Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Космин Н. П.
доцент кафедры экономики и управления Мурманского гуманитарного института

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В России сейчас необходимы более активные усилия по привлечению инвестиций для обновления основных фондов и регулирование инвестиционного процесса в отдель-ных регионах страны. Решение этих задач требует интенсификации промышленного про-изводства, особенно в наиболее привлекательных для инвесторов отраслях машинострое-ния и металлообработки и в области добычи полезных ископаемых, чтобы, обновляя ос-новной капитал региональных промышленных комплексов, повышать темпы их развития, удельный вес наукоемких производств, уменьшать зависимость национальной экономики от роста экспорта углеводородного сырья.
Главными условиями и направлениями инвестиционной деятельности на регио-нальном уровне, по нашему мнению, выступают:
 создание нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять планово-расчетные обоснования для достижения приемлемой для инвесторов доходности вложе-ний в основные фонды, и обеспечение гарантий в отношении принятых регламентаций, необходимо, чтобы создали у инвесторов уверенность в безопасности вложений;
 повышение уровня инвестиционной привлекательности региональной эко-номики на основе таких маркетинговых мер, как более широкое отражение в средствах массовой информации экономических, социальных, инновационных и иных достижений в регионах РФ, что создавало бы для отечественных и зарубежных инвесторов возможность реально определять объемы вложений в те или иные отрасли региональной экономики;
 рекламирование производимой в регионе продукции тех хозяйствующих субъектов, чьи инвестиционные потребности в модернизации производства особенно зна-чимы велики;
 организация конференций, симпозиумов, семинаров, различных форумов и личных встреч отечественных и зарубежных предпринимателей, ориентирующих инве-сторов и реципиентов на безусловное удовлетворение экономических интересов всех уча-стников инвестиционного процесса;
 проведение выставок и ярмарок продукции региональных хозяйствующих субъектов, направленных на увеличение объемов реализации продукции и повышение ин-вестиционной привлекательности развития производства в отдельных российских регио-нах.
В последнем случае важны организация постоянных экспозиций высокодоходных инвестиционных проектов, упорядочение выставочной деятельности индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов, создание и ведение единого реестра выставок, организация в сети Интернет представления инвестиционных проектов в общероссийском масштабе, техническая помощь хозяйствующим субъектам в презентации инвестицион-ных проектов высокой экономической и социальной значимости.
Все большее значение приобретает решение таких задач, как: активизация деятель-ности государственных центров международного сотрудничества и содействия проектно-му инвестированию, инвестиционных агентств, распространение на базе торговых пред-ставительств России и ее регионов информации о наиболее эффективно функционирую-щих предприятиях, предоставление доступа все иностранным участникам инвестирования к определенным информационно-аналитическим сведениям торговых представительств, внешнеэкономических отделов федеральных и региональных институтов, совершенство-вание методов анализа эффективности вложений в модернизацию, реконструкцию пред-приятий и новое строительство.
В Мурманской области решением этих задач занимаются `Отдел по организации выставочной деятельности аппарата по обеспечению деятельности губернатора и прави-тельства области` и `Выставочный центр Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области`. Ими осуществляются различные комплексные мероприятия, в ча-стности, организуются научно-технические выставки, выставки новых видов продукции мурманских предприятий для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов и покупателей продукции, услуг, инноваций. При этом устанавливается ряд ограничений, например, запрещение инвестиций со стороны иностранных участников рынка капиталов во все виды деятельности, связанной с ядерными материалами, производством стратеги-ческих вооружений, участием в федеральных системах информации, разработкой и произ-водством психотропных веществ, выращиванием и переработкой культур, используемых для создания наркотических средств, использованием подземных вод для водоснабжения населенных пунктов.
При существенных изменениях во внешней и внутренней среде необходимы адек-ватные методические подходы к инвестиционному проектированию, решения проблем со-вершенствования информационного инструментария и планово-расчетных обоснований экономических, финансовых и социальных результатов инвестиционных проектов, кото-рые удовлетворяли бы и инвесторов и реципиентов.
На наш взгляд, необходимы в этой связи разработка и планово-расчетное обосно-вание нескольких вариантов инвестиционного проекта, использование нескольких при-кладных программно-информационных продуктов (Project Expert, Альт-инвест, ТЭО-инвест, инвест-проект). При этом должны решаться и экономико-математические задачи с использованием методов линейного или динамического программирования для максими-зации дохода от эксплуатации объекта инвестирования и его распределения между объек-тами предприятия или между объектами производственной и социальной сфер региона. Эффективная инвестиционная деятельность требует сравнительного анализа различных инвестиционных проектов для выбора одного из оптимальных.
Используемые в настоящее время прикладные программно-информационные про-дукты в региональном проектном инвестировании, к сожалению, не различают пользова-телей, устанавливая лишь набор выходных идентификаторов для инвестиционного проек-та, хотя для инвестора и реципиента и других участников проекта они различны. К тому же действующие пакеты программ в области проектного инвестирования включают изу-чение лишь предварительно установленных издержек инвестирования. Необходимо же знать факторы динамических изменений, дополнительные данные экономического и фи-нансового характера, корректирующие идентификаторы результатов и затрат на каждом из установленных этапов выполнения инвестиционного проекта.
Развитие проектного инвестирования в регионе требует использования и отечест-венных, и зарубежных программно-информационных пакетов. Без этого снижается и зна-чимость отечественных и иностранных информационно-программных продуктов при пла-ново-расчетных обоснованиях. Целесообразно использовать специализированные инфор-мационно - программные продукты, имеющие финансово-аналитические функции, для достижения желательных экономических, финансовых и социальных результатов. Такие продукты предполагают различные методы прогнозирования экономических, финансовых и социальных результатов и позволяют реально учитывать социально-экономические и финансово-инвестиционные тенденции в регионе, в его отраслях, комплексах и хозяйст-вующих субъектах.
Развитие информационно - программного обеспечения проектного инвестирования связано с созданием взаимной ответственности инвестора и реципиента и систематиче-ским контролем за поэтапным расходованием средств на модернизацию и обновление ос-новных фондов собственником инвестируемых объектов. Традиционная схема инвестиро-вания, при которой коммерческим банком выделяется кредит для избираемого им вариан-та обновления основных фондов заемщика, на наш взгляд, является слишком упрощенной, не отвечающей задачам рационального сочетания инвестиций из различных источников, в том числе собственных вложений хозяйствующего субъекта и бюджетных инвестиций.
Повышению степени объективности планово-расчетных обоснований инвестици-онного проекта должны способствовать введение в программу проектного инвестирова-ния аналитического способа приведения разновременных экономических результатов и затрат ко времени плановых расчетов с помощью коэффициентов дисконтирования и учет воздействия разных факторов внешней и внутренней среды на результаты и эффектив-ность инвестиционного проекта.
Не менее важны прогнозные оценки различных экономических и финансово-инвестиционных показателей. В состав динамических и статических рядов репрезента-тивных выборок необходимо при этом включать такие показатели, которые всесторонне характеризуют результаты и эффективность использования средств, направляемых на мо-дернизацию, реконструкцию, обновление активных и пассивных элементов основных производственных фондов в регионе, в его комплексах (промышленном, топливно-энергетическом, агропромышленном и других), а также в отдельных хозяйствующих субъектах. К ним могут быть отнесены: годовые величины инвестиций в основной капи-тал региона; инвестиции, направленные на модернизацию и обновление основных фондов региональной экономики; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; сальдированный финансовых результат (балансовая прибыль за вычетом убытков, эконо-мических потерь) от деятельности хозяйствующих субъектов региона, в расчете на душу населения; удельный вес прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестирова-ния из зарубежных стран; стоимостной объем валового накопления основного капитал в регионе. В прогнозах должны быть отражены уровень значимости и обоснованности ре-зультатов и эффективности проектного инвестирования, возможность достижения опти-мальных параметров инвестирования в перспективном периоде.
Решение задач по интенсификации промышленного производства региона, повы-шению уровня его инвестиционной привлекательности, активизации деятельности госу-дарственных инвестиционных организационно-правовых структур, стимулированию вло-жений в объекты добывающей и обрабатывающей промышленности со стороны ино-странных и отечественных инвесторов, по прикладному информационно-программному обеспечению процесса инвестирования должны соответствовать конкретные идентифика-торы и их прогнозирование, дающее объективное представление субъекту управления ин-вестиционным процессом о реальности достижения тех или иных экономических резуль-татов и эффективности регионального проектного инвестирования. В частности, финансо-вое направление инвестиционного процесса может быть выражено прогнозными оценка-ми объемов инвестирования в основной капитал региона и в основной капитал, приходя-щимися на душу населения региона.
Определение прогнозных величин данных идентификаторов (показателей) инве-стиционного процесса в регионе в условиях значительных изменений внешней среды для субъекта управления региональным развитием может стать основой для корректировки оценок прогноза социальных и экономических результатов инвестирования в рамках обобщающей и частных стратегий региональной инвестиционной деятельности. При этом прогнозные оценки развития процесса регионального инвестирования могут быть уста-новлены с достаточно высокой степенью объективности на среднесрочный период инве-стиционной деятельности, так как число членов динамического ряда прогнозируемого ин-вестиционного показателя в условиях переходной экономики, как правило, не превышает 5 - 6 из-за отсутствия статистических данных, в том числе данных об инвестициях в со-поставимых ценах. В Мурманской области статистические данные о размерах инвестиций в основной капитал и проектных инвестициях на душу населения за период 1998 - 2002 гг. позволяют на основе уравнения yt = a0 + a1t, (в котором фактором-аргументом t высту-пают годы) и данных об инвестициях в основной капитал (млрд. руб.- соответственно 1,8; 5,514; 7,19; 10,678; 8,824), размере инвестиций, направляемых на модернизацию и обнов-ление основных фондов, на душу населения региона (тыс. руб./чел.- соответственно 1,751; 5,508; 7,273; 10,922; 9,132) позволяют решить систему нормальных уравнений.
В соответствии с последовательностью расчетов и имеющимися данными опреде-лим суммарные значения величин yt, t, ytt, t2. Для уравнения прогноза объема инве-стиций в основной капитал указанные суммарные значения, соответственно, составят 34,006; 15; 121,23; 55. Для уравнения прогноза размера инвестиций в основной капитал на душу населения они составят соответственно 34,586; 15; 123,934; 55.
Для нахождения коэффициентов a0 и a1 прогностического уравнения, в котором фактор-функция yt выступает как годовой размер вложений в основной капитал, решается следующая система нормальных уравнений:
где n - число членов динамического ряда (n=5).
Подставив в данную систему уравнений найденные суммарные значения объема инвестиций в основной капитал Мурманской области, получим:
Прогнозные значения инвестиций в модернизацию и обновление основных произ-водственных фондов в период 2004 - 2005 гг. получены с учетом величины t, равной 7 и 8:
2004 год yt = 1,038 + 1,921*7 = 14,485 млрд руб.
2005 год yt = 1,038 + 1,921*8 = 16,406 млрд руб.
Наряду со стоимостной характеристикой инвестирования в модернизацию и обнов-ление основных производственных фондов региона, целесообразно для повышения зна-чимости плановых обоснований необходимого размера инвестирования определить про-гнозные значения и других экономических и финансовых показателей, характеризующих направления регионального проектного инвестирования.
На основе численных суммарных величин фактор - функции (производительность инвестиционных вложений) и фактор - аргумента (время) прямолинейного уравнения тренда yt = a0 + a1t определим (для последующего решения нормальные уравнения):
34,586 = 5a0 + 15a1, 123,934 = 15a0 + 55a1.
Посредством подстановки значения a0 = (34,586 - 15 a1)/5 во второе нормальное уравнение получим:
123,934 = 3(34,586 - 15 a1) + 55 a1
a1 = 2,018. Тогда a0 = (34,586 - 15*2,018)/5 = 0,863.
Уравнение прогноза величины инвестиционных вложений, приходящихся на душу населения в Мурманской области на период 2003 - 2005 гг. в итоге принимает следующий вид:
yt = 0,863 + 2,018t.
Прогнозные значения инвестиционных вложений в основной капитал, приходя-щихся на душу населения Мурманской области, будут равны при подстановке в найден-ное уравнение величины t, равной 7 и 8,
в 2004 году yt = 0,863 + 2,018*7 = 14,989 тыс. руб./чел
в 2005 году yt = 0,863 + 2,018*8 = 17,007 тыс. руб./чел
Полученные прогнозные оценки могут быть базой для планово-расчетных обосно-ваний эффективности использования инвестиционных вложений в основной капитал ре-гиона в условиях неизменности влияния внешней и внутренней среды на инвестиционный процесс.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия