Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дорошкевич В. А.
Зам. директора Национального центра
законопроектной деятельности
при Президенте Республики Беларусь

Хиль М. А.
Зам. начальника отдела бюджетно-финансового,
налогового и банковского законодательства
Национального центра законопроектной деятельности
при Президенте Республики Беларусь

Подшипкин Д. А.
Ведущий специалист отдела гражданского
и хозяйственного законодательства
Национального центра законопроектной деятельности
при Президенте Республики Беларусь


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЗИНГА В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕврАзЭС

Одним из важнейших признаков и факторов развития современной конкурентной экономики является финансовая аренда или финансовый лизинг ("financial leasing").
Международный опыт свидетельствует, что при становлении рыночной экономики, когда увеличивается количество неплатежеспособных контрагентов, лизинг может оказать самое положительное влияние на перестройку хозяйственной жизни и содействовать ее оздоровлению.
В таких государствах-членах ЕврАзЭС, как Российская Федерация, Республика Казахстан и Кыргызская Республика, приняты специальные законы о лизинге. В Республике Беларусь и Республике Таджикистан такие законы пока отсутствуют. Но в Беларуси действует постановление Совета Министров от 31 декабря 1997 года о лизинге, принятое на основании соответствующего указа Президента Республики. В Таджикистане закон о финансовой аренде в ближайшее время должен быть принят.
Ряд государств ЕврАзЭС являются участниками международных договоров в области лизинговой деятельности. Так, к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 года уже присоединились Республика Беларусь и Российская Федерация. Необходимые для присоединения процедуры проводятся в Кыргызской Республике. Конвенция о межгосударственном лизинге подписана на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 25 ноября 1998 года. В ЕврАзЭС она подписана Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном.
Одним из элементов лизинговых отношений является приобретение предмета лизинга у конкретного продавца для последующей его передачи лизингополучателю. В отличие от других государств-членов ЕврАзЭС, законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность предоставления лизингополучателю ранее приобретенного предмета лизинга за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа, тем самым отождествляя лизинговые отношения с обычными арендными.
К субъектам лизинга, согласно российским, казахстанским и кыргызстанским законам, относятся лизингодатель, лизингополучатель и продавец. В Беларуси субъектами лизинга официально признаются лишь лизингодатель и лизингополучатель (хотя часть первая статьи 636 ее Гражданского Кодекса содержит указание на продавца как обязательного участника лизинговых отношений).
Статья 2 Закона Республики Казахстан определяет продавца как участника лизинговой сделки, который реализует предмет лизинга лизингодателю на основании договора купли-продажи с целью его дальнейшей передачи лизингополучателю по договору лизинга. Если продавец одновременно является лизингополучателем (возвратный лизинг), между продавцом и лизингодателем заключается именно договор купли-продажи, на основании которого происходит передача предмета лизинга в собственность. В последующем по договору лизинга происходит возврат приобретенного лизингодателем имущества продавцу, который таким образом становится лизингополучателем.
Кроме основных субъектов (участников) в лизинговые отношения могут вступать косвенные участники, оказывающие посреднические и сопутствующие проведению лизинговой сделки услуги. Ими становятся коммерческие, в том числе инвестиционные, банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок, страховые организации, лизинговые брокеры и иные посредники. Но пока в действующем законодательстве государств-членов ЕврАзЭС фактически отсутствует регламентация в отношении косвенных участников лизинговой сделки.
В отношении предмета лизинга лишь Гражданский Кодекс Казахстана предусматривает, что таким предметом могут выступать и земельные участки. Кодексы других государств ЕврАзЭС содержат запрет на передачу их в лизинг. Возникает ситуация, при которой земля и недвижимое имущество, переданное в лизинг, находящееся на данном земельном участке, оказываются в собственности разных субъектов.
В связи с этим целесообразно внести соответствующие поправки в статьи кодексов государств-членов Сообщества, предусмотрев возможность предоставления в лизинг зданий, сооружений и иных объектов недвижимости вместе с земельными участками, в случае если эти объекты и участки составляют единые комплексы. Такой подход не исключает в земельном законодательстве любого из государств ЕврАзЭС ограничений на переход земельных участков в собственность при последующем выкупе основного предмета лизинга (зданий, сооружений и т.п.).
Во всех Гражданских Кодексах государств-членов ЕврАзЭС сейчас предусматривается использование объекта лизинга лишь в предпринимательских целях. Такой подход делает проблематичным участие в лизинговых отношениях государственных органов, государственных больниц, учебных заведений, исследовательских лабораторий и т.д., нуждающихся в дорогостоящей технике и оборудовании, которое может быть взято в лизинг. Статья 1 Конвенции УНИДРУА прямо допускает использование в качестве предмета лизинга оборудования, предназначенного для достижения "социального эффекта".
В целом в законодательстве государств-членов ЕврАзЭС существуют разные подходы к определению предмета лизинга. Так, в соответствии со статьей 3 Закона РФ предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. В Республике Беларусь предметом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты (стоимостью свыше десяти минимальных заработных плат за единицу либо за комплект, независимо от срока службы, или стоимостью до десяти минимальных заработных плат за единицу либо за комплект со сроком службы свыше одного года), обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов. Таким образом в данном определении предмет лизинга фактически ограничивается основными фондами.
Законы государств-членов ЕврАзЭС и белорусское "Постановление" (исключение составляет Закон РФ) содержат специальные статьи, закрепляющие перечень существенных условий договора лизинга. В Законе РФ ранее также содержался такой перечень. Но он был настолько обширен, что фактически превращал все условия договора в "существенные", в связи с чем и было принято решение исключить из Закона соответствующую статью.
Вообще большой перечень "существенных условий" на практике приводит к увеличению числа исков о признании договора лизинга незаключенным. Они, как правило, подаются стороной, которая пытается уклониться от исполнения своих обязательств по договору. Соответственно отношения между сторонами договора лишаются стабильности.
На наш взгляд, законодательное определение перечня существенных условий должно быть унифицировано.
Условия договора лизинга во многом зависят от вида лизинга. Чаще всего встречаются два его вида: финансовый и возвратный. Но у членов ЕврАзЭС и в данном случае пока нет единого подхода.
В Казахстане законодательно закреплены следующие виды лизинга: возвратный, банковский, полный и чистый. Положение о возвратном лизинге закреплено и в Законе Кыргызской Республики. В законодательстве Беларуси, России и Таджикистана возвратный лизинг не упоминается.
Правовая практика Беларуси оперирует и понятием "оперативный лизинг". Установлено, что при оперативном лизинге лизинговый платеж возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75% его первоначальной стоимости. В остальных странах ЕврАзЭС под лизинговыми отношениями понимаются долгосрочные отношения с практически полным возмещением лизингополучателем первоначальной (восстановительной) стоимости, что соответствует сущности финансового лизинга. Возможность заключения договора оперативного лизинга не предусматривается. Принимается во внимание, что при наличии в законодательстве такого понятия лизингополучатели смогут многократно сдавать в аренду имеющееся у них оборудование и при этом пользоваться существующими при финансовом лизинге льготами (налоговыми и таможенными) - на сделки, которые фактически не являются инвестиционными.
Более или менее однозначно трактуется в законодательстве стран ЕврАзЭС сублизинг.
В Республике Беларусь он трактуется как обычный лизинг или как субаренда, если лизингополучатель продолжает оставаться в договорных отношениях с лизингодателем. В России статья 8 Закона РФ также определяет сублизинг как разновидность субаренды. В Кыргызской Республике сублизинг рассматривают как договорные отношения, в соответствии с которыми лизингополучатель с письменного согласия лизингодателя передает предмет лизинга третьему лицу во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату, оставаясь ответственным по договору перед лизингодателем. Данное определение также полностью соответствует определению договора субаренды.
Одним из основных направлений поддержки лизинга со стороны государства является предоставление лизингополучателям права относить выплаты по лизинговым платежам к производственным расходам, т.е. включать их в себестоимость. В связи с этим уменьшается налогооблагаемая база лизингополучателя. Поддержка обеспечивается также путем предоставления преференций при перемещении предмета лизинга через таможенную границу. Льготы при таможенном оформлении имущества, приобретаемого в лизинг, содержатся в таможенном законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан.
Лизинговая деятельность может стимулироваться и предоставлением права на ускоренную амортизацию предметов лизинга. Данное направление государственной поддержки лизинга активно используется лишь в Российской Федерации.
Вместе с тем, объем, а также характер льгот и преференций в разных странах ЕврАзЭС существенно различаются. В ряде случаев предусматривается адресная поддержка конкретных групп лизингового имущества, что свидетельствует о наличии приоритетов, выделяемых в законодательствах государств-членов ЕврАзЭС.
Лизинг необходимо оценивать как один из видов инвестиционной деятельности, направленной на обновление основных фондов и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Благодаря лизингу предприятие (лизингополучатель) может расширять производство без крупных единовременных затрат и привлечения заемных средств.
При сложном с юридической точки зрения характере лизинговых сделок, формирование его эффективной правовой базы играет ключевую роль в создании и развитии рынка лизинговых услуг ЕврАзЭС.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия