Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Бискультанов К. М.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Выбор стратегий развития промышленных предприятий следует осуществлять с учетом таких основных факторов, как: конкурентные позиции промышленного предпри-ятия на рынке, фаза развития рыночной ситуации, избранная стратегическая задача. Фор-мирование стратегии развития промышленного предприятия должно осуществляться по направлениям в соответствии с указанными факторами, с выделением общих и частных задач. К общим задачам можно отнести устранение неопределенности количественных оценок изменения конкретных показателей в связи с состоянием как внешней среды, так и объекта исследования в этой среде, а также в связи с отклонением позиций объекта в ка-кой-либо промежуток времени от их граничных состояний. Частная же задача по оценке конкурентной позиции промышленного предприятия на будущем целевом рынке потреби-телей может быть сведена к выявлению рациональных шкал и вариации оценок качест-венных характеристик, которые должны быть достигнуты в результате реализации его ст-ратегических планов.
Необходимость решения указанных задач обусловлена, прежде всего, отсутствием методики выбора и формирования стратегических направлений деятельности промыш-ленного предприятия, предполагающих и информацию о будущих состояниях внешней маркетинговой среды, которые определяются: усложнением условий функционирования предприятий; уровнем нестабильности этих макроусловий и тенденциями развития марке-тинговой микросреды.
Экспертная оценка будущих состояний внешней маркетинговой среды, проведен-ная с целью определения степени привлекательности промышленных предприятий Рес-публики Казахстан как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, показала, что число привлекательных факторов в стратегических инвестиционных планах в 1,5 раза меньше, чем число непривлекательных. Однако непривлекательные факторы, относящие-ся к сильным и умеренным факторам сдерживания инвестиций, в целом уравновешивают-ся положительными.
В целом, экономическая среда в Казахстане, тем не менее, несмотря на некоторые признаки стабилизации, еще не позволяет уменьшить риск инвестиционных вложений в производственную деятельность, поскольку к числу отрицательных факторов относятся слабая законодательная база, непривлекательный для инвесторов налоговый режим, высо-кий уровень бюрократизма в органах государственной власти. Сдерживающими фактора-ми являются и недостаток квалифицированных специалистов, и неразвитость производст-венной и социальной инфраструктуры.
Прогнозы изменения основных параметров экономической и политической сред, а также состояния природной среды являются представляются необходимыми не только для формирования стратегических инвестиционных планов, но и для планов по всем видам производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности промышленных предприятий Республики Казахстан.
Не менее важное значение для стратегических решений имеют и конкурентные по-зиции конкретных промышленных предприятий на целевом рынке потребителей товаров и услуг, а также их позиции и позиции отдельных отраслей на рынке инвестиций.
Опрос экспертов, проведенный по методике бизнес-обследований Агентством Рес-публики Казахстан по статистике, выявил приоритетные позиции ряда отраслей промыш-ленности на рынке инвестиций во временном интервале от одного до трех лет [1].
Ранжирование отраслей по привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов по четырем рангам, показывает, что на краткосрочную перспективу (до 3х лет) стратегическое значение имеют вложения в предприятия, которые находятся в группе `наивысшей привлекательности` - в предприятия нефтяной и газовой промышленности, по производству потребительских товаров, в перерабатывающие отрасли агропромыш-ленного комплекса (ранг 1). В группу привлекательных предприятий 2-го ранга промыш-ленные предприятия не входят. К 3-му рангу относятся предприятия нефтеперерабаты-вающей промышленности и по добыче полезных ископаемых, к 4-му - предприятия в хи-мической, нефтехимической, металлургической промышленности и в сфере производст-венной инфраструктуры. Уменьшается привлекательность предприятий перерабатываю-щих отраслей агропромышленного комплекса. Увеличивается привлекательность пред-приятий по добыче полезных ископаемых, производственной инфраструктуры.
Правда, эта информация отражает мнение руководителей промышленных предпри-ятий лишь о фактически сложившейся ситуации на микроуровне. Соответственно прогноз даже на ближайшую перспективу не отличается высокой степенью вероятности его реали-зации.
Кроме того, существующая методика бизнес-обследований основана на оценках лишь таких вариантов изменения текущего экономического состояния, как "увеличение-уменьшение", "улучшение - ухудшение", "без изменения". Результаты опросов при этом выражаются в виде балансового соответствия и положительных и отрицательных ответов, ограниченного диапазоном вариаций в пределах ста процентов. Так, для оценки финансо-во-экономической ситуации на ближайшую перспективу существует три варианта ответа: - `хороший уровень`, `без изменений`, `плохой уровень`.
Основу методики бизнес-обследований промышленных предприятий составляет гармонизированная европейская анкета, включающая десять вопросов, ответы на которые выставляются по балансу положительных, отрицательных и срединных мнений.
Для принятия стратегических решений не только на краткосрочную, но и на более длительную перспективу необходимо ранжирование отраслей по степени увеличения, ли-бо уменьшения динамики роста каждого стратегического фактора микросреды и иная ме-тодика.
Оценка текущего и перспективного состояния промышленности руководителями ряда крупных и средних промышленных предприятий Республики Казахстан (удельный вес которых в общем объеме производства составляет около 75%), позволяет делать вывод о необходимости современной методики обследования и прогнозирования экономической макросреды, учитывая, что методика бизнес-обследования - это методика анализа марке-тинговой микросреды. Только при изучении факторов, сдерживающих инвестиции, огра-ничивающих производство, можно установить характер взаимодействия элементов макро-среды. Наиболее важными среди них являются: общее состояние и экономической, и по-литико-правовой среды, характеризуемое у нас высоким уровнем нестабильности; под-верженные колебаниям как в положительную, так и негативную сторону объемы произ-водства; уровень спроса и цен на готовую продукцию; размеры запасов; степень или ко-личество рабочих мест на промышленных предприятиях; объем финансовых ресурсов; величины дебиторской и кредиторской задолженностей.
Исходя из того, что увеличение спроса на готовую продукцию - прямо противопо-ложно снижению объемов производства и сокращению численности рабочих мест и уве-личению цен на готовую продукцию, можно сделать вывод о возможности компенсации ожидаемого уровня увеличения этого спроса за счет изменения объемов запасов сырья, материалов, готовой продукции, а также за счет незавершенного производства и резерва загрузки производственных мощностей.
Критические точки внешней маркетинговой среды при прогнозировании опреде-ляют две группы показателей. Первая характеризует динамику развития внутренней среды - изменения объем производства, финансовых ресурсов, размера запасов, степени занято-сти, вторая - внешнюю маркетинговую среду - изменения сложившегося спроса и цен на сырье, материалы, готовую продукцию, степени кредиторской и дебиторской задолженно-стей.
Важную роль в рационализации методики выбора и формирования стратегии раз-вития промышленных предприятий играет ориентация на стратегическую результатив-ность развития тех отраслей промышленности, которые имеют самые высокие объемные показатели производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, а также доминирующую долю рынка в республике. Структура промышленного производст-ва по основным видам экономической деятельности свидетельствует о преобладании в Казахстане обрабатывающей промышленности, которая дает 52,6% общего объема про-мышленной продукции. На втором месте находится горнодобывающая промышленность - 27,9%, на третьем - производство и распределение электроэнергии, газа, воды - 19,5% [2]. Обрабатывающая промышленность оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на функционирование других отраслей промышленного производства.
Вместе с тем, на возможность мультивариативности в наибольшей степени могут претендовать системы управления тех негосударственных предприятий, которые имеют наиболее мобильные показатели развития и своевременно и адекватно реагируют на из-менения состояния внешней и внутренней среды в промышленности. Вообще доля пред-приятий, находящихся в государственной coбcтвeннocти, в Республике Казахстан состав-ляет всего 5,8%, на долю негосударственной, приходится или частной собственности - 81,9%. В обрабатывающей промышленности доля негосударственных (частных) промыш-ленных предприятий составляет 93,4%, государственных - 3,9%, 2,7% - иностранные предприятия, в горнодобывающей промышленности, соответственно, это 95,2%, 1,3% и 3,5% в промышленности производящей и распределяющей электроэнергию, газ и воду, доля частных предприятий - 74%, государственных - 25%, иностранных - 1%.
В структуре промышленного производства в количественном отношении больше малых предприятий (во всех отраслях промышленности). Но в выпускаемой продукции на их долю приходится лишь одна четверть. 75% продукции производят крупные и средние предприятия. Поэтому развитие любой отрасли как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе необходимо, как нам представляется, ориентироваться на темпы развития крупных и средних предприятий, обладающих более высокими конкурентными позиция-ми - большими возможностями внедрения высокопроизводительных и эффективных тех-нологий, увеличения объемов производства, расширения ассортимента выпускаемой про-дукции, повышения уровня качества и снижения себестоимости продукции.
Средние индексы динамики изменения физического объема промышленной про-дукции в Республике Казахстан за период с 1995 по 1999 гг. составили: по промышленно-сти в целом 98,7% по отношению к предыдущему году, а в электроэнергетике - 91,3%, топливной промышленности - 96,8%, химической и нефтехимической - 82,2%, машино-строении и металлообработке - 77,7%, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности - 80,7%. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации в этих отраслях стратегических планов развития рыночных отношений, уве-личения жизненного цикла товаров, стратегий экономического роста, доведения темпов роста до уровня таких отраслей, как черная и цветная металлургия, газовая и нефтедобы-вающая промышленность, которые имеют среднегодовой индекс роста соответственно 106,5% и 106,9%, 107,2% и 109%.
Вместе с этим следует отметить и то, что в нефтедобывающей промышленности количество предприятий имеет тенденцию расти более высокими темпами (136,1%), чем рост объемов продукции (109%), в газовой промышленности эти темпы совпадают (107,2% и 107,5%). Это свидетельствует о наличии стратегий экстенсивного роста произ-водства [3]. В черной же и цветной металлургии реализуются планы интенсивного разви-тия производства. Количество предприятий уменьшается. В остальных отраслях промыш-ленности Республики Казахстан темпы снижения численности предприятий также мень-ше, чем темпы роста выпуска продукции, что свидетельствует о достаточно высокой кон-курентной позиции прежде всего предприятий лесной, деревообрабатывающей, целлю-лозно-бумажной промышленности, электроэнергетики, пищевой промышленности.
На наш взгляд, в настоящее время, возможно определить количественные характе-ристики стратегических ориентиров и установить границы отклонений реальных возмож-ностей промышленного предприятия от средних на отраслевом рынке потребителей, а также от минимальных, средних и максимальных по всем отраслям промышленности на основе анализа с использованием методики отклонений стратегических целей от марке-тинговых возможностей. Все стратегические ориентиры при этом можно разделить на средние отраслевые, соответствующие темпам стабилизации и дальнейшего развития, средние для всей промышленности и максимальные.


Литература

1. Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан. - Астана, 2004.
2. Статистический ежегодник Казахстана: Статистический сборник /Под ред. К.С. Абдиева. - Алматы, 2003.
3. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казах-стан на 2003 - 2015 года. Утверждена Указом Президента Республики Ка-захстан от 17.05.2003 года. N 1096. - Астана, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия