли стран ЕС в импорте.
У большинства стран региона велика доля продовольственных товаров в импорте. Примерно треть импорта традиционно приходится на машины и оборудование. Импортируются строительные материалы, автомобили и запчасти, готовая одежда. Значимым аспектом взаимодействия развитых стран с `аравийской шестеркой` остается военно-техническое сотрудничество.
Если сопоставить структуру экспорта и импорта стран Машрика и Магриба, то можно утверждать, что они имеют потенциал и для развития взаимной торговли, так как ряд экспортных позиций одних согласуется с импортными позициями других. Так, Марокко импортирует нефть, химические товары, зерно - товары, которые экспортирует Саудовская Аравия. Но последняя пока не является крупным внешнеторговым партнером Марокко. И в целом наибольший удельный вес во внешней торговле арабских государств имеют `западные` страны.
Удельный вес внутриарабской торговли пока незначителен. Растет объем внутрирегиональной торговли главным образом у государств Персидского залива. Наименьшие темпы ее прироста у Марокко и Алжира, что объясняется и сохраняющимися между ними политическими разногласиями. При этом изменения в торговле напрямую связаны с колебаниями цен на мировом рынке нефти, несмотря на то, что во взаимной торговле этих стран такая статья экспорта отсутствует. Имеется зависимость и между размерами производства ВВП и внешней торговли.
Однако в период 1987-2002 гг. внутрирегиональный импорт увеличился примерно в полтора, а внутрирегиональный экспорт - более, чем в два раза, что свидетельствует о нарастании экономической интеграции в регионе. В значительной степени это стало результатом усилий арабских стран по стимулированию их взаимной торговли, которые на практике привели к заметному снижению внешнеторговых ограничений - с 29,6% в 1978-1980 гг. до 19,3% во второй половине 90-х гг.
Тем не менее, взаимная торговля не превышает 8% объема торговли этих стран с другими государствами, а общая доля арабских стран в мировой торговле составляет всего 2,5%. Необходимо добиваться, чтобы взаимная их торговля достигла 50% от всего внешнеторгового оборота.
Ряд исследователей (в частности, эксперт МВФ Э. Ядресич) считает, что асимметрично малая доля внутрирегиональной торговли имеет место в связи с тем, что основную роль в экспорте многих арабских стран играют нефтепродукты, которые потребляются вне региона. Поскольку эти страны богаты нефтью и не обмениваются ею между собой, то вообще имеет смысл рассматривать их внешнюю торговлю без учета поставок нефти. Тогда доля внутрирегиональной торговли будет выглядеть гораздо внушительнее: доля экспорта, без учета нефти составит в среднем 34%, достигая у отдельных стран значений, сравнимых с европейскими: 58% - у Катара, 62% - у Кувейта.
Однако такой подход представляется спорным - поскольку нефтепродукты составляют важнейшую часть экспорта арабских стран и этот фактор необходимо учитывать при оценке состояния интеграционных процессов.
Согласно расчетам группы Мирового Банка, внутрирегиональная торговля на Ближнем Востоке была ниже справедливого уровня по гравитационной модели на протяжении 20 лет, но в 90-е годы она превзошла уровень, предусматриваемой моделью. Поэтому мы не можем однозначно ответить на вопрос, находится ли торговля между арабскими странами на асимметрично низком уровне или она вполне соответствует нормальному развитию внешнеэкономических связей между ними.
Тем не менее, пока арабские государства продолжают торговать в основном с третьими странами, существующий уровень торговли будет оставаться более низким, чем тот, который существовал бы при более либеральных торговых отношениях в данном регионе мировой экономики.
Развитие межарабской торговли привело, однако, к появлению системы региональных торговых соглашений, которая все более усложняется, развиваясь в направлении от взаимного предоставления тарифных преференций в торговле продукцией ограниченной номенклатуры в отношениях между двумя и более странами, до соглашений, регламентирующих и некоторые связанные с торговлей вопросы сотрудничества, выходящие за рамки традиционного сокращения или отмены таможенных тарифов. Такие региональные торговые соглашения `нового поколения` включают и вопросы инвестиций, конкуренции, стандартов, экологии и труда.
Каждая страна региона участвует, по крайней мере, в одной схеме региональной интеграции, представленной и сотрудничеством в определенных проектах и решениями по устранению всех торговых барьеров. Лидеры государств региона заявили, что региональная экономическая интеграция является едва ли не самой важной их целью на современном этапе, достижение которой необходимо, чтобы преодолеть нетарифные барьеры и качественно изменить характер экономических связей с бывшими метрополиями.
Политическим аргументом в пользу экономической интеграции является и то обстоятельство, что региональная интеграция может нивелировать напряженность в регионе. Экономический же аргумент состоит в том, что торговые барьеры уменьшают инвестиционную привлекательность арабских стран для иностранных инвесторов.
Среди препятствий развитию внутрирегиональной арабской торговли следует выделить: недостаточное развитие транспортной сети и инфраструктуры, неконвертируемость валют, несогласованность экономической политики. Сохраняет негативное влияние на развитие торговых отношений политическая нестабильность в регионе. По мнению экспертов, увеличение транспортного сектора и сектора связи только на 1% приведет к повышению экспортного потенциала данного региона примерно на 3%, импортного потенциала - на 1%. Торговый потенциал рассматриваемых стран могут увеличить введение свободной конвертируемости валют и плавающий валютный курс. Кроме того, внутрирегиональная торговля может увеличиться почти на 2% при снижении на один процентный пункт цены иностранной валюты на черном рынке.
Одним из наиболее перспективных направлений арабской экономической интеграции является реализация конкретных проектов, действительно необходимых для нормального функционирования экономик региона, реализация которых без кооперации стран не представляется возможной. В последние годы уже появились совместные проекты в сфере электроэнергетики, транспорта, производства сельскохозяйственной продукции, вносящие свой вклад в развитие арабской экономической интеграции.
Идея экономической консолидации арабского мира в ходе его исторического развития интерпретировалась в арабских странах по-разному. Арабские государства отличаются друг от друга по занимаемой территории, численности населения, среднему доходу на душу населения. Богатство характерно для зоны Арабского залива, бедность - для периферийных районов: Мавритании, Йемена и Сомали. Государства Арабского залива, оказывая финансовое содействие развитию многих арабских стран, приобретают все большее значение для арабской региональной системы. Но, с другой стороны, это позволяет им ставить свои проблемы отдельно от общих проблем арабского мира. Западные страны, и главным образом США, поощряют такую позицию стран Залива с целью изоляции его от общих дел в арабском мире.
До последнего времени, когда некоторые арабские государства начали предпринимать попытки либерализации взаимной торговли и применять методы более открытой торговой политики, основными характеристиками торговых систем этих стран были высокий уровень протекционизма, недостаток прозрачности, искажение экономической информации. Все это затрудняло экономический анализ происходящих здесь процессов и торговые реформы в регионе. К тому же высокие прибыли от реализации нефти и газа позволяли многим арабским странами откладывать реформы торговли, в которых эти страны нуждались. Затрудняли принятие решений о начале реформ и издержки при либерализации торговли, и тот факт, что либерализация торговли (в контексте формальных соглашений) часто являлась поводом лишь для пространных заявлений об освобождении от таможенного бремени и не сопровождалась установлением четких временных рамок для ее осуществления, подрывая в результате доверие к обязательствам сторон.
Следует также подчеркнуть, что не всегда оправданное вмешательство государства, недостаток прозрачности в области регулирования, искаженные цены, неконвертируемость национальных валют и другие факторы отталкивают частных инвесторов от участия в перспективных проектах, не способствуют изменениям в структуре производства, отвечающим сравнительным преимуществам каждой из стран, препятствуют развитию взаимодополняемости структур производства и торговли в странах региона.
Огромную роль играют и политические трения, неурегулированность ряда сохраняющихся здесь противоречий, прежде всего, арабо-израильского, имеющего тенденцию к периодическим обострениям, и противодействующего развитию арабской интеграции. В итоге каждая арабская страна проводит собственную экономическую политику и. имеет место арабо-арабское противостояние.
Некоторые исследователи считают, что одной из трудностей, с которыми сталкивается арабская экономическая интеграция, являются попытки слепого копирования интеграционного процесса в Западной Европе. Действительно, страны-члены ЕС имели к моменту образования этой организации развитую промышленность, сельское хозяйство и экономическую инфраструктуру, которых до сих пор не имеют арабские страны. Поэтому попытки либерализации торговли, из которой европейские страны извлекли многочисленные выгоды, не приводят арабские страны к такому результату. Все более очевидно, что арабская экономическая интеграция нуждается в других инструментах для развития и углубления межарабского сотрудничества.


Литература:

1. International Trade Statistics. 2003. WTO.
2. UNCTAD Handbook of Statistics, 2003, 2004.
3. Филоник А. Глобализация и проблемы адаптации аравийских монархий / Ближний Восток и современность. - М., 2002.
4. Арабский Валютный Фонд, www.amf.org.ае
5. Гукасян Г., Филоник А. Аравийская интеграция //Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - N 2.
6. Jadresic E., On a Common Currency of GCC Countries, IMF Policy Discussion Paper, 2002.
7. Hoekman B., Messerlin P., Initial Conditions and Incentives for Arab Economic Integration: Can the European Community`s Success Be Emulated? World Bank Policy Research Working Paper 2921, October 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия