Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
About the Editor-in-chief
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 1 (45), 2013
ECONOMICS AND RELIGION
Bekkin R. I.
Senior research fellow, Institute of Africa (Russian Academy of Science) (Moscow), PhD (Economics), Professor; PhD (Jurisprudence)

Insurance in the Muslim world: to the history of the question (Russia, Moscow)
The article presents a short history of insurance relations in the Muslim world. As the Muslim insurance business was developing, the issue of its correspondence with Sharia principles acquired an ever-growing importance
Key words: insurance, fatwa, barakah, kaziruniyyah
Pages: 267 - 269



1 Mohd. Ma’sum Billah. Islamic Insurance: Its Origins and Development // Arab Law Quarterly. 1998. № 13 (4). P. 386-422. Некоторые авторы называют эту систему ‘акила - по названию группы ближайших родственников (по отцу) преступника, совершившего убийство. Люди, относящиеся к указанной группе, должны были выплачивать плату за кровь жертвы родственникам убитого из другого племени. Подробнее об институте дийа как предшественнике страхования в мусульманском мире см.: Беккин Р.И. Ранние формы страхования в мусульманском обществе (на примере институтов «дийа» и «закят») // Проблемы современной экономики. 2003. № 3-4 (7-8). С. 181-183.
2 Рыбников С.А. Очерки из истории страхования в России. Очерк первый (Организация взаимопомощи) // Вестник государственного страхования. 1927. № 19-20. С. 111.
3 Райхер В.К. Докапиталистическое страхование // Страховое право. 1999. № 4. С. 87-88.
4 Syed Khalid Rashid. Takaful Financed by Zakah Funds for Muslim Social Security: With Special Reference to Malaysia // Journal of Objective Studies. 1998. Vol. 10, № . 1. P. 102-115. Подробнее об закяте как форме страхования в мусульманском мире см.: Беккин Р.И. Ранние формы страхования в мусульманском обществе (на примере институтов «дийа» и «закят»). С. 181-183.
5 Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе: пер. с араб. М. Саляхетдинова. М., 2005. С. 260 - 261.
6 Там же. С. 260.
7 Afzal-ur- Rahman. Banking and Insurance (Economic Doctrines of Islam). London, 1979. Vol. IV. P. 32.
8 Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. М., 2002. С. 312.
9 Барака - благословение. Употребляется, как правило, во множественном числе: баракат. Источником бараки является Аллах, Который может наделять ею Своих пророков. В суфизме допускается наделение баракой «святых», на которых снизошло божественное вдохновение.
10 Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. С. 275-276.
11 Не случайно Тримингэм характеризует казирунийа как религиозно-торговую цеховую организацию и как «суфийское страховое товарищество» (Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. С. 308, 46).
12 Ральф Кауз свидетельствует, что такая практика тариката казирунийа не была единичной в мусульманском мире. Он ссылается, в частности, на аналогичный опыт в Тунисе (Kauz R. A Kāzarūnī Network? // Aspects of the Maritime Silk Road: From the Persian Gulf to the East China Sea: ed. By R.Kauz. Wiesbaden, 2010. P. 68).
13 Kauz R. A Kāzarūnī Network? P. 68.
14 С полным текстом книги Ибн ‘Абидина «Ответ сбитым с толку: Комментарий на “Отборный жемчуг”» на арабском языке можно ознакомиться здесь: URL: www.almeshkat.com/books/open.php?cat=38&book=2466
15 О допустимости договора страхования, заключенного в немусульманской стране, говорилось и в фетве шейх ал-ислама в Османской империи, изданной в 1911 г.
16 Строго говоря, первым регионом в мусульманском мире, куда проникли западные страховщики, стал Алжир, до завоевания французами считавшийся частью Османской империи. Первое представительство французской страховой компании было открыто здесь в 1845 г. Количество страховщиков возросло, после того как в 1848 г. Алжир был провозглашен частью Франции.
17 World Insurance: The Evolution of a Global Risk Network: ed. by Peter Borscheid, Niels Viggo Haueter. Oxford, 2012. P. 353.
18 Фактически закон стал полноценно применяться в отношении иностранных страховщиков только с 1914 г.
19 Samir Mankabady. Insurance and Islamic Law: the Islamic Insurance Company // Arab Law Quarterly. 1989. Vol. 4, № . 3. P. 201.
20 Подробнее о предпринимательской деятельности исма‘илиитских торговых каст в Индии см.: Левин С.Ф. Об эволюции мусульманских торговых каст в связи с развитием капитализма (на примере бохра, меманов и ходжа) // Касты в Индии. М., 1965. С. 233-261.
21 Yaşar Nuri Öztürk. Insurance and Indemnity Contracts from the Islamic Point of View // Ístanbul Üniversitesi Ílahiyat Fakültesi Dergisi. 2001. № 4. P. 3.
22 Общие черты между договором мудараба и договором страхования усматривал впоследствии египетский правовед ‘Абд ал-Ваххаб Халлаф. Он утверждал, что в договоре страхования, как и в договоре мудараба, страхователь вносит свой капитал, а страховая компания - свой труд (Гариб ал-Джамал. Ат-Та’амин фи-ш-шари’а ал-исламийа ва л-канун. Каир, 1975. С. 213).

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2022