Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Хамидов Х. Х.
Министр юстиции Республики Таджикистан,
государственный советник юстиции


К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕврАзЭС

Решение задач, поставленных ЕврАзЭС, потребует не только согласованных усилий на многих направлениях политической и экономической деятельности, но и огромной организационно-правовой и законодательно-исполнительной работы органов власти, и прежде всего парламентов. При этом необходимо обеспечить приоритет международных договоров и соглашений в случаях, когда реализация того или иного межгосударственного документа вступает в противоречие с национальным законодательством. Некоторые государства до сих пор ставят собственное законодательство выше договоренностей как в рамках Таможенного союза, так и Содружества Независимых Государств, что является одним из самых серьезных препятствий на пути интеграции.
Законодательно-правовая база международного сотрудничества в Евразийском экономическом сообществе должна создаваться путем выработки общего курса правовых решений, согласованных юридических правил, мер для преодоления различий в национальных правовых системах и законодательных сферах. Это возможно только на основе заключения международных договоров и последующей гармонизации (сближения и унификации) национальных систем законодательства. Отсутствие согласованных подходов к сближению и унификации в правовой области создает в СНГ в целом ситуацию, при которой заключенные международные договоры не находят адекватного отражения в национальных законодательных актах и остаются лишь на бумаге.
Правовое регулирование отношений, возникающих на новом этапе экономической интеграции, должно обеспечить, как это определено Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, взаимодействие правовых систем государств и создание общего правового пространства. Первостепенное значение приобретает механизм координации деятельности органов ЕврАзЭС и органов государственной власти каждой страны в целях приведения национальных законодательств в соответствие с правовыми актами Сообщества. Формы совместного правотворчества в его рамках должны быть закреплены в регламентах парламентов и положениях об органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах) государств - членов ЕврАзЭС. Необходимо также совершенствовать процедуры реализации международных норм и стандартов в национальных правовых системах.
К основным принципам гармонизации национальных законодательств можно отнести:
- согласование правового регулирования на условиях, взаимоприемлемых для государств - участников интеграции;
- определение сфер, требующих гармонизации;
- синхронность принятия актов по вопросам, относящимся к углублению интеграции;
- приоритет международных договоров перед актами национального законодательства.
После прохождения соответствующей внутригосударственной процедуры нормы, исходящие от органов Сообщества, должны иметь для государств - членов ЕврАзЭС значение норм международно-правовых актов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только подобное отношение к ним может сделать Сообщество действенной, работоспособной и эффективной международной организацией. В связи с этим следует иметь и согласованный механизм контроля за реализацией актов ЕврАзЭС.
На первом совещании Совета министров юстиции при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, состоявшемся 3 октября 2002 года в Москве, был одобрен проект Соглашения о сотрудничестве министерств юстиции государств - членов Сообщества в реализации обязательств по унификации законодательных и иных правовых актов и утвержден План работы Совета министров юстиции на 2002 - 2003 годы.
Основное внимание в Плане уделяется:
- информации о работе по гармонизации национальных законодательств государств - членов Сообщества;
- разработке предложений по осуществлению контроля за реализацией международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений Межгосударственного Совета Сообщества;
- обоснованию принципов формирования согласованной правовой политики;
- анализу процесса реализации правовых актов ЕврАзЭС и подготовке рекомендаций по совершенствованию этой деятельности, особенно при создании единой модельной нормативной базы в области гражданского законодательства и государственного регулирования.
Вместе с тем практика показала, что создание модельных правовых актов как формы сближения законодательств имеет ряд недостатков, обусловленных не только длительностью процедуры разработки и принятия решений, но в первую очередь лишь рекомендательным характером модельных законов.
Поэтому в настоящее время основные усилия необходимо сосредоточить на разработке Основ законодательства в базовых сферах правоотношений - Основ, которые как обязательные будут реализовываться через принятие соответствующих национальных законов. Такой подход представляется продуктивным и в связи с тем, что при принятии Основ законодательства изначально должны учитываться интересы всех государств - членов ЕврАзЭС и накопленный ими передовой опыт законотворчества.
Принятие Основ законодательства позволит зафиксировать определенный уровень сближения национальных законодательств действующими международными договоренностями и создать единое правовое пространство Сообщества.
Названные вопросы предлагаются нами в порядке постановки проблем, над решением которых следует подумать сообща. Здесь нет и не может быть готовых рецептов, многое зависит как от доброй воли государств, так и от творческой мысли ученых-правоведов.


Печатается по материалам интервью, с некоторыми сокращениями.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия