Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Смирнов А. Ю.
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения,
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема реформирова-ния отраслей социальной сферы, что обусловлено необходимостью ускоренного развития экономики страны в новых условиях хозяйствования.
Представляется, что реализация реформы, обеспечивающей повышение результа-тивности функционирования отраслей социальной сферы России, будет возможна только на основе перспективного прогноза развития указанных подсистем народного хозяйства страны. При отсутствии прогнозных оценок, отражающих изменения, происходящие в стратегическом периоде времени, невозможно обеспечить системность управленческих решений, адекватную реакцию управляющей подсистемы на трансформационные процес-сы во внешней среде[5].
Формирование прогноза развития сферы культуры должно осуществляться на ос-нове принципа системности с учетом комплекса экономических и социальных взаимосвя-зей и взаимозависимостей, обуславливающих эффективность текущей деятельности и перспективного развития рассматриваемой отрасли народного хозяйства. Такой подход позволит обеспечить результативное управление культурным комплексом России. Тем самым научно обоснованный прогноз развития сферы культуры должен базироваться на общем макроэкономическом прогнозе функционирования социально-экономической сис-темы страны, что не исключает необходимости учитывать специфику как всей отрасли культуры в целом, так и ее отдельных структурных составляющих. Последние имеют раз-личную целевую направленность, обладают разными возможностями по привлечению внебюджетных источников финансирования и в неодинаковой степени нуждаются в под-держке со стороны федеральных, региональных и местных органов управления народным хозяйством.
В целом, процесс формирования прогноза перспективного развития сферы культу-ры должен включать следующие компоненты:
 определение комплекса основных параметров внешней среды, оказывающих влияние на эффективность функционирования сферы культуры Российской Федерации;
 формирование поливариантного прогноза изменений указанных параметров (оп-тимистический, пессимистический, наиболее вероятный);
 анализ и прогноз возможных вариантов функционирования сферы культуры Рос-сийской Федерации и ее структурных составляющих при трансформации внешней среды.
Необходимо учитывать, что внешняя среда в современных экономических услови-ях подвержена непрерывным изменениям, которые существенным образом влияют на ди-намику развития объекта управления. При этом выявить всю совокупность факторов, ока-зывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий и учрежде-ний культурного комплекса в процессе формирования научно обоснованного прогноза изменений условий функционирования сферы культуры не представляется возможным. Причиной тому служит как многообразие, так и значительная вариативность указанных факторов. Поэтому в процессе прогнозирования необходимо ограничиться только теми взаимосвязями, которые имеют существенный характер, оказывают наиболее значимое влияние на эффективность управленческих решений, осуществляемых в сфере культуры.
Можно выделить основные параметры внешней среды, непосредственно влияющие на эффективность функционирования сферы культуры в целом и ее отдельных структур-ных составляющих: динамика ВВП, бюджетная и налоговая политика, политика в сфере образования, денежно-кредитная и инвестиционная политика.
Динамика ВВП является важнейшим показателем, отражающим результативность функционирования всего народного хозяйства Российской Федерации и, в частности, от-расли культуры. С 1999 года в российской экономике наблюдаются положительные тен-денции изменения ВВП, которые сохранятся в среднесрочной перспективе. При этом оп-тимистический прогноз динамики ВВП предполагает его удвоение за 10 лет, в то время как в соответствии с пессимистическим прогнозом рост ВВП будет замедляться в виду ослабления влияния внешних факторов, способствующих экстенсивному развитию народ-ного хозяйства Российской Федерации. Наибольший рост ВВП России был зафиксирован в 2000 году, когда он оставил 8,3%, а наименьший рост - в 2002 году - 4,7%. [3]. При этом при наиболее вероятном 6% росте ВВП его удвоение произойдет за 12 лет.
На наш взгляд, до 2009 года нет оснований ожидать изменений в налоговой поли-тики Правительства. Последняя сегодня ориентирована на снижение налоговой нагрузки на предприятия большинства отраслей национальной экономики при ее увеличении в нефтедобывающей промышленности. Представляется, что после определения величины снижения ставки НДС налоговая реформа будет завершена. Это дает основание рассмат-ривать налоговую политику в качестве стабильного и предсказуемого фактора внешней среды. Негативное влияние данного фактора может быть вызвано усилением налоговых претензий к крупнейшим налогоплательщикам на основе ретроспективных проверок их деятельности, что приведет к сокращению объема финансовых ресурсов, доступного крупным хозяйствующим субъектам для инвестирования в развитие сферы культуры.
Рост ВВП влечет за собой увеличение доходов населения, повышение затрат феде-рального бюджета на реализацию культурных программ. Однако величина расходов бюд-жета на культуру в значительной степени будет определяться бюджетной политикой Пра-вительства. В этой связи представляется, что реализация оптимистического сценария предполагает дальнейший рост расходов федерального бюджета на финансирование куль-турных программ, то есть продолжение той позитивной тенденции увеличения доли за-трат на культуру, искусство и кинематографию в общих расходах, которая наблюдалась в 2001-2005 гг. Согласно пессимистическому сценарию, относительные расходы федераль-ного бюджета на финансирование текущей деятельности и перспективного развития куль-турного комплекса страны будут оставаться на неизменном уровне, что не позволит обес-печить решение основных государственных задач в области обеспечения функционирова-ния культурного комплекса Российской Федерации.
Сокращение расходов бюджета на культуру возможно лишь вследствие финансо-вого кризиса, что уже имело место в 1998 году (относительные расходы федерального бюджета по разделу `культура искусство и кинематография` снизились тогда как в абсо-лютном выражении с 3568 млн руб. в бюджете на 1998 год до 3062 млрд руб. в бюджете на 1999 год, так и в процентах к общих расходам - 0,71% до 0,53%) [3]. Однако, по наше-му мнению, в среднесрочной перспективе в российской экономике отсутствуют фунда-ментальные причины, способные привести к повторению подобного кризиса, что позво-ляет считать указанный сценарий развития событий крайне мало вероятным (`почти не-возможное событие` в терминах теории вероятностей).
Государственная политика в сфере образования определяет приоритетные формы и условия подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для сфе-ры культуры [4]. В соответствии с оптимистическим прогнозом влияние данного фактора будет способствовать росту качества подготовки кадров для предприятий и учреждений культурного комплекса страны путем перехода на контрактную основу с последующим трудоустройством выпускников высших и средних учебных заведений в сфере культуры. Пессимистический прогноз предполагает уменьшение роли государства в процессе фи-нансирования образования, что негативно скажется на кадровом потенциале сферы куль-туры.
В современных экономических условиях существует непосредственная взаимо-связь между денежно-кредитной и инвестиционной политикой государства [2]. Прави-тельство России стремится решить такие задачи, как сдерживание инфляции на опреде-ленном уровне и не допущение чрезмерного укрепления реального курса рубля. Указан-ные задачи противоречат друг другу, а потому для их совместного решения предполагает-ся сокращение объема инвестиционной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней. Для этого проводится перераспределения налоговых доходов ме-жду региональными и федеральным бюджетами в пользу последнего при одновременном аккумулировании дополнительных доходов бюджетной системы в Стабилизационном фонде.
Оптимистический прогноз развития сферы культуры при реализации таких мер возможен лишь при предположении о том, что целевые ориентиры денежно-кредитной политики Российской Федерации будут радикально пересмотрены в пользу усиления ин-вестиционной активности государства в реальном секторе экономики. Такой подход пред-полагает увеличение объемов государственного финансирования инвестиционных проек-тов в сфере культуры за счет использования средств Стабилизационного фонда, что может повлечь за собой кратковременное увеличение темпов инфляции, которое будет компен-сировано существенным ростом производительности труда в национальной экономике.
В соответствии с пессимистическим вариантом прогноза основные ориентиры де-нежно-кредитной политики государства в среднесрочной перспективе (до 2009 года) бу-дут сохранены. В этом случае не возникает объективных предпосылок для значительного увеличения расходов бюджетов всех уровней на реализацию инвестиционных программ в сфере культуры. Пессимистический вариант прогноза представляется более вероятным, если учесть особенности формулировки целевых макроэкономических ориентиров в предшествующий период деятельности действующего Президента России.
Стратегия региональных органов государственной власти - фактор, прогнозирова-ние которого представляется наиболее сложным в виду необходимости анализа слишком большого массива информации. Однако следует отметить, что в случае продолжения су-ществующей бюджетной политики, направленной на увеличение доходов федерального бюджета при сокращении поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, возможности региональных органов законодательной и исполнительной власти по увели-чению финансирования текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующих субъектов сферы культуры существенно сократятся.
Проведенный анализ изменений основных параметров внешней среды, оказываю-щих существенное влияние на результативность функционирования организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам Российской Федерации комплекс куль-турных услуг, позволяет сформировать прогноз развития структурных составляющих сферы культуры на среднесрочную перспективу до 2009 года. Такой горизонт прогнози-рования обусловлен тем, что в 2008 году истекает срок полномочий действующего Прези-дента России В.В. Путина, что может повлечь за собой изменение приоритетов социально-экономического и культурного развития страны при его приемнике.
Используя линейный регрессионный анализ, можно представить следующие про-гнозные оценки некоторых параметров развития сферы культуры (см. таб.1). В качестве независимой переменной при составлении прогноза выступает соответствующий год.
Настоящий прогноз составлен на основании отчетных данных Федеральной служ-бы государственной статистики за 1998-2003 годы [3].
Величина коэффициента детерминированности (r2) свидетельствует о том, что для всех рассматриваемых характеристик развития сферы культуры кроме численности зрите-лей профессиональных театров, представленные уравнения линейной регрессии адекватно отражают фактическую взаимосвязь между рассматриваемыми параметрами. Это позво-ляет использовать их для формирования научно обоснованного прогноза развития сферы культуры.
Оптимистический сценарий развития отрасли культуры в целом предполагает формирование на федеральном уровне управления объективных условий для ее ускорен-ного развития, интеграции культурного комплекса России с другими отраслями народного хозяйства, усиления инновационной направленности деятельности организационно-правовых структур, предоставляющих гражданам страны комплекс культурных услуг. Это потребует перераспределения финансовых ресурсов между отдельными административно-территориальными образованиями с тем, чтобы обеспечить максимальную эффективность инвестирования имеющихся средств на основе научно обоснованного подхода.
В соответствии с пессимистическим сценарием сфера культуры по прежнему будет финансироваться по остаточному принципу, что не позволит создать условия ни для ее ускоренного развития, ни для усиления влияния культурного комплекса России на резуль-таты хозяйственной деятельности в масштабах всей национальной экономики. В то же время в соответствии с данным сценарием рост количества работников учреждений куль-туры будет продолжаться, поскольку в условиях отсутствия рациональной стратегии раз-вития социальной сферы это позволяет отчасти решить проблему безработицы в отдель-ных регионах Российской Федерации.
Кроме того, несмотря на увеличение расходов федерального бюджета на культуру, эффективность использования средств будут оставаться низкой ввиду отсутствия научно обоснованных критериев распределения имеющихся ресурсов, а федеральные целевые программы развития отрасли культуры по-прежнему будут финансироваться в меньшем объеме, чем запланировано. В такой ситуации уровень заработной платы в сфере культу-ры будет существенно отставать от аналогичного показателя в других отраслях народного хозяйства, причем указанный разрыв останется неизменным или незначительно сокра-титься в связи с общим увеличением минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, что повлечет за собой рост ставки первого разряда тарифной сетки. В то же время последствия перехода к отраслевой системе оплаты труда в настоящее время трудно прогнозируемы, однако вероятность дальнейшего снижения заработной платы в сфере культуры по отношению к другим отраслям народного хозяйства представляется в этом случае достаточно высокой.
Таблица 1.
Прогнозные оценки некоторых характеристик развития сферы культуры
Составлено по: Российский статистический ежегодник, 2004. - М.: Роскомстат, 2004.
Можно предположить также, что виду отсутствия необходимой инфраструктуры предприятия и учреждения сферы культуры не смогут привлечь значительный объем спонсорских средств, что не позволит компенсировать дефицит бюджетных источников финансирования отрасли.
Исходя из прогнозов изменения отдельных факторов внешней среды, напрашива-ется вывод о том, что пессимистический сценарий развития сферы культуры в целом представляется более вероятным. Однако не исключены и другие варианты взаимодейст-вия отдельных структурных составляющих рассматриваемой отрасли народного хозяйства Российской Федерации с внешней средой, которые могут возникнуть под влиянием ры-ночных переменных на динамику функционирования различных подотраслей сферы куль-туры.
Представляется, что спрос на услуги зрелищных предприятий будет оставаться примерно на одном уровне при наличии незначительной тенденции к снижению в долго-срочной перспективе. Обусловлено это тем, что несмотря на существование относительно стабильного целевого сегмента, на который ориентирована деятельность зрелищных предприятий, по мере развития современных технологий, появления конкурентов в виде услуг-заменителей, объем целевой аудитории хозяйствующих субъектов, предоставляю-щих зрелищные услуги, будет сокращаться. Однако данный процесс, имеющей медлен-ную динамику, будет оказывать влияние на деятельность зрелищных предприятий лишь в стратегическом периоде времени. При этом общее сокращение спроса на услуги зрелищ-ных предприятий будет способствовать перераспределению потребителей между отдель-ными хозяйствующими субъектами рассматриваемой структурной составляющей сферы культуры.
В то же время, объем средств федерального бюджета, выделяемых на финансиро-вание текущей деятельности и перспективного развития крупных зрелищных предпри-ятий, скорее всего будет увеличиваться. Это, в частности, позволит реализовать в наме-ченные сроки инвестиционные проекты по реконструкции Большого и Мариининского театров, которые являются необходимыми для поддержания имиджа Российской Федера-ции в качестве крупной культурной державы. Однако, финансирование менее значитель-ных зрелищных предприятий, осуществляемое за счет средств региональных и местных бюджетов, будет в относительном выражении сокращаться (при пессимистическом сцена-рии развития событий) или, по крайней мере, не увеличится (оптимистический сценарий). В тех театральных учреждениях, которые не финансируется за счет бюджетных средств, усилится тенденция к коммерциализации деятельности, что потенциально может нега-тивно сказаться на результатах их функционирования, повлечет за собой снижение каче-ства предоставляемых услуг.
По мнению автора, оптимистический сценарий развития кинематографии предпо-лагает существенное увеличение доходов хозяйствующих субъектов рассматриваемой структурной составляющей сферы культуры в результате роста объемов инвестиционных ресурсов, привлекаемых из внебюджетных источников. Рост денежных доходов населения в условиях технической модернизации организационно-правовых структур киносети, яв-ляющихся именно тем звеном кинематографии, которое осуществляет привлечение вне-бюджетных ресурсов, позволяет существенно повысить финансово-хозяйственные резуль-таты всей подотрасли в целом.
Представляется, что для повышения эффективности функционирования кинемато-графии система управления сферой культуры должна сформировать механизм перерас-пределения средств, полученных кинотеатрами Российской Федерации, с целью увеличе-ния объемов производства отечественной кинопродукции, что возможно, в частности, на основе создания холдинговых структур. Формирование указанного механизма позволит значительно повысить доходы рассматриваемой структурной составляющей сферы куль-туры, создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. В этом случае следует ожидать дальнейшего увеличения количества кинотеатров в Российской Федерации за счет строительства кинозалов, отвечающих современным требованиям (прежде всего мультиплексов), рост количества кинофильмов, выпускаемых киностудия-ми страны в перспективе до 130-140 полнометражных игровых кинофильмов в год. Об-щий валовой сбор кинотеатров России в перспективе может достичь показателя в 0,1-0,2% ВВП.
В то же время в отдельных регионах Российской Федерации и прежде всего в Мо-скве темпы роста количества кинотеатров могут замедлиться в виду значительного усиле-ния конкуренции, увеличения объемов предложения кинозрелищных услуг. По мере на-сыщения рынка перспективным направлением развития киносети становится создание специализированных кинотеатров, рассчитанных на небольшое количество посетителей и предоставляющих более широкий набор услуг, чем те хозяйствующие субъекты киносети, которые функционируют в традиционном формате.
Количество потребителей услуг тех хозяйствующих субъектов киносети, которые не прошли процесс модернизации в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса будет сокращаться, что может повлечь за собой изменение их ста-туса в качестве организаций сферы культуры. Часть кинотеатров по-прежнему останется в собственности государства, а целесообразность их приватизации будет определяться по-разному в различных субъектах Российской Федерации. В этой связи представляется, что в Санкт-Петербурге существуют объективные предпосылки для полной приватизации ки-нотеатров до 2009 года, хотя нельзя исключать сохранение в государственной собственно-сти так называемых `детских кинотеатров`.
Можно предположить, что внешнеэкономические факторы будут оказывать ней-тральное или негативное влияние на развитие российской кинематографии. Обусловлено это тем, что в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО усиление протекциони-стских мер в рассматриваемой структурной составляющей сферы культуры представляет-ся маловероятным. Следовательно, пессимистический сценарий развития предполагает, что рост доходов хозяйствующих субъектов киносети не приведет к адекватному увели-чению объемов кинопроизводства в виду перераспределения полученных средств в пользу иностранных производителей кинопродукции. Тем самым интенсивный рост в одних сек-торах кинематографии будет сопровождаться стагнацией в других.
Результативность функционирования музейных учреждений Российской Федера-ции во многом будет определяться уровнем развития туризма, поскольку рост указанной отрасли экономики будет способствовать существенному увеличению доходов музеев. Оптимистический сценарий предусматривает рост объемов внутреннего и внешнего въездного туризма, что в условиях проведения рациональной маркетинговой стратегии позволит увеличить количество посетителей музейных учреждений. В этом случае воз-никнут благоприятные условия для внедрения современных технологий в деятельности музейных организаций, что создаст необходимые предпосылки для устойчивого иннова-ционного развития хозяйствующих субъектов рассматриваемой структурной составляю-щей сферы культуры в долгосрочной перспективе.
В таких условиях становится целесообразной частичная приватизация музейных учреждений, которые получат возможность результативно функционировать на основе привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников за счет оказания ос-новных и дополнительных услуг (торговля книжными изданиями, сувенирной продукции, аудио- и видеозаписями).
Пессимистический сценарий предполагает, что в условиях отсутствия рациональ-ной туристской инфраструктуры рост объемов туризма в Российской Федерации наблю-даться не будет. В этом случае средства федерального и региональных бюджетов будут направлены на финансирование крупнейших музейных учреждений, что не позволит сформировать объективные условия для эффективного развития всей структурной состав-ляющей сферы культуры в целом. Малые музеи, обладающие наименьшими возможно-стями по привлечению средств из внебюджетных источников, могут прекратить свое функционирование в виду отсутствия необходимых ресурсов для осуществления текущей деятельности и перспективного развития.
Оптимистический сценарий развития музейных учреждений представляется более вероятным в виду позитивной динамики основных макроэкономических показателей, од-нако в настоящее время наблюдаются и определенные негативные тенденции, обуслов-ленные усилением визового режима в Российской Федерации, что может негативно ска-заться на росте объемов туристских услуг.
В то же время вне зависимости от темпов роста туризма необходимым условием повышения эффективности музейного комплекса страны является формирование рацио-нальной маркетинговой стратегии, обеспечивающей привлечение новых потребителей му-зейных услуг.
Представляется, что оптимистический сценарий развития библиотечных и клубных учреждений предполагает формирование на их основе информационно-инновационных комплексов, функционирование которых будет обеспечивать рост конкурентоспособности народного хозяйства Российской Федерации, создание необходимых условий повышения уровня культурного развития граждан страны. Данный сценарий предусматривает улуч-шение качества обслуживания посетителей, сокращение времени поиска необходимой информации.
В соответствии с пессимистическим сценарием внедрение информационных тех-нологий будет осуществляться лишь в небольшом количестве библиотечных учреждений, что не позволит в полной мере использовать инновационный потенциал данной структур-ной составляющей сферы культуры. При этом отсутствие необходимого финансирования может способствовать снижению уровня подготовки работников библиотек. Все это при-ведет к сокращению количества посетителей библиотечных учреждений, негативно ска-жется на степени влияния данной структурной составляющей сферы культуры на иннова-ционные процессы в национальной экономике. Однако сокращение числа библиотечных учреждений представляется маловероятным.
Пессимистический сценарий развития клубных учреждений предполагает даль-нейшее уменьшение количества организаций рассматриваемой структурной составляю-щей сферы культуры вследствие приватизации объектов государственной собственности. В результате возможно полное прекращение деятельности клубных учреждений по край-ней мере в отдельных регионах Российской Федерации, что окажет крайне негативное влияние на уровень культурного развития страны.
По мнению автора, при сохранении существующих социально-экономических при-оритетов функционирования народного хозяйства Российской Федерации пессимистиче-ский сценарий развития библиотечных и клубных учреждений является более вероятным.
Представляется, что в процессе развития паркового хозяйства не произойдет суще-ственных изменений, которые могли бы способствовать радикальной трансформации эко-номической ситуации в рассматриваемой структурной составляющей сферы культуры. Средства, выделяемые на развитие паркого хозяйства, могут быть использованы для фи-нансирования отдельных инвестиционных проектов, процесс выбора которых во многом будет определяться влиянием стохастических факторов внешней среды. В то же время даже существенное сокращение бюджетного финансирования не приведет к необратимым последствиям для экономического развития парков.
Таким образом, развитие отдельных структурных составляющих сферы культуры, для которых характерны существенные отличия в условиях самофинансирования, разный инновационный потенциал, будет осуществляться по различным сценариям, вероятность реализации которых определяется главным образом общей макроэкономической страте-гией Правительства Российской Федерацией, а также эффективностью функционирования системы управления сферой культуры.


Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
2. Евменов А.Д. Проблемы реформирования механизма инвестирования в условия переходной экономики. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
3. Российский статистический ежегодник, 2004. - М.: Роскомстат, 2004.
4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб.: `Лань`, 2001.
5. Шляйферт М.А. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов. - СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
6. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочет-ния и общественный интерес: В 3 Т./ под ред. А.Я. Рубинштейна. - М.: Гос. институт ис-кусствознания; СПб.: Алетейя, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия