Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
About the Editor-in-chief
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 1 (1), 2002
ECONOMICS AND RELIGION
Bekkin R. I.
Senior research fellow, Institute of Africa (Russian Academy of Science) (Moscow), PhD (Economics), Professor; PhD (Jurisprudence)

НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ



[1] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991. - С. 69-70.
[2] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991. - С. 198.
[3] Хадис приводится в книге ал-Аскалани "Получение желаемого из источников правовых норм".
[4] Khan Moshin S., Mirakhor Abbas. Islam and the Economic System//Review of Islamic Economics. - 1992. - Vol. 2, No.1. - P. 4.
[5] Ibid. - P. 4.
[6]Khan Moshin S., Mirakhor Abbas. Islam and the Economic System//Review of Islamic Economics. - 1992. - Vol.2, No.1. - P. 5.
[7] Подробнее об институте "дийа" см. параграф "Ранние формы страхования в мусульманском мире (на примере институтов "закят" и "дийа")".
[8] Примечательно, что слово, означающее договор купли-продажи в арабском языке, - "бай`" - отличается от "бай`а" только родом: "бай`" - мужского рода, а "бай`а" (договор правителя с уммой) - женского.
[9] Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе//Ислам: религия, общество, государство. - М., 1984. - С. 163.
[10] Приведено у ат-Тирмизи и у ал-Бухари.
[11] Приведено у ал-Бухари и Муслима. Муслим, б. ал-Хаджжадж Абу-л-Хусайн ал-Кушайри ан-Найсабури (821-875) - известный суннитский мухаддис, автор сборника хадисов "ас-Сахих", являющегося, наряду с "ас-Сахихом" ал-Бухари одним из авторитетнейших среди аналогичных трудов. "Ас-Сахих" Муслима составлен по принципу мусаннаф (классификация хадисов по сюжетам или предметам высказывания). Фактически, в "ас-Сахихе" Муслима содержатся те же хадисы, что и у ал-Бухари, но с другими иснадами (цепочками передатчиков), часто приводимыми в нескольких вариантах. Изначально "ас-Сахих" Муслима создавался как руководство по юриспруденции, поэтому каждому разделу в сборнике предшествует вступление, разъясняющее юридическое применение заключенных в нем преданий.
[12] Приведено у Муслима.
[13] Это доказывает, что хотя интересы общества играют большую роль в исламе, личный интерес не только не отвергается, но и поощряется (2:272).
[14] Khan Moshin S., Mirakhor Abbas. Islam and the Economic System//Review of Islamic Economics. - 1992. - Vol.2, No.1. - P. 6.
[15] Приведено у ат-Тирмизи.
[16] Исламом также не возбраняется откладывание сбережений на старость или в целях приобретения необходимых, но дорогостоящих товаров.
[17] Беккин Р. Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (на примере четырех суннитских мазхабов)//Ислам: политика, экономика, право, культура. -М.; СПб, 1999. - Вып.2.- С. 11.
[18] Khan Moshin S., Mirakhor Abbas. Islam and the Economic System//Review of Islamic Economics. - 1992. - Vol.2, No.1. - P. 7.
[19] Подробнее о закяте см. параграф "Ранние формы страхования в мусульманском мире (на примере институтов "закят" и "дийа")".
[20] Rahman F. Economic Principles of Islam//Islamic Studies. - 1969. - Vol. 8, No.1, March. - Pp.58-59.
[21] Rahman F. Economic Principles of Islam//Islamic Studies. - 1969. - Vol. 8, No.1, March. - P. 60.
[22] Подробнее об отношении к проценту в шариате см. параграф "Правовая природа страхования в мусульманском праве".
[23] Журавлев А.Ю. Ислам и экономика//НГ-Политэкономия. - 2000. - N1(42). - 18 января.
[24] Существует и более сдержанная позиция. Так, марокканский экономист бин Барка считает, что нельзя сравнивать ислам с социализмом и капитализмом, поскольку исламское вероучение возникло намного раньше в совершенно иных социально-экономических условиях. - см.: Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ//Финансовый бизнес. - 2000. - N5. -С. 36.
[25] Жданов С.В. Указ. соч. - С. 41.
[26] Далеко не все государства с преобладающим мусульманским населением готовы полностью перевести свою экономику на "исламские рельсы".

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2022