Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Марченко В. М.
соискатель кафедры экономики и военного права Военной академии тыла и транспорта им. А.В. Хрулева (Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ

Системный характер изменений условий хозяйствования требует адекватного теоре-тического и практического инструментария при решении проблем, возникающих перед транспортной системой страны. Важно подчеркнуть, что разработка и применение мето-дологии и конкретных форм организационных изменений (ОИ) и развития не может быть результатом только эволюции теории и методов управления. Разработка ключевых прин-ципов эффективного управления происходит по мере накопления практического опыта.
XX столетие характеризовалось большими темпами роста научно-технического про-гресса. Согласно И. Шумпетеру [10], в настоящее время имеет место завершающий (пя-тый) цикл индустриального развития, начало которого датируется приблизительно 1990 г., окончание - 2020 г., и далее - переход к постиндустриальному обществу.
Основное содержание данного цикла связывается с развитием информационных сетей на основе достижений в области информатики и телекоммуникаций. Применение новых идей приводит к формированию новой комбинации транспортных средств, при этом в це-почке `новое транспортное средство - новая технология - новые транспортные рынки - новые источники сырья` ключевое значение начинают приобретать новые способы орга-низации транспортно-хозяйственной деятельности. Подобные ОИ и нововведения вызы-вают дискретные изменения традиционной траектории хозяйственного оборота, действуя на него как внешняя сила и смещая от состояния равновесия. Характер экономической динамики при этом действует в направлении обеспечения выгодных конкурентных пози-ций транспортного предприятия на рынке.
Переход к рыночным отношениям объективно потребовал освоения новых приемов и методов, в том числе и накопленных в менеджменте, которые давно стали нормой для за-падных фирм. Однако, в силу специфики реализации переходного периода до последнего времени функционирование и развитие российских транспортных предприятий, тем не менее, происходило в искусственной среде и в этом смысле они оказались вне эволюци-онной логики развития, типичной для развитых стран.
Резкое возрастание уровня изменчивости внешней среды вызвало необходимость формирования подходов к управлению таким образом, чтобы способность к изменениям стала одной из важнейших ключевых характеристик, определяющих возможности органи-зации к выживанию в долгосрочной перспективе. В условиях же российской переходной экономики, требующей необходимости дополнительной реорганизации и реформирования сложившейся практики хозяйственной деятельности, вопросы разработки и реализации необходимых изменений внутренних механизмов функционирования и развития приобре-тают особую актуальность и значимость.
С переходом к системе рыночных отношений отечественные транспортные предпри-ятия только начинают конкурировать с мировыми производителями транспортных услуг, причем в условиях, когда соотношение цена/качество у последних значительно предпоч-тительнее. Серьезной проблемой складывающейся экономической ситуации является структурная деформированность российской экономики. Она вызвана отказом от прежней системы управления, резким сокращением государственных расходов, снижением конеч-ного спроса. Как следствие, в условиях спада спроса на транспортные услуги, распада сложившихся хозяйственных связей, потери традиционных заказчиков и рынков транс-портных услуг, роста цен и одновременно обесценения оборотных средств многие транс-портные предприятия оказались неспособными снизить издержки на оказание транспорт-ных услуг. Более того, наблюдается стабильный рост издержек. Естественной реакцией транспортных предприятий становится свертывание своей деятельности. Ситуация, когда основная доля прибыли направляется на налоги и текущее потребление, в конечном итоге приводит к прекращению инвестиций, износу основных фондов, что в значительной сте-пени снижает возможности транспортного предприятия по предложению конкурентоспо-собных услуг. При этом, как правило, предприятия транспортной отрасли не успевают адаптироваться к быстрым радикальным изменениям экономической среды, теряют спо-собность стратегически планировать свою деятельность, возможности своевременно и са-мостоятельно поддерживать научно-производственный цикл оказания услуг.
Эти процессы проявляются в кризисном состоянии многих отечественных предпри-ятий. Естественно возникает вопрос, каким образом должен осуществляться процесс управления изменениями, чтобы предприятия могли выживать и повышать свою эффек-тивность.
При этом важно подчеркнуть, что хотя проблемы, возникающие перед разными пред-приятиями различны и непосредственно определяются набором конкретных обстоя-тельств, одновременно, как отмечается в современных исследованиях по управлению, у предприятий, по-существу, присутствует специфики не более чем на 10 %, остальные 90 % проблем - стандартны [1].
Следовательно, действенность необходимых преобразований, предполагает, прежде всего, учет опыта разработки бизнес-моделей предприятия на базе использования совре-менных информационных технологий, например, стандартов ЕRР-систем (Еnterpraise Re-source Planning) - планирование ресурсов предприятия, прогнозирующие и планирующие возможности которых обеспечивают существенное снижение стоимости и повышают ка-чество бизнес-процессов на предприятии.
Действенность необходимых преобразований также предполагает разработку и ис-пользование концепции и стратегий организационного развития (ОР) на основе установ-ления и достижения долгосрочных целей, так называемую идеологию ВРI (Business Proc-ess Improvement), - идеологию постоянных изменений [6]. С точки зрения задач настоя-щего исследования представляется важным подчеркнуть, что именно реализация принци-па непрерывного улучшения деятельности транспортного предприятия заставляет органи-зацию отказываться от жестких и застывших схем информационного отображения про-цессов оказания транспортных услуг и переходить к динамичным моделям, что невоз-можно без информационной поддержки таких моделей. Философия BPI определяет, что достичь совершенства невозможно, но к нему необходимо постоянно стремиться. BPI оп-ределяет уровни совершенства, или, иначе, уровни непрерывного улучшения бизнес-процессов предприятия транспортной отрасли. Переход предприятия с одного уровня BPI на следующий есть, в значительной степени, изменение философии оказания транспорт-ных услуг, а используемые методики и технологии являются инструментами преобразова-ния предприятия.
Таким образом, системность преобразований, по-существу, во многом определяется их организационной компонентой, позволяющей адаптировать предприятия к постоянно изменяющимся рыночным реалиям в процессе их долговременного функционирования. Основной выигрыш предприятия получают не за счет экономии на масштабах и поиска дешевых ресурсов, а за счет своевременности реагирования, при этом актуально-значимым начинает выступать выделение и реализация характерных взаимосвязей, умелое взаимодействие с потребителями и поставщиками, `управление организационными изме-нениями на основе латерального (нетрадиционного) мышления` [1].
Широко употребляемым в экономической теории, но недостаточно четко сформули-рованным и многозначным понятием, характеризующим определенный тип изменений в организации является термин `организационное развитие`. В различных концепциях оно трактуется по-разному: как естественный процесс изменений, обусловленный возрастом организации; как процесс изменений, вызванный нововведениями и проявляющийся в увеличении размеров (росте организации); как рационально спланированная деятельность руководства для достижения внутреннего и внешнего равновесия организации; как про-цесс функциональной интеграции и дифференциации. С точки зрения рассмотрения ОР как непрерывного процесса управления изменениями такие и аналогичные представления и трактовки данного понятия представляются, однако, недостаточно полными и, главное, неспособными вскрыть механизмы управления ОИ и определить эффективные направле-ния таких изменений.
Принцип представления процессов ОР как изменение условий существования органи-заций во времени позволяет рассматривать хозяйственную динамику как логическое раз-витие эволюции организации через механизмы нарушения равновесия. Эту динамику при-званы анализировать экономические теории и доктрины, составляющие их философскую основу.
Представляется, что в основе подхода, позволяющего преодолеть детерминирован-ность и статичность большинства существующих концепций ОИ лежит необходимость представления изменения условий существования организации во времени, которое опре-деляет суть ОИ и ОР. Это позволяет представить ОР как процесс управления изменения-ми, формирование и внедрение стратегии ОР в режиме постоянных ОИ и управленческих нововведений, направленных на создание новых сфер и направлений деятельности, разви-тие организационной культуры, закрепление эффективных внешних связей и отношений с контрагентами и внутриорганизационных связей в хозяйственной, информационной и ад-министративной структурах рассматриваемой организации.
Такой подход согласовывается с получившей в последнее время широкое распростра-нение и популярность ситуационной теорией организации. Эта теория ориентирована на исследование основных особенностей ситуации - специфики самой организации, ее внешней и внутренней среды, которые в совокупности определяют тип структуры управ-ления. В рамках такого подхода могут быть выделены крайние формы организации - ра-циональная и органическая структуры, между которыми располагается все разнообразие структур, предложены и обоснованы принципы и положения разработки и реализации структурных ОИ, формирования структурных форм организации в зависимости от суще-ственных параметров внешней и внутренней среды предприятий.
Любой процесс ОР представляет собой совокупность непрерывных и многообразных качественных и количественных изменений. Поскольку в социально-экономической сис-теме присутствуют необратимые элементы, то и в целом процесс ОР необратим.
В этом смысле основой методологии исследования процессов ОР является анализ из-менения условий существования организаций во времени, через которые проходят орга-низации в процессе развития. Здесь необходимо отметить, что процессы ОР, направлен-ные на получение дополнительных эффектов и свойств за счет преимуществ, являющихся результатом совместной деятельности как отдельных подразделений самой организации, так и интеграционных процессов с другими организациями, направленных на формирова-ние и сохранение устойчивой и одновременно гибкой организации, продуцируют так на-зываемые синергетические эффекты и эмерджентные свойства. Синергия - преимущество, являющееся результатом совместной работы. Примером здесь как раз и являются такие ОИ в структуре фирмы как, например, формирование специального отдела, где активная творческая работа сотрудников должна сочетаться с возможностью совместно решать крупные, нестандартные проблемные задачи. Такой коллектив должен быть устойчив (любое развитие, не говоря о равновесном функционировании, может состояться лишь в том случае, если система устойчива) и своевременно реагировать на новые `вызовы` ок-ружения.
Представление и рассмотрение процессов ОИ во времени позволяет не только `уло-вить` и оценить их системный (синергетический) эффект, но и позволяет уточнить содер-жание ряда понятий теории и методологии ОР. В системе базовых категорий в различных концепциях организации процессов общественного развития существуют и широко ис-пользуются различные трактовки понятий `организация` и `организационное развитие`, что объясняется сложностью и многоплановостью содержания этих понятий. Как правило, они предполагают `упорядоченность`, `целостность`, `связность`, `организованность` процессов хозяйственного развития, и при этом фактически часто отождествляется с по-нятиями `структура` и `функция` как основными категориями системного подхода и системного анализа.
Одновременно в них раскрываются причинные связи между явлениями и фактором времени, который дал представление о времени и фазах их действия в ходе последова-тельного развития. Хозяйственная (социально-экономическая) динамика, изменение усло-вий хозяйствования и, следовательно, внешних и внутренних условий существования ор-ганизации во времени и в пространстве, составляет, по нашему мнению, суть ОР.
Таким образом, следует отметить, что современные условия экономической деятель-ности характеризуются серьезными сдвигами в принципах функционирования и развития социально-экономических систем, следовательно, необходимостью внесения принципи-альных корректировок в теоретическую и методическую базу управления транспортными системами и организациями.


Литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия /Пер. с англ. - СПб.: Изд-во `Питер`, 1999.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
3. Гришин С.А. Стратегия управления перевозками на современном этапе //Ж.-д. трансп. - 2001. - N 1. - С. 10-17.
4. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1980. - 532 с.
5. Николашин В.М. О дальнейших исследованиях в области моделирования процес-сов транспортного рынка. - М.: Транспорт, 1998.
6. Оуен А. Как осуществить стратегию: Хрестоматия. Управление изменением. - М.: МЦДО `ЛИНК`, 1996.
7. Резер С.М. Управление транспортом за рубежом. - М.: Наука, 1994.-315 с.
8. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Наука, 1992.
9. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. -М.: Республика, 1992.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия