Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
About the Editor-in-chief
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 3 (39), 2011
PROBLEMS OF MODERNIZATION AND TRANSITION TO INNOVATIVE ECONOMY
Pakhomova N. V.
Professor of the Chair of Economic Theory,
St.Petersburg State University,
Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences,
PhD (Economics)

Richter K. K.
Head of the Chair of Economics of Enterprise and Entrepreneurship, Department of Economics,
St. Petersburg State University, PhD (Physics, Mathematics)


Formation of economy of innovation changes in Russia: responses to contemporary challenges through the prism of the international experience (Russia, St. Petersburg; Germany)
The article focuses on the major trends in the formation of the economy of innovation changes, including technological, organizational, institutional and social ones. The authors discuss the question of how radical should be the transition to the innovative development and analyze the experience of various countries and regions where this transition was effective (e.g. Eastern Germany). The article lists a number of requirements that should be taken into consideration while preparing competitive cadres for the innovation economics.
Key words: innovation economy, technological innovations, product innovations, services innovations, international rating, educational services, competitiveness



Литература
1. URL: www.rbc.ru (дата обращения 27.04.2010)
2. Резникова А. Рецепт конкурентоспособности России от Всемирного экономического форума // http://www.rbcdaily.ru/2011/06/07/focus/562949980386360 (дата обращения 29.07.2011)
3. Кособокова Т. iРейтинг: эксперты против «Стратегии-2020» // http://www.rbcdaily.ru/2011/08/03/focus/562949981045875 (дата обращения 07.08.2011)
4. Инновационная Россия — 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. Минэкономразвития России. — М., 2010 // http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016 // Дата обращения 18.07.2011
5. Эксперты: Транспортная отрасль РФ при нынешнем руководстве пришла в упадок // http://top.rbc.ru/economics/20/07/2011/606516.shtml (дата обращения 21.07.2011)
6. The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2010-11.pdf (дата обращения 18.07.2011)
7. Innovation Union Scoreboard 2010. The Innovation Union’s performance scoreboard for Research and Innovation. 01.02.2011 // http://www.proino-europe.eu/metrics (дата обращения 19.06.2011).
8. The Global Innovation Index 2011 // http:// www. globalinnovationindex.org/ gii/GII%20COMPLETE_PRINTWEB (дата обращения 09.08.2011).
9. Инвестиционный директор фонда «Сколково» Александр Лупачев: «Россия находится в тренде мирового развития» // http://www.rbcdaily.ru/2011/06/27/focus/562949980529090 (дата обращения 08.08.2011)
10. Глава АСИ Андрей Никитин: «АСИ — это площадка коммуникации с теми людьми, которые есть сегодня» http://www.rbcdaily.ru/2011/07/29/focus/562949980892938 (дата обращения 08.08.2011)
11. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес // Вопросы экономики. — 2011. — № 1. — C. 127–137.
12. Смотрицкая И., Черных С. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики. — 2010. — № 6. — С. 108–111.
13. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (перевод с англ.). 3-е изд. Подготовлено ОЭСР и Евростатом. — М., 2006 (Oslo Manual. Guidelines for Collection and Interpretation Innovation Data. Third edition. A joint publication of OECD and Eurostat. OECD/EC. 2005).
14. Ministerial Report on the OECD Innovation Strategy «Innovation to strengthen growth and address global and social challenges» //http://www.oecd.org/dataoecd/51/28/45326349.pdf (дата обращения 25.06.2011).
15. Reviewing Community innovation Policy in a changing world. COM (2009) 442 final. Brussels// http ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/com%282009%29442final_en. pdf (дата обращения 25.06.2011).
16. Freeman C. Technology, Policy and Economic Performance. Lessons from Japan. — London: Pinter Publishers, 1987.
17. Lundvall B.A. National System of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. — London: Pinter Publishers, 1992.
18. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Индустриальные инновации и политика устойчивого развития: вызов для российского государства и бизнеса. В кн.: Глобализация, новая экономика и окружающая среда. Проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 2005. — С. 256–262.
19. Jacobson St., Bergek A. Innovation system analysis and sustainability transition: Contributions and suggestions for research //Environmental Innovation and Societal Transitions.- 2011. — №1. — P. 41–57.
20. Mothe K., Thi T.U.N. The link between non-technical and technological innovation // European Journal of Innovation Management. — 2010. — Vol.13. — № 3. — P. 313–332.
21. Пахомова Н.В. Современная конкурентная политика: теоретический анализ и опыт реализации (на примере ЕС и России) // Вестник СПбГУ. Сер. Экономика. — 2008. — Вып. 1. — С. 3–24.
22. Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. — М.: Экономика, 1995.
23. Scherer F.M. Market structure and the employment of scientists and engineers // American Economic Review. — 1967. — 57. — P. 324–331.
24. Sutton J. Sunk Costs and Market Structure: Price Competition, Advertising, and the Evolution of Concentration. 1991. Cambridge. MA, MIT Press; Sutton J. Technology and Market Structure: Theory and History. 1998. MIT Press. Cambridge, MA.
25. Shepherd W.G., Shepherd J.M. The Economics of Industrial Organization. Firth Ed. 2004. Illinois. Waveland. Press Inc.
26. Guidelines on the assessment of horizontal mergers under the Council Regulation on the control of concentration between undertakings (2004/C) //Official Journal of the European Union. 02.05.2004. C 31/03 — 31/18.
27. Старинская Г. Собственников НПЗ принуждают к модернизации жесткими санкциями // http://top.rbc.ru/economics/25/08/2011/612214.shtml.
28. URL: www.m-r-n.com/ (дата обращения 15.08.2011)
29. Bundesbericht Forschung und Innovation 2010, Bundesministerium fьr Bildung und Forschung
30. OECD, Main Science and Technology Indicators, February 2011.
31. Полтерович В.М. (ред.) Стратегия модернизации российской экономики. — СПб.: Алетейя, 2010.
32. Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения //Вопросы экономики. — 2010. — № 8. — С. 41–53.
33. Минюст США ведет расследование в отношении Standard & Poor’s
http://top.rbc.ru/economics/18/08/2011/611058.shtml (дата обращения 18.08.2011).
34. The Worldwide Governance Indicators. The World Bank. Development Research Group. Macroeconomics and Growth Team. September 2010.
35. Глазьев С.Ю., Харитонов В.В. (ред.) Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. — М., 2009.
36. Ostdeutschlands Transformation seit 1990 im Spiegel wirtschaftlicher und sozialer Indikatoren, Halle Institute for Economic Research, 2010.
37. Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit, 2010.
38. Немецкие вузы столкнулись с наплывом студентов // http://5ballov.qip.ru/news/newsline/2011/08/09/67117/

1 Так, к числу ключевых кластеров, формирование которых сопровождает переход к новой экономике, относится, наряду с IT и biotech, сектор чистых технологий (cleantech) [9], который в России при наличии огромного потенциала недостаточно развит. Причинами этого является не только недостаточная активность отечественного бизнеса, но и отсутствие в этой области целенаправленной политики государства, в том числе по повышению уровня экологической безопасности и ресурсосбережения. Что касается экологической безопасности, то антиинновационным событием 1-ой половины 2011 г., по оценке экспертов, стало решение правительства об очередном переносе сроков перехода на экологичное топливо и пролонгация торговли бензином АИ-92 класса Евро-2 до середины 2012 г. [3].
2 Так, в секторе нефтепереработки необходимые меры по технологической модернизации в целях перехода на производство высококачественного современного топлива были все же реализованы «Татнефтью, «Башнефтью», ЛУКОЙЛ-ом, а также группой ГАЗ, которая запустила производство соответствующих нормам Евро-4 двигателей. Однако, как отмечают эксперты, эти усилия в условиях отсрочки введения новых стандартов выглядят как излишне поспешные и экономически нерациональные [3]. Вместе с тем в целях разблокировки данной парадоксальной ситуации, когда экономические интересы инертных в области модернизации НПЗ оказались, по существу, не затронутыми никакими санкциями в июне 2011 года на правительственной комиссии по ТЭК все же обсуждался вариант отзыва или отказа в выдаче лицензий на разработку месторождений для подобных компаний, а также ряд др. мер [27].
3 В настоящее время Министерство юстиции США ведет ряд расследований в отношении Standard & Poor’s, одного из крупнейших в мире рейтинговых агентств. Причинами, наряду с решением S&P о лишении США наивысшего рейтинга (AAA), вызвавшего падение на мировых финансовых рынках летом 2011 г., явились и оценки этого агентства накануне обвала фондовых рынков в 2008 г. По данным газеты New York Times, несмотря на то, что аналитики агентства предлагали снизить рейтинги становящимся все более рискованными ипотечным бондам, это намерение было пресечено руководством S&P, которое, как и ряд других агентств, получало огромные доходы, присваивая наивысшие рейтинги сомнительным ипотечным бумагам [33].
4 В число этих индикаторов, образующих группу а, включены параметры, во-первых, характеризующие то, как национальные правительства избираются и насколько они подотчетны избирателям (Voice and Accountability) и, во-вторых, отражающие защищенность правительства от смены путем насилия или терроризма (Political Stability and Absence of Violence / Terrorism). Группу в образуют индикаторы, отражающие способность правительства качественно формулировать и реализовывать политику, в том числе в области предоставления общественных услуг (Government Effectiveness) и поддержки частного сектора, включая степень доверия к его решениям (Regulatory Quality). Третью комплексную группу (c) образуют индикаторы, отражающие, с одной стороны, степень участия граждан в формировании правого поля государства, а также исполнение контрактов и защиту имущественных прав (Rules of Law), а, с другой, — контроль за коррупцией (Control of Corruption).
5 Релевантность обращения в опыту Германии подтверждают и итоги прошедшей летом 2011 г. вступительной компании, в ходе которой немецкие вузы столкнулись, несмотря на проявляющийся и в Германии демографический спад, с наплывом студентов, который по прогнозам экспертов, сохранится в ближайшие 15 лет [38].
6 В Германии из почти 400 вузов выделяют два их типа: специальные ВУЗы, которые еще называются университетами прикладных наук (Fachhochschulen — FHS), поскольку они в большей мере ориентированы на практику, и собственно университеты. На сегодняшний день в FHS невозможно получить научную степень кандидата и доктора наук, однако их выпускники обладают правом обучаться на магистерских программах университетов. В ВПУ работает около 18.000 профессоров, в 100 университетах Германии — около 24.000 профессоров.

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2024