Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Дли М. И.
заведующий кафедрой менеджмента и информационных технологий в экономике филиала Московского энергетического института (ТУ) (г. Смоленск),
доктор технических наук, профессор

Старкова О. В.
аспирант кафедры менеджмента Смоленского филиала Московского энергетического института (технического университета)

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (ИЗ ОПЫТА СМОЛЕНСКА)

К важнейшим задачам местного самоуправления относится обеспечение стабилизации и устойчивого развития реального сектора экономики для улучшения на этой основе социально-экономических и экологических условий существования населения городов. В настоящее время промышленность является основой экономики большей части городов России, определяет возможности функционирования всего городского хозяйства, поскольку обеспечивает значительный объем налоговых платежей в местный бюджет. Соответственно она должна быть приоритетной сферой при разработке инвестиционной политики города.
В Смоленске доля инвестиций в основной капитал промышленности города составляет 20-30% объема вложений во все отрасли городской экономики. Но этот показатель имеет тенденцию к снижению. С 1998 по 2000 гг. доля инвестиций в промышленность города увеличилась с 28,8% до 35,6% в 2000 г., а к 2003 году снизилась до 21,5% в общем объеме инвестиций, большая часть которых идет на поддержание функционирования отраслей, оказывающих услуги, в первую очередь ЖКХ. Инвестиций в основной капитал промышленности в 2004 году составили 93,4% от уровня 2003 года, несмотря на то, что основные производственные фонды промышленности изношены на 64,1%.
Таблица 1
Состояние основных фондов промышленности (ОФ)в Смоленске в 2000-2003 гг.
Рост балансовой стоимости основных фондов промышленности не отражает реального их состояния. Износ основных производственных фондов промышленности растет быстрыми темпами. При этом он значительно выше аналогичного показателя по стране в целом, что обусловлено особенно медленными процесса их обновления.
Таблица 2
Коэффициент обновления и выбытия основных фондов промышленности в Смоленске в 1998-2003 гг.
Внутренние ресурсы большинства промышленных предприятий города Смоленска, исчерпываются по ряду причин: из-за естественного выбытия (`старения`) высококвалифицированных специалистов и недооценки интеллектуального потенциала и создаваемых им объектов интеллектуальной собственности; роста доли морально и физически изношенного оборудования, морально устаревшей продукции, устаревших технологических процессов, связанного с этим ростом объемов неиспользуемых отходов, что часто ухудшает и экологическую ситуацию в городе; из-за невысокого уровня управления персоналом, маркетинга и качества продукции; невысокой инновационной активности (в 2003 году, например, лишь на 18% промышленных предприятий Смоленска осуществлялись инвестиции в разработку и внедрение новых продуктов и технологий).
Не способствует повышению инновационной активности и неопределенность трактовок механизмов территориального управления [2].
На наш взгляд, под механизмом муниципального управления инвестиционным процессом следует понимать совокупность взаимосвязанных инструментов комплексного воздействия на инвестиционные процессы со стороны органов местного самоуправления, способствующих привлечению и повышению эффективности инвестиций в целях устойчивого развития.
При разработке такого механизма необходимо учитывать и усиление интеграционных процессов, связанных с увеличением количества слияний и поглощений. Крупные национальные производители активно ищут способы усиления своих конкурентных позиций на основе различных форм интеграции с промышленными предприятиями в разных регионах страны. В свою очередь местные предприятия, испытывая острый дефицит в инвестиционных ресурсах, как правило, без особой борьбы (а иногда и добровольно) переходят в руки крупных национальных компаний, расположенных в других регионах России. Это, естественно, влияет на развитие муниципальных образований.
В Смоленске течение 2000-2004 годов под контроль крупных компаний, зарегистрированных в других регионах, перешло 34 % промышленных предприятий города (ОАО `Измеритель`, ОАО `Свет`, ООО `Смоленский комбинат хлебопродуктов`, ОАО `Смолмясо`, ООО `Шарм`, ОАО СМК `Роса`, АО `Бахус`, ОАО `Смоленское пиво` и другие), на долю которых приходится 76% промышленного производства в городе. 62% из них значительно ухудшили экономические показатели своей деятельности (ОАО `Смоленская обувная фабрика`, ООО `Смоленская льняная мануфактура` и другие), а 14% находятся в настоящее время на стадии банкротства (АО `Смоленский авиационный завод`, ОАО `Стройконструкция` и другие).
Таблица 3
Изменение основных показателей промышленности Смоленска в период с 2000 по 2004гг.
Из таблицы видно, что негативным экономическим эффектом таких интеграционных процессов является снижение налоговых поступлений от промышленных предприятий в местный бюджет, отрицательным социальным - снижение численности занятых, которая на предприятиях промышленности за период с 2000 по 2004 гг. сократилась почти на 6 тыс. человек.
Некоторые примеры. В 2003 году компания ОАО `Русагрокапитал` приобрела контрольный пакет акций смоленского предприятия пищевой промышленности `Смолмясо`, выпускающего мясные изделия. В 2003 году были осуществлены дополнительные вложения в основной капитал данного предприятия (38 316 тыс. руб.), 69% из которых пошло на покупку и модернизацию машин и оборудования. Однако по сравнению с 2000 годом численность работающих на данном предприятии к 2004 году сократилась на 33% и уже имеет место снижение им налоговых поступлений в местный бюджет. В настоящее время решается вопрос о покупке крупными алмазодобывающими компаниями акций такого бюджетообразующего предприятия Смоленска, как ОАО `ПО `Кристалл` (до приватизации 2004 года - СГУП `ПО `Кристалл`). От политики нового собственника будут во многом зависеть финансовые результаты деятельности и этого предприятия, налоговые поступления в бюджетную систему и количество рабочих мест. В данной связи следует отметить такую негативную тенденцию, как снижение налоговых отчислений предприятий местной ювелирной промышленности и их доли в общем объеме налоговых поступлений промышленных предприятий города в бюджеты всех уровней. Эта доля снизилась с 8,1% в 2003 году до 4,0% в 2004 году, а абсолютное снижение объема уплаченных налогов составило 86,9 млн. руб. (снижение в 2,2 раза). Многие эксперты напрямую связывают это с начавшимся процессом перехода местных ювелирных предприятий под контроль компаний, зарегистрированных в других регионах.
В 2004 году зарубежным (немецким) инвестором `Osram` был приобретен контрольный пакет акций смоленского предприятия ОАО `Свет`, выпускающего электрические лампы. И в данном случае численность занятых на этом предприятии сократилась почти на 22%, одновременно значительно сократилась также сумма налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.
Все это требует использования новых, более эффективных, механизмов управления инвестиционными процессами, в том числе на муниципальном уровне.
Нами были классифицированы инструменты муниципального управления инвестициями по четырем группам: экономические, организационные, информационные и социальные.
Первые призваны обеспечить экономическую процесса инвестирования в промышленность, создать стимулы для привлечения различных инвесторов и вложения средств в приоритетные объекты - в соответствии с муниципальной инвестиционной стратегией. Основная задача при этом - сбалансировать экономические мотивы деятельности различных субъектов местного инвестиционного рынка и направить их на достижение устойчивого экономического развития муниципального образования. В зависимости от характера их воздействия экономические инструменты можно разделить на прямые и косвенные.
Инструменты прямого воздействия на инвестиционные процессы предполагают непосредственное участие органов местного самоуправления в реализации инвестиционных проектов и программ и использование принадлежащих им объектов и ресурсов. К таким инструментам относятся: 1) прямое финансирование инвестиций, которое предполагает размещение на конкурсной основе средств местного бюджета для финансирования инвестиционных проектов, в результате реализации которых будут получены эффекты, соответствующие принципам устойчивого развития муниципального образования; размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых местными правовыми актами; сюда можно отнести такой вид финансирования, как выпуск муниципальных займов; 2) лизинг, при котором лизингодатель (в данном случае органы местного самоуправления) обязуется приобрести в собственность определенное договором имущество у конкретного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю (в данном случае промышленному предприятию) за плату во временное пользование для осуществления обозначенных в договоре целей; 3) льготная аренда недвижимости; 4) льготная аренда земли и других природных ресурсов.
Инструменты косвенного воздействия на инвестиционные процессы призваны создавать такие условия деятельности, при которых субъекты местной инвестиционной системы будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям муниципальной инвестиционной стратегии. В этом случае органы местного самоуправления не являются непосредственными участниками (инвесторами) инвестиционного проекта, а выступают лишь в роли регулятора экономических отношений между его субъектами. К таким инструментам относятся: 1) гарантии по кредитам на инвестиционные цели - органы местного самоуправления обязуются (за счет средств местного бюджета или имущества муниципального образования) возвратить сумму кредита заимодавцу и проценты по нему в случае неуплаты их в срок предприятием-заемщиком, работающим на территории данного муниципального образования; 2) налоговые льготы, органы местной власти вправе устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, льготы по уплате местных налогов (изменение срока уплаты налога, предоставление инвестиционного налогового кредита, освобождение от уплаты налога, снижение налоговой ставки, замена платежей предприятия по налогу с прибыли, поступающих в местный бюджет, натуральным или услугами предприятия); 3) поддержка инвестиционных фондов - органы местного самоуправления имею право на создание или участие в создании местных целевых внебюджетных фондов (инвестиционных, венчурных, инновационных, гарантийных), финансово-кредитных учреждений (муниципальных банков) с целью более эффективного управления целевыми финансовыми ресурсами и привлечения средств других инвесторов под конкретные проекты и программы; 4) гарантии внешним и внутренним инвесторам - органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета или имущества муниципального образования могут возмещать суммы вложенных внутренними или внешними инвесторами средств в случае невозможности их возврата предприятием, реализующим проект; 5) муниципальный заказ - органы местной власти вправе заключать договор с предприятиями на выполнение определенных видов работ (благоустройство территории муниципального образования, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения муниципального образования), финансируемых за счет средств местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов.
Организационные инструменты муниципального управления инвестициями призваны обеспечить поддержку таких форм организации инвестиционной деятельности, которые необходимы для реализации местной инвестиционной стратегии. К ним можно отнести: 1) участие органов местного самоуправления в акционерном капитале - органы местной власти вправе осуществить дополнительную эмиссию муниципальных ценных бумаг с целью инвестирования средств в основной капитал предприятий (создания собственности с муниципальным участием); 2) содействие развитию местной инфраструктуры бизнеса: банковской системы, финансовых, инвестиционных, страховых компаний, инвестиционных посредников и консультантов; 3) помощь в подборе и подготовке специалистов, создании системы занятости населения (организация центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставление средств предприятиям на подготовку и обучение специалистов в области инвестиционного менеджмента).
Поскольку эффективность любой управляющей системы в значительной степени зависит от ее информационного обеспечения, в отдельную группу инструментов муниципального управления инвестициями следует выделять информационные инструменты. К ним относятся: 1) информационная поддержка инвестиций и инвестиционных проектов, оказание консалтинговых услуг предприятиям, осуществляющим значимые с точки зрения муниципального образования инвестиционные проекты; 2) организация и поддержка баз экономической информации - создание специализированного информационно-аналитического центра по обработке информации о субъектах муниципальной инвестиционной системы и состоянии инвестиционного климата муниципального образования, пропаганда информации через средства массовой информации, в том числе и электронные, обеспечении открытости информации о муниципальном образовании и его инвестиционном рынке; 3) правовая поддержка инвестиций - комплекс принятых на муниципальном, региональном и федеральном уровне нормативно-правовых документов, создающих и регулирующих необходимые правовые условия для деятельности субъектов местной инвестиционной системы, доступ к этим документам субъектам инвестиционной деятельности.
Основной задачей социальных инструментов муниципального управления инвестициями является улучшение условий жизнедеятельности работников предприятий, осуществляющих значительные инвестиции, создание дополнительных (помимо экономических) стимулов развития инвестиционной деятельности промышленными предприятиями. Это такие инструменты, как: поддержка социальной инфраструктуры промышленного предприятия, осуществляющего масштабные инвестиции; предоставление социальной помощи работникам таких предприятий.
С учетом этой классификации нами предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности муниципального управления промышленными инвестициями, предусматривающий комплексную оценку соотношения различных эффектов от реализации инвестиций в промышленность. В его основе - комплексное использование инструментов муниципального управления инвестициями в промышленность, конкретный набор которых определяется спецификой разных промышленных предприятий. С нашей точки зрения использование такого организационно-экономического механизма позволит повысить обоснованность решений, принимаемых органами местного самоуправления при выборе инструментов муниципального управления инвестициями в промышленность и активизировать инвестиционные процессы в городах.


Литература:
1. Промышленность Смоленской области 2003: статистический сборник / Госкомстат России. Смоленский областной комитет государственной статистики. - Смоленск, 2003.
2. Самогородская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - N 4. - С. 113-124.
3. Бузова И.А., Маховиков Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / Под ред. В.Е.Есипова. - СПб.: Питер, 2004.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: издательско-консультационная компания `Статус-Кво 97`, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия