Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА И ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Из Рекомендаций международного форума `Вопросы преподавания и статуса русского языка в государствах-членах ЕврАзЭС`

31 мая 2005 года в Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества прошел международный форум `Вопросы преподавания и статуса русского языка в государствах-членах ЕврАзЭС`. В его работе приняли участие депутаты национальных парламентов, представители исполнительных государственных органов, научно-исследовательских, общественных организаций ЕврАзЭС, учебных заведений Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Армении, Молдовы и Украины.
Обсудив сложившуюся в странах Сообщества ситуацию, а также роль русского языка в формировании общего образовательного пространства, участники форума констатировали, что изучение проблемы статуса русского языка как языка межнационального общения является одним из приоритетных направлений исследований в государствах-членах ЕврАзЭС, поскольку существует востребованность в русском языке как одном из носителей мировой культуры, искусства, информации, как факторе сохранения культурного наследия в постсоветском пространстве.
Участники форума отметили, что углубление интеграционных процессов в евразийском экономическом сообществе способствует развитию потребности в общении на русском языке, что функционирование русского языка отвечает как национальным, так и государственным интересам стран Сообщества, способствует поддержанию исторически сложившихся связей.
На форуме был рассмотрен статус русского языка в государствах Сообщества как официального и рабочего языка, вопрос об особенностях преподавания русского языка и состоянии национального законодательства и международного права, регулирующих изучение и статус языка, подведены итоги работы региональных центров по изучению русского языка, выявлены причины, сдерживающие дальнейшее совершенствование практики его использования. Было, в частности, отмечено, что в практике использования русского языка возникают проблемы, связанные с ограничением сферы функционирования русского языка, с уменьшением объемов теле и радиовещания на русском языке, что имеет место негативная тенденция к сокращению количества часов, отводимых на его изучение в учебных планах, что не всегда отвечает современным требованиям и качество преподавания русского языка, что при подготовке кадров не учитываются в полной мере потребности рынка труда.
Участники форума рекомендовали Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и Интеграционному Комитету оказать содействие Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Базовой организации по языкам и культуре СНГ в учреждении Евразийской ассоциации современных языков `Лингва-Евразия` и разработать межгосударственную программу по совершенствованию функционирования русского языка в странах Сообщества.
Правительствам государств-членов ЕврАзЭС было предложено подготовить рекомендации по увеличению объема передач радио и телевидения на русском языке, по созданию циклов совместных телепередач, посвященных национальным, историческим, религиозным и культурным традициям народов государств Евразийского экономического сообщества; оказать необходимую поддержку факультетам русского языка в высших учебных заведениях государств-членов Сообщества для изучения и преподавания русского языка как инструмента интеграционного взаимодействия; обеспечить организацию центров дистанционного, информационно-коммуникационного обучения, развитие соответствующего спутникового образовательного канала и Интернет-портала; оказать помощь международным авторским коллективам в подготовке общедоступных учебных пособий по русскому языку; разработать меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров, осуществляющих преподавание на русском языке, и целевые программы книгоиздания на русском языке.
Был сформулирован и ряд других предложений.
В числе рекомендаций форума следует в этой связи отметить предложения: продолжить практику создания совместных университетов, институтов, факультетов и школ с обучением на русском языке, взаимный обмен учащимися, студентами, аспирантами и докторантами образовательных учреждений государств Сообщества; проводить совместные конференции, семинары, посвященные преподаванию русского языка; практиковать проведение международных фестивалей и олимпиад по русскому языку для школьников; поддержать идею создания в государствах-членах ЕврАзЭС `Российских домов` и идею проведения под эгидой Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС международного конгресса `Гуманизм и образование. Диалог языков и культур в XXI веке`.
Рекомендовано шире использовать возможности института образования взрослых РАО, осуществляющего функции координатора по вопросам образования взрослых в СНГ и формирующего целостную систему эффективного обучения русскому языку. С этой целью, в частности, предлагается организовывать выездные лекции и семинары, активизировать работу ежегодных курсов переподготовки преподавателей русского языка в институте, развивать научно-методическое сотрудничество в области обучения русскому языку и т.д.
Редакционному совету Евразийского международного научно-аналитического журнала `Проблемы современной экономики` было предложено открыть в журнале раздел, посвященный проблемам преподавания и статуса русского языка в государствах-членах ЕврАзЭС.
По итогам международного форума Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС постановило (Постановление ?9 от 14.06.05): ускорить создание в рамках ЕврАзЭС Совета по образованию; Постоянной комиссии МПА по социальной политике совместно с Советом по образованию (по согласованию) провести в IV квартале 2005 года в Бишкеке заседание межпарламентского `круглого стола` по проблеме формирования общих образовательных стандартов государств-членов ЕврАзЭС; предложить Интеграционному Комитету сформировать объединенную рабочую группу Евразийского экономического сообщества по доработке проекта Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия