Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Стешин А. И.
декан факультета международного промышленного менеджмента Балтийского государственного технического университета «Военмех»,
доктор экономических наук, профессор


ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Совсем недавно Россия включилась в глобальные процессы объединения образовательных пространств, требующие изменения самого подхода к образованию.
В нашем обществе образование до сих пор не является главной целью, т.к. в подавляющем большинстве случаев `жизненный успех` человека не зависит напрямую от уровня образования, не сформировалось на должном уровне уважение к знанию и его носителям, отсутствует надежная мотивация для получения новых знаний и обновления старых. Сложившаяся система образовательных учреждений требует серьезного совершенствования. Определенная часть общества еще не ориентирована на дополнительное профессиональное образование. Образовательные стандарты не согласованы. Отсутствует обоснованная связь между общим и дополнительным образованием. Не отвечает современным требованиям система аккредитации, лицензирования, сертификации образовательных учреждений, программ и квалификаций. Спектр программ дополнительного образования весьма узок, отсутствует модульный подход к формированию программ. Наконец, не развиты образовательные структуры нового типа (корпоративные, университетские комплексы, образовательные холдинги и т. п.).
Много сложных проблем существует в области финансирования образования.
Внебюджетное финансирование образовательных учреждений давно стало нормой в большинстве стран мира, поскольку современное образование, базирующееся на новейших образовательных технологиях, дорого: нужны не только компьютеры, но и интегрированные коммуникационные сети, и многое другое. Очень дорогим становится и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в котором преподаватель постепенно перестает занимать центральное место, каждая дисциплина должна излагаться по-новому, с учетом постоянно изменяющихся общественных потребностей. В связи с этим в мире существует достаточно много механизмов финансирования образования. Главная задача - выбрать оптимальный для наших условий.
В марте 2000 года появилась концепция создания общеевропейской системы непрерывного образования, определяющая и глобальные перспективы развития образовательных систем. Европа стала `обществом, основанным на знании` (knowledge-based society) и предусматривающим процесс непрерывного образования - длиною в жизнь (life-long learning). Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 года, констатировал, что Европа вступила в `эпоху знаний` со всеми вытекающими отсюда культурными, экономическими и социальными последствиями.
Лучшие решения, найденные в Европе, должны быть распространены и в России. Это предполагает переосмысление национальных приоритетов, идеологии, значения зарубежных культурных форм и новых систем финансирования образования.
Образовательные проекты различных стран, организаций и фондов, уже реализуемые в России обеспечивают финансовую поддержку профессорско-преподавательского корпуса, поднимают уровень учебной и научно-методической работы, привносят иную образовательную культуру, иной уровень менеджмента. Однако координация в этих нововведениях отсутствует. Плохо изучается и распространяется соответствующий опыт, накопленный отдельными российскими университетами и их подразделениями.
В связи с этим хотел бы отметить опыт организации учебной и научно-методической работы на факультете международного промышленного менеджмента Балтийского государственного технического университета (БГТУ `Военмех`).
Численность профессорско-преподавательского состава, участвующего в учебном процессе на факультете около 150 человек. В их числе свыше 60 докторов и кандидатов наук. Ряд курсов ведут преподаватели из США, Германии, Великобритании и Норвегии.
На факультете с 1992 года осуществляется обучение по программе специальности 080507 `Менеджмент организации`. В ее рамках основной является специализация `Международный промышленный менеджмент`. Одновременно реализуются двухуровневая подготовка бакалавров и магистров по менеджменту и по программе специальности 080502 `Экономика и управление на предприятии (машиностроение)`. В 2002 году в рамках этой специальности открыт набор на специализацию `Правовое регулирование хозяйственной деятельности`.
На базе факультета международного промышленного менеджмента функционирует Институт международного бизнеса и коммуникации (ИМБК) - аналог бизнес - школ при ведущих университетах мира. В его составе образован отдел Международных профессиональных образовательных программ, реализующий совместно с Высшей школой бизнеса Университета города Буде в Норвегии образовательную программу "Master of Business Administration and Engineering."
Международные связи с крупными зарубежными образовательными центрами, среди которых и Школа бизнеса Университета г. Буде (Норвегия), и Денверский университет и Международная школа `Educational Services International` в США, и Манчестерская бизнес-школа (Великобритания), `Фесто-дидактик` (Австрия) позволили придать образовательным программам ИМБК международный характер.
Программы обучения помимо дисциплин, определяемых государственным образовательным стандартом, содержат принятые в зарубежных университетах циклы естественно-научных и инженерных дисциплин. Особое место занимает лингвистическая подготовка, в которой принимают участие американские преподаватели. На 3-4 курсах предусмотрены программы по английскому языку на сертификат Лондонской торговой палаты.
Важнейшее значение для факультета имеет российско-норвежская программа совместной подготовки специалистов, которая реализуется с момента подписания в 1992 году договора о сотрудничестве между БГТУ `Военмех` и Школой бизнеса Университета в Буде.
На первом этапе подготовки при этом отбирается около 30 студентов для посещения лекций норвежских преподавателей, приезжающих в БГТУ, и российских преподавателей, прошедших переподготовку в Норвегии. После двух лет подготовки лучшие студенты, отобранные по результатам экзаменов, обучаются в Норвегии по программе международных бизнес-школ и получают соответствующий диплом. Уже около 400 студентов прошли обучение по этой программе.
Программа способствовала развитию сотрудничества и в сфере научно-исследовательской деятельности, результатом которого стал ряд публикаций в международных изданиях.
Одним из главных вопросов целевой подготовки кадров, естественно, является учет требований рынка труда, в частности, потребностей в специалистах соответствующего профиля у промышленных предприятий и других организаций.
В этой связи на факультете международного промышленного менеджмента внедрена многоуровневая система дополнительного образования.
Первый уровень, ориентированный, в первую очередь, на студентов и на работников предприятий и организаций различных отраслей, представлен комплексом дополнительного высшего профессионального образования, предусматривающим подготовку специалистов по двум направлениям: `Менеджер организации` и `Экономика и управление на предприятии машиностроения`. Основная образовательная программа подготовки специалистов реализуется за 2,5 - 3 года. Возможно поэтапное обучение по отдельным курсам и блокам дисциплин (в частности, лингвистическому) с последующей выдачей соответствующего свидетельства. Слушатели, успешно закончившие полный курс обучения по программе второго высшего образования, получают государственный диплом Балтийского государственного технического университета по выбранной специальности. Разработан и ряд программ для более глубокого освоения иностранных языков.
Второй уровень представлен программами, имеющими целью повышение квалификации работающих специалистов и менеджеров и предусматривающими освоение методов планирования и контроля, организации производства, финансового управления организацией, поведенческих основ менеджмента, овладение навыками управления организацией.
Третий уровень системы дополнительного образования представлен программой `Мастер делового администрирования` (Master of business administration). Эта программа широко распространена в странах с развитым средним и малым бизнесом. В 1999 году она получила государственный статус и в России. Мы одними из первых в стране получил право на образовательную деятельность по этой программе. В июле 2000г. года ИМБК БГТУ стал одной из бизнес-школ, прошедших через аудит Российской ассоциации бизнес образования (РАБО) и получивших всероссийскую аккредитацию своих очно-заочных программ МВА.
Цель программы MBA состоит в подготовке менеджеров высшего (или среднего) звена, нацеленных на серьезный карьерный рост, способных ставить и решать задачи по управлению в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Программа позволяет получить классическое бизнес-образование без отрыва от производства. В ней самое серьезное внимание уделяется рассмотрению вопросов финансирования, маркетинга, операционного менеджмента, управления человеческими ресурсами, принятию управленческих решений, видению стратегических перспектив развития. Предусмотрено участие в ее реализации зарубежных преподавателей, преподавателей-консультантов, в частности из Университета г. Буде.
Одними из основных принципов реализации программы являются практическая направленность обучения (изучение теории современного менеджмента сочетается с освоением передовых методов рационального управления), ориентация на международные стандарты, целенаправленная языковая практика, учет потребностей российской экономики.
Данный подход к подготовке инженерных кадров, реализованный на факультете, представляется наиболее эффективным. Он позволяет удовлетворить потребность в экономических знаниях и у студентов технического вуза, и у начинающих инженеров и предпринимателей, и у состоявшихся специалистов, стремящихся к карьерному росту.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия