Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Кубасова И. А.
зам. начальника организационно-аналитического управления
Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС- секретарь Постоянной
комиссии МПА по правовым вопросам,
кандидат юридических наук


ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Значительная часть правовых документов, принимаемых странами ЕврАзЭС на межгосударственном и государственном уровнях, непосредственно связана с унификацией коллизионных норм национального законодательства и права Сообщества. Основным принципом межпарламентского сотрудничества при этом является согласование подходов к решению проблем интеграционного взаимодействия, что предполагает:
• процессуальную регламентацию нормотворческой деятельности органов ЕврАзЭС при осуществлении ими межгосударственных функций;
• четкое определение компетенции органов ЕврАзЭС, юридической силы принимаемых ими правовых актов;
• осуществление контроля за исполнением документов, образующих правовую базу ЕврАзЭС (в соответствии со статьей 14 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества).
Межгосударственным Советом утверждена Программа гармонизации национальных законодательств, определившая цели, задачи, этапы, последовательность, направления и особенности их гармонизации (сближения и унификации). В связи с этим уже существует практика сравнительно-правового анализа, являющегося важнейшим этапом гармонизации.
На заседаниях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС ( ноябрь 2002 г., Душанбе) были, в частности, подведены итоги сравнительно-правового анализа законодательств о развитии лизинговой деятельности и молодежной политике в сфере труда. Соответствующие документы направлены в Секретариат Интеграционного Комитета. На очереди - анализ транспортного законодательства, законодательства о внутригосударственных процедурах по заключенным международным договорам, валютного и таможенного законодательства.
Пересматриваются подходы к формированию модельного законодательства. Определены новые требования к проектам законодательных актов, принимаемых МПА ЕврАзЭС, поскольку они должны непосредственно трансформироваться в национальные правовые системы государств Сообщества.
Вместе с тем необходима разработка концепции формирования общей юрисдикции органов ЕврАзЭС и соответствующих государственных органов , в том числе с целью координации вступления всех стран ЕврАзЭС в ВТО, и концепции общей правовой системы Сообщества, которая учитывала бы требования ВТО. Имплементация общепризнанных международных норм и принципов в национальные законодательства - важнейшая стратегическая задача.
Эта задача может решаться путем формирования двухуровневой правовой системы Евразийского экономического сообщества (на межгосударственном и государственном уровнях), что позволяет иметь общую юрисдикцию, систему межгосударственного контроля за реализацией принимаемых решений и определить характер запросов Межпарламентской Ассамблеи к Суду Сообщества при коллизии национального законодательства и правовой системы ЕврАзЭС.
На ноябрьском заседании Межпарламентской Ассамблеи в Душанбе одобрен проект Положения о правовых актах Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, определяющего новый статус, юридическую силу и особенности правоприменения актов, разрабатываемых Ассамблеей, конкретные процессуальные нормы для применения единообразных подходов к распределению функций между национальными государственными органами и межгосударственными структурами. Соответственно начинают устанавливаться правила межгосударственного документооборота и порядок межгосударственного законотворчества, в том числе рассмотрения законопроектных предложений парламентов. В Секретариате Бюро МПА должен проводиться и анализ тематики предлагаемых к разработке актов с учетом их целесообразности и возможных последствий для развития правой основы ЕврАзЭС. С другой стороны, парламенты, направляя подготовленные ими проекты правовых актов в Ассамблею, должны сопровождать их сравнительно-правовым анализом для обоснования последующей гармонизации национальных законодательных систем.
В дальнейшем в целях развития правовой основы ЕврАзЭС будет необходим единый документ, регламентирующий порядок разработки и реализации актов всех органов ЕврАзЭС, включая акты Межгосударственного Совета, Интеграционного Комитета, Межпарламентской Ассамблеи и Суда Сообщества. Такой документ в виде Соглашения о мерах по трансформации нормативных правовых актов ЕврАзЭС в национальные нормативные правовые акты и синхронизации сроков их принятия уже разрабатывается.
В настоящее время в стадии завершения находится разработка и документа о правовом статусе, специфике введения в действие и применении основополагающих правовых актов Сообщества - Основ законодательства ЕврАзЭС, которые позволят устанавливать единые начала правового регулирования в соответствующих сферах правоотношений.
Подготавливаются документы по единой системе реализации принимаемых актов, синхронизации сроков вступления в силу международных договоров, заключенных в рамках Сообщества, а также для организации межгосударственного правового аудита и контроля за единообразным применением правовых актов Сообщества, их синхронной и адекватной имплементацией в национальные правовые системы.
Однако единая стратегия формирования правовой базы ЕврАзЭС и критерии эффективности межпарламентской деятельности пока, к сожалению, отсутствуют.
Например, отсутствуют четкие определения межгосударственной юрисдикции, властных полномочий органов ЕврАзЭС (за исключением актов Межгосударственного Совета), которые действительно обеспечивали бы принятие актов прямого действия или актов, влекущих за собой правовые последствия в сфере правоприменения.
В связи с этим необходимы:
• разработка (совместно с Межгосударственным Советом и Интеграционным Комитетом) Доктрины развития Евразийского экономического сообщества;
• определение направлений деятельности Ассамблеи и национальных парламентов по формированию согласованной правовой политики (с последующей разработкой соответствующего межпарламентского соглашения);
• уточнение и дополнение Программы законотворческой деятельности МПА ЕврАзЭС;
• обобщение общепризнанных норм и принципов международного права в базовых сферах правоотношений с целью последующего использования в совместном законотворческом процессе;
• анализ международных конвенций и соглашений ВТО в целях последующей имплементации их положений в национальные законодательства;
• использование опыта международной и законотворческой практики при разработке типовых проектов и Основ законодательства.
В каждой сфере правоотношений ЕврАзЭС необходимо определить перечень международных критериев для разработки перспективных планов законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи, международных договоров, заключаемых в Сообществе, а также для ревизии ранее принятых документов, в том числе на предмет соответствия требованиям ВТО.
К важнейшим направлениям межпарламентского сотрудничества могут быть отнесены:
• развитие законодательной инициативы депутатов парламентов при имплементации в национальные законы типовых проектов и Основ законодательства;
• формирование в национальных парламентах системы правовой экспертизы законопроектов на предмет их соответствия международным договорам, заключенным в рамках ЕврАзЭС;
• проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательств в приоритетных сферах законотворческой деятельности;
• организация и совершенствоание деятельности научно-экспертных советов по гармонизации национальных законодательств в базовых сферах правоотношений;
• формирование новых подходов к деятельности постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС с учетом повышения роли депутатского корпуса в работе Межпарламентской Ассамблеи.

Для дальнейшего реформирования правовой базы Сообщества целесообразно использовать юридические параметры правосубъектности Европейского союза и осуществлять регулярный мониторинг законодательного обеспечения ратификационных процессов по международным договорам в рамках ЕврАзЭС.
Важны, с нашей точки зрения, также:
• анализ законопроектных планов национальных парламентов и создание системы обмена законопроектной информацией, в том числе с использованием веб-сайта Ассамблеи;
• формирование экспертных групп для оказания помощи парламентам и правительствам при осуществлении гармонизации национальных законодательных актов;
• использование международной практики лоббирования при прохождении в национальных парламентах законопроектов, связанных с реализацией решений ЕврАзЭС, и при имплементации правовых актов Межпарламентской Ассамблеи;
• дальнейшая работа по созданию интегрированной базы законодательств государств;
• установление рабочих контактов с Всемирной торговой организацией при имплементации соглашений ВТО в законодательство ЕврАзЭС;
• развитие (с привлечением международных научных центров и организаций) системы международной правовой экспертизы актов, разрабатываемых МПА ЕврАзЭС;
• создание системы консультаций и информационного обмена с межпарламентскими организациями, в том числе с использованием веб-сайта МПА ЕврАзЭС;
• активное участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, встречах.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия