Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС
Ценжарик М. К.
доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Ефимова Е. Г.
доцент кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Электронные документы в таможенном контроле: российский и международный опыт

Пересечение границы при экспортно-импортных операциях предусматривает организацию контроля за товарами и определенные требования к их сертификации и лицензированию, а также к транспортным средствам.
Следующая табличная форма содержит систематизированную характеристику пограничного контроля.
Характер таможенного и других видов контроля на границе РФ
В соответствии с международными правовыми нормами (прежде всего с Киотской Конвенцией 1999 г.) допускается выборочная проверка грузов на таможне.
На российской границей с организацией контроля в настоящее время связано несколько проблем.
Заполнение большого количества документов, часть которых дублирует друг друга (по спецификации груза, по стране отправления и назначения, датам погрузки и разгрузки, и т. д.), требует слишком больших затрат времени и денежных средств грузоотправителей. В то же время при интенсивном грузопотоке контрольные органы не успевают проверять документы. Их деятельность плохо согласована. Имеет место и излишний визуальный контроль, в том числе грузов добросовестных компаний, работавших без нарушений таможенного режима. К тому же при существующей практике проверки документов только при появлении груза на пограничном переходе крайне трудно планировать работу таможни. При отсутствии возможности хранить и анализировать большее количество документов приходится визуально контролировать практически все грузы.
Международный опыт других стран свидетельствует, что все процедуры на границе можно упростить. Уже в 1997 году Комиссия по международной торговле и инвестиционной политике Международной торговой палаты составила специальное руководство по таможенным процедурам [1] в целях повышения эффективности передвижения товаров через государственные границы. Оно ориентирует на замену визуального контроля документарным, позволяющим получать необходимую информацию до прибытия товаров на таможню. В то же время лицам, заполняющим таможенную декларацию, предоставляется право выбора электронной или бумажной формы документа, а также места прохождения таможенного контроля.
В 2005 г. Всемирная таможенная организация разработала ряд стандартов, направленных на упрощение таможенных процедур и обеспечение безопасности торговли между странами, особенно в связи с угрозами международного терроризма. Эти стандарты, при разработке которых учитывалось развитие глобализационных процессов, предполагают создание условий, необходимых для более эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран.
Такой подход зафиксирован в новом Таможенном кодексе РФ и проекте `Концепции развития российской таможенной службы на период до 2010 года`. Он распространяется на систему управления рисками, практику внедрения современных информационных технологий, предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах и т.п.
Современная система управления рисками (СУР) способствует переходу в таможенном деле к безбумажным технологиям. Поэтому к ее созданию таможенные органы РФ приступили еще в 2000 г. Первый этап работы закончился в 2003 году принятием `Концепции системы управления рисками в таможенных органах России`. Второй этап начался в 2004 г. и связан с внедрением СУР. К началу 2006 г. закончилось формирование различных технологий, что позволяет осуществлять обработку документов в штатном режиме. В полном объеме СУР начнет функционировать после 2008 г.
В США для внедрения СУР потребовалось 4 млрд долл. и 25 лет; в странах ЕС на это ушло от 8 до 15 лет. Зато теперь обнаруживается высокая эффективность этой системы. Так, в Швеции около 2 тыс. сотрудников таможенной администрации оформляют 5,5 млн документов (ГТД). В России же пока 68 тыс. таможенных служащих в состоянии обрабатывать не более 2,5 млн ГТД [2]. Переход к электронным документам поэтому становится настоятельным требованием развития современных торговых и таможенных операций.
Введение электронного документооборота предусматривает такую организацию движения и хранения электронных документов, которая по аналогии с логистической деятельностью по организации процессов движения и хранения товаров получила название электронного логистического сервиса (Electronic Logistics Service).
Электронный логистический сервис (электронные логистические услуги) - это вид деятельности, связанный с накоплением, обработкой, обменом и хранением электронных документов по международным торговым сделкам и перевозкам. Использование электронных логистических услуг позволяет ускорить, упростить и удешевить процесс оформления транспортных средств и грузов в пунктах пропуска за счет использования электронных логистических данных, единых и обязательных для всех участников процессов международной торговли, в том числе таможенных органов. К таким `логистическим данным` относятся все документы, связанные с оформлением международной сделки, транспортных средств и организации перевозки (freight forwarding), а также документы в виде электронного логистического паспорта. В нем эти данные могут быть преобразованы в электронные сообщения в автоматизированной информационной системе, охватывающей государственные контрольные органы.
Электронные логистические услуги исходят из принципа `одного окна` (Single Window): всю необходимую информацию можно вводить в информационную систему только один раз и она немедленно попадает ко всем заинтересованным участникам системы, прежде всего к органам контроля на границе. Система `одного окна` объединяет в единую информационную среду данные всех контрольных органов и других участников перевозки (декларантов, транспортных компаний, логистических операторов и т.д.). Соответственно повышается надежность информации и снижается время на ее передачу и обработку. Кроме того, применение такой системы повышает прозрачность деятельности компаний, участвующих во внешнеэкономических операциях, позволяет повысить собираемость налогов и пошлин и снизить риски при контроле за грузами, поступающими на таможню.
Потребность в совершенствовании организации международного грузооборота на основе электронных информационных систем в мировой экономике возникла свыше двадцати лет назад. За это время были осуществлены крупномасштабные инвестиции для совершенствования коммуникаций, прежде всего, крупных перевалочных центров, особенно портов. Но новые информационные системы развивались первоначально изолированно в каждом секторе транспортных услуг (автотранспорт/железные дороги/морские перевозки). В каждом секторе с помощью программного обеспечения создавались собственные системы. Самыми высокоинтегрированными оказались системы портовых администраций, имевшие единую технологию обмена информацией, относящейся к пограничному контролю и всему процессу движения товаров. Именно эти системы стали основой государственных систем, функционирующих как `одно окно`.
В конечном счете, совместное использование технологий логистики и электронного обмена данными и привели к появлению электронных логистических услуг и поставщиков этих услуг - организаций различных форм собственности в виде центров и агентств электронной логистики.
Высокоразвита практика электронных услуг в ЕС. Расширение ее постоянно поддерживается Центром совершенствования торгового обмена и электронного бизнеса ООН (Centre for Trade Facilitation and Electronic Business UN/CEFRACT).
Система электронного документооборота в сфере международных экономических отношений использует стандарт электронного обмена документами EDI (Electronic Data Interchange), который предъявляет к ней следующие требования: соблюдения единого синтаксиса обмена данными, обеспечения возможности выбора элементов данных, использования единого формата, в котором эти элементы предстают в сообщениях и файлах.
Одним из самых распространенных является стандарт EDIFACT (Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport), который определяет организацию процесса предоставления формализованных документов для их использования в электронном документообороте: в управлении, коммерции, на транспорте. Этот стандарт был принят Организацией Международных стандартов (International Standard Organization - ISO) как ISO 9735.
Шведская система `одного окна`, известная как `Виртуальный таможенный офис` (The Virtual Customs Office), объединяет Таможенную службу Швеции, Шведский Совет по сельскому хозяйству, Национальный Совет по торговле, национальную инспекцию по стратегическим продуктам и полицию. Система включена в коммуникационные сети участников перевозок и может автоматически обновлять изменения процентных ставок, ставок тарифа и налоговых ставок. Она охватывает все виды торгового регулирования, обеспечивает пользователей автоматическим извещением об изменениях через Интернет (или SMS сообщения), позволяет создавать персональные виртуальные таможенные офисы. Импортные и экспортные декларации могут быть переданы как по Интернету, так и по системе EDIFACT. Все электронные услуги представлены на сайтах виртуальных таможенных офисов. В настоящее время их насчитывается более 150. При этом информация представлена на 10 различных языках.
И в развивающихся странах, например, в государстве Маврикий, система `одного окна` позволяет осуществлять подачу таможенных деклараций, их обработку и передачу в электронной форме по специальной сети TradeNet [3], использующей стандарт EDI. Электронная передача документов осуществляется между департаментом по таможне и налогам, перевозчиками, портовыми агентами, таможенными брокерами, корпорацией по обработке грузов, министерством экономики, портом, экспортерами и импортерами. Банки также связаны с TradeNet. Электронные платежи по пошлинам и налогам проводятся через автоматизированную систему расчетов и клиринга. TradeNet в Маврикий дала возможность департаменту по таможне и налогам начать реализацию проекта компьютеризации, который позволит более эффективно контролировать процесс обработки, рассмотрения и прохождения таможенных деклараций.

Система `одного окна` в Нидерландах (в аэропорту Шифол) способствовала созданию `пункта таможенной очистки товара` (cargo clearance point).
В Великобритании (в порту Филикстоу) система электронного логистического сервиса позволила сократить время таможенной обработки контейнера с 6 дней до 6 часов.
В Сингапуре внедрение этой системы привело к получению 1 млрд долл. дополнительных доходов в результате сбора ранее `безнадежных` налогов и платежей.
Реализация концепции `одного окна` тесно связана с решением задач, поставленных международными конвенциями и соглашениями в области транспорта.
Представление об этом можно составить, используя следующую информацию в табличном варианте.
Международные конвенции в области перевозок
_
Такая многоуровневая структура крайне осложняет согласование деятельности отдельных подразделений разных государственных структур. Попытки преодолеть рассогласованность, особенно в сфере пограничного контроля, привели к появлению практики соглашений между различными государственными органами. В качестве примера можно отметить `Соглашение об информационном обмене между Министерством транспорта РФ и ГТК (ФТС) РФ` [12]. Данное соглашение определяет регламент периодического обмена информацией между данными органами. Тем не менее, подобные соглашения хотя и важны, но организуют сотрудничество лишь на `верхнем уровне` и не являются основой для операционной работы, которая осуществляется контрольными органами нижнего уровня.
Координация работы всех участников системы электронных логистических услуг возможна только при регламентном определении их взаимодействия на всех уровнях - федеральном, региональном и на уровне служб в местах пограничных переходов. Естественно, необходимы и техническое обеспечение такого взаимодействия - современные компьютерные сети, и программное обеспечение в соответствии с международными стандартами электронных документов.
Определенные предпосылки для этого в РФ имеются.
На федеральном уровне существует важный документ стратегического характера по вопросам внедрения информационных технологий: `Концепция информационно-технической политики ГТК РФ на 2001-2003 годы`. Концепция отражает существующие представления и о развитии информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации, к которой относится Единая автоматизированная информационная система ГТК/ФТС России, Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть, технические средства таможенного контроля и охраны, система обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
Не менее значима разработанная в 2003 г. `Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года`. В соответствии с нею одним из приоритетов информационно-технической политики становится совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной и судебной власти, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды. Электронная система взаимодействия федеральных органов государственной власти должна обеспечить совместную работу государственных информационных сетей, автоматизированный обмен данными между ними на межведомственном уровне в соответствии с требованиями и национальными стандартами единой архитектуры `электронного правительства`.
Однако это лишь первые шаги на пути внедрения электронных логистических услуг в РФ, в том числе в таможенной деятельности.
Для комплексного решения проблем электронизации необходимо: придать этим решениям системный характер, обеспечить последовательные меры по разработке технических стандартов электронных документов, определению министерств и ведомств, вовлекаемых в систему электронной логистики, планированию процессов внедрения электронно-логистической системы, обеспечению совместимости российской и международной моделей электронной логистики, финансированию соответствующих изменений в государственном управлении при внедрении модели электронной логистики, предоставлению кредитов для частных компаний в целях приобретения ими программного и технического обеспечения, меры по подготовке и принятию совместимых нормативных документов, регулирующих обращение электронных документов.


1 ICC International Customs Guidelines. Commission on International Trade and Investment Policy, 10 July 1997// http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg/customdoc.htm?id=1101379160000024874;0;2&mode=attach.
2 Алексеев А. Заглядывая в завтрашний день //Таможенные новости. 2005. ?11. С. 15.
3 http://mns.intnet.mu/projects/tradenet.htm
4 Наиболее значимые проекты - "RailCom", "RailTrace", "EuroRussia", "CustCom". Последний проект призван разработать формат электронного обмена информацией между таможенными органами России и Финляндии.
5 Материалы Рабочего Совещания по упрощению процедур торговли. М.: Торгово-промышленная палата РФ, 22-23 ноября 2004 г.
6 Приказ ГТК России от 30.03.2004 ? 395, вступивший в силу 26 июля 2004 г.
7 ФЗ ? 1 от 10 января 2002 г.
8 "Об электронной цифровой подписи" ФЗ ? 1 от 10 января 2002 г.
9 В ред. от 10 января 2003 г.
10 Принят 5 июня 1996 г., поправки от 29 июня 2004 г.
11 Принят 8 августа 2001 г.
12 Подписано 8 апреля 2002 года ? 01-11/9.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия