Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Давыдов И. П.
начальник организационно-аналитического
управления Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


О ЗАДАЧАХ И ОСНОВНЫХ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПО ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ

Постоянная комиссий МПА ЕврАзЭС по экономике и финансам является правопреемницей аналогичной комиссии Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
В состав комиссии на постоянной основе входят депутаты - руководители и члены профильных комитетов и комиссий парламентов государств ЕврАзЭС. Этот состав определяется на основе предложений верхних и нижних палат парламентов, а также с учетом количественного представительства депутатского корпуса каждого парламента и периодически обновляется. К работе в постоянной комиссии привлекаются также эксперты: ученые, представители исполнительных органов и различных заинтересованных организаций. Из их числа создаются временные рабочие группы для разработки нормативно-правовых актов и других документов.
Основными задачами Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по экономике и финансам являются:
- подготовка и предварительное рассмотрение проектов Основ законодательства и типовых проектов законодательных актов в области экономики и финансов, а также проектов заявлений, обращений, рекомендаций, предложений и других документов для представления на заседания Ассамблеи и ее Бюро;
- разработка предложений и рекомендаций по гармонизации (сближению и унификации) законодательств государств - членов Сообщества и приведению их в соответствие с международными договорами, Основами законодательства и другими решениями, принятыми в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества;
- координация работ по проведению сравнительно-правового анализа национальных законодательств;
- подготовка заключений по документам и вопросам, выносимым на рассмотрение Ассамблеи и переданным комиссии для предварительного изучения;
- реализация постановлений и поручений Ассамблеи и ее Бюро;
- участие в организации проводимых Ассамблеей международных научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий;
- взаимодействие с комитетами и комиссиями парламентов государств - членов Сообщества и другими парламентскими организациями, а также соответствующими органами ЕврАзЭС и СНГ.
Особое значение при этом имеют проведение сравнительного анализа национальных законодательств и рассмотрение вопросов согласованной структурной перестройки экономики, научно-технической, денежно-кредитной политики, бюджетного регулирования, банковской деятельности.
Большое внимание уделяется проблемам формирования рынка ценных бумаг, согласованной налоговой и инвестиционной политики, согласованной политики антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей, регулирования предпринимательской деятельности.
Рассматриваются также вопросы, связанные с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий в финансово-экономической сфере.
Постоянной комиссией к настоящему времени рассмотрено и одобрено около двадцати нормативно-правовых актов (модельных законов и типовых проектов) и других документов. Среди них учитывающие отечественную и международную практику и требования Всемирной торговой организации модельные законы: "О технических барьерах в торговле", "О единых принципах валютного регулирования и валютного контроля", "Об основах внешнеэкономической деятельности", "О защитных мерах при импорте товаров из третьих стран", "О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям", "О бухгалтерском учете", "Основы аудиторской деятельности" и др. Положения многих из них использованы в законотворческой деятельности парламентов при разработке национальных законопроектов.
В соответствии с программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества до 2005 года предстоит разработать еще более пятнадцати законопроектов, в том числе "Основ законодательства" и "типовых проектов".

Основы законодательства - это новый акт в законотворческой деятельности Сообщества, устанавливающий для государств-членов ЕврАзЭС единые начала правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений. Принятие Основ осуществляется путем заключения международного соглашения. Они приобретают обязательную юридическую силу и подлежат непосредственному применению.
Комиссией в ушедшем (2002) году разрабатывались Основы транспортного законодательства и Основы законодательства об энергетике.
Типовой проект является модельным нормативным правовым документом, предназначаемым для разработки конкретного национального закона, а затем имплементируемым в национальные законодательства по установленным в государствах-членах ЕврАзЭС процедурам. Типовые проекты разрабатываются и принимается, как правило, в случаях, когда возникает необходимость в правовой регламентации отношений, неурегулированных национальными законодательствами, а также тогда, когда правовое регулирование в отдельных сферах базируется на нормах, противоречащих или не полностью соответствующих международным договорам, заключенным в рамках Сообщества.
В ближайшее время предусматривается рассмотреть типовой проект "О поддержке малого и среднего бизнеса", подготовленный в развитие принятых Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС "Основных направлений государственного регулирования малого предпринимательства и его правового обеспечения в рамках Евразийского экономического сообщества" и типовой проект "Об основах энергетики".
На прошедшем в ноябре 2002года в Душанбе заседании Постоянной комиссии были одобрены, а затем приняты Ассамблеей типовые проекты "Об основах технического регулирования" и "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных союзах)". (Непосредственными разработчиками указанных законопроектов являются Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и некоммерческая организация "Фонд кредитных союзов").
Большой интерес представляет начатая нами разработка Концепции "О создании единого интегрированного информационно-экономического пространства государств-членов ЕврАзЭС". В ее подготовке принимает участие большой коллектив ученых и специалистов-практиков. Непосредственную координацию работ осуществляет АОЗТ "СТО - Инфоресурс". На последнем заседании комиссии принято решение поручить разработчикам Концепции подготовить на ее основе свои предложения по формированию межгосударственной программы создания единого информационного пространства Сообщества.
Заслуживает всяческой поддержки инициативная разработка проблем правового регулирования лизинга в странах ЕврАзЭС, выполненная в Национальном центре законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.
Образование Евразийского экономического сообщества ставит перед Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС и ее комиссиями новые задачи по формированию согласованной правовой политики государств - членов ЕврАзЭС. В связи с этим работа комиссии по экономике и финансам требует определенной корректировки. С целью совершенствования ее деятельности следует, на наш взгляд, активизировать усилия по расширению межпарламентского сотрудничества, развитию контактов с международными межпарламентскими и иными организациями, с представителями исполнительных структур, других заинтересованных организаций,рабочими органами Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Возрастает потребность в создании интегрированной базы законодательств государств ЕврАзЭС. Соответственно, нужна и корректировка Программы законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи для наполнения ее новыми содержательными инициативами.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия