Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Мамедов Я. А.
ведущий научный сотрудник Центра экономических реформ при Министерстве экономического развития Азербайджанской Республики, член методической комиссии объединения «Аудит-Азербайджан»,
кандидат экономических наук


Развитие внутреннего аудита в Азербайджанской республике

Экономическое развитие в Азербайджане, сопровождающееся расширением предпринимательской деятельности, потребовало изменения контроля за этим процессом, в том числе использования качественно новых форм финансового контроля. Рост экономики, развитие предприятий, усиление конкуренции и другие факторы способствуют повышению роли корпоративного управления, одним из инструментов которого является внутренний аудит. Если совсем недавно у собственников и менеджеров предприятий не существовало четкого понимания его роли в бизнесе, то сейчас все большее число предприятий обзаводятся специальными службами внутреннего аудита, понимая, что это крайне необходимая им деятельность по предоставлению независимых и обективных гарантий и консультаций.
Анализ внутреннего аудита, а также основных элементов системы внутреннего контроля позволяет характеризовать внутренний аудит как действенное и многофункциональное средство контроля, призванное обеспечить эффективность всей системы внутреннего контроля и оптимизацию принимаемых управленческих решений.
Внутренний аудит является составным элементом системы внутреннего контроля и, следовательно, должен быть адекватен целевым установкам этой системы. При этом необходимо учитывать, что целью системы внутреннего контроля является обеспечение процесса управления разнообразными (надлежащим образом обработанными и проанализированными) внутренними и внешними информационными данными, необходимыми для функционирования каждого хозяйственного субъекта. Соответственно цель внутреннего аудита на современном этапе развития можно определить как многофункциональное со действие системе управления для обеспечения эффективного функционирования системы внутреннего контроля и принятия оптимальных решений, как использование осознанных ориентиров в любой хозяйственной деятельности.
На современном этапе развития экономики целевая установка внутреннего аудита сместилась с контрольно-подтверждающей к контрольно-регулирующей установке, что коренным образом изменило характер и масштабы решаемых им задач.
Основными задачами внутреннего аудита в настоящее время являются:
 регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйственого субъекта и его филиалов;
 контроль за своевременным и полным отражением финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
 контроль за сохранностью имущества хозяйственого субъекта и его филиалов;
 контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
 контроль за соблюдением норм законодательства и иных нормативно-правовых актов;
 контроль за своевременностью расчетов с бюджетами разных уровней и вне бюджетными фондами;
 выявление, предотвращение и контроль искажений в учетной информации (вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений) и за их исправлением;
 проверка учета затрат на производство, степени полноты и правильности отражения доходов от реализации продукции, работ (услуг), формирования финансовых результатов хозяйственого субъекта и его филиалов;
 оценка степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у хозяйственного субъекта и его филиалов;
 контроль за политикой хозяйственного субъекта и обеспечением эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;
 анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйственого субъекта и его филиалов;
 оценка экономической безопасности;
 оценка инвестиционных и иных экономических проектов;
 выявление и мобилизация имеющихся резервов по ограниченным ресурсам;
 консультирование персонала хозяйственного субъекта и его филиалов по всем вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;
 научные разработки, подготовка методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету и иным направлениям;
 компьютеризация бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу и прочим направлениям, входящим в компетенцию внутреннего аудита хозяйственого субъекта;
 контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
 оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления;
 организация служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;
 взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов.
Разнообразие этих задач подтверждает многофункциональный характер внутреннего аудита. В обобщенном же виде задача внутреннего аудита, действительно, сводится к обеспечению процесса управления хозяйственным субъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения и своевременно осуществлять корректировку ранее принятых решений. При этом важны принципы, на которые он ориентирован, и требования, предъявляемые к нему со стороны системы управления. (К сожалению, в официальных азербайджанских законодательных и нормативных актах внутренний аудит до сих пор был представлен в основном только в стан дартах аудиторской деятельности с целью оценки внешним аудитором системы внутреннего контроля у хозяйствующего субъекта.)
Перестройка системы внутреннего контроля с учетом передового за рубежного опыта и в связи с Указом Президента Азербайджанской Республики `О совершенствовании системы государственного контроля и преодолении искусственных преград на пути развития предпринимательства` от 7 января 1999 г., сделала необходимым введение в нашей стране профессии внутреннего аудитора. Развитие экономики страны на основе принципов свободного рынка и общая демократизация нашего общества потребовали организации внутреннего аудита как самостоятельного, гарантирующего и консультирующего вида деятельности в процессах управления.
Палата Аудиторов Азербайджанской Республики осуществляет в настоящее время целенаправленную работу со многими зарубежными аудиторски ми ор га низациями, в том числе международным Институтом внутренних аудиторов (IIA-США), созданным в 1941 г. в качестве первой профессиональной организации внутренних аудиторов и ныне признанным мировым лидером в дан ной области. На заседании правления Института внутренних аудиторов 26 июня 1999 г. в Квебеке (Канада) на основе обращения Палаты Аудиторов Азербайджанской Республики было принято решение о создании в нашей республике отделения IIА `Аудит-Азербайджан`. Его целью является культивирование и развитие профессии внутреннего аудитора, разработка и совершенствование стандартов и норм внутреннего аудита, защита профессиональной независимости, интересов и повышение уровня профессионализма внутренних аудиторов. (В соответствии с требованиями Закона Азербайджанской Республики `О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)` от 6 декабря 2000 г. отделение `Аудит-Азербайджан` было зарегистрировано Министерством юстиции Азербайджанской Республики в качестве общественного объединения.)
Согласно уставу Общественного объединения `Аудит-Азербайджан`, его членами могут быть независимые аудиторы и специалисты по бухгалтерскому учету, финансам, экономисты и юристы, имеющие высшее образование и не менее чем 3-летний трудовой стаж по специальности либо среднее образование и не менее чем 5-летний трудовой стаж, преподаватели по этим специальностям, магистры и лица с научными степенями по указанным специальностям. Условия обращения и приема в члены определяются `Порядком выдачи членских сертификатов`.
За минувший период объединением `Аудит-Азербайджан` благодаря проводимой последовательной работе достигнуты определенные успехи в распространении профессии внутреннего аудитора. На основе рекомендаций и представлений `Аудит-Азербайджан` более 100 специалистов, работающих в различных предприятиях и организациях страны, включая и профессиональных аудиторов, стали персональными членами Института внутренних аудиторов и получили международные сертификаты IIА, а принятые в последние годы законодательные акты укрепили юридическую базу внутреннего аудита в республике.
Правлением `Аудит-Азербайджан` разработаны и приняты такие важные документы, как Устав объединения, Правила выдачи членского сертификата, Правила определения и выплаты членских взносов. На основе решений правления `Аудит-Азербайджан` изданы утвержденные Институтом внутренних аудиторов `Стандарты ведения внутреннего аудита` и Кодекс этики, ряд других материалов, имеющих важное значение для организации и развития внутреннего аудита.
С целью укрепления международных связей и изучения передового зарубежного опыта `Аудит-Азербайджан` уделяет большое внимание учас тию своих представителей в международных мероприятиях. Начиная с 2000 г. делегации отделения регулярно участвуют в ежегодных конференциях IIА (в 2000 г. в Нью-Йорке, в 2002 г. в Вашингтоне, в 2003 г. в Лас-Вегасе, в 2004 г. в Сиднее), а также в разных региональных мероприятиях Института, проводимых в различных странах мира.
При объединении `Аудит-Азербайджан` создана библиотека, располагающая книгами, журналами, видеокассетами и СD, присылаемыми из IIА и получаемыми на международных форумах. Список поступающих в библиотеку материалов периодически обновляется и раздается членам объединения.
Налажены деловые взаимосвязи с главным офисом международного Института внутренних аудиторов, благодаря чему в различные годы члены объединения избирались членами соответственно Комитета передовых технологий и Комитета по стандартам внутреннего аудита IIA. Объединение `Аудит-Азербайджан` поначалу относилось к региональной структуре отделений IIA в регионе Северной Европы (в числе 6 стран), однако с 2001 г. принадлежит к более широко представленному в Европейской конфедерации региону Центрально-Северной Европы, в который входят также Россия, Украина, Турция, Киргизия, Прибалтийские страны, Чешская Республика, Норвегия, Польша, Дания, Словения, Швеция, Финляндия, Венгрия.
В республике Аудиторская Палата республики проводит исследования с целью изучения потребностей в аудиторских услугах, в том числе услугах внутреннего аудита. Результаты проведенного в 2004 г. исследования о состоянии внутреннего аудита, которым было охвачено более 300 хозяйственных субъектов, имели в этом отношении особое значение, так как позволяют сделать выводы о том, каким образом хозяйственные субъекты, работающие в республике, используют службу внутреннего аудита.
Анализ результатов исследования позволяет сделать основной вывод о растущем понимании важности внутреннего аудита. К тому же, на наш взгляд, данное исследование хорошо отражает специфику становления рыночной экономики в Азербайджане, а не только развитие практики внутреннего аудита.
В настоящее время существующие службы внутреннего аудита ориентированы преимущественно на оценку и контроль за соблюдением установленных требований и на разработку рекомендаций по пра вилам и практическим процедурам. Исследование же показывает, что большое чис ло субъектов хотели бы, чтобы их службы внутреннего аудита уделяли большее внимание таким задачам, как оценка бизнес-рисков, эффективности деятельности, бизнес-процессов, факторов, связанных с информационными технологиями. Большинство участвующих в исследовании считают необходимым повышение качества работы служб внутреннего аудита, укомплектование их квалифицированными специалистами.
По нашему мнению, соз дание эффективной службы внутреннего аудита - одна из важнейших инициатив, позволяющих повысить прозрачность и качество корпоративного управления, одна из ключевых задач для многих хозяйственных субъектов в республике, решение которой предполагает и ис пользование накопленного зарубежного опыта внутреннего аудита, что делает возможным значительное сокращение затрат времени и финансовых ресурсов, связанных с организацией таких служб.


Литература

1. Закон `Об аудиторской службы`. Баку, 1994.
2. `Концепция реформы системы аудита`. Баку, 2001.
3. Отчеты Палаты Аудиторов Азербайджанской Республики. Баку, 1999-2004.
4. Аудит. Законодательные и нормативные акты. Баку, 2002.
5. Новрузов В.Т., Зулфугарзаде Р.И. Основы аудита. Баку, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия