Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
Марченко В. М.
соискатель кафедры экономики и военного права Военной академии тыла и транспорта им. А.В. Хрулева (Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ (КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ)

Основным ограничением в разработке эволюционной концепции менеджмента до сих пор являлось определенное нивелирование оценок специфики разных предприятий и ор-ганизаций. Между тем такая специфика, характеризующая, по Шумпетеру, `новые ком-бинации средств производства` должна лежать в основе определения конкурентных пре-имуществ предприятий и организаций и в этом отношении определять и направления эво-люции теории и практики менеджмента.
Проблемы и задачи управления процессами в транспортной системе могут быть рас-смотрены в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения выявления закономерностей органи-зационных изменений и развития таких процессов. При этом под организационным разви-тием (ОР) нами понимаются качественные изменения типа, структуры и методов управле-ния. Во-вторых, с позиции уже сформировавшихся общих концептуальных подходов, на-правлений исследований в рассматриваемой сфере, моделей ОР и стратегий организаци-онных изменений (ОИ).
Разработка системной классификации существующих подходов, концепций и страте-гий ОИ требует уточнения основных понятий, которым на разных этапах и уровнях ис-следования предлагают различное толкование, а именно: понятием `теория организации`, `теория организационного развития`, `концептуальная модель`, `концептуальный под-ход к проблеме`, `концепция организационного развития`, `стратегия ОИ`.
На наш взгляд, `теория организации` - это межпредметная базовая теоретическая дисциплина, в значительной степени уже сформированная в рамках исследования органи-зационно-управленческих проблем и сосуществующая и взаимодействующая с другой ба-зовой межпредметной дисциплиной - теорией управления (менеджмента) как ее составная часть. `Теории организационного развития` вскрывает причины и закономерности иссле-дуемых процессов и позволяет конструктивно оценивать способность определенных кон-цепций и стратегий обеспечивать существование организационных изменений в предпри-ятиях и организациях как хозяйственных системах.
`Концептуальная модель`, в конечном счете, реализуется в рамках определенного `концептуального подхода` - парадигмы или принципиальной рабочей гипотезы относи-тельно сущностных характеристик рассматриваемых процессов. `Рабочие гипотезы` можно рассматривать как концептуальные (понятийные) модели, характеризующие при-чинно-следственные связи, помогающие устанавливать зависимые и независимые пере-менные ОР, характер и тип информационных моделей и схем, позволяющие выбирать среди альтернативных гипотез наиболее приемлемые. `Концепция организационного раз-вития` выявляет ранее скрытые явления и, соответственно, выступает как ориентир для управленческой деятельности, выработки организационной стратегии и позволяет пред-сказывать и оценивать нарушения в организационной среде и в системе принятия и реали-зации управленческих решений.
`Стратегия ОИ` определяет схемы и последовательность реализации концептуальных и теоретических моделей на операциональном уровне. Стратегия ОИ транспортных сис-тем может рассматриваться как разновидность долгосрочного плана развития организа-ции. Она формируется и реализуется с учетом перспектив взаимодействия организации с внешней средой, типа организационно-экономической структуры, механизма функциони-рования и развития, способа реализации системной функции предприятий.
При классификации теоретических подходов они разделяются на два больших класса: рациональные концептуальные подходы (модели) ОИ и естественно, описывающие эво-люционный процесс. Однако такая классификация недостаточно конструктивна.
Основные моменты классификации - это, во-первых, проблема определения основа-ния классификации и, соответственно, выделения класса, во-вторых, - оценка классифи-кации в целом. Предъявляемые к классификации требования при этом можно разделить на синтактические (формальные), семантические (содержательные) и прагматические (целе-вые) [1, 2]. Основные формальные требования, предъявляемые к классам - компактность и связность. В один класс должны входить достаточно близкие друг к другу объекты, ин-тенсивность взаимодействий которых по тому или иному критерию максимальна. Основ-ное содержательное требование к классу - его однородность. В целом формальные требо-вания к классификации исходят из того, что совокупность объектов полностью, равно-мерно и не пересекаясь должна распределяться по классам.
Достаточно полной и логически завершенной, отвечающей требованиям однородно-сти, содержательности и информативности, является классификация концептуальных подходов к ОР и ОИ по трем основаниям: (А) - уровень системности представлений об организации; (В) - уровень свободы выбора в базовых типах преобразований; (С) - уро-вень связности ОИ при принятии и реализации решений.
Уровень (А) системности как классификационный признак и исходит из того, что дея-тельность любой организации (предприятия) предполагает, прежде всего, установление целей и определение системы отношений между сотрудниками, распределение ответст-венности.
Системная классификация концептуальных подходов (и соответствующих моделей) в транспортной сфере может быть представлена в следующей табличной форме.
В любом случае предприятие как сложная хозяйственная система должно рассматри-ваться не просто как система производства и реализации товаров и услуг, но и как органи-зация собственников. Отношения собственности, устанавливающие конкретный юридиче-ский статус хозяйственного объекта, содержание, объем, формы, границы принятия реше-ний, определяют базовые организационные условия и регулируют выбор изменений. При этом управление ОИ основывается на выявлении синергетических связей, когда дополни-тельный эффект обеспечивается за счет внутренних и внешних взаимодействий, а нели-нейность и неустойчивость рассматриваются как источники многообразия хозяйственной и социальной динамики. Такой концептуальный подход, действительно, может рассмат-риваться и характеризоваться как интегративно-синергетический.
Различный уровень свободы выбора в преобразованиях у предприятий (организаций) непосредственно связан со спецификой факторов, условий и источников проблемных си-туаций, определяющих необходимость в изменениях, и выражается разными типами орга-низационных изменений ОИ:
- как процесса, обусловленного факторами внутренней среды и рассматриваемого как спланированный процесс (`рациональный` подход);
- как адаптивно-селекционного процесса, обусловленного факторами внешней среды, - пассивной или активной адаптации (`поведенческий` подход);
- как процесса, сочетающего логику естественной эволюции и рациональную дея-тельность менеджера в целях внутреннего и внешнего равновесия организации (`поведен-ческий` и `системо-технический` подходы);
- как процесса, обусловленного высоким уровнем сложности и неустойчивости внеш-ней и внутренней среды хозяйственной организации (`интегративный` подход);
- как процесса, обусловленного процессами групповой динамики (`поведенческий` подход);
- как `естественного процесса, обусловленного возрастом организации;
- как процесса, направленного на изменение системы ценностей, культуры, отноше-ний, структуры организации в целях адаптации ее к внешним условиям;
- как процесса трансформаций, проявляющейся в функциональной дифференциации и интеграции, возрастания роли функционального взаимодействия.
ОИ являются результатом выбора, осуществленного в отдельных звеньях, могут за-трагивать одно хозяйственное звено, несколько звеньев или относится к системе в целом. Значительная часть результатов может быть получена только совместным использованием всех ресурсов. Тем самым возникает проблема, в какой степени решения, принимаемые в одном звене, должны в явном или неявном виде учитывать решения, принимаемые в дру-гих звеньях. Следовательно, любое решение в подразделениях организации должно быть направлено, в конечном счете, на изменение степени организованности хозяйственной системы. По мере увеличения числа звеньев, вовлекаемых в процесс при принятии и реа-лизации решений о тех или иных изменениях в рассматриваемой системе, возрастает уро-вень неопределенности результатов этих изменений.
В целом взаимозависимость и неопределенность обуславливают и выбор методов со-гласования хозяйственных интересов при реализации изменений, и способы оценки эф-фективности ОИ.
Выбор того или иного действия, направленного на ОИ, зависит от того, какими сведе-ниями располагает лицо, принимающее решение и как он их оценивает. Степень инфор-мированности лиц, принимающих решения различна, оценки эффекта ОИ имеют разную надежность, поэтому при сравнении альтернатив разные звенья организации могут ока-заться в разных условиях.
Анализ этих условий позволяет при выборе и реализации ОИ выделить четыре вари-анта оценки эффективности:
- оценка эффективности изменений в условиях высокой определенности и предска-зуемости;
- оценка эффективности изменений в условиях риска и предсказуемости с определен-ной вероятностью обеспечения необходимого уровня стабильности внутри организации и гибкости во взаимоотношениях с внешней средой;
- оценка эффективности изменений в условиях недостаточной предсказуемости обес-печения стабильности и гибкости функционирования;
- оценка эффективности изменений в условиях большого числа факторов неопреде-ленности, конфликта интересов внутри организации и во внешнем окружении, противоре-чивости требований, связанных со снижением уровня неопределенности ситуации, необ-ходимости принимать решения, основанные на субъективных, вероятностных оценках.
На рис. 1 каждая из осей представляет собой отображение предлагаемых оснований, по которым определяются концептуальные направления организационных изменений.
На оси ОХ отображено постепенное нарастание уровня свободы выбора при реализа-ции базовых преобразований: от преобразования `материалы в продукт` - (минимальный уровень свободы выбора) до преобразования `творчество в разнообразие`, которому со-ответствует максимальный уровень свободы выбора. На оси ОУ представлено нарастание уровня и неопределенности при оценке локализации ОИ: от ситуации, соответствующей изменениям в отдельном звене системы, до ситуации, при которой изменения и их по-следствия активно воздействуют на функции системы в целом. На оси ОZ представлено измерение уровня нарастания `системности` организации: от функционального (`рацио-нальный` подход) до интегративного.
Рис. 1 - Многомерная схема концептуальных направлений ОИ


Литература

1. Бондаренко Н.И. Долгосрочный прогноз и управление многоуровневыми социаль-но-экономическими системами.- Великий Новгород: Изд-во НГУ, 2000.
2. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия