| | Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002 | | ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ | | Смирнов И. К. профессор кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки Российской Федерации
| |
| | К основным тенденциям, характеризующим современную систему высшего образования, относятся быстрый и устойчивый рост контингента студентов, повышение его международной мобильности, развитие открытого и дистанционного обучения, рост расходов на высшее образование и его стоимости Они определяют ориентиры политики развития высшего образования в XXI столетии.
Важнейшая миссия высшего образования - служить человеку и обществу, активно участвовать в решении крупных проблем мирового, регионального и местного масштаба; содействовать устойчивому экономическому развитию, обмену знаниями, всеобщему соблюдению прав человека, утверждению культуры взаимопонимания и международного мира, обеспечивать подготовку ответственных, просвещенных, высококвалифицированных специалистов.
Тема монографического исследования Багаутдиновой Н.Г. актуальна.
Автор с основанием определяет высшее учебное заведение как открытую систему, дающую значительный положительный внешний эффект, и подчеркивает особую роль в развитии образовательных услуг рынка, с одной стороны, государственного регулирования этой сферы - с другой (в частности, для повышения эффективности использования ограниченных ресурсов).
Конструктивной представляется позиция автора в отношении проблемы собственности и форм ее реализации на уровне государственного вуза. Интересны выводы о принципах функционирования хозрасчетных центров в рамках высших учебных заведений, необходимости формирования механизма бюджетирования на уровне вузов и принципах его построения.
Практическую значимость имеют выводы о направлениях реформирования ценообразования на образовательные услуги и выборе конкурентной стратегии.
Основные положения работы могут быть использованы в образовательном процессе прежде всего по специальностям "Менеджмент", "Менеджмент в социальной сфере".
В целом исследование характеризуется новизной постановки вопросов, последовательностью и глубиной их анализа. | |
|