| Шохин А. Н. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей,
доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье выделены и обоснованы приоритеты, являющиеся важными для бизнес-сообщества в рамках интеграционных процессов: 1)взаимодействие бизнеса и власти на наднациональном уровне; 2)стимулирование инвестиционной активности и реализации совместных проектов; 3)участие стран евразийского пространства в глобальных интеграционных процессах | Ключевые слова: Евразийская экономическая перспектива, евразийская экономическая интеграция, СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, взаимодействие бизнеса и власти, инвестиционная активность | ББК У9(2)80,3 |
Назову несколько приоритетов, которые очень важны для бизнес-сообщества в рамках интеграционных процессов.
Прежде всего, речь идет о взаимодействии бизнеса и власти на наднациональном уровне. Но, прежде чем выходить на различные интеграционные группировки и руководящие органы этих группировок, бизнес должен достигать согласия и формировать консолидированную позицию. На это направлены и наши двусторонние и многосторонние деловые советы.
В марте месяце мы провели первое заседание Консультативного совета Евразийской экономической комиссии, куда вошли представители бизнес-сообществ всех трех государств, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. По всем 13 основным компетенциям Евразийской комиссии сформированы, если можно так сказать, «тройки» представителей бизнеса от трех стран. Мы рассчитываем, что сформируются механизмы обсуждения ключевых экономических вопросов на уровне Евразийской комиссии, в которых бизнес будет принимать самое непосредственное участие.
Если говорить о базовых принципах взаимодействия бизнеса и власти, то, прежде всего, речь идет об обязательности экспертизы со стороны бизнеса важнейших проектов международных соглашений. Речь идет действительно о формализации, институциализации этих механизмов. В ряде стран сложились эти подходы. Это оценка регулирующего воздействия в Российской Федерации, это технологии экспертизы в Казахстане, основанные на Законе «О предпринимательской деятельности» семилетней давности. Поэтому очень важно использовать и следующий подход — это выбор наилучшей национальной практики, которая могла бы стать основой для такого рода общих технологий участия бизнеса в экспертизе наднациональных документов.
Важно осуществлять мониторинг правоприменительной практики. Этот мониторинг правоприменения предполагает эффективное участие институтов разрешения споров. Прежде всего, это судебная система и развитие третейских судов. Сейчас в Российской Федерации вопросам развития третейского судопроизводства уделяется большое внимание. Думаю, что и для всех наших интеграционных образований это важный приоритет.
Второе направление, которое необходимо отметить. Стимулирование инвестиционной активности и реализации совместных проектов. Здесь также очень важно состыковать критерии отнесения тех или иных проектов к приоритетным. В разных странах эти критерии отличаются. Учитывая, что речь идет не только о крупных межгосударственных проектах, но и о стимулировании взаимодействия малого и среднего бизнеса, важно договориться о критериях отнесении бизнеса к малому и среднему. Эти критерии пока еще отличаются.
Говоря о крупных проектах (межгосударственных, межстрановых), важно обеспечить не только участие таких институтов, как Евразийский банк развития и ряда других, но и совместить экономику и политику. А мы понимаем, что действительно наши интеграционные группировки, ЕврАзЭС и ЕЭП — это новые геополитические игроки. Чтобы им быть таковыми, нужно инфраструктурные проекты реализовывать так, чтобы эта геополитическая роль наших интеграционных образований повышалась.
Последнее направление — участие стран Евразийского пространства в глобальных интеграционных процессах. Сегодня многие говорят о таких структурах, как ВТО, как интеграция от Лиссабона до Владивостока. Мы сейчас видим, что, кроме традиционных интеграционных группировок, с которыми мы выстраиваем отношения (такие как Европейский союз), формируются новые образования, такие как Трансатлантическое партнерство, Транстихоокеанское партнерство.
В силу известных причин Россия и наши интеграционные евразийские образования также оказываются между этими крупнейшими возможными новыми интеграционными группировками, которые могут быть сформированы в ближайшие два-три года. Поэтому очень важно, с одной стороны, не упускать из виду и эти новые процессы. С другой стороны, безусловно, очень важно оценивать риски и последствия участия наших стран в таких структурах, как ВТО: здесь не только плюсы, о которых сегодня говорилось, но и действительно риски.
Например: Россия уже сталкивается с жалобами ведущих членов ВТО (Соединенных Штатов Америки, например), связанными с тем, что наши документы в рамках Единого экономического пространства, учитывающие интересы наших партнеров, несколько отличаются от стандартных требований ВТО. Нам здесь следует: во-первых, гармонизировать все эти процессы, во-вторых, выбирать оптимальную траекторию, в большей степени учитывающую интересы наших интеграционных группировок.
Проблем в процессе интеграции достаточно много. Но если максимально и эффективно организовать взаимодействие бизнеса и власти на этом нашем общем евразийском пространстве, то все у нас получится. |
|