Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС

Из аналитической справки "Об основных аспектах таможенного регулирования в Евразийском экономическом сообществе"

Сегодня Евразийское экономическое сообщество является зоной свободной торговли, в которой формируется единый таможенный тариф, определены единые меры нетарифного регулирования и единый порядок взимания косвенных налогов по принципу `страны назначения`. В государствах-членах ЕврАзЭС установлен единый порядок введения и применения вывозных таможенных пошлин и единый порядок применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований. В Сообществе принята общая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) установлен единый порядок экспортного контроля и механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-членов.
Важнейшим условием функционирования Таможенного союза является единый внешний таможенный тариф. Правовой основой формирования Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС является Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г. В соответствии с Мероприятиями по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы в 2004 г. планировалось завершить формирование Базового перечня Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС в рамках трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Однако своевременно сформировать стопроцентный Базовый перечень пока не удается. По состоянию на сентябрь 2005 г. Общий таможенный тариф этих трех государств составляет 53% от ТН ВЭД ЕврАзЭС. В то же время уровень согласования тарифов между Россией и Белоруссией достигает 90-95%. Однако с принятием в ближайшее время Республикой Казахстан нового национального таможенного тарифа уровень унификации ставок таможенных пошлин возрастет на 10% и Базовый перечень ставок общего таможенного тарифа составит 63%.
Для решения вопросов, связанных с таможенным регулированием, в органах управления интеграцией в Евразийском экономическом сообществе существуют специализированные подразделения: Департамент по таможенному делу и пограничным вопросам Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете и Постоянная комиссия по таможенному регулированию и пограничной политике Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. В Сообществе создана также система, обеспечивающая единство управления таможенными службами, действующая через представительства таможенных служб в государствах-членах ЕврАзЭС.
В целях упрощения и унификации таможенного регулирования и форм таможенного контроля в неторговом обороте между государствами-членами Евразийского экономического сообщества были установлены:
- упрощенный порядок таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, а также валюты, перемещаемых физическими лицами;
- единая норма вывоза наличной валюты;
- единая форма пассажирской декларации.
Для упрощения и унификации процедур таможенного контроля за товарами и транспортными средствами в торговом обороте приняты:
- унифицированные правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств-членов ЕврАзЭС;
- правила оформления товаров, перевозимых под таможенным контролем;
- протоколы о таможенном сопровождении, таможенных перевозчиках и таможенном контроле за реэкспортом товаров;
- соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками Таможенного союза.
Однако после принятия в государствах-членах ЕврАзЭС новых таможенных кодексов появилась необходимость внесения изменений и дополнений в Протокол о порядке таможенного оформления товаров, перевозимых под таможенным контролем через территории государств-участников Таможенного союза от 8 декабря 1998 г. Данный протокол нуждается в повышении его статуса до межправительственного.
До сих пор реализуется не в полной мере и только на двусторонней основе Протокол о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств-участников Таможенного союза (протокол от 17 февраля 2000 года).
Не реализуется в полном объеме Протокол (от 19 декабря 2001 г.) об организации обмена информацией о перемещении товаров и транспортных средств между таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС.
Национальное законодательство Сторон не приведено в соответствие с положениями Протокола о таможенных перевозчиках государств-участников Таможенного союза (от 15 октября 1999 г.).
Вместе с тем, в настоящее время, в рамках ЕврАзЭС реализуется ряд проектов по осуществлению совместного таможенного контроля. Первый из них - эксперимент, осуществляемый на границе между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Суть эксперимента заключается в том, что на российском пункте пропуска таможенники осуществляют только документальный контроль товаров и средств, вывозимых из России. Отметку о разрешении вывоза товаров с территории России российские таможенники ставят уже на казахстанской стороне после проведения российско-казахстанского таможенного контроля, который предусматривает совместный досмотр товаров и транспортных средств, после чего документы передаются казахстанским коллегам для дальнейшего оформления уже на территории Республики Казахстан. Кроме этого, эксперимент предусматривает оперативный обмен информацией с обеих сторон о количестве перемещаемых товаров и транспортных средств с целью выявления и пресечения незаконного перемещения грузов через границу.
На казахстанско-кыргызской границе в пунктах пропуска `Кордай` и `Карасу` в 2004 г. начат эксперимент по внедрению программы `Одна остановка - одно окно`, которая предусматривает осуществление совместного контроля таможенными службами двух государств - Казахстана и Кыргызстана. По мнению специалистов, внедрение данного проекта уже значительно сократило время пребывания на границе физических лиц, перемещающих товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, а также значительно упростило процедуру оформления таможенных документов на пунктах пропуска.
В Республике Казахстан в 2005 г. открыты также два единых контрольно-пропускных пункта (ЕКПП), действующие по принципу `одного окна`.
Государствами Евразийского экономического сообщества начата активная работа и над унифицированной Концепцией системы управления рисками при таможенном досмотре.
При решении задачи формирования в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза необходимо учитывать опыт таких международных организаций, как Всемирная таможенная организация, которая сегодня объединяет 166 государств мира. На их долю приходится почти 90% мирового торгового оборота.
Всемирной таможенной организацией в июне 2005 года были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, предусматривающие:
во-первых, предварительный обмен данными о товарных поставках в автоматическом режиме. По мнению экспертов Всемирной таможенной организации, это позволяет не только отказаться от традиционных бумажных документов, но и заранее провести ряд подготовительных процедур по таможенному оформлению, что существенно сократит время основного оформления при прибытии груза на место в стране-импортере;
во-вторых, создание системы анализа и управления рисками, чтобы иметь возможность досматривать только поставки, которые представляют реальную угрозу;
в-третьих, создание на границе условий для физического контроля транспортных средств и контейнеров. Это требует оснащения пунктов пропуска специальной аппаратурой - инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля крупногабаритных грузов. Сейчас в России строится только один такой пункт пропуска на российско-украинской границе. Еще 17 запланировано в Федеральной целевой программе `Государственная граница`;
в-четвертых, создание партнерских отношений с бизнес-сообществом.
Для достижения нового качества обслуживания внешней торговли основные усилия необходимо направить на внедрение современных информационных технологий таможенного контроля, предполагающих:
- предварительное информирование о перемещаемых товарах и транспортных средствах;
- электронное декларирование;
- автоматизацию анализа и управления рисками;
- выборочность таможенного контроля;
- создание единой базы данных разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия